СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учебный проект по окружающему миру начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Учебный проект по окружающему миру начальной школы»»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме: «Почему Луна разная?»





Выполнили:

студентки группы 4Б

_________ Афонасьева Т.Н.

_________ Нургалиева З.А.

_________ Трухина Д.А.

Проверил:

методист

_________ Ширалиева Г.И.

учитель начальных классов

_________ Пахомова О.С.









Астрахань, 2022 год

Оглавление

Введение 3

I ГЛАВА. Теоретические сведения о естественном спутнике Земли 5

1.1. Луна – естественный спутник Земли 5

1.2. Фазы Луны 6

1.3. Влияние фаз Луны на здоровье человека 8

II ГЛАВА. Практическая часть выполнения проекта 10

2.1. Проведение исследования по изучению влияния лунных фаз на рост и развитие растений 10

2.2. Создание макета «Фазы Луны» 12

Заключение 13

Список литературы 14

Введение

Сияющий в ночном небе лунный диск всегда привлекал внимание людей. О луне слагали легенды, ей поклонялись не меньше, чем Солнцу. Уже в древности люди поняли, что луна влияет на земную жизнь. А влияние ее обусловлено сменами фаз. На смену древним приметам и суевериям пришли научные наблюдения, из которых стало понятно, что смена лунных фаз действительно влияет на нашу жизнь. Гравитационное поле луны создает на Земле приливы и отливы, влияет на рост растений. Каждый садовод пользуется лунным календарем, согласно которому для посадки и удобрений саженцев существуют благоприятные и неблагоприятные дни. Более того, луна оказывает прямое воздействие на здоровье человека и его психическое состояние. Уже давно замечено, что в полнолуние возрастает количество несчастных случаев и преступлений, а финансисты даже пришли к выводу, что от смены лунных фаз зависят индексы мировых рынков.

Одним словом, луна не только спутник Земли, но и спутник всей нашей жизни. Кто знает, что было бы с нашей жизнью и возникла бы она вообще, не будь луны.

Все мы когда-нибудь наблюдали за Луной. Но не всем известно, какого влияние этого космического объекта на Землю. А между тем, все живое на Земле, в том числе и сама Земля ощущают на себе действие Луны. Все, начиная с рождения человека и заканчивая его смертью, так или иначе связано с воздействием Луны. Мы заинтересовались этой темой и захотели изучить дополнительную литературу, провести исследование, чтобы как можно больше узнать о воздействии Луны на земную жизнь.

Актуальность темы обусловлена тем, что прошли времена, когда воздействие Луны на наш организм подвергали сомнению. Огромное значение для нас имеют процессы, происходящие на Солнце. Без участия Солнца жизнь на Земле вообще была бы невозможна. Но Луна, которая значительно меньше Солнца по размерам, находится к Земле гораздо ближе. Поэтому соотношение массы Луны и расстояния до неё приводит к гораздо большему влиянию Луны на планету Земля и все находящиеся на ней объекты.

Цель работы: выяснить, действительно ли, фазы луны влияют на здоровье человека и на рост растений .

Задачи исследования:

1. Подобрать информацию о Луне как естественном спутнике Земли.

2. Изучить информацию о лунных фазах.

3. Проанализировать информацию о влиянии фаз Луны на рост и развитие растений.

4. Провести исследование и выявить влияние фаз Луны на развитие и рост растений.

5. Создать макет «Фазы Луны».

Объект исследования: процесс влияние лунных фаз на развитие и рост растений.

Предмет исследования: Луна как естественный спутник Земли.

Гипотеза: фазы Луны влияют на рост и развитие растений.

Методы и приемы, использованные в работе:

  • изучение специальной литературы;

  • теоретический анализ;

  • наблюдение;

  • сравнение.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Т.Г. Шевченко».









I ГЛАВА. Теоретические сведения о естественном спутнике Земли 1.1. Луна – естественный спутник Земли

У нашей планеты, в отличии от многих других, есть только один естественный спутник, который можно наблюдать ночами на небосклоне - это, конечно, Луна. Если не брать в расчет Солнце, то именно этот объект является самым ярким, который можно наблюдать с Земли.

С поверхности Земли мы можем наблюдать разные формы нашего естественного спутника. Но это лишь эффект от расположения трёх объектов: Солнца, Земли и Луны. По форме Луна почти круглая, поэтому правильно будет говорить, что это шар со средним радиусом 1737 км. Для сравнения, радиус нашей планеты — 6371 км, то есть почти в 4 раза больше.

Как наглядно объяснить разницу в размерах между Землёй и Луной? Можно использовать баскетбольный и теннисный мячи! Стандартный размер мяча для игры в баскетбол — 24 см, а для тенниса — 6,7 см. Отличие между ними — в 3,6 раза — почти такое же, как между нашей планетой и её естественным спутником.

Наблюдая за Луной даже невооружённым глазом, мы видим, что её поверхность не гладкая, а имеет тёмные пятна и возвышения. Тёмные пятна раньше ошибочно считали морями, сейчас учёные знают, что это не привычные нам водоёмы, а большие равнины с горами по краям. Считается, что такой рельеф возник из-за ударов о поверхность Луны огромных астероидов и метеоритов.

Лунные кратеры — это углубления, похожие на чашу с широким плоским дном, с валами и цепочками гор по краям. Учёные провели множество наблюдений, исследований и опытов и пришли к выводу, что большинство лунных кратеров образовались после ударов метеоритов и астероидов.

Кратеры Луны имеют разные названия, связанные с именами учёных, астрономов, космонавтов. Те кратеры, которые свыше 200 км в диаметре, иногда называют бассейнами. На полюсах также есть “кратеры вечной тьмы”: их глубина и расположение таковы, что солнечный свет никогда не доходит до дна.

Существует несколько предположений о возникновении ночного светила. Многие учёные до сих пор спорят, что же произошло на самом деле.

Основная гипотеза гласит, что Луна — это бывший астероид, который, попав в область притяжения Земли, не смог пролететь мимо и стал спутником планеты. Другая идея утверждает, что за миллионы лет скопление пыли превратилось в твёрдое тело. Самая популярная теория рассказывает о столкновении Земли с другой молодой планетой под названием Тейя. Под действием космических сил они сблизились, и в результате сформировалось новое небесное тело.

А ещё после исследований лунного грунта Луны учёные пришли к неожиданному выводу: Луна старше Земли! Эти необычные данные позволили выдвинуть ещё одну теорию: наш спутник — бывшая планета Фаэтон, которая располагалась между Марсом и Юпитером

В науке о возникновении Луны больше загадок, чем ответов на вопросы.

1.2. Фазы Луны

Луна, как и Земля, самостоятельно не светится. Светлой, а значит, видимой для нас, бывает лишь та ее часть, которую освещает Солнце. Наблюдая Луну на звездном небе можно заметить, что она меняет свой вид и изо дня в день выглядит иначе. Постоянные изменения вида Луны называют лунными фазами.

В одной африканской сказке рассказывается, почему меняется вид Луны. Однажды Солнце пронзило Луну своими острыми, как нож, лучами. Луна от этого пошла на убыль. Когда от нее остался лишь тонкий серпик, она взмолилась: «О Солнце, пощади меня, разреши светить ради детей!» Солнце сжалилось над Луной, отпустило домой. Там она вновь набралась сил. Полная Луна опять вышла на небо, а Солнце снова стало метать в нее свои острые лучи. И опять Луна стала ущербной. Так оно и происходит поныне.

Образование фаз Луны связано с ее движением вокруг Земли и освещением солнечными лучами ее поверхности. Поверхность Луны светится отраженным солнечным светом, поэтому меняющиеся лунные фазы зависят и от ее положения по отношению к Солнцу.

Лунные фазы повторяются каждые 29,5 суток. Когда мы видим освещенной всю обращенную к Земле сторону нашего естественного спутника, говорят, что наступило полнолуние. Если освещена половина обращенной к нам стороны Луны, то наступают фазы первой или последней четверти. Когда обращенная к Земле сторона Луны не освещена, это состояние называют новолунием. Некоторые лунные фазы похожи на блестящий серп.

По серпу Луны можно определить, в какой фазе она находится. Если серп похож на букву «С» – Луна «стареет» (уменьшается) и впереди новолуние, если, мысленно присоединив к серпу палочку, мы получим букву «Р», – «растет» и впереди полнолуние. Однако надо помнить, что такой способ годится только для наблюдателей, находящихся в Северном полушарии Земли.

Благодаря вращению Луны вокруг своей оси (один оборот за 27,3 суток) на ней, как и на Земле, происходит смена дня и ночи вследствие освещения Солнцем лунной поверхности. День на Луне длится 14 земных суток, ночь – примерно столько же.

Первая фаза Луны (Рacтущaя Лунa) соответствует 1-7 лунным суткам. Начало фазы – Новолуние. Солнце и Луна в это время находятся на одной стороне от Земли, и происходит суммирование их сил гравитации, что вызывает максимальные приливы и отливы.

Вторая фаза Луны соответствует 8-15 лунным суткам. Начало фазы – 1-я четверть. Вторая фаза наступает после новолуния примерно через неделю. Лунный диск при этом освещен наполовину. Завершается эта фаза полнолунием. Лунный диск во время полнолуния полностью освещен. Яркость его наибольшая ведь Луна находится почти напротив Солнца. Полнолуние наступает в конце второй недели после новолуния.

Третья фаза Луны соответствует 16-22 лунным суткам. Нaчaлo фaзы – пoлнoлуниe. Лунa и Солнце противостоят друг другу, и противодействуют их силы гравитации. В это время приливы и отливы минимальные, соответственно, меньше штормов и наводнений.

Четвертая фаза Луны соответствует 23-29, 30 лунным суткам. Начало фазы - четверть последняя. Луна продолжает убывать. С каждым днем серп Луны становится все тоньше и тоньше, пока не сойдет на нет.

1.3. Влияние фаз Луны на здоровье человека

Организм человека меняется в зависимости от фаз Луны. Меняется баланс и обмен воды в организме, что сказывается и на общем самочувствии человека. Луна определяет не только физическое, но и психическое состояние человека. Мы начинаем меняться внутри, а значит, наша психика и поведение также перестраиваются.

Психиатр из США Арнольд Либер провел исследования, которые доказывают, что Луна влияет на все сферы жизни человека. Либер объясняет воздействие Луны на человеческий организм тем, что мы на 80 % состоим из воды. А спутник Земли, который вызывает отливы и приливы в океанах, подобно действует и на людей.

Новолуние.  В новолуние Луна связана с именем богини Артемиды и со стихией Земли. Поскольку в новолуние снижается давление жидкостей в организме, оно может стать трудным периодом для гипотоников, людей, у которых давление крови и так понижено. Эмоциональный спад может неблагоприятно сказаться на людях, склонных к депрессиям. Вряд ли в этот период можно ожидать высокой работоспособности и вдохновения от трудового коллектива, успехов в учебе от школьного класса, быстрого выздоровления больного.

Растущая Луна – первая четверть. Первая фаза Луны связана с именем Фетиды - старшей дочери морского царя Нерея и богиней Луны Селеной. Эта фаза ассоциируется со стихией воды, соответственно, имеет синий цвет - цвет морской волны, символизирующий проявившееся чувство. В организме в этот период особенно вероятны сбои в работе различных систем, в первую очередь системы пищеварения, обострения хронических заболеваний, разного рода нарушения равновесия. Можно сказать, что физиологические процессы в это время как бы бросаются из одной крайности в другую, им не хватает стабильности. Общая напряженность часто приводит к возникновению головной боли, повышенной нервозности.

Полнолуние. Эта фаза Луны связана с именем богини Дионы. Эта фаза Луны ассоциируется со стихией Воздуха, ей соответствует желтый цвет. В период полнолуния принцип Луны в природе максимально ярок, насыщен энергией. В полнолуние звучит тема энергетической наполненности, насыщенности, наивысшей точки развития процесса. Насыщена энергией атмосфера в массах, уровень эмоций достигает верхнего предела, подсознание активизировано, и это делает полнолуние благодатным периодом для поэтов, художников и вообще людей творческих: в их душах в это время рождаются самые яркие и эмоциональные образы. Но в то же время для тех, кто склонен к перевозбуждению, чья психика нестабильна, полнолуние может оказаться трудным, кризисным периодом. Наш разум в это время так активен, что трудно заснуть, поэтому полнолуние может создать дополнительные трудности для людей, страдающих бессонницей.

Убывающая Луна – последняя четверть. Последняя фаза Луны носит имя богини мщения Горгоны, по другой версии - Эрида (раздор, разобщенность) - богиня Лунного Огня. Последняя фаза Луны ассоциируется со стихией Огня, ей соответствует красный цвет. К ней относится все то, что было сказано для первой четверти; некоторое различие связано с тем, что в качестве сферы приложения своей энергии в последнюю четверть люди чаще всего выбирают работу, карьеру, отношения с начальниками и вообще вышестоящими.





II ГЛАВА. Практическая часть выполнения проекта 2.1. Проведение исследования по изучению влияния лунных фаз на рост и развитие растений

Чтобы определить влияние Луны на жизнь растений мы с помощью родителей, провели экспериментальную работу. Было взято две одинаковых луковицы для проведения эксперимента:

Луковицы одинаковой формы и размера.

Посажена в растущую Луну 1 октября 2022 года.

Посажена в убывающую Луну 10 октября 2022 года.

Посажены в одинаковые банки с водой и помещены в одинаковые условия с разницей в 9 дней.







7 октября 2022 г. перо выросло на 5,5 см

16 октября 2022 г. перо выросло 0,5 см

Через 6 дней у луковицы, посаженной в растущую Луну, сильнее развивается корневая система и проросло перо, у луковицы, посаженной в убывающую Луну развивается корневая система, а перо не прорастает.

14 октября 2022 года перо выросло на 25,5 см.

23 октября 2022 года перо выросло на 8см

Из результатов опытов видно, что в растущую Луну прорастание лука активнее, чем в убывающую Луну. Этим Экспериментом мы доказали, что растения прорастают и развиваются лучше при растущей луне. Поэтому в фазу растущей Луны рекомендуется: проращивание, посев, посадка и пересадка растений.


2.2. Создание макета «Фазы Луны»

Для того, чтобы наглядно показать, как меняются фазы Луны, мы решили изготовить макет лунных фаз.

Для изготовления макета мы решили использовать технику папье-маше. Папье-маше - это древнейшее искусство создания различных предметов из бумаги. Нам кажется, что данная техника является наиболее простой и доступной для нас, кроме того, она очень увлекательна для детей нашего возраста.

Мы воспользовались следующими материалами:

  • воздушными шарами;

  • салфетками;

  • клеем;

  • бамбуковыми палочками;

  • гуашью и кисточками;

  • пластилином;

  • плотной картонной основой.

Ход работы представлял из себя:

1 этап.

Приготовление всех необходимых материалов. Для этого мы надули воздушные шары, 8 штук маленького размера, 1 среднего и 1 большого размера – фазы Луны, Земля и Солнце соответственно. Затем мы измельчили салфетки для того, чтобы было удобно обклеивать шары. Далее мы приготовили клеевую основу. Для этого мы в ёмкость залили 1 бутылку клея, объёмом 200 мл и добавили воды – 600 мл, перемешивая.

2 этап.

Работа в технике папье-маше. После того, как мы подготовили все необходимые материалы, мы приступили к созданию моделей Луны. Для этого мы обклеили в 8 слоёв каждый из маленьких шаров и на двое суток оставили высыхать. Тоже самое мы проделали с моделями Земли и Солнца, только количество слоёв увеличилось до 10.

3 этап.

Оформление изготовленных моделей. Дождавшись полного высыхания моделей, мы приступили к окрашиваю соответственно фазам Луны. Для точного окрашивания мы использовали иллюстрации в Интернете. Также мы окрасили модель Земли и Солнца. После этого мы приступили к оформлению основы для макета. Для этого мы использовали плотную картонную основу и окрасили ее в черный цвет, добавляя белую краску для обозначения звезд, чтобы основа имела вид Галактики.

4 этап.

Сборка изделия. Когда изделие полностью высохло, мы приступили к сборке. Используя половины бамбуковых палочек, мы сделали стойки для моделей фаз Луны и прикрепили их к основе. Затем мы приклеили модели Земли и Солнца.

Заключение

В течение 15 дней мы наблюдали за ростом и развитием луковиц. По итогам наблюдения мы пришли к выводу о том, что наиболее активный рост происходил в фазу растущей Луны. Работая по теме, мы использовали различные источники для получения информации о Луне как о естественном спутнике Земли, подробно изучили фазы Луны и теоретически обосновали их влияние на человека и растений. Затем в практической части исследования мы наглядно показали результаты наблюдения и создали макет лунных фаз. Считаем, что цель нашего проекта была достигнута, а задачи полностью выполнены.








Список литературы
  1. Дубровский Е.В. «Разум побеждает»: Рассказывают ученые/ Сост. – М. Политиздат, 1979. – 351 с.

  2. Левитан А.А. Астрономия – М. «Просвещение», 1998 год, 123 с.

  3. Маковецкий П.В. «Смотри в корень!»: Сборник любопытных задач и вопросов. – 4-е издание, испр. и доп. – М.: Наука, 1979 год, 384 с.

Интернет-источники:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0 (Дата обращения: 17.09.2022 год)

2.https://spacegid.com/luna.html?ysclid=latxcvh6ij458561165 (Дата обращения: 19.09.2022 год)

3.https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-o-lune?ysclid=latxdil3le647907854 (Дата обращения: 28.09.2022 год)

4.http://space-live.ru/moon-online/?ysclid=latxe88y6r798137008 (Дата обращения: 13.10.2022 год)

5.https://tehnologi.su/podelka-luna-svoimi-rukami/?ysclid=latxf3rn6j835381826 (Дата обращения: 30.10.2022 год)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!