Просмотр содержимого документа
«Учебники. Презентация. 2025г.»
« Использование нового федерального перечня учебников как условие соответствия программного обеспечения обязательным требованиям»
Агафонова Лариса Ивановна, руководитель РМО учителей ПО «Искусство»,
учитель ИЗО МАОУ «Марусинская средняя школа №24»
2025г
Требования к современному учебнику как основному средству обучения
Каким должен стать школьный учебник нового поколения?
С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой - комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности .
Требования к современному учебнику как основному средству обучения
Задача современной образовательной системы –
не «наполнить» ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника - как к навигатору получения знаний.
Содержание современного учебника определяется следующими принципами :
- гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
- научности - т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;
- принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями ;
Содержание современного учебника определяется следующими принципами:
- культуросообразности - отбору содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России;
- принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка ;
- принцип наглядности определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор.
Структура и содержание вариативных УМК
- Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.
- Для обеспечения вариативности образования необходимо многообразие учебно-методических комплексов , способствующих удовлетворению различных образовательных потребностей
- Учебно-методический комплект (УМК) - это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет.
Основные качества УМК
- Комплексность учебно-методических материалов , направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого.
- Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета.
- Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика).
Особенности современных УМК:
- наличие концептуального каркаса (список понятий, категориальный аппарат, словарь терминов);
- наличие набора ключевых базовых текстов , из которых и состоит концепт предмета;
- описание технологий, методов, методик , с помощью которых строится освоение материала;
- наличие зрительных и эмпирических опор (иллюстрации, таблицы, примеры, статистика, диаграммы, рисунки), без которых текст трудно называть собственно учебником.
Основные компоненты УМК
- Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения.
- Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению пройденного материала.
Практикум может включать в себя: лабораторные работы и/или практические занятия;
- Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
11 декабря Министерство юстиции РФ официально зарегистрировало Приказ министерства просвещения РФ № 769 от 5 ноября 2024 года «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий».
Музыка: 5-й класс: учебник Сергеева Г. П., Критская Е. Д. 5 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Музыка: 6-й класс: учебник Сергеева Г. П., Критская Е. Д. 6 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Музыка: 7-й класс: учебник Сергеева Г. П., Критская Е. Д. 7 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Музыка: 8-й класс: учебник Сергеева Г. П., Критская Е. Д. 8 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник Горяева Н. А., Островская О. В.; под ред. Неменского Б. М. 5 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Изобразительное искусство: 6-й класс: учебник Неменская Л. А.; под ред. Неменского Б. М. 6 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Изобразительное искусство: 7-й класс: учебник Питерских А. С., Гуров Г. Е.; под ред. Неменского Б. М. 7 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Изобразительное искусство: 8-й класс: учебник Питерских А. С.; под ред. Неменского Б. М. 8 Акционерное общество «Издательство «Просвещение»