Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрена» Руководитель ШМО Шумакова Н.Н. Протокол заседания ШМО № от 2021г. | "Согласована и рекомендована к утвеждению" Председатель МС Наседкина М.В. Протокол заседания МС № от 2021г. | "Утверждаю" Директор школы Клочков И.А. Приказ № от 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
3 КЛАСС
Разработала: учитель начальных классов
Твердохлебова Валентина Григорьевна
2021 -2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
основной образовательной программы МКОУ Таловской СОШ
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373) примерной образовательной программы начального общего образования
авторской программы по математике М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой (Сборник рабочих программ «Школа России» / Под науч. ред. А.А. Плешакова. – Изд. « Просвещение», 2012 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России»:
М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. Математика. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. Ч. 1, 2/ – 4-е изд. - М: Просвещение, 2013. - 224с.: ил. - (Школа России).
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение математики в 3 классе отводится 136 часов за учебный год (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к подготовке учащихся по предмету.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать: конкретный смысл и названия действий умножения и деления; названия компонентов и результатов умножения и деления; взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих 2-3- действия (со скобками и без скобок); таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.); соотношения между изученными единицами длины, площади, определение прямоугольного треугольника; алгоритм нахождения площади и периметра прямоугольного треугольника; виды треугольников; представления о таких величинах, как длина, площадь, и способах их измерений;
уметь: читать, записывать, вычислять значения выражений на умножение и деление; вычислять значения числового выражения, содержащего 2- 3действия (со скобками и без них); решать текстовые задачи арифметическим способом выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000; решать подбором уравнений вида х-3 = 21, х:4 = 9, 27:х=9; находить доли числа и числа по его доле, сравнивать доли; выполнять проверку вычислений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; определения времени по часам (в часах и минутах); решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а+b, а - b, a∙b, c:d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х-6 = 72, х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать: внетабличное умножение и деление в пределах 100;деление суммы на число; и деление с остатком, правила умножения и деления суммы на число; устные приемы внетабличного умножения и деления; выражения с двумя переменными вида а+b, а - b, a∙b, c:d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; алгоритм письменного умножения, взаимосвязь между компонентами и результатом действия (сложения, вычитания, умножения, деления);
уметь: выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление) многозначных чисел и их проверку; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
Числа от 1 до 1000. Нумерация. (26 ч. )
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать: названия и последовательность чисел в натуральном ряду; как образуется каждая следующая счетная единица, названия и последовательность первых трех классов;
уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа); проверку вычислений; представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия; увеличивать и уменьшать числа в 10, 100 раз;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.); оценки величины предметов на глаз.
Приёмы письменных вычислений (10 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Соотношения между ними. Масса. Единицы массы: грамм (г), килограмм (кг). Соотношения между ними. Вместимость. Единица вместимости литр (л). Время. Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Соотношения между ними.
Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, «купли-продажи» и др. Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении; объем всей работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость; и др. Построение простейших логических выражений типа «… и…», «…или …», «если…, то…», «не только…, но и…» и т.д.
Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).
Практические работы: Взвешивание предметов. Сравнение вместимостей двух сосудов с использованием данной мерки. Определение времени по часам с точностью до часа; с точностью до минуты.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать: устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приемы сложения и вычитания; письменные приемы умножения и деления на однозначное число; соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени; связь между величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении;
уметь: записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия; находить числовые значения буквенных выражений решать задачи в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление; проверку вычислений; использовать изученные соотношения в вычислениях; решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; определения времени по часам (в часах и минутах); решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.); оценки величины предметов на глаз; самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Критерии и нормы оценки знаний.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
не решенная до конца задача или пример;
невыполненное задание;
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
нерациональный прием вычислений.
недоведение до конца преобразований.
наличие записи действий;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубых ошибки.
Контрольный устный счет
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Обучающийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Обучающийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Обучающийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
причин неудач.
4.Содержание учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом по математике и авторской программой данного учебного курса.
В соответствии с Примерной основной образовательной программой по математике и целями данного курса в программе раскрыты основные содержательные разделы: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Числа от 1 до 100 (7 ч.)
Письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100; выражения с одной переменной вида а+28, 43-в; уравнение, решение уравнения; решение уравнений вида 25+х=30. 25-х=20. х-7=12 способом подбора и на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий; прямоугольник (квадрат); свойства противоположных сторон прямоугольника (квадрата); решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать: письменные приемы сложения и вычитания; уравнение, значение уравнения; уравнения вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8; прямоугольник (квадрат); свойство прямоугольника (квадрата);
уметь: выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 в более легких случаях, письменно в более сложных; вычислять значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); решать уравнения вида 25+х=30, 30-х=5, х-15=6 на основе подбора и знаний взаимосвязи компонентов; решать текстовые задачи арифметическим способом в 1-2 действия на сложение и вычитание;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной конструкторской деятельности; решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение, покупка).
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (57 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение подбором уравнений вида х-3 = 21, х:4 = 9, 27:х=9.
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата). Распознавание геометрических фигур: окружности и круга. Многоугольник. Вершины, стороны и углы многоугольника. Вычисление периметра многоугольника. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2). Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Практические работы: Измерение длин сторон предметов, имеющих форму прямоугольников с использованием линейки.
Итоговое повторение (6ч.)
Формы и средства контроля
Одним из существенных моментов в организации обучения является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен существенно зависит содержание работы на уроке, как всего класса в целом, так и отдельных учащихся. Вся система контроля знаний и умений учащихся должна планироваться таким образом, чтобы охватывались все обязательные результаты обучения для каждого ученика. Одновременно в ходе контроля надо дать учащимся возможность проверить себя на более высоком уровне, проверить глубину усвоения материала. В ходе изучения темы учитель проверяет результаты обучения путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных работ и других форм контроля.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Средства контроля:
1. устный контрольный самоконтроль;
2. индивидуальный и фронтальный опрос;
3. индивидуальная работа по карточкам;
4. работа в паре, в группе (взаимо и самооценка);
5. диктант (математический);
6. срезовая работа (тест);
7. самостоятельная работа;
8.контрольная работа;
9. комбинированная контрольная работа.
Проектная деятельность
Математика вокруг нас.
Числа в загадках, пословицах, поговорках».
Математика вокруг нас.
Форма, размер, цвет.
Математические сказки
Календарно- тематическое планирование по математике в 3 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Даты проведения | Примечание |
План | Факт |
Числа от 1 ДО 100. Сложение и вычитание(7 ч.) |
1 | Нумерация чисел. Устные письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | 01.09.21г. | | |
2 | Нумерация чисел. Устные письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | 02.09.21г. | | |
3 | Выражения с переменной | 1 | 03.09.21г. | | |
4 | Решение уравнений | 1 | 07.09.21г. | | |
5 | Решение уравнений | 1 | 08.09.21г. | | |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | 09.09.21г. | | |
7 | Страничка для любознательных | 1 | 10.09.21г. | | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (57 часов) |
8 | Связь умножения и деления | 1 | 14.09.21г. | | |
9 | Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. | 1 | 15.09.21г. | | |
10 | Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 | 16.09.21г. | | |
11 | Задачи с величинами (цена, количество, стоимость) | 1 | 17.09.21г. | | |
12 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество» | 1 | 21.09.21г. | | |
13 | Порядок выполнения действий | 1 | 22.09.21г. | | |
14 | Порядок выполнения действий | 1 | 23.09.21г. | | |
15 | Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1 | 24.09.21г. | | |
16 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного во 2 классе | 1 | 28.09.21г. | | |
17 | Анализ контроль-ной работы. Закрепление изученного. | 1 | 29.09.21г. | | |
18 | Таблица умножения и деления с числом 4 | 1 | 01.10.20г. | | |
19 | Закрепление изученного. | 1 | 05.10.21г. | | |
20 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | 06.10.21г. | | |
21 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | 07.10.21г. | | |
22 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | 08.10.21г. | | |
23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | 12.10.21г. | | |
24 | Задачи на кратное сравнение | 1 | 13.10.21г. | | |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление на 2, 3, 4» | 1 | 14.10.21г. | | |
26 | Анализ контрольной работы. Задачи на кратное сравнение | 1 | 15.10.21г. | | |
27 | Таблица умножения и деления на 5. | 1 | 19.10.21г. | | |
28 | Решение задач. | 1 | 20.10.21г. | | |
29 | Задачи на кратное сравнение. | 1 | 21.10.21г. | | |
30 | Задачи на кратное сравнение. | 1 | 22.10.21г. | | |
31 | Решение задач. | 1 | 26.10.21г. | | |
32 | Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 | 27.10.21г. | | |
33 | Странички для любознательных. Наши проекты. | 1 | 28.10.21г. | | |
34 | Закрепление изученного. | 1 | 29.10.21г. | | |
35 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | 9.11.21г. | | |
36 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 | 10.11.21г. | | |
37 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 | 11.11.21г. | | |
38 | Квадратный сантиметр | 1 | 12.11.21г. | | |
39 | Площадь многоугольника | 1 | 16.11.21г. | | |
40 | Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | 17.11.21г. | | |
41 | Контрольная работа №4 Закрепление изученного. | 1 | 18.11.21г. | | |
42 | Работа над ошибками. Решение задач | 1 | 19.11.21г. | | |
43 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | 23.11.21г. | | |
44 | Квадратный дециметр | | 24.11.21г | | |
45 | Таблица умножения. Закрепление | 1 | 25.11.21г | | |
46 | Закрепление изученного. | 1 | 26.11.21г | | |
47 | Квадратный метр | 1 | 30.11.21г | | |
48 | Странички для любознательных. | 1 | 1.12.21г | | |
49 | Закрепление изученного | 1 | 02.12.21г | | |
50 | Что узнали? Чему научились | 1 | 03.12.21г | | |
51 | Что узнали? Чему научились | 1 | 7.12.21г | | |
52 | Умножение на 1. | 1 | 8.12.21г | | |
53 | Умножение на 0. | 1 | 9.12.21г | | |
54 | Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число. | 1 | 10.12.21г | | |
55 | Закрепление изученного | 1 | 14.12.21г | | |
56 | Доли | 1 | 15.12.21г | | |
57 | Окружность.Круг. | 1 | 16.12.21г | | |
58 | Контрольная работа № 5 (за1полугодие). | 1 | 17.12.21г | | |
59 | Анализ контроль-ной работы. Закрепление изученного | 1 | 21.12.21г | | |
60 | Диаметр круга. Решение задач | 1 | 22.12.21г | | |
61 | Единицы измерения времени | 1 | 23.12.21г | | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч.) |
62 | Умножение и деление круглых чисел | 1 | 24.12.21г | | |
63 | Деление вида 80:20. | 1 | 28.12.21г | | |
64 | Умножение суммы на число | 1 | 12.01.22г | | |
65 | Умножение суммы на число | 1 | 13.01.22г | | |
66 | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | 14.01.22г | | |
67 | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | 18.01.22г | | |
68 | Закрепление изученного | 1 | 19.01.22г | | |
69 | Деление суммы на число | 1 | 20.01.22г | | |
70 | Деление суммы на число | 1 | 21.01.22г | | |
71 | Деление двузначного числа на однозначное | 1 | 25.01.22г | | |
72 | Делимое. Делитель | 1 | 26.01.22г | | |
73 | Проверка деления | 1 | 27.01.22г | | |
74 | Случаи деления вида 87:29. | 1 | 28.01.22г | | |
75 | Проверка умножения | 1 | 1.02.22г | | |
76 | Решение уравнений | 1 | 2.02.22г | | |
77 | Решение уравнений | 1 | 3.02.22г | | |
78 | Закрепление изученного | 1 | 4.02.22г | | |
79 | Закрепление изученного | 1 | 08.02.22г | | |
80 | Контрольная работа № 6 по теме «Решение уравнений | 1 | 9.02.22г | | |
81 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком | 1 | 10.02.22г | | |
82 | Деление с остатком | 1 | 11.02.22г | | |
83 | Деление с остатком | 1 | 15.02.22г | | |
84 | Деление с остатком | 1 | 16.02.22г | | |
85 | Решение задач на деление с остатком | 1 | 17.02.22г | | |
86 | Случаи деления, когда делитель больше делимого | 1 | 18.02.22г | | |
87 | Проверка деления с остатком | 1 | 22.02.22г | | |
88 | Что узнали? Чему научились? | 1 | 23.02.22г | | |
89 | Наши проекты | 1 | 24.02.22г | | |
90 | Контрольная работа №7 по теме «Деление с остатком». | 1 | 25.02.22г | | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. (26ч. ) |
91 | Анализ контрольной работы. Тысяча. | 1 | 1.03.22г | | |
92 | Образование и название трёхзначных чисел. | 1 | 2.03.22г | | |
93 | Запись трёхзначных чисел | 1 | 3.03.22г | | |
94 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | 4.03.22г | | |
95 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз | | 08.03.22г | | |
96 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | 09.03.22г | | |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений | 1 | 10.03.22г | | |
98 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | 11.03.22г | | |
99 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | 15.03.22г | | |
100 | Единицы массы. Грамм. | 1 | 16.03.22г | | |
101 | Закрепление изученного | 1 | 17.03.22г | | |
102 | Закрепление изученного | 1 | 18.03.22г | | |
103 | Контрольная работа № 8 «Нумерация в пределах 1000». | 1 | 22.03.22г | | |
104 | Анализ контроль-ной работы. Приемы устных вычислений | 1 | 23.03.22г | | |
105 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620 -200. | 1 | 24.03.22г | | |
106 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | 1 | 25.03.22г | | |
107 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140 | 1 | 5.04.22г | | |
108 | Приёмы письменных вычислений. | 1 | 6.04.22г | | |
109 | Приёмы письменных вычислений. | 1 | 7.04.22г | | |
110 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел | 1 | 8.04.22г | | |
111 | Виды треугольников | 1 | 12.04.22г | | |
112 | Закрепление изученного | 1 | 13.04.22г | | |
113 | Что узнали? Чему научились? | 1 | 14.04.22г | | |
114 | Что узнали? Чему научились? | 1 | 15.04.22г | | |
115 | Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | 19.04.22г | | |
116 | Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | 1 | 20.04.22г | | |
117 | Приёмы устных вычислений. | 1 | 21.04.22г | | |
118 | Приёмы устных вычислений. | 1 | 22.04.22г | | |
119 | Виды треугольников | 1 | 26.04.22г | | |
120 | Закрепление изученного | 1 | 27.04.22г | | |
Приёмы письменных вычислений (10 ч) |
121 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000.125 | 1 | 28.04.22г | | |
122 | Алгоритм письменного сложения трёхзначного числа на однозначное. | 1 | 29.04.22г | | |
123 | Закрепление изученного | 1 | 3.05.22г | | |
124 | Закрепление изученного | 1 | 4.05.22г | | |
125 | Приёмы письменного деления в пределах 1000. | 1 | 5.05.22г | | |
126 | Закрепление изученного | 1 | 6.05.22г | | |
127 | Проверка деления | 1 | 10.05.22г | | |
128 | Закрепление изученного | 1 | 11.05.22г | | |
129 | Итоговая контрольная работа № 10 | 1 | 12.05.22г | | |
130 | Анализ контрольной работы | 1 | 13.05.22г | | |
Итоговое повторение (6 ч.) |
131 | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. | 1 | 17.05.22г | | |
132 | Закрепление изученного. | 1 | 18.05.22г | | |
133 | Повторение. Решение уравнений и задач. | 1 | 19.05.22г | | |
134 | Повторение. Решение уравнений и задач. Урок обобщения | 1 | 20.05.22г | | |
135 | Повторение. Игра «Самый умный». Урок-игра | 1 | 24.05.22г | | |
136 | Итоговое повторение. | 1 | | | |