Учебная программа по учебной дисциплине «Основы дефектологии» рассмотрена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
Учебная программа по учебной дисциплине «Основы дефектологии» (далее — программа) разработана на основе примерного тематического плана (приложение к типовому учебному плану по специализации в дневной форме получения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.08.2013 № 61 РБ ст. № 302/298 Д/тип.спец.34.) и соответствует требованиям образовательного стандарта среднего специального образования по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» (ОС РБ 2-01 01 01-2019), квалификация «Воспитатель дошкольного образования», утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.03.2019 № 24.
Учебная дисциплина «Основы дефектологии» включена в цикл специализации профессионального компонента учебного плана по специализации для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2018 №86 РБ ст. №846/842 Д/тип.спец.34.
Учебная дисциплина «Основы дефектологии» является интегративной учебной дисциплиной в системе подготовки педагогов со средним специальным образованием к работе с детьми с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Цель преподавания учебной дисциплины – обеспечить владение теоретическими, нормативными правовыми и методическими основами специального и интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР и оказания им коррекционно-педагогической помощи.
Содержание программного учебного материала непосредственно связано с содержанием таких учебных дисциплин, как «Педагогика», «Психология», «Анатомия, физиология и гигиена», «Методика развития речи», «Основы логопедии».
Освоение программного материала актуализирует усвоение учащимися знаний о возрастных особенностях развития высших психических функций у детей дошкольного возраста и методов работы с ними.
Программой определены цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
систему специального образования и коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития (ОПФР);
систему работы психолого-медико-педагогической комиссии для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с ОПФР;
современные подходы и требования к организации и содержанию образовательной и коррекционно-педагогической работы;
нормативные правовые основы организации специального образования и коррекционно-педагогической помощи в Республике Беларусь;
основные пути коррекции и компенсации умственной отсталости, ЗПР, нарушения слуха, зрения, лечебно-коррекционной работы при ДЦП;
особенности создания предметно-развивающей среды для различных категорий детей с ОПФР;
задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями;
функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития;
анализировать психолого-педагогические характеристики детей с особенностями психофизического развития;
отбирать методы и приемы обучения для проведения коррекционно-педагогической работы;
использовать методы изучения личности и познавательной сферы детей с ОПФР в профессиональной деятельности;
учитывать особенности организации образовательного процесса с детьми с ОПФР в учреждениях образования на дошкольной ступени образования в профессиональной деятельности.
Для лучшего усвоения программного учебного материала и активизации познавательной деятельности обучающихся целесообразно использовать практико-ориентированные технологии преподавания.
В целях закрепления теоретического материала и формирования необходимых умений и навыков предусмотрено проведение 26 практических занятий.
Для организации контроля результатов учебной деятельности обучающихся предусмотрено проведение итоговой обязательной контрольной работы по окончании изучения курса учебной дисциплины. Задания для обязательной контрольной работы разрабатываются преподавателем учебной дисциплины и обсуждаются на заседании цикловой комиссии учреждения образования.
В программе приведены критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, разработанные на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования; перечень оснащения учебного кабинета оборудованием, техническими и демонстрационными средствами обучения, необходимыми для обеспечения образовательного процесса.
Решением цикловой комиссии учреждения образования могут вноситься обоснованные изменения в содержание и последовательность изложения программного учебного материала, распределение учебных часов по темам в пределах времени, отведенного на изучение учебной дисциплины. Все изменения утверждаются заместителем руководителя учреждения образования.
Раздел, тема | Количество учебных часов |
Всего | В том числе на практи-ческие занятия |
Раздел 1. Введение в дефектологию | 3 | 1 |
1.1. Дефектология как наука об особенностях развития ребенка | 1 | |
1.2. Выготский Л.С. - основоположник дефектологии. Основные категории нарушений развития у детей | 1 | 1 |
1.3. Основные категории нарушений развития у детей | 1 | |
Раздел 2. Виды нарушений развития и их причины | 1 | 1 |
2.1. Причины детских аномалий | 1 | 1 |
Раздел 3. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-педагогической работы | 3 | 3 |
3.1. Специальное образование как условие усвоения ребенком общественно-исторического опыта | 1 | 1 |
3.2. Система коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития | 1 | 1 |
3.3. Роль предметно-развивающей среды. Функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития | 1 | 1 |
Раздел 4. Интеллектуальная недостаточность у детей | 5 | 4 |
4.1. Клинические формы умственной отсталости. Степени умственного недоразвития при олигофрении | 1 | |
4.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью | 2 | 2 |
4.3. Основные пути коррекции и компенсации умственной отсталости | 2 | 2 |
Раздел 5. Задержка психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста | 5 | 5 |
5.1. Клинические формы ЗПР. | 2 | 2 |
5.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР | 1 | 1 |
5.3. Основные пути коррекции и преодоления ЗПР у дошкольников | 2 | 2 |
Раздел 6. Нарушение слуха у детей дошкольного возраста | 2 | 2 |
6.1. Причины нарушения слуха. Степени проявления. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха | 1 | 1 |
6.2. Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха | 1 | 1 |
Раздел 7. Нарушение зрения у детей | 2 | 2 |
7.1. Клиническая характеристика слабовидения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения | 1 | 1 |
7.2. Особенности обучения детей с нарушениями зрения | 1 | 1 |
Раздел 8. Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоционального развития (ранний детский аутизм) | 2 | 2 |
8.1. Представление об особенностях раннего развития детей с аутизмом. Направления индивидуальной работы с ребенком с аутистическими проявлениями | 2 | 2 |
Раздел 9. Воспитание и обучение детей с двигательными нарушениями (ДЦП) | 2 | 2 |
9.1. Причины и проявления двигательных расстройств при ДЦП. Лечебно-коррекционная работа при ДЦП | 1 | 1 |
9.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП | 1 | 1 |
Раздел 10. Первичная речевая патология | 1 | 1 |
10.1. Структура нарушения при тяжелой речевой патологии | 1 | 1 |
Раздел 11. Дети с комбинированными нарушениями психофизического развития | 2 | 2 |
11.1. Этиология и особенности развития детей с комбинированными дефектами. Основные задачи их обучения и воспитания | 2 | 2 |
Раздел 12. Дифференциальная диагностика | 2 | 1 |
12.1. Этапы определения образовательного маршрута для ребенка с ОПФР | 1 | 1 |
Обязательная контрольная работа | 1 | |
Итого | 30 | 26 |
Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.
Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.
Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.
Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич [и др.]; под общ ред. С.Е. Гайдукевич, В.В.Чечета. Минск, 2006.
Специальная педагогика: учеб. пособие / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М., 2010.
Слепович, Е.С. Белорусская специальная психология: преемственность и новации / Е.С. Слепович, А.М. Полякова // Журнал практического психолога. 2006. № 6. С. 61-75.
Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014.
Цель изучения темы | Содержание темы | Результат |
Раздел 1. Введение в дефектологию |
Тема 1.1. Дефектология как наука об особенностях развития ребенка |
Дать определение термина «дефектология», сформировать представление о дефектологии и ее задачами. Установить взаимосвязь дефектологии с другими науками. Познакомить со статистикой отклонений развития детей. | Дефектология как интегрированная область научного знания. Дефектология как наука: предмет, объект, цели и задачи. Взаимосвязь дефектологии с другими науками. Основные предметные области дефектологии. Статистика отклонений, нарушений развития детей. | Раскрывает сущность понятия «дефектология». Называет предмет, объект, цели и задачи дефектологии, ее предметные области. Высказывает общее суждение о взаимосвязи дефектологии с другими науками. Поясняет статистику отклонений развития детей. |
Тема 1.2. Выготский Л.С. - основоположник дефектологии |
Научить анализировать и квалифицировать, обобщать информацию и выстраивать структуру аномального развития ребенка. | Практические занятия Выготский Л.С. - основоположник дефектологии. Структура аномального развития ребенка с дефектом (по Л.С. Выготскому). | Анализирует и квалифицирует, обобщает предложенную информацию и выстраивает структуру аномального развития ребенка. |
Тема 1.3. Основные категории нарушений развития у детей |
Сформировать общее представление о норме и классификации особенностей психофизического развития, причинах их возникновения. | Понятие среднестатистической нормы развития. Функциональная норма. Аномальный ребенок, ребенок с особенностями психофизического развития (ОПФР), другие синонимы этих понятий. Основные категории и классификации детей с особенностями психофизического развития. | Знает о понятии функциональной нормы, определяет понятие «дети с ОПФР» имеет представление о современной классификации детей с особенностями психофизического развития. |
Раздел 2. Виды нарушений развития и их причины |
Тема 2.1. Причины детских аномалий |
Научить анализировать, конкретизировать врожденные и приобретенные, биологические и психосоциальные причины нарушений развития. Сформировать умения характеризовать опосредующие факторы нарушений развития, причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушениями развития. | Практические занятия Врожденные и приобретенные причины нарушений развития. Биологические и психосоциальные причины нарушений развития. Опосредующие факторы нарушений развития. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушениями развития. | Анализирует и конкретизирует врожденные и приобретенные, биологические и психосоциальные причины нарушений развития. Характеризует опосредующие факторы нарушений развития, причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушениями развития. |
Раздел 3. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-педагогической работы |
Тема 3.1. Специальное образование как условие усвоения ребенком общественно-исторического опыта |
Сформировать умения анализировать действующие нормативные правовые основы организации специального образования и коррекционно-педагогической помощи в Республике Беларусь. | Практические занятия Анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих организацию специального образования и коррекционно-педагогической помощи в Республике Беларусь. | Анализирует нормативные правовые основы организации специального образования и коррекционно-педагогической помощи в Республике Беларусь. |
Тема 3.2. Система коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития |
Сформировать умения анализировать систему коррекционной помощи детям с ОПФР в Республике Беларусь на государственном уровне. Сформировать понятие о ступенях специального образования. | Практические занятия Анализ системы коррекционной помощи детям с ОПФР в Республике Беларусь на государственном уровне. Ступени специального образования: дошкольная, школьная, профессиональная. | Анализирует систему коррекционной помощи детям с ОПФР в Республике Беларусь на государственном уровне. Излагает знания о ступенях специального образования. |
Тема 3.3. Роль предметно-развивающей среды. Функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития |
Научить анализировать предметно-развивающую среду, функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми с ОПФР. | Практические занятия Просмотр и анализ вариантов предметно-развивающей среды. Анализ функциональных обязанностей специалистов, работающих с детьми с ОПФР. | Анализирует предметно-развивающую среду, функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми с ОПФР. |
Раздел 4. Интеллектуальная недостаточность у детей |
Тема 4.1. Клинические формы умственной отсталости. Степени умственного недоразвития при олигофрении |
Сформировать понятие о клинико-патогенетической классификации форм умственной отсталости Г.Е. Сухоревой и М.С. Певзнер. Дать понятие «олигофрения». Сформировать знания об этиологии, структуре нарушения развития, степенях умственной отсталости. | Клинико-патогенетическая классификация форм олигофрении Г.Е.Сухоревой и М.С. Певзнер. Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность), олигофрения. Этиология олигофрении. Структура нарушения развития. Степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности): легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. | Излагает клинико-патогенетическую классификацию форм умственной отсталости Г.Е. Сухоревой и М.С. Певзнер. Раскрывает сущность понятия «олигофрения». Объясняет этиологию, структуру нарушения развития. Излагает степени умственной отсталости. |
Тема 4.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью |
Сформировать умение наблюдать, анализировать и сравнивать высшие психические функции при легкой, умеренной, тяжелой, глубокой интеллектуальной недостаточности. | Практические занятия Изучение (сравнение) развития высших психических функций при легкой, умеренной, тяжелой, глубокой интеллектуальной недостаточности на материале просмотра и анализа учебных занятий. | Использует наблюдение для анализа и сравнения развития высших психических функций у детей с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой интеллектуальной недостаточностью. |
Тема 4.3. Основные пути коррекции и компенсации умственной отсталости |
Научить анализировать программы для специальных дошкольных учреждений. | Практические занятия Анализ образовательных программ для специальных дошкольных учреждений. | Анализирует программы для специальных дошкольных учреждений. |
Раздел 5. Задержка психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста |
Тема 5.1. Клинические формы ЗПР |
Дать понятие «задержка психического развития». Сформировать знания о структуре нарушения развития. Сформировать первоначальные умения определять по характерным признакам классификации ЗПР основные клинические формы нарушения. | Практические занятия Задержка психического развития. Структура нарушения развития (по Е.С. Слепович). Изучение классификации ЗПР по этиологическому признаку, предложенной К.С.Лебединской. Понятие «психический инфантилизм», «гармонический инфантилизм», «моторный инфантилизм», «соматогенный инфантилизм», «дисгармонический инфантилизм», «органический инфантилизм». | Раскрывает сущность понятия «задержка психического развития». Объясняет структуру нарушения развития. Излагает классификацию ЗПР, определяет по характерным признакам основные клинические формы ЗПР, характеризует их. |
Тема 5.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР |
Научить составлять сравнительную психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР. | Практические занятия Составление сравнительных психолого-педагогических характеристик детей с основными клиническими формами ЗПР. | Составляет сравнительную психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР. |
Тема 5.3. Основные пути коррекции и преодоления ЗПР у дошкольников |
Сформировать умение анализировать учебные планы и программы, составлять структуру индивидуальной работы с ребенком с ЗПР в условиях специальной группы и группы интегрированного обучения и воспитания. | Практические занятия Изучение особенностей организации образовательной и коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной ступени образования. | Анализирует и характеризует учебные планы и программы, составляет структуру индивидуальной работы с ребенком с ЗПР в условиях специальной группы и группы интегрированного обучения и воспитания. |
Раздел 6. Нарушение слуха у детей дошкольного возраста |
Тема 6.1. Причины нарушения слуха. Степени проявления. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха |
Сформировать знания об этиологии, степенях и структуре нарушения развития. Сформировать умение наблюдать, анализировать и сравнивать высшие психические функции при нарушениях слуха у детей дошкольного возраста. | Практические занятия Нарушение развития в связи с недостаточностью слуха. Этиология. Степени и структура нарушения развития. Анализ развития высших психических функций при нарушениях слуха у детей дошкольного возраста на материале просмотра и анализа учебных занятий. | Объясняет этиологию, структуру нарушения развития. Характеризует степени нарушения слуха. Использует наблюдение для анализа и сравнения развития высших психических функций при нарушениях слуха у детей дошкольного возраста. |
Тема 6.2. Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха |
Сформировать умения анализировать систему специального образования для детей с нарушением слуха. Научить характеризовать особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха и неслышащими детьми в учреждениях образования. | Практические занятия Изучение системы специального образования для детей с нарушением слуха. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха в условиях специальных дошкольных учреждений, групп интегрированного обучения и воспитания. Специальные технические средства для детей с нарушением слуха. | Анализирует систему специального образования для детей с нарушением слуха. Характеризует особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха и неслышащими детьми в учреждениях образования. |
Раздел 7. Нарушение зрения у детей |
Тема 7.1. Клиническая характеристика слабовидения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения |
Сформировать представление о детях с нарушениями зрения: слепые, слабовидящие, раноослепшие, поздноослепшие, дети с функциональными нарушениями. Сформировать умение наблюдать, анализировать и сравнивать развитие высших психических и двигательных функций, пространственной ориентировки при нарушениях зрения. | Практические занятия Категории детей со стойкими нарушениями зрения: слепые, слабовидящие; раноослепшие, поздноослепшие; дети с функциональными нарушениями. Изучение (сравнение) развития высших психических функций, пространственной ориентировки и двигательных навыков при нарушениях зрения на материале просмотра и анализа учебных занятий. | Характеризует категории детей со стойкими и функциональными нарушениями зрения. Использует наблюдение для анализа и сравнения развития высших психических и двигательных функций, пространственной ориентировки при нарушениях зрения. |
Тема 7.2. Особенности обучения детей с нарушениями зрения |
Сформировать умение анализировать систему специального образования для детей с нарушениями зрения. Научить характеризовать особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения в учреждениях образования. | Практические занятия Изучение системы специального образования для детей с нарушениями зрения. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения в условиях специальных дошкольных учреждений, групп интегрированного обучения и воспитания. Специальные технические средства для незрячих и слабовидящих. | Анализирует систему специального образования для детей с нарушениями зрения. Характеризует особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения и незрячими детьми в учреждениях образования. |
Раздел 8. Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоционального развития (ранний детский аутизм) |
Тема 8.1. Представление об особенностях раннего развития детей с аутизмом. Направления индивидуальной работы с ребенком с аутистическими проявлениями |
Дать понятие «синдром раннего детского аутизма». Сформировать умения анализировать характерные признаки проявления РДА в раннем и дошкольном возрасте. Сформировать умения наблюдать, анализировать и сравнивать проявления РДА на разных этапах коррекционного воздействия. | Практические занятия Синдром раннего детского аутизма (РДА). Анализ характерных признаков проявления РДА в раннем и дошкольном возрасте. Этиология. Изучение (сравнение) проявлений РДА на разных этапах коррекционного воздействия на материале просмотра и анализа учебных занятий. | Раскрывает сущность понятия «синдром раннего детского аутизма». Анализирует характерные признаки проявления РДА в раннем и дошкольном возрасте. Использует наблюдение для анализа и сравнения проявлений РДА на разных этапах коррекционного воздействия. |
Раздел 9. Воспитание и обучение детей с двигательными нарушениями (ДЦП) |
Тема 9.1. Причины и проявления двигательных расстройств при ДЦП. Лечебно-коррекционная работа при ДЦП |
Сформировать понятие об этиологии, формах, структуре нарушения развития при ДЦП. Сформировать умение анализировать проявления комплексного подхода в преодолении ДЦП у детей дошкольного возраста на разных этапах коррекционного воздействия. | Практические занятия Этиология детского церебрального паралича (ДЦП) и его формы. Структура нарушения развития. Изучение комплексного подхода в преодолении ДЦП: лечение, физиотерапевтические и ортопедические мероприятия, ЛФК, ранняя коррекционно-педагогическая работа, логопедическое воздействие, ЛФК. | Объясняет этиологию, формы, структуру нарушения развития. Анализирует проявления комплексного подхода в преодолении ДЦП у детей дошкольного возраста на разных этапах коррекционного воздействия. |
Тема 9.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП |
Научить составлять психолого-педагогические характеристики детей с ДЦП; раскрывать особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений; особенности социализации и социальной адаптации детей с ДЦП. | Практические занятия Составление психолого-педагогических характеристик детей с ДЦП. Определение особенностей познавательной деятельности, личности и межличностных отношений; особенностей социализации и социальной адаптации детей с ДЦП. | Составляет психолого-педагогические характеристики детей с ДЦП; раскрывает особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений; особенности социализации и социальной адаптации детей с ДЦП. |
Раздел 10. Первичная речевая патология |
Тема 10.1. Структура нарушения при тяжелой речевой патологии |
Научить анализировать, квалифицировать, обобщать информацию и выстраивать структуру нарушения при тяжелой речевой патологии. | Практические занятия Структура нарушения при тяжелой речевой патологии. | Анализирует и квалифицирует, обобщает предложенную информацию и выстраивает структуру нарушения при тяжелой речевой патологии. |
Раздел 11. Дети с комбинированными нарушениями психофизического развития |
Тема 11.1. Этиология и особенности развития детей с комбинированными дефектами. Основные задачи их обучения и воспитания |
Сформировать понятие о сложном нарушении развития, основных группах детей с сочетанными нарушениями. Сформировать умение наблюдать, анализировать и сравнивать развитие высших психических функций, моторной сферы и поведения у детей с комбинированными дефектами развития; определять основные задачи их обучения и воспитания. | Практические занятия Понятие о сложном нарушении развития. Основные группы детей с сочетанными нарушениями. Определение структуры нарушения развития и задач обучения и воспитания по характерным признакам сформированности высших психических функций, моторной сферы и поведения у детей с комбинированными дефектами развития на материале просмотра и анализа учебных занятий. | Раскрывает понятие о сложном нарушении развития, основных группах детей с сочетанными нарушениями. Использует наблюдение для анализа и сравнения развития высших психических функций, моторной сферы и поведения у детей с комбинированными дефектами развития; определяет основные задачи их обучения и воспитания. |
Раздел 12. Дифференциальная диагностика |
Тема 12.1. Этапы определения образовательного маршрута для ребенка с ОПФР |
Сформировать умения характеризовать этапы определения образовательного маршрута для ребенка с особенностями психофизического развития, работу психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). | Практические занятия Этапы определения образовательного маршрута для ребенка с ОПФР: первичная диагностика, дифференциальная диагностика в условиях психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). | Характеризует этапы определения образовательного маршрута для ребенка с ОПФР, работу ПМПК. |
Обязательная контрольная работа |