I | Мотивационный этап 1)Организационный момент 2)Речевая разминка 3)Проверка домашнего задания 4)Актуализация знаний | Самоопределение деятельности, мотивация учебной деятельности по средствам создания эмоциональной обстановки, настрой детей на работу. Совершенствовать четкость произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствовать формированию выразительности речи. Повторить изученный материал. Актуализировать мыслительные операции необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; выявить уровень знаний и пробелы в усвоении изученного материала. Подвести детей к постановки учебной задачи. | Словесный; рассказ учителя; фронтальная. Словесный, практический (речевые упражнения) рассказ учителя; фронтальная, индивидуальная. Словесный; фронтальная. Словесный, (игровая) фронтальная. | 1. Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня занятие по литературному чтению проведу у вас я. 2. Организация класса - Ребята, на столах у вас лежат смайлики, покажите с каким настроением вы пришли на учебное занятие. Смайлик с весёлой улыбкой - хорошее настроение; Смайлик с грустной улыбкой - плохое настроение. - Посмотрите на своего соседа по парте, оглянитесь, всем улыбнитесь, пожмите руки, пожелайте своему соседу хорошего настроения. - И я вам желаю хорошего настроения и активности. - Ребята, кто на уроке сегодня будет самым активным и будет соблюдать тишину в классе, то получит звезду. Ученик, набравший большое количество звёзд, получит медаль! - Перед тем как мы начнём работать, давайте подготовим наш речевой аппарат к работе. - И поработаем мы с вами над чистоговоркой. Сейчас я прочитаю вам её. Чку-чку-чку - мы купили сумочку. Чки-чки-чки - у бабушки очки. Чки-чки-чки - на грядке кабачки. Чка-чка-чка - на цветочке бабочка. 1.Нужно прочитать чистоговорку глазами. 2.Сейчас мы прочитаем по слогам. 3. Ребята, давайте прочитаем чистоговорку беззвучно, с подчеркнутой артикуляцией. 4. А теперь прочитаем шёпотом. 5. Читаем в пол голоса. 6. Читаем громко. 7. Первый ряд читает первое предложение быстро. 8. Второй ряд читает второе предложение быстро. 9. Третий ряд читает третье предложение быстро. 10. Ребята, а кто теперь хочет прочитать первую строчку чистоговорки с вопросительной интонацией? 11. Ребята, какой звук в чистоговорке повторяется чаще? -Правильно, «Ч». Давайте прочитаем чистоговорку, выделяя звук «Ч» - - Ребята, а чтобы определить тему нашего сегодняшнего занятия. Вам нужно отгадать две загадки: 1 загадка: Держится хвостом за ветку Длинный хвост и очень цепкий. Хулиганка, шалунишка Эта шустрая... (Мартышка) - Молодцы , ребята, это Мартышка. Посмотрите на доску. (Слайд презентации) 2 загадка: На комоде эта пара Ночью спит внутри футляра, А с утра в жару и стужу На носу исправно служат! (Очки) - Молодцы, ребята, правильно, это очки. (Слайд презентации) - Ребята, а какое словосочетание у нас получилось? - Мартышка и очки. - Ребята, значит с каким произведением мы с вами сегодня познакомимся? Какую поставим перед собой цель? - Сегодня, мы с вами познакомимся с басней «Мартышка и очки». - Ребята, а давайте вспомним, что такое басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. | Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к учебному занятию. Выбирают смайлики: грустные или весёлые, в связи со своим настроением. Слушают внимательно учителя. Читают чистоговорку глазами. Читают чистоговорку по слогам; Читают беззвучно с подчеркнутой артикуляций; Читает шёпотом. Читают в пол голоса. Читают громко. Читают первое предложение быстро. Второй ряд читает второе предложение быстро. Третий ряд читает третье предложение быстро. Читают первую строчку с вопросительной интонацией... -В чистоговорке чаще всего повторяется звук «Ч». Читают чистоговорку, выделяя звук «Ч». - Слушают внимательно учителя Отгадывают загадки. - Мартышка. - Очки. - Мартышка и очки. Сегодня мы познакомимся с произведением «Мартышка и очки». Отвечают на вопросы учителя. | Речь учителя, смайлики с весёлой и грустной улыбкой. ИКТ-презентация, речь учителя. - Речь учителя, ИКТ-презентация. | Личностные: Самоопределение; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: оценивать правильности выполнения действий. К.: адекватно использовать свои средства для решения коммуникативных задач. К.: выполнять задания учителя, слушать вопросы учителя и стараться ответить на них. Р.: соотносить правильность действий. - Р.: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. П.: Умение наблюдать, читать, слушать. К.: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. |
II | Этап открытия новых знаний 5)Ознакомление с биографией автора. 6.Первичный синтез 7. Проверка Первичного синтеза | Познакомить детей с интересными фактами из жизни писателя И.А. Крылова. Познакомить детей с содержанием произведения «Тетерев и лисица» Поделиться впечатлениями. | Наглядный, словесный, рассказ учителя, фронтальная. Слушанье, словесный, фронтальная Словесный, фронтальная | - Ребята, а чтобы определить, кто написал басню «Мартышка и очки», Вы должны отгадать кроссворд. По вертикали: 1. На небе тучи, гром гремит И скоро будет дождик. Прогулка будет радостной, Если возьмёшь ты … (Зонтик) 2. Хоть вкусна, да не малина, С терпким вкусом – не калина, По зиме сладка … (Рябина) 3. Он живет под елками, Скрытый их иголками. Много у него братишек. Рыжий гриб зовется... (рыжик) 4. Падают с ветки золотые лепестки. (Листья) 5. Крупно, дробно зачастил И всю землю напоил. (Дождь) 6. Дует грозный и могучий, Разгоняет злые тучи. Деревца колышет, гнет, Воет, иногда поет! Он сильнее всех на свете. Догадайтесь, это… (Ветер) - Ребята, какой автор у нас получился ? - Правильно, ребята, это Иван Андреевич Крылов. Биография - Ребята, обратите внимание на портрет автора. Какой он по характеру, как вы думаете? Иван Андреевич Крылов родился 1769 году в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной . Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. Ваня был очень старательным и любознательным ребёнком. Без помощи учителей он смог овладеть русским языком, математикой. Также изучал французский и итальянский языки. Крылов переводил стихи, прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он проработал Петербургской публичной библиотеке. В 1789 году начинает печатать сатирический журнал «Почта духов». Самая главная заслуга Крылова - он написал огромное количество великолепных басен. Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети. В чём же его успех? Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность. Свои басни Крылов читал удивительно просто и искренне; вернее даже, он не читал басни , а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла в повествование. - Ребята, вы послушали биографию Ивана Андреевича Крылова. Теперь давайте ответим на вопросы: Вопросы: Где родился Иван Андреевич Крылов? Какими языками смог овладеть Иван Андреевич Крылов, обучаясь на дому? Что переводил Иван Андреевич Крылов? Какой журнал он напечатал в 1789 году? В чём успех басен Крылова? (Слайд презентации) - Молодцы, ребята, вы верно ответили на все вопросы! - Ребята, откройте учебник на с. 108 - Ребята, как вы думаете, а о чём будет эта басня? Прежде чем мы начнем читать басню и узнаем о чем же она, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся нам в тексте. Найдите в тексте слово выделенное голубым. Кто желает прочитать? Найдите значение этих слов в словаре в конце учебника. Как вы понимаете их? Дюжина - 12 Полдюжины- 6 Темя - верхняя часть головы Нанижет - наденет подряд на нитку, проволоку; Невежда - необразованный человек. К худу клонит - к плохому клонит; Познатней - побогаче; ( Слайд презентации) - Ребята, какую цель мы поставим , перед чтением басни Ивана Андреевича Крылова? - Ребята, сейчас я вам прочитаю басню. А вы внимательно слушайте и вникайте в её смысл. - Ребята, вам понравилась басня? - Ребята, а кто мне скажет, о чём она? - Какие эмоции, чувства , у вас вызвала басня? Физминутка: Хома,Хома,хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками) Хома раненько встаёт, (потягиваются) Щёчки моет(тереть щёки руками) Лапки трёт( движения мытья рук) Подметает Хома хатку ( метут воображаемыми мётлами) И выходит на зарядку на зарядку(маршируют) Раз ( руки вперед) Два ( руки вверх) Три ( руки в стороны) Четыре, пять (трясут кистями рук) Хомка хочет сильным стать! (Руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей). | Отгадывают загадки. - Зонтик. - Рябина. - Рыжик. - Листья. - Дождь. - Ветер. Слушают биографию автора. Готовятся отвечать на вопросы. - Иван Андреевич Крылов. - Добрый, спокойный, мудрый. Слушают внимательно. 1) Родился в Москве. 2)Русский, Французский, Итальянский. 3) Стихи, прозу. 4) «Почта духов». 5) Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность. Открывают учебник на странице 108. Готовятся к чтению трудных слов. Находят значение слов в словаре. Слушают басню. Формулируют ответы на вопросы учителя. Физминутка: Хома,Хома,хомячок, полосатенький бочок ( трут бока руками) Хома раненько встаёт, (потягиваются) Щёчки моет(тереть щёки руками) Лапки трёт( движения мытья рук) Подметает Хома хатку (метут воображаемыми мётлами) И выходит на зарядку на зарядку(маршируют) Раз ( руки вперед) Два ( руки вверх) Три ( руки в стороны) Четыре, пять (трясут кистями рук) Хомка хочет сильным стать! (Руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей). | Речь учителя, ИКТ-презентация. Учебник, речь учителя. Речь учителя | П.: Умение наблюдать, слушать. К.: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Р.: Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. К.: Умения взаимоотношений с одноклассниками и учителем; Осознанное построение речевого высказывания. П.: Умение наблюдать, читать, слушать; Умение пользоваться толковым словарём. К.: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. П.: Умение перерабатывать информацию. |
III | Применение и закрепление знаний 8.Вторичный синтез 9. Анализ произведения | Отрабатывание навыков чтения. Осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает. | Словесный, Фронтальная. Словесный, фронтальная | - Ребята, а теперь будем читать по цепочке. Прошу каждого следить. Начинаем с первой парты. - Ребята, сейчас мы с вами поработаем над содержанием басни: - Ребята, назовите главных героев басни? - От кого Мартышка услышала, что можно добыть очки? - Сколько очков достала Мартышка? - Какие действия произвела Мартышка с очками? - К какому выводу пришла Мартышка, когда очки не действовали никак? - Что сделала Мартышка с очками, когда они не сработали? - Ребята, какими словами заканчивается басня? - Почему слова Очки и Мартышка написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? - Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? - Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку? (Мартышка традиционный комический персонаж. Эта маленькая обезьянка славится своими ужимками и гримасами. Её легко представить в образе глупого, невежественного человека). - В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит. (Комичность ситуации в том, что Мартышка имела очки, но не знала, как ими пользоваться. Меня смешит, как она пыталась использовать очки. И меня забавляет то, что Мартышка стала обвинять очки в том, что они не помогли ей.) - Прочитай слова автора (мораль басни). Важен ли этот вывод для нас? Понял ли ты, кого называют невеждой? (Вывод автора важен для нас. И сейчас есть люди, которые винят кого угодно, но только не собственную глупость. И ругают то, чего не понимают. Невеждами называют недалёких, глупых, необразованных людей). - Чему учит басня? (Основной же смысл басни заключается в том, что нередко глупые и ограниченные люди не способны понять ценности полезной вещи, потому и судят о ней свысока. А ведь суть в том, что чтобы разобраться в каком-либо вопросе, нужно уметь применять свои знания). | Читают басню «Мартышка и очки». Отвечают на вопросы учителя. Главные герои басни - Мартышка и Очки. - От людей. - Полдюжины. «То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет» - Её обманули. - Разбила о камень. - «А ежели невежда познатней, то он её ещё и гонит». Мартышка и Очки являются главными героями басни. Мартышка является живым существом, но в своих несчастьях обвиняет Очки, тем самым одушевляя их. Поэтому Очки можно считать вторым главным героем басни. По этому названию легко понять, что речь в басне пойдёт о Мартышке, которая будет что-то делать с Очками. Но к чему это приведёт, по названию догадаться невозможно. Мартышка прижимала очки ко лбу, надевала на хвост, лизала и нюхала. Всё это можно делать с очками, но смысла в таких действиях нет. Обычно очки просто надевают на переносицу, чтобы через них смотреть. Мартышка решила, что её обманули потому, что все её действия не привели к улучшению зрения. | Речь учителя, учебник. Речь учителя | Предметные: Уметь читать осознанно текст художественного произведения; Личностные: Проявлять желание читать произведения о дружбе; Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения. Предметные: Умение определять тему и главную мыслю произведения; анализировать содержание текста; оценивать события, героев произведения. К.: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. П.: Умение правильно и чётко построить ответ на вопрос; Умение свободно выражать своё мнение; Умение ориентироваться в тексте; Умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков. |
IV | 4. Итого-рефлексивный 10. Итог урока 11. Рефлексия 12. Домашнее задание | Подвести итог проделанной работы на уроке литературного чтения. Формирование у детей самооценки. Закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. | Словесный, фронтальная Словесный, фронтальная Практический, индивидуальная | - Ребята, давайте подведём итоги нашего учебного занятия: - С какой басней познакомились? - Назовите главных героев басни? - Каких ещё животных наделил И. А. Крылов человеческими качествами в своих баснях? - Ребята, теперь каждый посчитайте свои звёздочки. Учитель награждает медалью ученика, набравшего большое количество звёзд. Рефлексия - Ребята, перед вами лежат очки красного и зелёного цвета. - Если вы довольны своей работой на уроке, у вас всё получилось - поднимите очки зелёного цвета. - Если у вас остались вопросы, вы недовольны своей работой, вам было скучно, то поднимите очки красного цвета. - Ребята, ваше домашнее задание будет выглядить следующим образом. Вам нужно дома прочитать выразительно басню Крылова «Мартышка и очки». | Формулируют ответы на вопросы учителя. - Сегодня мы познакомились с басней «Мартышка и очки» . Считают звёздочки. Оценивают свою деятельность на карточках. Получают инструктаж по выполнению домашнего задания. | Речь учителя, презентация. Речь учителя, карточки для рефлексии. Речь учителя, учебник. | Личностные: Формирование самоиндефикации, адекватной, позитивной самооценки, самообслуживание и самовосприятия. Р.: Рефлексия своей деятельности, умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого. К.: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Личностные: Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Р.: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. |