План-конспект открытого урока по окружающему миру
"У Чёрного моря"
4-й класс
Цели урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа и Крыма; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей; развивать мышление учащихся; воспитывать любовь к природе своей страны.
Формируемые УУД:
познавательные – осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;
коммуникативные – участвовать в групповой работе, в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные – поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Оборудование:
Карта природных зон России;
Карточки с планом рассказа и растительном и животном мире;
Фотографии Черноморского побережья Кавказа и Крыма;
Презентация учителя;
Телефоны с выходом в Интернет.
Интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент (1-2 мин)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Проверка домашнего задания (5 мин)
С какой природной зоной мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Пустыня)
ТЕСТ
Тема «Пустыни»
1. Пустыни занимают:
а) огромную территорию в центральной части России;
б) небольшую территорию по берегам северных морей;
в) небольшую территорию на юго-западе страны.
2. В пустыне:
а) жаркое продолжительное лето;
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
в) ярко выделяются все четыре времени года.
3. В пустыне:
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;
б) выпадает малое количество осадков;
в) чаще всего осадков не бывает.
4. Растения пустыни:
а) высокие широколистные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
5. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан;
б) колосняк, солянка, джузгун;
в) морошка, брусника, черника.
6. Экологическими проблемами пустыни являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство;
а) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжёлой техникой, браконьерство.
Проверяем тест с помощью QR –кода.
III. Самоопределение к деятельности (5 мин)
- Ребята, давайте вспомним природные зоны, которые мы с вами изучили. (Слайд 1)
Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики
- О какой природной зоне мы с вами еще не говорили? (зона субтропиков)
- А теперь закройте глаза и послушайте (аудиозапись «шум моря»)
- Что вы услышали? Что представили?
- Давайте подумаем о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке , опираясь на полученную информацию. (Субтропическая зона. Море…)
- Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по карте природных зон России и исследуем природу и климат полоски суши, расположенной в субтропической зоне.
- Дайте название этой природной зоне, используя в качестве опоры слова, записанные на доске:
КАВКАЗ
ПОБЕРЕЖЬЕ
ЧЁРНОЕ МОРЕ
(Черноморское побережье Кавказа)
Так какая же тема нашего урока?
У Чёрного моря. Черноморское побережье Кавказа (Слайд 2 и на доске)
- Какая цель урока может быть поставлена?
1. Изучить расположение субтропической зоны России.
2. Дать характеристику растительному и животному миру этой зоны.
3. Определить виды людской деятельности и выявить экологические проблемы.
IV. Открытие новых знаний (7 мин)
1. Работа с картой
- Давайте обратимся к нашей помощнице карте. Что она нам расскажет о зоне субтропиков? Посмотрите на карту (карта на экране) Слайд 3,
посмотрите в условных обозначениях, каким цветом выделена на карте природных зон России зона субтропиков.
- Для начала давайте попробуем дать определение зоне субтропиков. Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора. Приставка суб- в переводе с латинского языка значит «под». Так что же такое субтропики? (Это зона под тропиками)
- Точнее сказать, это зона вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь – на Черноморском побережье, - лишь маленький её кусочек.
- Давайте найдем на карте эту зону и попробуем её описать (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, с другой – Чёрное море)
- Ближе к северу или к югу расположена эта зона? (ближе к югу)
- Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье? (Много тепла, влаги и осадков благодаря морю)
- Давайте рассмотрим такой пример. Вы отдыхаете на пляже. Как вы думаете, когда вода в море теплее, днём или вечером? (Вечером, потому что днем вода нагревается, а вечером отдает свое тепло суше)
- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Вода в море долго нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем, зимой, море отдаёт побережью тёплый воздух. Кавказские и Крымские горы находятся близко, у самого побережья, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра.
Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Солнце здесь стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли. Температура воздуха остаётся выше 0 градусов, и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах еще цветут цветы.
- Почему, в отличие от пустынь, в этой зоне растёт огромное количество растений? (Тепло и много влаги. Влажные ветры с моря приносят много дождей)
Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут.
Физкультминутка (1 мин)
Море волнуется
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)
2. Работа в группах (ботаники, зоологи, географы-экологи) (7 мин)
- Мы с вами продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи. Каждой группе выдаю карточку-план рассказа.
- Ботаники готовят рассказ о растительном мире субтропиков (с.127, 130), зоологи расскажут нам о животном мире (с. 128, 130), экологи об экологических проблемах и растениях и животных этой природной зоны. (132-133).
VI. Включение нового знания в систему знаний
Выполнение заданий на платформе Учи. ру
- Заполним карточки «Правила поведения у моря»
VII. Подведение итогов
Какова была цель нашего урока? Достигли мы её?
Какие знания мы открыли?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
IX. Рефлексия
Что на уроке вам понравилось?
Что у вас хорошо получалось?
Над чем еще нужно поработать?
Приклеивают на доску солнышко, тучку
X. Выставление оценок, домашнее задание
1. С.132-140 прочитать
2. Карточки на платформе Учи.ру
3. Нарисовать рисунок по теме урока ( по желанию)