Просмотр содержимого документа
«Учебные стратегии по развитию языковой компетенции.»
Учебные стратегии по развитию языковой компетенции.
ФГОС. Изменение парадигмы образования.
- Цель как умение учиться
- Включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач
- Целенаправленная организация учебной деятельности
- Учебное сотрудничество
Программа развития универсальных учебных действий
- личностные УУД,
- регулятивные,
- познавательные,
- коммуникативные
Принципы и подходы.
- Личностно-ориентированный
- Коммуникативный
- Развитие межкультурной коммуникации
- Деятельностный подход
- Автономия учащихся
Вооружение индивидуальными учебными стратегиями
- Учебная стратегия – ментальный план действий для достижения учебной цели
Формула осознания учебной стратегии
- Если мне необходимо ( в данном случае) запомнить слова, то я должен сделать: 1--, 2…, 3…
Учебные стратегии по П. Биммелю
ПРЯМЫЕ :
- направленные на запоминание языкового материала;
- Стратегии отработки язык. мат-ла
Косвенные :
- организационные,
- социальные,
- аффективные
- Стратегии употребления язык. мат-ла,
Прямые стратегии
- подбор групп слов по тематическому принципу- mind map ;
- группировка слов по отдельным смысловым и формальным признакам;
- создание ассоциативных связей, составление ассоциограмм;
- использование контекста;
- использование иллюстраций;
- регулярное повторение;
- изготовление картотеки слов;
Стратегии отработки языкового материала
СТРУКТУРИРОВАНИЕ
- подчеркивание и маркирование;
- выделение ключевых слов;
- ведение записей;
- членение текста;
- обобщение: выбор важного в тексте, сокращение средств выражения этого главного, использование сокращений, значков и символов: ! – особенно важно; + - считаю положительным; -! – считаю отрицательным; ? – не понял….
анализ и применение правил
- значения сложносоставных слов
- умение находить повторяющиеся языковые явления, сортировать, обобщать и формулировать правило
- актуализация знаний по проблеме, теме;
- использование сравнения иностранного и русского языков;
- использование словаря
анализ и применение правил
- умение пользоваться грамматическими правилами:
- понимание грамматических терминов,
- умение пользоваться оглавлением,
- понимать значение символов, интерпретировать таблицы,
- понимать формулировку правил,
- знать грамматические категории,
- уметь интерпретировать грамматические правила
Организационные
- определение собственных целей учения;
- планирование процесса учения;
- контроль за процессом учения;
- определение наиболее оптимальных путей усвоения лексических и грамматических знаний, понимания текстов и т.д.
- умение планировать время;
- умение оборудовать рабочее место;
- умение ранжировать по трудности задачи, решаемые самостоятельно;
- умение чередовать трудности и делать перерывы в работе;
- умение подбодрить себя и наградить за успех.
Социальные стратегии
- умение задавать вопросы с целью получить дополнительное объяснение, проверить корректность собственного высказывания и т.д.;
- умение работать в парах, группах;
- умение наблюдать и анализировать работу партнеров, делать выводы.
Аффективные стратегии
- снижение, снятие стресса;
- умение расслабиться, в том числе с помощью музыки, смеха, положительных эмоций;
- умение подбодрить себя, вознаградить за успех;
- регистрация собственных чувств, эмоций как положительных, так и отрицательных;
- ведение дневника с целью описать и проанализировать собственный процесс учения и т.д.
Употребление ИЯ
- выдвижение гипотез по содержанию аудиотекста или текста для чтения;
- использование всех возможных средств иностранного языка и невербальных средств для выяснения значения предложений, слов или для того, чтобы выразить мысль при нехватке лексического или грамматического материала: раскрытие значений слов по контексту, описание незнакомого слова;
- описание незнакомого слова;
- использование синонимов, антонимов, интернационализмов
- составление мысленного плана высказывания;
- порождение новых слов;
- просьба о помощи;
- использование мимики и жестов и др.
Деятельность учителя по развитию УУД
Целеполагание
- Формулировка цели отражает, чему научится, что будет знать и уметь обучающийся в конце курса, урока; какое коммуникативное намерение смогут реализовать
- не только информировать о цели,
- но и включать учащихся в целеполагание, переформулирование цели
- Обсуждать этическую сторону тем
Гармонизация целеполагания
пять шагов:
- уточнить цель;
- сформулировать ее в положительной форме;
- вычленить сенсорные показатели в терминах «вижу», «слышу»;
- согласовать цели с партнером по общению;
- учесть при этом ближние и дальние перспективы.
Организация познавательной деятельности учащихся
- В логике протекания психических процессов при познании:
- подготовка учащихся к восприятию нового материала,
- организация эффективного восприятия,
- осмысление,
- тренировка (имитация, подстановка, трансформация,
- применение,
- рефлексия учебных действий.
Новая логика принятия решений при планировании урока
- Постановка и формулирование цели (как описано выше);
- Виды учебно-познавательной деятельности
- Социальные формы
- Подбор содержания
- Средства его презентации;
- Деятельность учителя на уроке: организация деят-ти, регулирование, мотивирование, подбадриванию, помощь по требованию, консультирование, корректировка, создание комфортной атмосферы для взаимодействия;
- Педагогическая рефлексия - анализ своей деятельности как педагога;
- Введение максимально быстрых поправок в учебный процесс необходимы для поддержания гармонии учебного взаимодействия.
Поддержанию гармонии способствует
- толерантность к языковым и речевым ошибкам обучающихся.
- В ходе учебного общения исправлению могут подвергаться ошибки, нарушающие коммуникацию методом переспроса и уточнения.
- Все другие ошибки протоколируются учителем или даже самими обучающимися.
- Работа по их преодолению организуется после окончания учебной коммуникации посредством коммуникативных установок и создания коммуникативных ситуаций, например, «аукцион ошибок», «лучший корректор» .
- При этом приоритет в работе над ошибками должен быть отдан учащимся
Гармонизация различных аспектов учебной мотивации. На уровне планирования, замысла урока:
- Составлять план на основе анализа потребностей учащихся, привлекать учащихся к участию в планировании.
- Усиливать привлекательность содержания обучения, используя аутентичные материалы (тексты, аудиозаписи, современные песни, видео).
- Обсуждать с учащимися выбор материала, его актуальность, содержательность, оформление.
- Использовать задания, требующих большего взаимодействия учащихся друг с другом, нацеленные на решение проблемных ситуаций, имеющие игровой, сюжетно – ролевой характер, задания, задевающие чувства и будоражащие фантазию учащихся.
- Ставить задачи, решение которых может быть представлено для зрительного восприятия, презентация решения которых вызывает у учащихся чувство гордости и удовлетворения.
На уровне поддержки субъектной позиции учащихся:
- Способствовать развитию у учеников чувства уверенности в своих силах, доверять своим ученикам и верить в их способности.
- Не скупиться на похвалу, оказывать поддержку и помощь.
- Дифференцировать задания, давать подсказки о том, что необходимо для успешного выполнения заданий.
- Поддерживать положительную самооценку учащихся, подчеркивая, прежде всего то, что учащиеся уже умеют и знают на иностранном языке, а не то, чему учащиеся еще не научились,
На уровне поддержки субъектной позиции учащихся:
- Предоставлять учащимся возможность выбора стратегий изучения иностранного языка
- Практиковать с учащимися коллективную и индивидуальную рефлексию учебного процесса.
- Побуждать учащихся к конкретизации личных целей обучения.
- Привлекать учащихся к отбору учебного материала и определению форм организации учебно-познавательной деятельности.
На уровне сопровождающей роли учителя:
- Занимать позицию организатора, модератора, помощника, консультанта.
- Развивать автономность учащихся, предоставляя им возможность ставить цель и выбирать альтернативные пути достижения цели.
- Минимизировать внешний контроль и давление (угрозы, наказание).
- Приучать учащихся нести ответственность за организацию и результаты процесса обучения иностранным языкам, например выполнение проектных заданий, составление заданий для своих товарищей.
- Оценка учителем труда учеников должна носить мотивирующий информирующий характер, концентрироваться на продвижении учащихся и цене успеха, а не на ошибках.
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра.»
Джон Дьюи.