СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что за чудо эти сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А.С. Пушкина; формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей, обобщить знания учащихся о сказках А.С. Пушкина.

Развивающие: развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, русской поэзии, музыке.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, детские рисунки по сказкам, выставка книг А. С. Пушкина, запись музыки с произведениями русских классиков, компьютер, презентация «Биография А.С. Пушкина», реквизиты для сценок, тексты из сказок Пушкина, раскраски по сказкам, аудиозапись вступления «У Лукоморья дуб зеленый». 

Просмотр содержимого документа
«"Что за чудо эти сказки"»







Что за чудо эти сказки!




Урок литературного чтения

во 2 классе

По сказкам А.С. Пушкина


Автор:

учитель начальных классов,

Сардарян К. Р.





Георгиевск 2017г



«Что за чудо эти сказки!»

Урок литературного чтения

по сказкам А. С. Пушкина.


Цель:

Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А.С. Пушкина; формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей, обобщить знания учащихся о сказках А.С. Пушкина.

Развивающие: развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, русской поэзии, музыке.

Планируемые результаты:


Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.


Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;


Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах;

5. Обращаться к различным словарям, находить в них нужные сведения;

6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;


Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.


Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа.


Оборудование: презентация, детские рисунки по сказкам, выставка книг А. С. Пушкина, запись музыки с произведениями русских классиков, реквизиты для сценок, тексты из сказок Пушкина, раскраски по сказкам, толковый словарь, конверты с карточками для работы по группам, аудиозапись вступления «У Лукоморья дуб зеленый».




Ход урока.

  1. Инициация.

1.Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на нашем уроке.

Сегодня день совсем не прост,

О Пушкине здесь речь пойдет

О том поэте, чьи стихи

Мы прославляем в эти дни.

Он гениальный был поэт,

О нем мы помним много лет.

И вот поэтому сейчас

Мы в сказку приглашаем вас.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где ещё, как не здесь, можно видеть бочку, плывущую по волнам океана, золотую рыбку, исполняющую желания, Емелю на печке?

СЦЕНКА №1.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Входит в класс поэт, А.С.Пушкин, садится за стол и начинает сочинять.


У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

"Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

-Вы узнали участника этой сцены?

  1. Закрепление.

1.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня наш урок будет необычный. Тема урока "Что за чудо эти сказки!" Мы с вами заглянем на страницы сказок А.С. Пушкина и встретимся с их героями.

-Скажите, какие цели мы с вами будем перед собой ставить?

2. Сообщение детей.

-Ваши товарищи подготовили небольшое сообщение об А.С. Пушкине.

Презентация

Ученик 1:

А. С. Пушкин родился более 200 лет назад в Москве, в дворянской семье. Маленький Саша рано научился читать. Любимая няня Арина Родионовна первая познакомила его с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позже использовал их сюжеты для написания собственных сказок.

Ученик 2.

Прошли годы, А.С. Пушкин стал поэтом. Он написал много сказок и стихов. Их читают во всём мире. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

Ученик 3.

А ещё Пушкин приезжал к нам на Северный Кавказ. И даже бывал в нашем городе Георгиевске. Именно здесь он начал писать "Путешествие в Арзрум", в котором он упоминает город. В честь него названа одна из центральных улиц города – улица Пушкина.

3. Микроитог.

- Вы внимательно слушали наших докладчиков?

Скажите, в какой семье родился А.С. Пушкин? Что значит дворянская семья? Как звали няню маленького Саши? В каком произведении поэт упоминал наш город Георгиевск? Молодцы! Всё правильно!

4. Деление на группы.

-Ребята сейчас вы поделитесь на группы. А для этого я Вам загадаю загадки. У каждого из Вас есть карточки-иллюстрации с отгадками. Все учащиеся, у которых ответы совпадают объединяются в одну группу.

На каждом столе карточки с иллюстрацией сказок

1группа

Я жила в своем море безбрежном

Замечательно и безмятежно,

Но случилась беда со мною,

Я попала в невод с травою!

Старика как только увидала,

Человечьим голосом сказала.

Кто я, дети?...

(Рыбка золотая)   

2 группа

Ну, а я с высокой спицы

Стерегу царя границы.

Чуть опасность где видна,

Тут же я очнусь от сна,

Шевельнуся, встрепенуся,

К той сторонке обернуся

И кричу: «Кири-ку-ку!

Кто я, дети? ...

 (Петушок) 

3 группа

В море остров есть далёкий,

Там под ёлкою высокой

Звонко песенку пою,

Золотой орех грызу,

Изумрудец вынимаю

И в мешочек опускаю.

Догадались, кто я? …

(Белка) 

4 группа
Дурачина, такой простофиля!

Не сумел он взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял он с неё корыто,
Наше – не корыто, разруха!

Догадались, кто я? ...

(Старуха) 

Каждая группа учащихся садится на отведенное место.

-А сейчас мы с вами приоткроем дверь в прекрасный мир сказок А.С. Пушкина.

5.Работа в группах.

СЦЕНКА №2.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»


Три девицы-девочки в русских костюмах сидят и ведут беседу

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя.

Родила б богатыря

-Кто вспомнил эту сказку?


Игра «Мозговой штурм № 1»


-Распечатайте конверт «Узнать героя по портрету».

-Вы должны прочитать отрывок из сказки и узнать героя по портрету.


Вопросы для 1 группы

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)



Вопросы для 2 группы

Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)


Вопросы для 3 группы


Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.
А сама - то величава,
Выступает, будто пава. (Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)


Вопросы для4 группы

Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива(Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)


III.Физкультминутка.

 Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.


IV.Закрепление.

-Мы открываем следующую страничку.


СЦЕНА №3.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Отрывок из сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


Царица выходит, красуется перед зеркалом.

Автор:

Правду молвить молодица уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.

Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано было зеркальце одно.

Царица:

"Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

И ей зеркальце в ответ:

"Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее".

-Вы узнали героиню этой сказки? Отрывок из какой сказки вы увидели?

6. Работа в группах.

Игра «Мозговой штурм № 2»

"Продолжите текст".

-Ребята, перед вами лежат тексты из сказок. Я начну читать, а вы должны продолжить.

1)- Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом…

2) Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим...

3) Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка…

4) "Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…


-Вот и следующая страничка сказок Пушкина.


СЦЕНКА №4.

Звучит «Колыбель природы» («Шум прибоя»)

Отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»


Старуха сидит у разбитого корыта. С моря возвращается старик

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

"Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, непростую;

По нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море."

Старика старуха забранила:

"Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось".

Я думаю, что вы догадались, какую сказку нам показали ребята?

Игра «Мозговой штурм №3»

Распечатайте конверт «Соберите картинку».


-Перед Вами лежат кубики и отрывок из сказки Пушкина. Вы должны собрать нужную картинку. Кто быстрее справиться с заданием, подымает руку .


1) Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.


2)Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла.


3)Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю, — на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:


4)Он рыбачил тридцать лет и три года.

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

- Прочитайте отрывок и назовите сказку.

6.Микроитог.

7. Аудиозапись «У Лукоморья дуб зелёный».

Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

«У Лукоморья дуб зелёный».

Читает Алиса Фрейндлих.

Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме «Руслан и Людмила» догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?


8.Работа в группах.

Игра «Мозговой штурм № 4»

-Возьмите конверт «У Лукоморья дуб зелёный».

Вопросы для 1группы

Прочитайте стихотворение. Назовите положительных героев из стихотворения "У лукоморья дуб зелёный".

Вопросы для 2 группы

Прочитайте стихотворение. Назовите отрицательных героев из стихотворения "У лукоморья дуб зелёный".

Вопросы для 3 группы

- Прочитайте стихотворение и подберите синонимы к словам:

Тужит - … (горюет),

бредёт - …(гуляет),

служит - …(работает),

невиданный - …(неслыханный, необыкновенный),

пленяет -... (очаровывает).

Вопросы для 4 группы

-Прочитайте стихотворение. Поработайте со словарём. Дайте лексическое значение словам:

Лукоморье-...( морской дугообразный берег),

Витязь - ...( русский воин),

Чреда -...(очередь)


V.Итог урока.

-Вот мы совершили с вами небольшое путешествие по сказкам.

С какими сказками мы встретились на уроке чтения? Кто написал эти произведения?

-Вспомните начало урока. Что сказал Пушкин о сказке? Как вы понимаете эту мудрость поэта? Так чему учат сказки Пушкина? Можно ли назвать Пушкина – сказочником?

VII. Домашнее задание.

- На дом я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.

VI.Рефлексия.

-Понравился Вам урок?

-А я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны, активны и старательны.

-Закройте глаза и вспомните моменты нашего урока.

На доске карта Настроения. Поставьте значок на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Чудеса.

Вот и все. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

VII. Домашнее задание.

- На дом я приготовила для вас кроссворды по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.



РЕЗЕРВ: Раскрасить иллюстрации из сказок А.С. Пушкина.



11