СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный диалог на уроках литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение  по методической  теме "Развитие коммуникативных компетенций через учебный диалог как  интерактивную форму обучения" как итог изучения и внедрения технологии диалогового обучения.

Просмотр содержимого документа
«Учебный диалог на уроках литературы»

Районный семинар

учителей русского языка и литературы

«Развитие коммуникативных компетенций через учебный диалог как интерактивную форму обучения»

15 марта 2019г


Учебный диалог на уроках литературы


Тропина Алена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»


Одна из наиболее перспективных проблем современной педагогики – обучение конкретному предмету на основе общения в процессе совместной деятельности учителя и ученика.

Предпочтительность поискового диалога по сравнению с иллюстративно-монологическими формами сообщения знаний отмечал еще немецкий педагог Адольф Дистервег: «…знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»

Ориентация на диалогические формы познания особенно важна на уроках литературы. Знакомство с литературой, познание мира через литературу порождает особую потребность выразить свои мысли и чувства, и наша задача - помочь учащимся найти речевые средства выражения мыслей.

В методике преподавания литературы вопрос о диалоге до сих пор ставится в основном касательно беседы при изучении литературного произведения. Но в современных условиях важно несколько шире взглянуть на проблему диалогического общения на уроках.

Давайте посмотрим, какие виды диалога уже давно и с успехом используют учителя на уроках.

В учебной деятельности часто возникает диалог-спор или диалог-согласие (типология 1).

В диалоге-согласии участники выражают общие или сходные позиции и во многом дополняют друг друга. Этим достигается более глубокое взаимопонимание и достижение поставленной цели в разрешении проблемы. Культура этого вида диалога разработана в значительно меньшей степени, чем диалога-спора.

Хотя, на мой взгляд, этот вид диалога чаще присутствует на наших уроках, чем спор. Он популярен при анализе лирических произведений, небольших прозаических текстов, когда текст понятен и принимается большинством сразу и не вызывает каких-либо разногласий.

Диалог-спор относится к межличностному диалогу, встречается, к сожалению, реже и нуждается в следовании определенной структуре спора. Резкие и категоричные обращения к собеседнику в споре недопустимы. Желательны обращения более мягкие, направленные на создание доброжелательного климата общения, нахождение общих основ для совместного поиска истины. Если говорить о структуре такого типа урока, необходимо выделить следующие элементы.

В структуру диалога-спора входит:

а) выявление цели спора, предмета обсуждения и предмета разногласия;

б) формулировка тезисов, анализ возможностей и доказательств, выбор стратегии спора и планирование ее тактического осуществления;

в) оценка тезисов противника, его отношения к спору и предполагаемой стратегии, а также зондирование поведения противника посредством уточнения понятия;

г) доказательство своих тезисов и опровержение тезисов оппонента;

д) заключение с учетом положительных и отрицательных результатов, формулировка новых проблемных вопросов, вытекающих из результатов спора.


Организация уроков-диалогов связана также с видом диалога (типология 2):

1. Информационный, когда в процессе восприятия каждый партнёр получает новую информацию; обычно организуется в процессе овладения новыми знаниями

2. Интерпретационный, когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим (многим) партнёрам фактов, их интерпретация, может быть включен в любой структурный элемент урока

Виды диалогов (типология 3)

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

учитель-класс,

ученик-класс,

ученик-ученик,

учитель-ученик.

Структура учебного диалога учитель-класс может быть: сообщение темы; постановка учебной задачи; совместный поиск решения учебной задачи; выслушивание разных точек зрения собеседников; корректировка; получение совместного окончательного решения; обобщение.

Ученик-класс (межструктурный диалог) - перед одним учеником и классом встает проблема, единое решение которой идет с учетом мнения своих единомышленников. Цель такого диалога - нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Этот вид диалога реализуется в таких его формах, как дискуссия, групповой диалог.

Ученик-ученик (внутриструктурный диалог) - это форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности. Характерные особенности такого диалога: наличие идей у участников, полнота используемой информации, ее достоверность, четкая аргументированность суждений. Используется в следующих формах диалога: работа в парах, групповой и коллективный диалоги, дискуссия.

Типы учебного диалога (типология 4)

Основное назначение диалоговой технологии обучения - научить выстраивать диалог на уроке на основе коммуникативной направленности и гуманистической парадигмы обучения. Знание основных типов и видов учебного диалога поможет успешному использованию данной технологии в учебной практике.


Типы диалога

Характеристика

Мотивационный

Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения

Критический

Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы

Конфликтный

Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы

Самопрезентирующий

Демонстрация личностью выгодного для неё имиджа

Автономный

Внутренний диалог, выражающий проведение защитной реакции личности

Рефлексивный

Указывает на способность личности вести самоанализ

Самореализующий

Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности

Смыслотворческий

Характеризуется поиском личностью ценностей

Духовный

Глубинное проникновение в содержание, друг в друга


  1. В чем особенность урока – диалога?

Прежде всего, это касается создания необходимых условий, стимулирующих диалог, то есть атмосферы, способствующей эффективности диалогических отношений. Их общими признаками, по утверждению философа Г.Буша, являются:

целенаправленность,

полная симметричность,

равноправность,

исключительность,

уникальность,

существование только в настоящем времени и

только между партнерами,

возможность спонтанного их возникновения и т.д.


Технология организации таких занятий начинается с учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе.

Например, такие:

Немаловажное значение имеют такие качества урока-диалога, как активное двустороннее взаимодействие, при котором собеседники нуждаются друг в друге, чутко реагируют на все происходящее. Они внимательны к мнению других, учитывают его во время обсуждения, рады найти единомышленников, стремятся наладить контакт с оппонентами, понять их точку зрения, вникнуть в суть разногласий. Для ведения диалога обязательна некая внутренняя общность партнеров, единый предмет обсуждения.

Условиями успешного взаимодействия участников урока-диалога является заинтересованность предложенной темой, постановка нестандартной проблемы, проблемной ситуации.

Меняется структура урока, организация учебного пространства, содержание диалога и позиция участников диалога к этому содержанию.

Если на обычном, традиционном уроке цели его участников в основном совпадают, то на уроке-диалоге они могут быть очень разными.

Следует обращать внимание и на исходные позиции участников диалога, на цели и приемы, которые используются для их достижения.


  1. Какое место занимает диалог на уроке литературы?

Диалог на уроке литературы, конечно, должен занимать ведущее место. Он может длиться весь урок, а может быть только часть его. Все зависит от содержания и целей урока, от желания участников и возможностей педагога.


3. Этапы разработки урока-диалога

В работах В.А. Кан-Калика есть следующая структура организации педагогического процесса и соотнесение его с этапами педагогического общения.

Педагогический процесс имеет следующие стадии:

1. Замысел - моделирование предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку;

2. Воплощение замысла - организация непосредственного общения с классом;

управление общением в процессе;

создание внутренней мотивации совместной работы;

обеспечение психологического комфорта;

установка на активный поиск и обретение новых знаний;

3. Анализ - анализ общения и моделирование новой системы общения.


Структура урока-диалога

  1. Сообщить тему урока, проинформировать о предмете разговора.

  2. Определить проблему, проблемный вопрос.

  3. Прочитать текст (для исследования, разговора, анализа и т.д.)

  4. Четко и конкретно сформулировать тезис (антитезис). Уточнить смысл каждого понятия.

  5. Исследовать аргументы в защиту или опровержение тезиса (антитезиса):

- прием вопросов, контрвопросов;

- обращение к собственному опыту;

- нестандартные «игровые задания»;

- ролевые игры;

6. Сделать вывод, обобщить, обозначить новую проблему.


«Шпаргалка» для отслеживания техники спора


  1. Определите вид спора.

    1. По мотивам и целям:

а) из-за истины б) для убеждения кого-либо; в) для победы г) спор ради спора

1.2 По социальной значимости проблемы:

а) общечеловеческие интересы б) национальные в) интересы социальных групп

г) групповые д) семейные е) личные

1.3 По количеству участников:

а) монолог (внутренний спор) б) диалог в) полилог (команд)

1.4 При слушателях - без слушателей

1.5 По форме проведения:

а) устный б) письменный

2. Охарактеризуйте предмет спора.

2.1 Актуальность предмета спора для данной ситуации, для участников спора;

2.2 Способы выделения предмета спора

2.3 Характеристика компетентности и эрудиции каждой стороны в споре.

3. Охарактеризуйте тезис и антитезис.

3.1 В форме какого суждения представлены тезис и антитезис?

3.2 Каким образом оппоненты установили разногласия?

3.3 Насколько точно и конкретно сформулированы тезис и антитезис?

3.4 Наблюдались ли логические ошибки: потеря или подмена тезиса?

4. Охарактеризуйте основные качества участников спора:

- заинтересованность

- конструктивность подхода

- умение идти на компромисс

- стремление к коррекции точки зрения

- поиск правильных доводов противника

- интеллектуальная терпимость

- умение слушать

- умение держать позицию

- эмпатия

- лабильность

- гибкость мышления

- культура речи

5.Какая стратегия воздействия на оппонента выбрана, что преобладает

(доказывание, убеждение, уговаривание, защита, опровержение).

6. Какие аргументы для доказывания и опровержения используются оппонентами:

(сильные или слабые).

6.1 Назовите эти доводы;

6.2 Укажите способ демонстрации аргументов;

6.3 Определите, нет ли логических ошибок в предъявлении аргументов?

7. Какие приемы защиты используют оппоненты?

( ирония, юмор, недозволенный аргумент, эффектное сравнение, авторский комментарий, контрвопрос, анализ вывода, подхват реплики, гневная отповедь, контрпример, оттягивание ответа).

8. Какие вопросы использовались оппонентами в споре?

8.1 Уточняющие - восполняющие

8.2 Простые - сложные

8.3 Логически корректно и логически некорректно поставленные

8.4 Нейтральные, доброжелательные, недоброжелательные

9. Какие виды ответов использовали:

9.1 Правильные – неправильные

9.2 Краткие – развернутые

9.3. Пошлые – остроумные

9.4 Полные - неполные


10. Какие уловки были использованы?

10.1 дозволенные - недозволенные;

11. Как заканчивается спор?

11.1 признание тезиса или антитезиса обеими сторонами;

11.2 тезис или антитезис редактируется обеими сторонами;

11.3 отбрасывается и тезис, и антитезис и вырабатывается новый вариант;

11.4 признание поражения.





Библиографический список

1. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002. 148 с.

2. Граблина Н.В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы: по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» // Литература в школе, 2005, № 9. С. 37-40

3. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5. С. 3–8.

4. Молодцова В.П. Обучающий диалог на уроках словесности (русский язык, литература, 8-й класс) // Инновации в учительском опыте: Зачетные работы слушателей годичных курсов «Инновационные педагогические технологии». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1999. 148 с.


Интернет-ресурсы

1. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение.

2. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.

3. httl:// e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/ Урок-диспут.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!