Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»
РАСМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол «__ »_____________№_______ | СОГЛАСОВАННО: Заместитель директора _________ Потапенкова А.Н «__ »_______________2021г. | УТВЕРЖДЕННО: Директор МОУ «Школа № 116 г. Донецка» __________ И.Е. Сташевская «__ »_____________2021г. |
Учебная программа
курса по выбору
«Психология для старшеклассников»
для обучающихся 11 классов
(35 часов, 1 час в неделю)
а 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Педагог –психолог
Бейдик А.В.
Донецк 2021 г
Пояснительная записка
Программадля обучающихся10 – 11 классов общеобразовательных организаций «Психология для старшеклассников» построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.
Цель курса: формирование гармонично-развитой, толерантной личности способной к раскрытию и развитию своих способностей.
Программа курса способствует: формированию ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к окружающим; формированию способности обучающихся к рефлексии, анализу слабых и сильных характеристик; развитию психологической культуры подростков.
Формирование жизненно важных качеств на уроках курса предполагает развитие социальной компетентности подрастающего поколения и повышения психологической культуры.
Программа для обучающихся 10 – 11 классов, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Содержание программы соответствует возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся 16 - 17 лет, составлена с учетом возрастных интересов.
Программа включает разделы: введение в психологию, познавательные процессы, личность, саморегуляция, профилактика аддиктивного поведения, профессиональное самоопределение, конфликты в жизни человека.
Темы, которые предлагаются в программе, могут преподаваться с большей или меньшей глубиной, в зависимости от темпа усвоения материала обучающимися, а также личностных и профессиональных предпочтений преподавателя. Разделы и темы программы логически связаны в целостную систему знаний, навыков и умений. Теоретический материал и практические занятия подобраны в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников.
Программа имеет социальную значимость и представляет практический интерес.
Определена стратегия реализации программы, сделан прогноз в отношении ожидаемых результатов.
Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов |
| Общая психология | 8 |
| Теория личности | 9 |
| «Саморегуляция» | 6 |
| «Профессиональное самоопределение» | 5 |
| «Конфликты в жизни человека» | 6 |
Цель курса: формирование гармонично-развитой, толерантной личности способной к раскрытию и развитию своих способностей.
Формирование жизненно важных качеств на уроках курса предполагает развитие социальной компетентности подрастающего поколения и повышения психологической культуры. Таким образом, можно выделить главные задачи элективного курса « Психология для старшеклассников»:
развивать психологическую культуру подростков;
научить обучающихся навыкам самоанализа и самопонимания, пониманию чувств и мотивов поведения окружающих, уметь делать выбор и брать на себя ответственность;
формировать способности обучающихся к рефлексии, анализу слабых и сильных характеристик;
способствовать формированию ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к окружающим.
Календарно – тематическое планирование
(1 час в неделю)
«Психология для старшеклассников» (11 класс)
№ | Название раздела | Дата | примечание | | |
план | факт | | |
(I полугодие) | | |
«Введение в курс» (1ч.) | | |
| Знакомство. Введение в курс. Цели, задачи, ожидания. История развития психологии. Отрасли психологии. | 06.09 | | | | |
«Познавательные процессы. Способности» (7ч.) | | |
| Познавательные процессы. Внимание. | 13.09 | | | | |
| Познавательные процессы. Память. Приемы мнемотехники. | 20.09 | | | | |
| Познавательные процессы. Мышление. Практикум: методика «Количественные отношения». | 27.09 | | | | |
| Способности. Интеллект. | 04.10 | | | | |
| Творческие способности. Креативность. Практикум: опросник изучения уровня познавательной активности, Б.К.Пашнев | 11.10 | | | | |
| Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. Практикум: тест «Насколько я левша?» Жариков Е., Крушельницкий Е. | 18.10 | | | | |
| Проверочная работа по теме «Познавательные процессы. Способности»» | 25.10 | | | | |
«Теория личности» (9ч.) | | 15.09 |
| Личность. Сущность, определение. Практическое занятие: мини - тест «Мои ценности» | 08.11 | | | | |
| Темперамент. Психологическое исследование: методика «Формула темперамента», А.Белов. | 15.11 | | | | |
| Характер. Практикум: тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». | 22.11 | | | | |
| Самооценка. Практикум: методика «Самооценка» Лонг, Вилер, Хендерсон | 29.11 | | | | |
| Эмоции и чувства. Практикум: проективная методика «Кактус», М.О.Панфилова. | 06.12 | | | | |
| Любовь. Практикум: тест «Шкала любви», Г.К.Селевко «Управляй собой». | 13.12 | | | | |
| Дружба. Практикум: тест «Настоящий друг», (Психология личности | 20.12 | | | | |
| Позитивное мышление. Практикум: тест «Вы умеете быть счастливым?» | 27.12 | | | | |
| Проверочная работа по теме «Теории личности» | 10.01 | | | | |
(II полугодие) «Саморегуляция» (6ч.) | | |
| Стресс в жизни человека. преодоление стрессовых состояний во время ЕГЭ сложных жизненных ситуациях. | 17.01 | | | | |
| Саморегуляция. Практикум: упражнение «Психологическая релаксация» | 24.01 | | | | |
| Профилактика аддитивного поведения. Практикум: анкетирование «О табачной зависимости; | 31.01 | | | | |
| Вредные привычки в жизни человека. | 07.02 | | | | |
| Ответственное поведение – защита от ВИЧ/СПИД. Практикум: анкетирование «Что я знаю о СПИДе». | 14.02 | | | | |
| Проверочная работа по теме «Саморегуляция» | 21.02 | | | | |
«Профессиональное самоопределение» (5ч.) | | |
| Жизнь – это мечта. Осуществите ее! | 28.02 | | | | |
| Как выбрать свой жизненный путь. | 07.03 | | | | |
| Проблема выбора профессии. Методика «ОДАНИ», С.Я.Карпиловская «Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов» | 14.03 | | | | |
| Основные тенденции на рынке труда, осознание необходимости самореализации. | 21.03 | | | | |
| Проверочная работа по теме «Профессиональное самоопределение» | 04.04 | | | | |
«Конфликты в жизни человека» (6ч.) | | |
| Конфликт. Конфликты в ученическом коллективе. | 11.04 | | | | |
| Виды конфликтов и причины их возникновения. Практикум: опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томас, методика «Экзаменатор» А.С. Прутченков. | 18.04 | | | | |
| Проблемы межличностного общения | 25.04 | | | | |
| Основы психологии общения | 16.05 | | | | |
| Приемы искусства публичного выступления. Психологическая игра: «Потерпевшие кораблекрушение». | 23.05 | | | | |
| Проверочная работа по теме ««Конфликты в жизни человека» | | | | | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО учебно-методическоМУ и материально-техническОМУ обеспечениЮ образовательной деятельности ПО ПРЕДМЕТУ
Учебно – методическое обеспечение.
Волошина В. В. Общая психология: практикум: учеб. пособие / В. В. Волошина, Л. В. Долинская, С. А. Ставицкая и др. - М.: Каравелла, 2005.
Захарчук Н.А. Основы психологии. Разработки занятий для учащихся 10-11 классов // Школьному психологу. Все для работы. № 9 (21) сентября 2010.
Коломинский Я. Л. Основы психологии. - М., АСТ, 2010.
Культура жизненного самоопределения. ЧАСТЬ II. Средняя школа. Методическое пособие / научное руководство и ред. И. Д. Зверевой. - М., 2 003.
Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Том 1. - М .: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 2003.
Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов заочной формы обучения. Л. А. Мацко, М. Д. Прыщак, В. Г. Годлевская. - Винница: ВНТУ, 2009. - 163 с.
Павелко Р.В. Общая психология. - М.: Кондор, 2009.
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся // Авторы-составители: Пащенко А.И., Романова А.Н., Вайсман И. И, Гончар Н. П., Любич Т. В. и др. - Черкассы 2011.
Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога». Книга 1. М.: Владос, 1999..
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989 - Т II. - С. 176.
Материально – техническое обеспечение.
Ноутбук, проектор, экран, микрофон, музыкой для релаксации.