Что за чудо эти сказки!

Урок литературного чтения
во 2 классе
По сказкам А.С. Пушкина
Автор:
учитель начальных классов,
Сардарян К. Р.
Георгиевск 2017г
«Что за чудо эти сказки!»
Урок литературного чтения
по сказкам А. С. Пушкина.
Цель:
Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А.С. Пушкина; формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей, обобщить знания учащихся о сказках А.С. Пушкина.
Развивающие: развивать память, внимание, артистические способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, русской поэзии, музыке.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах;
5. Обращаться к различным словарям, находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа.
Оборудование: презентация, детские рисунки по сказкам, выставка книг А. С. Пушкина, запись музыки с произведениями русских классиков, реквизиты для сценок, тексты из сказок Пушкина, раскраски по сказкам, толковый словарь, конверты с карточками для работы по группам, аудиозапись вступления «У Лукоморья дуб зеленый».
Ход урока.
Инициация.
1.Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на нашем уроке.
Сегодня день совсем не прост,
О Пушкине здесь речь пойдет
О том поэте, чьи стихи
Мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт,
О нем мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас
Мы в сказку приглашаем вас.
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где ещё, как не здесь, можно видеть бочку, плывущую по волнам океана, золотую рыбку, исполняющую желания, Емелю на печке?
СЦЕНКА №1.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»
Входит в класс поэт, А.С.Пушкин, садится за стол и начинает сочинять.
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
"Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
-Вы узнали участника этой сцены?
Закрепление.
1.Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня наш урок будет необычный. Тема урока "Что за чудо эти сказки!" Мы с вами заглянем на страницы сказок А.С. Пушкина и встретимся с их героями.
-Скажите, какие цели мы с вами будем перед собой ставить?
2. Сообщение детей.
-Ваши товарищи подготовили небольшое сообщение об А.С. Пушкине.
Презентация
Ученик 1:
А. С. Пушкин родился более 200 лет назад в Москве, в дворянской семье. Маленький Саша рано научился читать. Любимая няня Арина Родионовна первая познакомила его с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позже использовал их сюжеты для написания собственных сказок.
Ученик 2.
Прошли годы, А.С. Пушкин стал поэтом. Он написал много сказок и стихов. Их читают во всём мире. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.
Ученик 3.
А ещё Пушкин приезжал к нам на Северный Кавказ. И даже бывал в нашем городе Георгиевске. Именно здесь он начал писать "Путешествие в Арзрум", в котором он упоминает город. В честь него названа одна из центральных улиц города – улица Пушкина.
3. Микроитог.
- Вы внимательно слушали наших докладчиков?
Скажите, в какой семье родился А.С. Пушкин? Что значит дворянская семья? Как звали няню маленького Саши? В каком произведении поэт упоминал наш город Георгиевск? Молодцы! Всё правильно!
4. Деление на группы.
-Ребята сейчас вы поделитесь на группы. А для этого я Вам загадаю загадки. У каждого из Вас есть карточки-иллюстрации с отгадками. Все учащиеся, у которых ответы совпадают объединяются в одну группу.
На каждом столе карточки с иллюстрацией сказок
1группа
Я жила в своем море безбрежном
Замечательно и безмятежно,
Но случилась беда со мною,
Я попала в невод с травою!
Старика как только увидала,
Человечьим голосом сказала.
Кто я, дети?...
(Рыбка золотая)
2 группа
Ну, а я с высокой спицы
Стерегу царя границы.
Чуть опасность где видна,
Тут же я очнусь от сна,
Шевельнуся, встрепенуся,
К той сторонке обернуся
И кричу: «Кири-ку-ку!
Кто я, дети? ...
(Петушок)
3 группа
В море остров есть далёкий,
Там под ёлкою высокой
Звонко песенку пою,
Золотой орех грызу,
Изумрудец вынимаю
И в мешочек опускаю.
Догадались, кто я? …
(Белка)
4 группа
Дурачина, такой простофиля!
Не сумел он взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял он с неё корыто,
Наше – не корыто, разруха!
Догадались, кто я? ...
(Старуха)
Каждая группа учащихся садится на отведенное место.
-А сейчас мы с вами приоткроем дверь в прекрасный мир сказок А.С. Пушкина.
5.Работа в группах.
СЦЕНКА №2.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»
Отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Три девицы-девочки в русских костюмах сидят и ведут беседу
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
— «Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— «Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя.
Родила б богатыря
-Кто вспомнил эту сказку?
Игра «Мозговой штурм № 1»
-Распечатайте конверт «Узнать героя по портрету».
-Вы должны прочитать отрывок из сказки и узнать героя по портрету.
Вопросы для 1 группы
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Вопросы для 2 группы
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вопросы для 3 группы
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама - то величава,
Выступает, будто пава. (Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)
Вопросы для4 группы
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива(Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
III.Физкультминутка.
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.
IV.Закрепление.
-Мы открываем следующую страничку.
СЦЕНА №3.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»
Отрывок из сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Царица выходит, красуется перед зеркалом.
Автор:
Правду молвить молодица уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.
Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано было зеркальце одно.
Царица:
"Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
-Вы узнали героиню этой сказки? Отрывок из какой сказки вы увидели?
6. Работа в группах.
Игра «Мозговой штурм № 2»
"Продолжите текст".
-Ребята, перед вами лежат тексты из сказок. Я начну читать, а вы должны продолжить.
1)- Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…
2) Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим...
3) Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка…
4) "Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
-Вот и следующая страничка сказок Пушкина.
СЦЕНКА №4.
Звучит «Колыбель природы» («Шум прибоя»)
Отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Старуха сидит у разбитого корыта. С моря возвращается старик
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, непростую;
По нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море."
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
Я думаю, что вы догадались, какую сказку нам показали ребята?
Игра «Мозговой штурм №3»
Распечатайте конверт «Соберите картинку».
-Перед Вами лежат кубики и отрывок из сказки Пушкина. Вы должны собрать нужную картинку. Кто быстрее справиться с заданием, подымает руку .
1) Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
2)Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла.
3)Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
4)Он рыбачил тридцать лет и три года.
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
- Прочитайте отрывок и назовите сказку.
6.Микроитог.
7. Аудиозапись «У Лукоморья дуб зелёный».
Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
«У Лукоморья дуб зелёный».
Читает Алиса Фрейндлих.
Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме «Руслан и Людмила» догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
8.Работа в группах.
Игра «Мозговой штурм № 4»
-Возьмите конверт «У Лукоморья дуб зелёный».
Вопросы для 1группы
Прочитайте стихотворение. Назовите положительных героев из стихотворения "У лукоморья дуб зелёный".
Вопросы для 2 группы
Прочитайте стихотворение. Назовите отрицательных героев из стихотворения "У лукоморья дуб зелёный".
Вопросы для 3 группы
- Прочитайте стихотворение и подберите синонимы к словам:
Тужит - … (горюет),
бредёт - …(гуляет),
служит - …(работает),
невиданный - …(неслыханный, необыкновенный),
пленяет -... (очаровывает).
Вопросы для 4 группы
-Прочитайте стихотворение. Поработайте со словарём. Дайте лексическое значение словам:
Лукоморье-...( морской дугообразный берег),
Витязь - ...( русский воин),
Чреда -...(очередь)
V.Итог урока.
-Вот мы совершили с вами небольшое путешествие по сказкам.
С какими сказками мы встретились на уроке чтения? Кто написал эти произведения?
-Вспомните начало урока. Что сказал Пушкин о сказке? Как вы понимаете эту мудрость поэта? Так чему учат сказки Пушкина? Можно ли назвать Пушкина – сказочником?
VII. Домашнее задание.
- На дом я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.
VI.Рефлексия.
-Понравился Вам урок?
-А я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны, активны и старательны.
-Закройте глаза и вспомните моменты нашего урока.
На доске карта Настроения. Поставьте значок на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Чудеса.
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
VII. Домашнее задание.
- На дом я приготовила для вас кроссворды по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.
РЕЗЕРВ: Раскрасить иллюстрации из сказок А.С. Пушкина.
11