СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные стратегии по развитию языковой компетенции.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение информации и рекомендации по использованию учебных стратегий, направленных на развитие языковой компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Учебные стратегии по развитию языковой компетенции.»

Учебные стратегии по развитию языковой компетенции.

Учебные стратегии по развитию языковой компетенции.

ФГОС. Изменение парадигмы образования. Цель как умение учиться Включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач Целенаправленная организация учебной деятельности Учебное сотрудничество

ФГОС. Изменение парадигмы образования.

  • Цель как умение учиться
  • Включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач
  • Целенаправленная организация учебной деятельности
  • Учебное сотрудничество
Программа развития универсальных учебных действий личностные УУД, регулятивные, познавательные,  коммуникативные

Программа развития универсальных учебных действий

  • личностные УУД,
  • регулятивные,
  • познавательные,
  • коммуникативные
Принципы и подходы. Личностно-ориентированный Коммуникативный Развитие межкультурной коммуникации Деятельностный подход Автономия учащихся

Принципы и подходы.

  • Личностно-ориентированный
  • Коммуникативный
  • Развитие межкультурной коммуникации
  • Деятельностный подход
  • Автономия учащихся
Вооружение индивидуальными учебными стратегиями Учебная стратегия – ментальный план действий для достижения учебной цели

Вооружение индивидуальными учебными стратегиями

  • Учебная стратегия – ментальный план действий для достижения учебной цели
Формула осознания учебной стратегии Если мне необходимо ( в данном случае) запомнить слова, то я должен сделать: 1--, 2…, 3…

Формула осознания учебной стратегии

  • Если мне необходимо ( в данном случае) запомнить слова, то я должен сделать: 1--, 2…, 3…
Учебные стратегии по П. Биммелю ПРЯМЫЕ : направленные на запоминание языкового материала; Стратегии отработки язык. мат-ла  Косвенные : организационные,  социальные, аффективные Стратегии употребления язык. мат-ла,

Учебные стратегии по П. Биммелю

ПРЯМЫЕ :

  • направленные на запоминание языкового материала;
  • Стратегии отработки язык. мат-ла

Косвенные :

  • организационные,
  • социальные,
  • аффективные
  • Стратегии употребления язык. мат-ла,
Прямые стратегии подбор групп слов по тематическому принципу- mind map ; группировка слов по отдельным смысловым и формальным признакам; создание ассоциативных связей, составление ассоциограмм; использование контекста; использование иллюстраций;  регулярное повторение; изготовление картотеки слов;

Прямые стратегии

  • подбор групп слов по тематическому принципу- mind map ;
  • группировка слов по отдельным смысловым и формальным признакам;
  • создание ассоциативных связей, составление ассоциограмм;
  • использование контекста;
  • использование иллюстраций;
  • регулярное повторение;
  • изготовление картотеки слов;
Стратегии отработки языкового материала СТРУКТУРИРОВАНИЕ подчеркивание и маркирование; выделение ключевых слов; ведение записей; членение текста; обобщение: выбор важного в тексте, сокращение средств выражения этого главного, использование сокращений, значков и символов: ! – особенно важно; + - считаю положительным; -! – считаю отрицательным; ? – не понял….

Стратегии отработки языкового материала

СТРУКТУРИРОВАНИЕ

  • подчеркивание и маркирование;
  • выделение ключевых слов;
  • ведение записей;
  • членение текста;
  • обобщение: выбор важного в тексте, сокращение средств выражения этого главного, использование сокращений, значков и символов: ! – особенно важно; + - считаю положительным; -! – считаю отрицательным; ? – не понял….
анализ и применение правил значения сложносоставных слов умение находить повторяющиеся языковые явления, сортировать, обобщать и формулировать правило актуализация знаний по проблеме, теме; использование сравнения иностранного и русского языков; использование словаря

анализ и применение правил

  • значения сложносоставных слов
  • умение находить повторяющиеся языковые явления, сортировать, обобщать и формулировать правило
  • актуализация знаний по проблеме, теме;
  • использование сравнения иностранного и русского языков;
  • использование словаря
анализ и применение правил умение пользоваться грамматическими правилами: понимание грамматических терминов, умение пользоваться оглавлением, понимать значение символов, интерпретировать таблицы, понимать формулировку правил,  знать грамматические категории, уметь интерпретировать грамматические правила

анализ и применение правил

  • умение пользоваться грамматическими правилами:
  • понимание грамматических терминов,
  • умение пользоваться оглавлением,
  • понимать значение символов, интерпретировать таблицы,
  • понимать формулировку правил,
  • знать грамматические категории,
  • уметь интерпретировать грамматические правила
Организационные определение собственных целей учения; планирование процесса учения; контроль за процессом учения; определение наиболее оптимальных путей усвоения лексических и грамматических знаний, понимания текстов и т.д. умение планировать время; умение оборудовать рабочее место; умение ранжировать по трудности задачи, решаемые самостоятельно; умение чередовать трудности и делать перерывы в работе; умение подбодрить себя и наградить за успех.

Организационные

  • определение собственных целей учения;
  • планирование процесса учения;
  • контроль за процессом учения;
  • определение наиболее оптимальных путей усвоения лексических и грамматических знаний, понимания текстов и т.д.
  • умение планировать время;
  • умение оборудовать рабочее место;
  • умение ранжировать по трудности задачи, решаемые самостоятельно;
  • умение чередовать трудности и делать перерывы в работе;
  • умение подбодрить себя и наградить за успех.
Социальные стратегии умение задавать вопросы с целью получить дополнительное объяснение, проверить корректность собственного высказывания и т.д.; умение работать в парах, группах;  умение наблюдать и анализировать работу партнеров, делать выводы.

Социальные стратегии

  • умение задавать вопросы с целью получить дополнительное объяснение, проверить корректность собственного высказывания и т.д.;
  • умение работать в парах, группах;
  • умение наблюдать и анализировать работу партнеров, делать выводы.
Аффективные стратегии снижение, снятие стресса;  умение расслабиться, в том числе с помощью музыки, смеха, положительных эмоций; умение подбодрить себя, вознаградить за успех; регистрация собственных чувств, эмоций как положительных, так и отрицательных; ведение дневника с целью описать и проанализировать собственный процесс учения и т.д.

Аффективные стратегии

  • снижение, снятие стресса;
  • умение расслабиться, в том числе с помощью музыки, смеха, положительных эмоций;
  • умение подбодрить себя, вознаградить за успех;
  • регистрация собственных чувств, эмоций как положительных, так и отрицательных;
  • ведение дневника с целью описать и проанализировать собственный процесс учения и т.д.
Употребление ИЯ выдвижение гипотез по содержанию аудиотекста или текста для чтения;  использование всех возможных средств иностранного языка и невербальных средств для выяснения значения предложений, слов или для того, чтобы выразить мысль при нехватке лексического или грамматического материала: раскрытие значений слов по контексту, описание незнакомого слова; описание незнакомого слова; использование синонимов, антонимов, интернационализмов составление мысленного плана высказывания; порождение новых слов; просьба о помощи; использование мимики и жестов и др.

Употребление ИЯ

  • выдвижение гипотез по содержанию аудиотекста или текста для чтения;
  • использование всех возможных средств иностранного языка и невербальных средств для выяснения значения предложений, слов или для того, чтобы выразить мысль при нехватке лексического или грамматического материала: раскрытие значений слов по контексту, описание незнакомого слова;
  • описание незнакомого слова;
  • использование синонимов, антонимов, интернационализмов
  • составление мысленного плана высказывания;
  • порождение новых слов;
  • просьба о помощи;
  • использование мимики и жестов и др.
Деятельность учителя по развитию УУД Целеполагание Формулировка цели отражает, чему научится, что будет знать и уметь обучающийся в конце курса, урока; какое коммуникативное намерение смогут реализовать не только информировать о цели, но и включать учащихся в целеполагание, переформулирование цели Обсуждать этическую сторону тем

Деятельность учителя по развитию УУД

Целеполагание

  • Формулировка цели отражает, чему научится, что будет знать и уметь обучающийся в конце курса, урока; какое коммуникативное намерение смогут реализовать
  • не только информировать о цели,
  • но и включать учащихся в целеполагание, переформулирование цели
  • Обсуждать этическую сторону тем
Гармонизация целеполагания пять шагов:  уточнить цель;  сформулировать ее в положительной форме; вычленить сенсорные показатели в терминах «вижу», «слышу»; согласовать цели с партнером по общению; учесть при этом ближние и дальние перспективы.

Гармонизация целеполагания

пять шагов:

  • уточнить цель;
  • сформулировать ее в положительной форме;
  • вычленить сенсорные показатели в терминах «вижу», «слышу»;
  • согласовать цели с партнером по общению;
  • учесть при этом ближние и дальние перспективы.
Организация познавательной деятельности учащихся В логике протекания психических процессов при познании: подготовка учащихся к восприятию нового материала, организация эффективного восприятия,  осмысление, тренировка (имитация, подстановка, трансформация, применение,  рефлексия учебных действий.

Организация познавательной деятельности учащихся

  • В логике протекания психических процессов при познании:
  • подготовка учащихся к восприятию нового материала,
  • организация эффективного восприятия,
  • осмысление,
  • тренировка (имитация, подстановка, трансформация,
  • применение,
  • рефлексия учебных действий.
Новая логика принятия решений при планировании урока Постановка и формулирование цели (как описано выше); Виды учебно-познавательной деятельности  Социальные формы  Подбор содержания   Средства его  презентации; Деятельность  учителя на уроке: организация деят-ти, регулирование, мотивирование, подбадриванию, помощь по требованию, консультирование, корректировка, создание комфортной атмосферы для взаимодействия; Педагогическая рефлексия - анализ своей деятельности как педагога; Введение максимально быстрых поправок в учебный процесс необходимы для поддержания гармонии учебного взаимодействия.

Новая логика принятия решений при планировании урока

  • Постановка и формулирование цели (как описано выше);
  • Виды учебно-познавательной деятельности
  • Социальные формы
  • Подбор содержания
  • Средства его презентации;
  • Деятельность учителя на уроке: организация деят-ти, регулирование, мотивирование, подбадриванию, помощь по требованию, консультирование, корректировка, создание комфортной атмосферы для взаимодействия;
  • Педагогическая рефлексия - анализ своей деятельности как педагога;
  • Введение максимально быстрых поправок в учебный процесс необходимы для поддержания гармонии учебного взаимодействия.
Поддержанию гармонии способствует толерантность к языковым и речевым ошибкам обучающихся. В ходе учебного общения исправлению могут подвергаться ошибки, нарушающие коммуникацию методом переспроса и уточнения.  Все другие ошибки протоколируются учителем или даже самими обучающимися. Работа по их преодолению организуется после окончания учебной коммуникации посредством коммуникативных установок и создания коммуникативных ситуаций, например, «аукцион ошибок», «лучший корректор» . При этом приоритет в работе над ошибками должен быть отдан учащимся

Поддержанию гармонии способствует

  • толерантность к языковым и речевым ошибкам обучающихся.
  • В ходе учебного общения исправлению могут подвергаться ошибки, нарушающие коммуникацию методом переспроса и уточнения.
  • Все другие ошибки протоколируются учителем или даже самими обучающимися.
  • Работа по их преодолению организуется после окончания учебной коммуникации посредством коммуникативных установок и создания коммуникативных ситуаций, например, «аукцион ошибок», «лучший корректор» .
  • При этом приоритет в работе над ошибками должен быть отдан учащимся
Гармонизация различных аспектов учебной мотивации. На уровне планирования, замысла урока: Составлять план на основе анализа потребностей учащихся, привлекать учащихся к участию в планировании. Усиливать привлекательность содержания обучения, используя аутентичные материалы (тексты, аудиозаписи, современные песни, видео). Обсуждать с учащимися выбор материала, его актуальность, содержательность, оформление. Использовать задания, требующих большего взаимодействия учащихся друг с другом, нацеленные на решение проблемных ситуаций, имеющие игровой, сюжетно – ролевой характер, задания, задевающие чувства и будоражащие фантазию учащихся. Ставить задачи, решение которых может быть представлено для зрительного восприятия, презентация решения которых вызывает у учащихся чувство гордости и удовлетворения.

Гармонизация различных аспектов учебной мотивации. На уровне планирования, замысла урока:

  • Составлять план на основе анализа потребностей учащихся, привлекать учащихся к участию в планировании.
  • Усиливать привлекательность содержания обучения, используя аутентичные материалы (тексты, аудиозаписи, современные песни, видео).
  • Обсуждать с учащимися выбор материала, его актуальность, содержательность, оформление.
  • Использовать задания, требующих большего взаимодействия учащихся друг с другом, нацеленные на решение проблемных ситуаций, имеющие игровой, сюжетно – ролевой характер, задания, задевающие чувства и будоражащие фантазию учащихся.
  • Ставить задачи, решение которых может быть представлено для зрительного восприятия, презентация решения которых вызывает у учащихся чувство гордости и удовлетворения.
На уровне поддержки субъектной позиции учащихся: Способствовать развитию у учеников чувства уверенности в своих силах, доверять своим ученикам и верить в их способности. Не скупиться на похвалу, оказывать поддержку и помощь. Дифференцировать задания, давать подсказки о том, что необходимо для успешного выполнения заданий. Поддерживать положительную самооценку учащихся, подчеркивая, прежде всего то, что учащиеся уже умеют и знают на иностранном языке, а не то, чему учащиеся еще не научились,

На уровне поддержки субъектной позиции учащихся:

  • Способствовать развитию у учеников чувства уверенности в своих силах, доверять своим ученикам и верить в их способности.
  • Не скупиться на похвалу, оказывать поддержку и помощь.
  • Дифференцировать задания, давать подсказки о том, что необходимо для успешного выполнения заданий.
  • Поддерживать положительную самооценку учащихся, подчеркивая, прежде всего то, что учащиеся уже умеют и знают на иностранном языке, а не то, чему учащиеся еще не научились,
На уровне поддержки субъектной позиции учащихся: Предоставлять учащимся возможность выбора стратегий изучения иностранного языка Практиковать с учащимися коллективную и индивидуальную рефлексию учебного процесса. Побуждать учащихся к конкретизации личных целей обучения. Привлекать учащихся к отбору учебного материала и определению форм организации учебно-познавательной деятельности.

На уровне поддержки субъектной позиции учащихся:

  • Предоставлять учащимся возможность выбора стратегий изучения иностранного языка
  • Практиковать с учащимися коллективную и индивидуальную рефлексию учебного процесса.
  • Побуждать учащихся к конкретизации личных целей обучения.
  • Привлекать учащихся к отбору учебного материала и определению форм организации учебно-познавательной деятельности.
На уровне сопровождающей роли учителя: Занимать позицию организатора, модератора, помощника, консультанта. Развивать автономность учащихся, предоставляя им возможность ставить цель и выбирать альтернативные пути достижения цели. Минимизировать внешний контроль и давление (угрозы, наказание). Приучать учащихся нести ответственность за организацию и результаты процесса обучения иностранным языкам, например выполнение проектных заданий, составление заданий для своих товарищей. Оценка учителем труда учеников должна носить мотивирующий информирующий характер, концентрироваться на продвижении учащихся и цене успеха, а не на ошибках.

На уровне сопровождающей роли учителя:

  • Занимать позицию организатора, модератора, помощника, консультанта.
  • Развивать автономность учащихся, предоставляя им возможность ставить цель и выбирать альтернативные пути достижения цели.
  • Минимизировать внешний контроль и давление (угрозы, наказание).
  • Приучать учащихся нести ответственность за организацию и результаты процесса обучения иностранным языкам, например выполнение проектных заданий, составление заданий для своих товарищей.
  • Оценка учителем труда учеников должна носить мотивирующий информирующий характер, концентрироваться на продвижении учащихся и цене успеха, а не на ошибках.
 «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра.»  Джон Дьюи.

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра.»

Джон Дьюи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!