СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У Чёрного моря (конспект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«У Чёрного моря (конспект)»

План-конспект открытого урока по окружающему миру

"У Чёрного моря"

4-й класс

Цели урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа и Крыма; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей; развивать мышление учащихся; воспитывать любовь к природе своей страны.

Формируемые УУД:

  • познавательные – осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;

  • коммуникативные – участвовать в групповой работе, в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

  • личностные – поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:

  • Карта природных зон России;

  • Карточки с планом рассказа и растительном и животном мире;

  • Фотографии Черноморского побережья Кавказа и Крыма;

  • Презентация учителя;

  • Телефоны с выходом в Интернет.

  • Интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин)

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

С какой природной зоной мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Пустыня)







ТЕСТ

Тема «Пустыни»


1. Пустыни занимают:

а) огромную территорию в центральной части России;

б) небольшую территорию по берегам северных морей;

в) небольшую территорию на юго-западе страны.


2. В пустыне:

а) жаркое продолжительное лето;

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

в) ярко выделяются все четыре времени года.


3. В пустыне:

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;

б) выпадает малое количество осадков;

в) чаще всего осадков не бывает.


4. Растения пустыни:

а) высокие широколистные;

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.


5. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан;

б) колосняк, солянка, джузгун;

в) морошка, брусника, черника.


6. Экологическими проблемами пустыни являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;

б) неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство;

а) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжёлой техникой, браконьерство.



Проверяем тест с помощью QR –кода.

III. Самоопределение к деятельности (5 мин)

- Ребята, давайте вспомним природные зоны, которые мы с вами изучили. (Слайд 1)

Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики

- О какой природной зоне мы с вами еще не говорили? (зона субтропиков)

- А теперь закройте глаза и послушайте (аудиозапись «шум моря»)

- Что вы услышали? Что представили?

- Давайте подумаем о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке , опираясь на полученную информацию. (Субтропическая зона. Море…)

- Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по карте природных зон России и исследуем природу и климат полоски суши, расположенной в субтропической зоне.

- Дайте название этой природной зоне, используя в качестве опоры слова, записанные на доске:

  • КАВКАЗ

  • ПОБЕРЕЖЬЕ

  • ЧЁРНОЕ МОРЕ

(Черноморское побережье Кавказа)

Так какая же тема нашего урока?

У Чёрного моря. Черноморское побережье Кавказа (Слайд 2 и на доске)

- Какая цель урока может быть поставлена?

1. Изучить расположение субтропической зоны России.

2. Дать характеристику растительному и животному миру этой зоны.

3. Определить виды людской деятельности и выявить экологические проблемы.

IV. Открытие новых знаний (7 мин)

1. Работа с картой

- Давайте обратимся к нашей помощнице карте. Что она нам расскажет о зоне субтропиков? Посмотрите на карту (карта на экране) Слайд 3,

посмотрите в условных обозначениях, каким цветом выделена на карте природных зон России зона субтропиков.

- Для начала давайте попробуем дать определение зоне субтропиков. Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора. Приставка суб- в переводе с латинского языка значит «под». Так что же такое субтропики? (Это зона под тропиками)

- Точнее сказать, это зона вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь – на Черноморском побережье, - лишь маленький её кусочек.

- Давайте найдем на карте эту зону и попробуем её описать (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, с другой – Чёрное море)

- Ближе к северу или к югу расположена эта зона? (ближе к югу)

- Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье? (Много тепла, влаги и осадков благодаря морю)

- Давайте рассмотрим такой пример. Вы отдыхаете на пляже. Как вы думаете, когда вода в море теплее, днём или вечером? (Вечером, потому что днем вода нагревается, а вечером отдает свое тепло суше)

- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Вода в море долго нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем, зимой, море отдаёт побережью тёплый воздух. Кавказские и Крымские горы находятся близко, у самого побережья, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра.

Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Солнце здесь стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли. Температура воздуха остаётся выше 0 градусов, и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах еще цветут цветы.

- Почему, в отличие от пустынь, в этой зоне растёт огромное количество растений? (Тепло и много влаги. Влажные ветры с моря приносят много дождей)

Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут.

Физкультминутка (1 мин)

Море волнуется

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

2. Работа в группах (ботаники, зоологи, географы-экологи) (7 мин)

- Мы с вами продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи. Каждой группе выдаю карточку-план рассказа.

- Ботаники готовят рассказ о растительном мире субтропиков (с.127, 130), зоологи расскажут нам о животном мире (с. 128, 130), экологи об экологических проблемах и растениях и животных этой природной зоны. (132-133).

VI. Включение нового знания в систему знаний

Выполнение заданий на платформе Учи. ру

- Заполним карточки «Правила поведения у моря»

VII. Подведение итогов

  • Какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

  • Какие знания мы открыли?

  • На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

IX. Рефлексия

  • Что на уроке вам понравилось?

  • Что у вас хорошо получалось?

  • Над чем еще нужно поработать?

Приклеивают на доску солнышко, тучку

X. Выставление оценок, домашнее задание

1. С.132-140 прочитать

2. Карточки на платформе Учи.ру

3. Нарисовать рисунок по теме урока ( по желанию)