Районный семинар
учителей русского языка и литературы
«Развитие коммуникативных компетенций через учебный диалог как интерактивную форму обучения»
15 марта 2019г
Учебный диалог на уроках литературы
Тропина Алена Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»
Одна из наиболее перспективных проблем современной педагогики – обучение конкретному предмету на основе общения в процессе совместной деятельности учителя и ученика.
Предпочтительность поискового диалога по сравнению с иллюстративно-монологическими формами сообщения знаний отмечал еще немецкий педагог Адольф Дистервег: «…знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»
Ориентация на диалогические формы познания особенно важна на уроках литературы. Знакомство с литературой, познание мира через литературу порождает особую потребность выразить свои мысли и чувства, и наша задача - помочь учащимся найти речевые средства выражения мыслей.
В методике преподавания литературы вопрос о диалоге до сих пор ставится в основном касательно беседы при изучении литературного произведения. Но в современных условиях важно несколько шире взглянуть на проблему диалогического общения на уроках.
Давайте посмотрим, какие виды диалога уже давно и с успехом используют учителя на уроках.
В учебной деятельности часто возникает диалог-спор или диалог-согласие (типология 1).
В диалоге-согласии участники выражают общие или сходные позиции и во многом дополняют друг друга. Этим достигается более глубокое взаимопонимание и достижение поставленной цели в разрешении проблемы. Культура этого вида диалога разработана в значительно меньшей степени, чем диалога-спора.
Хотя, на мой взгляд, этот вид диалога чаще присутствует на наших уроках, чем спор. Он популярен при анализе лирических произведений, небольших прозаических текстов, когда текст понятен и принимается большинством сразу и не вызывает каких-либо разногласий.
Диалог-спор относится к межличностному диалогу, встречается, к сожалению, реже и нуждается в следовании определенной структуре спора. Резкие и категоричные обращения к собеседнику в споре недопустимы. Желательны обращения более мягкие, направленные на создание доброжелательного климата общения, нахождение общих основ для совместного поиска истины. Если говорить о структуре такого типа урока, необходимо выделить следующие элементы.
В структуру диалога-спора входит:
а) выявление цели спора, предмета обсуждения и предмета разногласия;
б) формулировка тезисов, анализ возможностей и доказательств, выбор стратегии спора и планирование ее тактического осуществления;
в) оценка тезисов противника, его отношения к спору и предполагаемой стратегии, а также зондирование поведения противника посредством уточнения понятия;
г) доказательство своих тезисов и опровержение тезисов оппонента;
д) заключение с учетом положительных и отрицательных результатов, формулировка новых проблемных вопросов, вытекающих из результатов спора.
Организация уроков-диалогов связана также с видом диалога (типология 2):
1. Информационный, когда в процессе восприятия каждый партнёр получает новую информацию; обычно организуется в процессе овладения новыми знаниями
2. Интерпретационный, когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим (многим) партнёрам фактов, их интерпретация, может быть включен в любой структурный элемент урока
• Виды диалогов (типология 3)
В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:
учитель-класс,
ученик-класс,
ученик-ученик,
учитель-ученик.
Структура учебного диалога учитель-класс может быть: сообщение темы; постановка учебной задачи; совместный поиск решения учебной задачи; выслушивание разных точек зрения собеседников; корректировка; получение совместного окончательного решения; обобщение.
Ученик-класс (межструктурный диалог) - перед одним учеником и классом встает проблема, единое решение которой идет с учетом мнения своих единомышленников. Цель такого диалога - нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Этот вид диалога реализуется в таких его формах, как дискуссия, групповой диалог.
Ученик-ученик (внутриструктурный диалог) - это форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности. Характерные особенности такого диалога: наличие идей у участников, полнота используемой информации, ее достоверность, четкая аргументированность суждений. Используется в следующих формах диалога: работа в парах, групповой и коллективный диалоги, дискуссия.
Типы учебного диалога (типология 4)
Основное назначение диалоговой технологии обучения - научить выстраивать диалог на уроке на основе коммуникативной направленности и гуманистической парадигмы обучения. Знание основных типов и видов учебного диалога поможет успешному использованию данной технологии в учебной практике.
Типы диалога | Характеристика |
Мотивационный | Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения |
Критический | Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы |
Конфликтный | Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы |
Самопрезентирующий | Демонстрация личностью выгодного для неё имиджа |
Автономный | Внутренний диалог, выражающий проведение защитной реакции личности |
Рефлексивный | Указывает на способность личности вести самоанализ |
Самореализующий | Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности |
Смыслотворческий | Характеризуется поиском личностью ценностей |
Духовный | Глубинное проникновение в содержание, друг в друга |
В чем особенность урока – диалога?
Прежде всего, это касается создания необходимых условий, стимулирующих диалог, то есть атмосферы, способствующей эффективности диалогических отношений. Их общими признаками, по утверждению философа Г.Буша, являются:
целенаправленность,
полная симметричность,
равноправность,
исключительность,
уникальность,
существование только в настоящем времени и
только между партнерами,
возможность спонтанного их возникновения и т.д.
Технология организации таких занятий начинается с учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе.
Например, такие:
Немаловажное значение имеют такие качества урока-диалога, как активное двустороннее взаимодействие, при котором собеседники нуждаются друг в друге, чутко реагируют на все происходящее. Они внимательны к мнению других, учитывают его во время обсуждения, рады найти единомышленников, стремятся наладить контакт с оппонентами, понять их точку зрения, вникнуть в суть разногласий. Для ведения диалога обязательна некая внутренняя общность партнеров, единый предмет обсуждения.
Условиями успешного взаимодействия участников урока-диалога является заинтересованность предложенной темой, постановка нестандартной проблемы, проблемной ситуации.
Меняется структура урока, организация учебного пространства, содержание диалога и позиция участников диалога к этому содержанию.
Если на обычном, традиционном уроке цели его участников в основном совпадают, то на уроке-диалоге они могут быть очень разными.
Следует обращать внимание и на исходные позиции участников диалога, на цели и приемы, которые используются для их достижения.
Какое место занимает диалог на уроке литературы?
Диалог на уроке литературы, конечно, должен занимать ведущее место. Он может длиться весь урок, а может быть только часть его. Все зависит от содержания и целей урока, от желания участников и возможностей педагога.
3. Этапы разработки урока-диалога
В работах В.А. Кан-Калика есть следующая структура организации педагогического процесса и соотнесение его с этапами педагогического общения.
Педагогический процесс имеет следующие стадии:
1. Замысел - моделирование предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку;
2. Воплощение замысла - организация непосредственного общения с классом;
управление общением в процессе;
создание внутренней мотивации совместной работы;
обеспечение психологического комфорта;
установка на активный поиск и обретение новых знаний;
3. Анализ - анализ общения и моделирование новой системы общения.
Структура урока-диалога
Сообщить тему урока, проинформировать о предмете разговора.
Определить проблему, проблемный вопрос.
Прочитать текст (для исследования, разговора, анализа и т.д.)
Четко и конкретно сформулировать тезис (антитезис). Уточнить смысл каждого понятия.
Исследовать аргументы в защиту или опровержение тезиса (антитезиса):
- прием вопросов, контрвопросов;
- обращение к собственному опыту;
- нестандартные «игровые задания»;
- ролевые игры;
6. Сделать вывод, обобщить, обозначить новую проблему.
«Шпаргалка» для отслеживания техники спора
Определите вид спора.
По мотивам и целям:
а) из-за истины б) для убеждения кого-либо; в) для победы г) спор ради спора
1.2 По социальной значимости проблемы:
а) общечеловеческие интересы б) национальные в) интересы социальных групп
г) групповые д) семейные е) личные
1.3 По количеству участников:
а) монолог (внутренний спор) б) диалог в) полилог (команд)
1.4 При слушателях - без слушателей
1.5 По форме проведения:
а) устный б) письменный
2. Охарактеризуйте предмет спора.
2.1 Актуальность предмета спора для данной ситуации, для участников спора;
2.2 Способы выделения предмета спора
2.3 Характеристика компетентности и эрудиции каждой стороны в споре.
3. Охарактеризуйте тезис и антитезис.
3.1 В форме какого суждения представлены тезис и антитезис?
3.2 Каким образом оппоненты установили разногласия?
3.3 Насколько точно и конкретно сформулированы тезис и антитезис?
3.4 Наблюдались ли логические ошибки: потеря или подмена тезиса?
4. Охарактеризуйте основные качества участников спора:
- заинтересованность
- конструктивность подхода
- умение идти на компромисс
- стремление к коррекции точки зрения
- поиск правильных доводов противника
- интеллектуальная терпимость
- умение слушать
- умение держать позицию
- эмпатия
- лабильность
- гибкость мышления
- культура речи
5.Какая стратегия воздействия на оппонента выбрана, что преобладает
(доказывание, убеждение, уговаривание, защита, опровержение).
6. Какие аргументы для доказывания и опровержения используются оппонентами:
(сильные или слабые).
6.1 Назовите эти доводы;
6.2 Укажите способ демонстрации аргументов;
6.3 Определите, нет ли логических ошибок в предъявлении аргументов?
7. Какие приемы защиты используют оппоненты?
( ирония, юмор, недозволенный аргумент, эффектное сравнение, авторский комментарий, контрвопрос, анализ вывода, подхват реплики, гневная отповедь, контрпример, оттягивание ответа).
8. Какие вопросы использовались оппонентами в споре?
8.1 Уточняющие - восполняющие
8.2 Простые - сложные
8.3 Логически корректно и логически некорректно поставленные
8.4 Нейтральные, доброжелательные, недоброжелательные
9. Какие виды ответов использовали:
9.1 Правильные – неправильные
9.2 Краткие – развернутые
9.3. Пошлые – остроумные
9.4 Полные - неполные
10. Какие уловки были использованы?
10.1 дозволенные - недозволенные;
11. Как заканчивается спор?
11.1 признание тезиса или антитезиса обеими сторонами;
11.2 тезис или антитезис редактируется обеими сторонами;
11.3 отбрасывается и тезис, и антитезис и вырабатывается новый вариант;
11.4 признание поражения.
Библиографический список
1. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002. 148 с.
2. Граблина Н.В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы: по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» // Литература в школе, 2005, № 9. С. 37-40
3. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5. С. 3–8.
4. Молодцова В.П. Обучающий диалог на уроках словесности (русский язык, литература, 8-й класс) // Инновации в учительском опыте: Зачетные работы слушателей годичных курсов «Инновационные педагогические технологии». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1999. 148 с.
Интернет-ресурсы
1. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение.
2. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.
3. httl:// e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/ Урок-диспут.