РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Избранные вопросы математики»
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Предметная область: математика Класс: 9
Учитель: Силина Р. И.
2018-2019 учебный год.
Предмет – алгебра, геометрия Класс – 9
Уровень – базовый
Всего часов на изучение программы - 34ч Из них: теоретические занятия – 34 ч Количество часов в неделю- 1 ч
Программа: «Избранные вопросы математики», автор - составитель Силина Р. И.
Рабочая программа составлена на основе программы «Избранные вопросы математики» с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике для 9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике.
Курс ориентирован на учебники для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л. С. Атанасян.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс систематизирует содержание учебных предметов Алгебра и Геометрия и служит подготовительной базой для учащихся 9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Характерной особенностью данного элективного учебного предмета является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам.
Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Дополнительно в рабочей программе обозначаются следующие цели: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ;
формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям;
совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков;
проводить систематическую коррекционную работу с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала;
рассмотреть основные типы задач, входящих во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно, имеющих достаточно знаний для усвоения более трудного материала по алгебре и геометрии.
На занятиях по математике учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Изучение курса по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
проводить практические расчёты: вычисления с процентами;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать геометрические задачи.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения курса формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения курса школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Планируемые результаты обучения Числа и вычисления. Алгебраические выражения
Учащийся научится:
выполнять тождественные преобразование выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
Учащийся получит возможность:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов.
Уравнения и неравенства
Учащийся научится:
решать основные виды рациональных уравнений и неравенств, системы двух уравнений с двумя переменными;
применять графические представления для исследования уравнений и неравенств, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и неравенств и их систем;
применять графические представления для исследования уравнений и неравенств и их систем, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции. Координаты на прямой и плоскости
Учащийся научится:
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков.
Учащийся получит возможность:
Геометрия
Учащийся научится:
решать задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
Учащийся получит возможность:
Теория вероятностей
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность:
Числовые последовательности
Учащийся научится:
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями.
Учащийся получит возможность:
понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
индивидуальные;
групповые;
Формы организации учебного процесса
индивидуально-групповые;
фронтальные.
Формы контроля и оценки
тематический (учебно-тренировочный тест ОГЭ);
итоговый (учебно-тренировочный тест ОГЭ).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
1 | Введение | 1 |
2 | Числа и вычисления | 5 |
3 | Алгебраические выражения | 4 |
4 | Координаты на прямой и плоскости | 2 |
5 | Геометрия | 4 |
6 | Обобщение | 1 |
7 | Уравнения и неравенства | 7 |
8 | Функции | 2 |
9 | Геометрия | 3 |
10 | Теория вероятностей | 2 |
11 | Числовые последовательности | 2 |
12 | Обобщение | 1 |
| | 34 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Натуральные числа. Десятичная система счисления. Признаки делимости, деление с остатком | 1 |
3. | Дроби. Основное свойство дроби, действия с дробями | 1 |
4. | Рациональные числа. Законы арифметических действий. Степень с целым показателем | 1 |
5. | Действительные числа. Квадратный корень | 1 |
6. | Зависимость между величинами, преобразования. Формулы | 1 |
7. | Многочлены. Преобразования, три способа разложения на множители | 1 |
8. | Многочлены. Степень и корень многочлена с одной переменной. | 1 |
9. | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | 1 |
10. | Алгебраическая дробь. Тождественные преобразования выражений | 1 |
11 | Координатная прямая, плоскость. Изображение точек | 1 |
12 | Декартовы координаты на плоскости | 1 |
13 | Геометрические фигуры, их свойства. Измерение геометрических величин. Начальные понятия геометрии | 1 |
14 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. Формулы площадей | 1 |
15 | Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Формулы площадей | 1 |
16 | Окружность и круг. Признаки и свойства | 1 |
17 | Решение учебно-тренировочного теста | 1 |
18 | Линейные и квадратные уравнения. Способы решения | 1 |
19 | Дробно-рациональные уравнения. | 1 |
20 | Методы введения новой переменной, разложения на множители | 1 |
21 | Системы уравнений. Способы решения | 1 |
22 | Неравенства. Способы решения | 1 |
23 | Системы неравенств. Способы решения | 1 |
24 | Текстовые задачи. Решение задач с помощью уравнений и арифметическим способом | 1 |
25 | Числовые функции. Элементарные функции, их свойства и графики | 1 |
26 | Построение графиков сложных функций | 1 |
27 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. Формулы площадей | 1 |
28 | Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Формулы площадей | 1 |
29 | Окружность и круг. Признаки и свойства | 1 |
30 | Теория вероятностей и комбинаторика | 1 |
31 | Решение задач по теории вероятности | 1 |
32 | Арифметическая прогрессия. Формулы | 1 |
33 | Геометрическая прогрессия. Формулы | 1 |
34 | Зачёт. | 1 |