Программа
учебной коммуникативной практики.
География. Математика
Учителя: О. Д. Кадырова, учитель математики
Н.Н. Штырляева, учитель географии
Цели практики
Формирование внимательного и бережного отношения к окружающей среде.
Закрепление и углубление знаний, полученных учащимися при изучении курса географии и математики 5 класса.
Выработка комплексного подхода к оценке природных явлений, т.е. формирование умения фиксировать и анализировать сложную систему взаимосвязи природных компонентов.
Формирование интереса к естественным наукам.
Формирование навыков правильного поведения на природе.
Развитие экологического мышления.
Основные задачи учебной практики
Закрепить понятия о теле, веществе, живой и неживой природе, фенологических наблюдениях.
Установить особенности осеннего этапа развития живой природы.
Развивать умение наблюдать и сопоставлять увиденное.
Формировать творческий подход к выполнению работ.
Определять размеры объекта с помощью подручных инструментов.
Повторить приемы нахождения площади участка в виде прямоугольника или квадрата, формулы длины окружности и приемы решения текстовых задач по теме «Умножение натуральных чисел»
Расширить и углубить знания о природе родного края, его экологических проблемах, путях их решения.
Научиться составлять отчёт о практике, применяя графические приложения и презентацию.
Закрепить умения составлять план местности с использованием подходящего масштаба, обобщать результаты учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование
Тетради для записей, карандаши, фотоаппараты, папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов, планшетки, рулетки.
Методы исследований
Во время учебной практики используются:
визуальное наблюдение,
сравнительно-географический метод,
геофизический метод,
метод моделирования,
метод математических вычислений ,
картографический метод ,
метод географического прогнозирования,
съемка местности.
Подготовка учащихся к учебной практике.
Провести инструктаж по технике безопасности.
Сообщить цели и задачи практики.
Разбить класс на группы.
В каждой группе выбрать бригадира, художника-оформителя, биологов, журналистов и экологов.
Каждая группа получает лист с кейс-заданиями.
Ученики должны записать основную информацию, сфотографировать или зарисовывать явления в природе, растения, птиц, насекомых, собрать плоды и листья для гербария.
Распределение обязанностей
БРИГАДИР – лицо ответственное за работу всей бригады, порядок и дисциплину в группе при проведении экскурсии и работы в целом.
ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ – отвечает за оформление и эстетическую подачу материала, под его руководством группа создает проект.
БИОЛОГ – отвечает за правильность написания названий растений и животных, подбирает и готовит необходимую информацию об изучаемых объектах живой природы, отвечает за подготовку и оформление гербария с растениями.
ЖУРНАЛИСТ – отвечает за подбор разного рода информации (тексты, фотографии, картинки, музыкальное сопровождение и т.д.), составляет или пишет тексты, готовит картинки или фотографии изучаемых объектов, отвечает за подачу материала.
ЭКОЛОГ – следит за бережным отношением к окружающей природе
Лист подсказок:
ФЕНОЛОГИЯ – наука о сезонном развитии живой природы в связи со сменой времен года и изменениями погоды.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ – части года, границы между которыми устанавливаются по наступлению особенно характерных сезонных явлений.
Задания для каждой группы:
1. Изучить задания практики, выбрать участок местности.
2. Собрать максимум информации о растениях и животных, которые встретятся во время практики (названия научные и народные, характеристики, применение их человеком, фотографии, картинки и рисунки каждого объекта).
3. Собрать материалы для осеннего гербария, оформить гербарий в виде альбома.
4. Продуктом практики может быть альбом «Дневник наблюдений», с выполненными заданиями на каждой странице или можно подготовить презентацию.
Кейс-задания по географии и математике
Задания для фенологических наблюдений
Наблюдайте за положением солнца относительно выбранного вами дерева. Как изменилось его положение по сравнению с летним периодом?
Определите облачность. Зафиксируйте температуру воздуха утром и днем.
Опишите погоду в день практики.
Определите силу ветра (сильный, слабый, порывистый, холодный, теплый)
Опишите, какие изменения происходят в природе в это время года.
Сфотографируйте или зарисуйте осенний пейзаж.
Задания для наблюдения за формами поверхности
Выберите любой участок местности и сделайте схематический рисунок. (смотри образец)
На чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё с помощью линейки нанесите окружающие вас объекты. (смотри образец)
Задания для простейших измерений на местности
Измерение длины шага при обычной ходьбе:
а) Отметить начало и конец дистанции______метров (лучше брать 10 метров)
б) Проходя дистанцию, сделано ________шагов.
в) Определить длину шага, разделив расстояние на число шагов
г) Длина шага равна______________метров
2. Измерение расстояния шагами:
а) Число шагов при прохождении расстояния от_____до______оказалось
равным__________.
б) Расстояние между объектами рассчитывается по формуле:
Расстояние между объектами = длина шага
число шагов
Задания для наблюдения за растениями
На выбранном вами участке леса посчитайте, сколько ярусов образуют растения леса. Какие это ярусы?
Определите, какой это лес: хвойный, лиственный или смешанный? Сосновый или еловый? Березовая роща или дубрава?
Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцвечиванию. Листья и плоды одного вида помещайте в одну коробку или пакет. Сделайте гербарий, на листе бумаги нарисуйте дерево (или приложите его фотографию), подпишите название, а рядом прикрепите лист и плод или только лист.
Определить диаметр ствола любого дерева, используя формулу
где С – длина обхвата дерева, d – диаметр ствола дерева, подсчитать площадь опавших листьев вокруг данного дерева, предварительно очертив участок в виде прямоугольника или квадрата.
Решите задачу. Растения участвуют в процессе образования почвы. Для образования в природе слоя почвы толщиной в 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см.
Задания для наблюдений за животными
Внимательно осмотрите ветки и листья деревьев и кустарников. Каких насекомых вам удалось заметить (определите их названия). Активно ли они движутся?
Наблюдайте за лётом осенней паутины. Есть ли на ней паучки?
Запишите каких птиц вы встретили? Как ведут себя птицы осенью?
Сфотографируйте увиденных вами животных или сделайте рисунок.
Решите задачу. Сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?
Задания по охране природы
Какой мусор был найден вашей группой на данной территории?
Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?
Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?
Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?
Решите задачу. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
План отчета по каждому заданию
1. Введение (кратко излагаются цели и задачи практики, условия работы, ее объем, состав группы, распределение обязанностей)
2. Результаты, полученные по каждому заданию группы.
3. Заключение (отмечают важнейшие особенности своей работы, делают выводы).
Завершается учебная практика отчётом групп (желательна презентация о ходе выполнения работы и её результатах). Представить гербарий.