ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат»
Проект по литературе
Через буктрейлер к чтению
Выполнил: Захаров Павел, 7-А класс
Руководитель: Ермакова Оксана Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
2019 год
Паспорт проектной работы
1. | Название проекта | Через буктрейлер к чтению |
2. | Руководитель проекта | Ермакова Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы |
3. | Автор проекта | Захаров Павел, 7-а класс |
4. | Цель проекта | Пробудить интерес к чтению книг о войне через современную технологию «буктрейлера». |
5. | Задачи проекта | Изучить технологию создания буктрейлера, научиться создавать видеоролик. Научиться анализировать сюжет произведения и анансировать его. Создать буктрейлер к книге о войне. Продемонстрировать буктрейлер. Разработать буклет по буктрейлеру. |
6. | Продукт проекта | Буклет о буктрейлере Буктрейлер к книге о войне |
7. | Сроки реализации | Январь-февраль |
8. | Этапы работы над проектом | Подготовительный. Основной. Аналитический. Презентация полученного результата (продукта). |
9. | Материально-техническое обеспечение | Сеть Интернет Компьютер Материал для создания видеоролика |
10. | Ожидаемые результаты | 1. Формирование навыка создания буктрейлера. 2. Повышение читательской активности одноклассников. 3. Изменение отношения к литературе о войне. |
Краткая аннотация проекта
Учебный проект по литературе «Через буктрейлер к чтению» знакомит школьников с понятием «буктрейлер» и процессом его создания. В ходе работы над проектом создан буктрейлер к литературному произведению о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого и продемонстрирован школьникам. Продукт проекта предназначен для пропаганды чтения, в том числе книг о войне.
Обоснование необходимости проекта
Современные школьники мало читают, а книги о Великой Отечественной войне интересны единицам. Это достаточно серьезная проблема, поэтому наша тема вполне актуальна. Тем временем, книги о войне – это наша память, наша история, и мы должны с интересом читать эти литературные произведения.
Дени Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Через чтение формируется наше мировоззрение, расширяется кругозор, повышается грамотность.
На уроке литературы учитель продемонстрировал нам видеоролик к литературному произведению. Нас заинтересовала эта книга, и многие ребята прочитали ее. Все это случилось благодаря буктрейлеру, так называется этот видеоролик. В настоящее время буктрейлер становится популярным, им пользуются библиотеки и учителя. Мы решили создать буктрейлер и продемонстрировать его одноклассникам.
Цель проекта – создать буктрейлер к книге о войне для демонстрации одноклассникам; создать буклет по технологии буктрейлера.
Задачи:
Изучить технологию создания буктрейлера, научиться создавать видеоролик.
Научиться анализировать сюжет произведения и анансировать его.
Создать буктрейлер к книге о войне.
Продемонстрировать буктрейлер.
Разработать буклет по буктрейлеру.
Результатом нашей работы будет являться буктрейлер, созданный к книге «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. Также мы подготовим буклет для школьников и учителей по технологии буктрейлера.
Продуктами проекта могут пользоваться учителя на уроках литературы или внеклассных занятиях, а также школьники, которые могут самостоятельно создать буктрейлер к любому литературному произведению.
План реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки выполнения | Планируемый результат |
Подготови- тельный | 1) Изучение понятия «буктрейлер», освоение этапов его создания. 2) Выявление читательского интереса 3) Прочтение произведения. 4) Подбор материала для видеоролика (текст, иллюстрации, кадры из фильма, музыка). | 14.01. – 30.01. | Освоение технологии создания буктрейлера обучающимися. Результаты опроса одноклассников Накопительная папка (электронная) с материалами для создания буктрейлера |
Основной (технологиче ский) | Создание сценария видеоролика. Монтаж видеоролика. Создание буклета по технологии буктрейлера. | 31.01. – 15.02 | Сценарий к видеоролику Готовый видеоролик Готовый буклет |
Заключитель-ный | 1) Демонстрация готового буктрейлера в классе. 2) Выявление интереса к продемонстрированной книге 3) Выявление читательского интереса (сколько человек прочитали представленную книгу) 4)Распространение результатов проекта 5) Выступление на конкурсе проектов | 15.02 15.02 20.02 | Прочтение повести большинством одноклассников Большое количество школьников, прочитавших повесть Показ буктрейлера в библиотеке школы для учеников |
Понятие буктрейлер, история появления
Всезнающая «Википедия» определяет трейлер как «небольшой видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы этого фильма». Заменив в этом определении фильм на книгу, получим вывод, что буктрейлер представляет собой видеокомпозицию, составленную из экранизированных эпизодов литературного произведения. Однако в реальной практике далеко не всегда так.
Понятие «буктрейлер» применяют не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к инсталляции с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов в формате простой видеопрезентации. Вот как описывает это разнообразие Лев Оборин, едва ли пока не единственный отечественный аналитик буктрейлеров: «Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня».
Буктрейлер - это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось её взять и прочитать.
Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения.
Буктрейлер – самобытный жанр объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. Ролик может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году.
В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.
Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов.
Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
Виды буктрейлеров
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
игровые (мини-фильм по книге);
неигровые (когда при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты);
анимационные (мультфильм по книге).
Видеоматериалы можно классифицировать и по содержанию:
повествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения);
атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
В ролике длиной около трех минут информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. В целом это должно быть похоже на видеоаннотацию к изданию. Известно, что экранизация книги легко может вывести её в бестселлеры — примеров этому за последние годы было немало, когда после появления на телевидении фильма или сериала по какому-либо произведению, люди сметают его с библиотечных полок. Но буктрейлер не является экранизацией книги. Буктрейлер делает книгу объемной, она перестает быть плоской. Это новый жанр, требующий переосмысления всех вещей, это цельная миниатюра, имеющая свою интригу и сюжет.
Сегодня буктрейлеры активно входят в повседневную жизнь библиотек. Буктрейлеры могут быть посвящены какому - либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке. Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия визуальной информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения.
Этапы создания буктрейлера
1. Выбор книги. Чтение и обсуждение художественного произведения.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст, который будет в ролике). Ролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя.
3. Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете.
4. Запись озвученного текста, если это предусмотрено по сценарию.
5. Объединение имеющихся визуальных и аудиоматериалов в единый ролик с использованием соответствующего программного обеспечения (от Windows Movie Maker для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров): вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, написать субтитры (цитаты из произведения), наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, «свести» звук, потом записать на жесткий диск компьютера.
6. Презентация работы в классе, возможна публикация на YouTube.
Описание реализации проекта
Создание собственного буктрейлера
Выбор книги.
Для создания буктрейлера я решил выбрать книгу о Великой Отечественной войне известного советского писателя Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», которая рассказывает о настоящем подвиге главного героя — Алексея Мересьева, отважного лётчика, ценой невероятных усилий исполнившего свою мечту — без ног, на протезах он поднимал свой истребитель в небо и продолжал бить врага.
Подбор материала для ролика.
Выбраны из интернета фото- и видеоматериалы, иллюстрации к произведению.
Подобран и записан текст, подобрана музыка.
Создание сценария.
Перед видеомонтажом придуман сюжет, написан текст, который будет накладываться на картинки. Видеоролик должен быть коротким, поэтому при написании сценария тщательно отбиралось не просто каждое предложение, а каждое слово.
Выбор программы для работы с видео.
Самыми популярными среди начинающих являются несколько программ.
Киностудия WindowsLive - это продолжение программы WindowsMovieMaker. Здесь можно использовать переходы, визуальные эффекты и текст.
PinnacleStudioHDUltimate – расширенная версия программы PinnacleVideoSpin, СorelVideoStudio – программа профессионального уровня, AdobePremierePro – профессиональная программа нелинейного видеомонтажа.
Общие принципы создания буктрейлера.
При создания буктрейлера опираемся на следующие правила:
1.Средний интервал ролика – 1 - 3 минуты.
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
3. Ролик должен интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
5. Шрифт должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас.
Создание видеоролика.
Предлагаем следующую пошаговую инструкцию.
1. Открыть программу Киностудия WindowsLive.
2. Добавить название.
3. Добавить музыку, изображения и видео для буктрейлера.
3. Добавить заголовки.
4. Для заголовков выбрать переход «Современные – Исчезание 1»
5. Обрезать до нужного фрагмента видеофайлы.
6. Сократить до нужного момента аудиофайлы.
7. Далее нажать «Файл – Сохранить фильм – Компьютер».
8. Нажать далее.
9. В строке название продукта написать название вашего буктрейлера, а в строке папка выбираете папку, куда вы будете сохранять ваш буктрейлер.
Просмотр готового продукта.
Создание буклета по технологии буктрейлера.
Демонстрация готового буктрейлера в классе.
Выявление интереса к продемонстрированной книге.
Проведен опрос среди одноклассников: из 25 человек заинтересовались книгой после просмотра буктрейлера 19 ребят.
Выявление читательского интереса (сколько человек прочитали представленную книгу)
Через неделю вновь проведен опрос одноклассников о том, кто прочитал книгу. Из числа заинтересовавшихся книгу прочитали 6 человек, начали читать еще 5 ребят.
Заключение
Работая над проектом, мы выяснили, что буктрейлер – это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги. Главной задачей буктрейлера - заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения.
В программе «Киностудия WindowsLive» сумели создать собственный буктрейлер к произведению о войне «Повесть о натсоящем человеке».
Продемонстрированный буктрейлер к «Повести о настоящем человеке» заинтересовал моих одноклассников, и они начали читать эту книгу. Мы поработали результативно, привлекли ребят к чтению книги о войне с помощью созданного своими силами буктрейлера.
Список литературы
Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 [Текст]/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16с.
Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]/ под ред. А. Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с.
Оборин Л. Скоро на полках! [Текст]// OpenSpace: Электронный журнал. 2010. 15 сентября.
Продвижение книги и чтения с использованием программ по созданию видеороликов: методические рекомендации по работе с программой Windows MovieMaker [Текст]/ БУКОО «Библиотека им. М.М. Пришвина»; сост. Г.Н. Петрова. – Орёл, 2015. –14с.
Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса: учеб. пособие [Текст] Н.З.Рябинина. – М.: Логос, 2012. – 255с.
Сипель Н. О. Буктрейлер: как создать? [Текст]/ Н. Сипель// Современная библиотека. – 2014. – №7 (47). – С. 18-23.
Ресурсы сети «Интернет»
Буктрейлер [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буктрейлер.
Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html .
доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler.
Из всех искусств для нас важнейшим является... БУКТРЕЙЛЕР! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/11/blog-post_2309.html.
Мастер-класс «Как создать буктрейлер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nb-notabene.blogspot.ru/p/blog-page_61.html.
Что такое буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/38268 .