Открытый урок
изобразительного искусства
для 5 класса

Тема: «Ты сам себе мастер декоративно –прикладного искусства. Мозаика.
Урок№1»
Подготовила учитель изобразительного искусства
Маслова Е.Ю.
Симферополь 2016г.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: Урок-творчества
Раздел: декоративно – прикладное искусство
Цель: Познакомить учащихся с историей мозаики и особенностями ее выполнения.
Ощутить себя у истоков возникновения мозаики
Окунуться с головой в мир детства, где цветные кусочки мозаики оживают и превращаются в восхитительные маленькие шедевры.
Задачи:
1. Знакомство с новой техникой. Ознакомление с новыми материалами. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, вызвать интерес к творческой деятельности с использованием непривычных материалов.
2. Приобщение детей к составлению узора или целой композиции самостоятельно, основываясь на демонстративном материале, Совершенствовать навыки создание удачных цветовых сочетаний.
3. Воспитывать интерес к искусству, уважение к творческому наследию.
Формирование навыков:
Изготовление мозаичного полотна
Аккуратность в работе с новым материалом
Воспитать: активное эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, аккуратность.
| Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригиниальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий; - учиться выполнять различные роли в паре и группе. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - отличать верно выполненное задание от неверного; - уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе; - уметь организовать место занятий. |
Материалы и инструменты: Основа для рисунка – бумага(картон), клей пва, яичная скорлупа, салфетка.,карандаш.
Оборудование: иллюстративный материал на доске , на планшете
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день, ребята!
- С каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Ответы учеников
- Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Ответы
У нас сегодня урок творчества, на котором присутствуют гости, давайте поприветствуем их!
Мы сегодня все вместе отлично проведем время .
И поможет нам в этом классическая музыка, увлекающая в мир эстетики, творчества и красоты.
2. Основной этап.
1. Активная беседа.
Обратите внимание на доску – что вы видите? (ответы)
- Совершенно верно это буквы, составив которые в нужном порядке мы получим название той техники, в которой мы будем с вами сегодня работать
К доске вызываются 2-3 ученика, желающих помочь разгадать загадку.
Дается подсказка( если затруднения в составлении слова)
«Смотря на НЕЕ тебе хочется сотворить что-то яркое и необычно е, но тебе не охота оторваться от неё , ты можешь часами разглядывать каждый камушек, но ты не сможешь разгадать тайну того , кто её сотворил» А.М.Бутлеров.
-Молодцы! Все верно.Это мозаика. В переводе с
Итал. mosaico, от лат. musivum — посвященная музам.
Мозаика считается одним из древнейших видов искусства, где содержаться несколько культур. Многие сведения о культурах древних стран были найдены именно в мозаиках. Важное достоинство мозаики — ее долговечность. Краски не выцветают от времени и не боятся солнечного света. При надежном основании мозаика может просуществовать тысячелетия.
Искусство мозаики очень древнее.
Небольшие кусочки стекла в мозаиках были впервые использовалась египтянами во время Нового царства (ок. 1550 до 1069 до н. э.). Очень небольшие кусочки тускло-цветного стекла были использованы для изготовления ювелирных изделий, настенной мозаики и мозаичных камней. Камни были добавлены к стене вместе с кусками породы и инкрустациями, как правило, очень часто это применялось в погребальном искусстве.
В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Связано это было с тем, что техника выполнения была достаточно недорогой. Обработка монолитных камней очень сложная и трудозатратная задача, древесина недолговечна, поэтому отделочным материалом служил мелкий камень, галька, щебень. Мозаика – это был самый доступный и долговечный способ отделки полов и стен, дорожек и фасадов.
В Древнем Риме и Греции, мозаика выполнялась в несколько этапов. Земля утрамбовывалась, выравнивалась. Затем, на нее выкладывалась сухая галька, камень и известь толщиной до 25 см. Далее, выкладывался еще один слой, толщиной до 15 см. Этот слой состоял из битого кирпича и извести. На этом слое рисовался рисунок, и на него выкладывалось цветное стекло, кубики либо галька. Далее, мозаика заливалась жидким раствором, состоящим из цемента и песка. Как только все затвердевало, всю поверхность шлифовали.
Самая сложная из всех мозаик - флорентийская. Названа она так потому, что мастера Флоренции первыми стали использовать естественный, природный рисунок камня для получения готовых картин. К концу XVI века была выработана та особая техника мозаики, которая за свою историю не претерпела почти никаких изменений.
Существует множество легенд о появлении мозаики. Вот одна из них эта легенда из Китая. Считается, что керамическая мозаика берёт своё начало ещё от времён появления посуды из керамики. В Древнем Китае даже существовала легенда о появлении мозаики.
Она гласит о том, что когда-то в одной из мастерских страны творил начинающий гончар. Доставая из печи глазурованную чашу неимоверной красоты, ремесленник поразился её небывалой привлекательностью, загляделся на неё, и выпустил из рук. Чаша разбилась, и тысячи осколков разлетелись вокруг. По законам Древнего Китая ученику полагалось строгое наказание за уничтоженную работу. Поэтому он решил собрать все осколки и уйти в лес. При этом захватил с собой немного глазури. В лесу на ученика снизошло озарение. Он придумал, как можно избежать наказания. Выпилил из дерева основание для мозаичного полотна и выложил вскоре на нём свой шедевр из битой посуды. Вернувшись в мастерскую, он встретил разозлённого пропажей чаши мастера. Однако тот и думать не посмел о наказании ученика, когда увидел прекрасное мозаичное полотно, выполненное им. Легенда гласит, что именно так и была создана первая керамическая мозаика, которая позже нашла распространение в Древнем Китае и во всём мире.
В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть значительно позднее, чем в других европейских странах, только в 10 веке, и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва».
В 20 веке техника мозаики уже используется довольно часто. Станции Московского метрополитена: «Новокузнецкая», «Чеховская», «Нагатинская», «Белорусская» украшены мозаиками выполненными в римской и флорентийской технике
В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга находится 62 мозаики общей площадью более 600 кв. метров.
*Физминутка. Разминка для рук.
Мы немного отдохнём,
Встанем глубоко вздохнём.
Упражнения.
А теперь мы с вами представим себя на месте самого себя , только в детстве. Вспомните как вы, наверняка, собирали сидя на полу цветную мозаику…
Давайте попытаемся воссоздать технику мозаики имитируя ее яичной скорлупой.
Этапы работы на этом уроке:
Нанести на бумагу или картон легкий карандашный рисунок (мотив на усмотрение обучающегося.) композиция должна быть ясной, понятной(локоничной), без мелких деталей
Разложить цветом(фломастерами или акварелью) какие сочетания (холодная или теплая гаммы) будут преобладать в мозаике.
Этапы работы на следующем уроке:
Верхнюю часть рисунка покрыть клеем так, чтобы бумага не просвечивалась. Если необходимо, излишки убрать салфеткой, не нарушая границы рисунка
Закрепить фрагменты скорлупы на клей, стараясь не оставлять промежутки между кусочками мозаики
Если скорлупа не окрашена предварительно (например: пищевыми красителями) , покрыть ее акварельными или гуашевыми красками, согласно эскизу).
Надеюсь вы для себя узнали что-то новое и вам будет, чем поделиться с родными о сегодняшнем опыте на уроке.
Но а мы с вами продолжим творить на следующей неделе. Т.к. техника трудоемкая
Мы с вами будем работать не привычным для вас материалом. По желанию, можно попробовать дома на другом рисунке.
На следующий урок необходимо принести:
Яичную скорлупу, клей, акварель/гуашь, кисти, салфетки и ваш эскиз.
Итог урока. Демонстрация работ. Обсуждение , обмен мнениями о выбранных сюжетах и цветовой палитре композиции.








