СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебники. Презентация. 2025г.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебники. Презентация. 2025г.

Просмотр содержимого документа
«Учебники. Презентация. 2025г.»

  « Использование нового федерального перечня учебников как условие соответствия программного обеспечения обязательным требованиям»     Агафонова Лариса Ивановна, руководитель РМО учителей ПО «Искусство», учитель ИЗО МАОУ «Марусинская средняя школа №24» 2025г

« Использование нового федерального перечня учебников как условие соответствия программного обеспечения обязательным требованиям»

Агафонова Лариса Ивановна, руководитель РМО учителей ПО «Искусство»,

учитель ИЗО МАОУ «Марусинская средняя школа №24»

2025г

Требования к современному учебнику  как основному средству обучения  Каким должен стать школьный учебник нового поколения?     С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой - комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности .

Требования к современному учебнику как основному средству обучения

Каким должен стать школьный учебник нового поколения?

С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой - комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности .

Требования к современному учебнику  как основному средству обучения Задача современной образовательной системы –  не «наполнить» ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника - как к навигатору получения знаний.

Требования к современному учебнику как основному средству обучения

Задача современной образовательной системы

не «наполнить» ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника - как к навигатору получения знаний.

Содержание современного учебника определяется следующими принципами :  гуманитаризации  – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира; научности - т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу; принцип целостности картины мира  предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями ;

Содержание современного учебника определяется следующими принципами :

  • гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
  • научности - т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;
  • принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями ;
Содержание современного учебника определяется следующими принципами: культуросообразности - отбору содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России; принцип непрерывного общего развития каждого ребенка  предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка ; принцип наглядности  определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор.

Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

  • культуросообразности - отбору содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России;
  • принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка ;
  • принцип наглядности определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор.
Структура и содержание вариативных УМК  Вариативность образования  - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Для обеспечения вариативности образования необходимо многообразие учебно-методических комплексов , способствующих удовлетворению различных образовательных потребностей Учебно-методический комплект (УМК) - это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет.

Структура и содержание вариативных УМК

  • Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.
  • Для обеспечения вариативности образования необходимо многообразие учебно-методических комплексов , способствующих удовлетворению различных образовательных потребностей
  • Учебно-методический комплект (УМК) - это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет.
Основные качества УМК  Комплексность учебно-методических материалов , направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Полнота охвата  этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета. Доступность УМК  школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика).

Основные качества УМК

  • Комплексность учебно-методических материалов , направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого.
  • Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета.
  • Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика).
Особенности современных УМК:  наличие концептуального каркаса (список понятий, категориальный аппарат, словарь терминов);  наличие набора ключевых базовых текстов , из которых и состоит концепт предмета; описание технологий, методов, методик , с помощью которых строится освоение материала; наличие зрительных и эмпирических опор (иллюстрации, таблицы, примеры, статистика, диаграммы, рисунки), без которых текст трудно называть собственно учебником.

Особенности современных УМК:

  • наличие концептуального каркаса (список понятий, категориальный аппарат, словарь терминов);
  • наличие набора ключевых базовых текстов , из которых и состоит концепт предмета;
  • описание технологий, методов, методик , с помощью которых строится освоение материала;
  • наличие зрительных и эмпирических опор (иллюстрации, таблицы, примеры, статистика, диаграммы, рисунки), без которых текст трудно называть собственно учебником.
Основные компоненты УМК  Учебник  - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения. Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению пройденного материала.   Практикум может включать в себя: лабораторные работы и/или практические занятия; Учебно-методическое пособие  - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

Основные компоненты УМК

  • Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения.
  • Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению пройденного материала.

Практикум может включать в себя: лабораторные работы и/или практические занятия;

  • Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
11 декабря Министерство юстиции РФ официально зарегистрировало Приказ министерства просвещения РФ № 769 от 5 ноября 2024 года «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий».

11 декабря Министерство юстиции РФ официально зарегистрировало Приказ министерства просвещения РФ № 769 от 5 ноября 2024 года «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий».

Музыка: 5-й класс: учебник  Сергеева Г. П., Критская Е. Д.  5  Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Музыка: 6-й класс: учебник  Сергеева Г. П., Критская Е. Д.  6  Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Музыка: 7-й класс: учебник  Сергеева Г. П., Критская Е. Д.  7  Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Музыка: 8-й класс: учебник  Сергеева Г. П., Критская Е. Д.  8  Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник  Горяева Н. А., Островская О. В.; под ред. Неменского Б. М.  5  Акционерное общество «Издательство «Просвещение»  Изобразительное искусство: 6-й класс: учебник  Неменская Л. А.; под ред. Неменского Б. М.  6  Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Изобразительное искусство: 7-й класс: учебник  Питерских А. С., Гуров Г. Е.; под ред. Неменского Б. М.  7  Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Изобразительное искусство: 8-й класс: учебник  Питерских А. С.; под ред. Неменского Б. М.  8  Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Музыка: 5-й класс: учебник Сергеева Г. П., Критская Е. Д. 5 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Музыка: 6-й класс: учебник Сергеева Г. П., Критская Е. Д. 6 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Музыка: 7-й класс: учебник Сергеева Г. П., Критская Е. Д. 7 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Музыка: 8-й класс: учебник Сергеева Г. П., Критская Е. Д. 8 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник Горяева Н. А., Островская О. В.; под ред. Неменского Б. М. 5 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Изобразительное искусство: 6-й класс: учебник Неменская Л. А.; под ред. Неменского Б. М. 6 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Изобразительное искусство: 7-й класс: учебник Питерских А. С., Гуров Г. Е.; под ред. Неменского Б. М. 7 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Изобразительное искусство: 8-й класс: учебник Питерских А. С.; под ред. Неменского Б. М. 8 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»