СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект по предмету начальной школы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект по предмету начальной школы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Начальная общеобразовательная школа №19»















Проект

по учебной дисциплине русский язык

на тему «Путешествие в страну знаков препинания»





Подготовили

учащиеся 4 «Г» класса

Елизарова Елизавета

Жулдасова Айнаш

Ибляминова Диана

Избасаров Ранис

Колтохина Рада

Корнилкин Мирон

Ломакин Герман





Астрахань, 2022

Оглавление

Введение 3

Глава 1. История возникновения знаков препинания 4

Глава 2. Роль знаков препинания в письменной и устной речи. 6

Правила постановки знаков препинания 7

Список литературы 10


































Визитная карточка проекта

«Путешествие в страну знаков препинания»



Руководитель проекта

Комарова Екатерина Николаевна, МБОУ г. Астрахани «НОШ №19»

Фамилия, имя автора

Елизарова Елизавета, Жулдасова Айнаш, Ибляминова Диана, Избасаров Ранис, Колтохина Рада, Корнилкин Мирон, Ломакин Герман, класс 4 «Г», МБОУ г. Астрахань «НОШ №19»

Тема проекта

Путешествие в страну знаков препинания

Цель проекта

Узнать историю возникновения знаков препинания и понять значение, роль и употребление знаков препинания в письменной и устной речи русского языка

Задачи

1. Сформировать понимание, что такое знаки препинания;

2. Изучить историю возникновения знаков препинания;

3. Совершенствовать навыки правильного пунктационного оформления предложения

Методические цели проекта

  1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  2. Научить формулировать проблему и пути решения проблемы;

  3. Научить обрабатывать и представлять полученную информацию

Результат проекта

Презентация ««Путешествие в страну знаков препинания», книга

Программно-техническое обеспечение проекта

  1. Ресурсы Интернета

  2. Компьютер








Введение

« Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.

Они существуют, чтобы выделить мысль,

 привести слова в правильное соотношение

и дать фразе легкость и правильное звучание.

Знаки препинания – это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться .»

 К.Г.Паустовский

Грамотное письмо, умение высказывать свои мысли в письменном виде – это показатель образованности человека, что очень актуально в современной жизни.  И здесь речь идёт не только об орфографической, но и о пунктуационной грамотности. Ведь от правильной расстановки знаков препинания часто зависит смысл высказывания. 

На уроках русского языка изучая темы «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Знаки при диалоге», «Знаки в конце предложения», мы сталкивались с ситуациями, когда было непонятно, где должны стоять знаки препинания. А придумывая сочинения – не только где, но и какие знаки. Поэтому интересно узнать, какие знаки препинания есть ещё, и какую роль они выполняют.

Цель: узнать историю возникновения знаков препинания и понять значение, роль и употребление знаков препинания в письменной и устной речи русского языка.

Задачи исследования

1. Сформировать понимание, что такое знаки препинания;

2. Изучить историю возникновения знаков препинания;

3. Совершенствовать навыки правильного пунктуационного оформления предложения.

Гипотеза: предположим, что если мы будем больше знать о знаках препинаниях, то не будем допускать ошибок в письменной и устной речи.

Проблема: из-за недостаточного понимания значения и роли знаков препинания в письменной и устной речи не все знают какие знаки препинания ставятся в предложениях, и где их надо поставить.

Объект исследования: пунктуация в письменной и устной речи.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение.

Практическая значимость работы: данный материал может быть использован на уроках, во внеурочной деятельности, для самостоятельной работы с целью расширения знаний о знаках препинаниях.





Глава 1. История возникновения знаков препинания

В русском языке есть такой очень важный раздел, как пунктуация. В нём изучаются знаки препинания, правила их расстановки. Знаки препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (...), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (-), скобки (круглые) ( ), кавычки (" "). Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая.

Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки. В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания — круглые скобки.

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово "запятая" встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелентия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] нужен для выражения восклицания (удивления). Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755). Восклицательный знак происходит от выражения «note of admiration» (пометка об изумлении). По одной из теорий его происхождения, это было латинское слово для обозначения радости (Io), написанное с буквой «I» над буквой «o».

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;]. Придумали вопросительный знак немецкие книгопечатники, которые работали в Венеции в XVI. И произошло это, видимо так: первые ученые писали по-латыни, они помещали слово questio - то есть "вопрос" - в конце предложения, которое, сокращённое до "Qo", ставилось в конце вопросительных предложений. Чтобы сэкономить ценное пространство, "Qo" сократили до "Q", в результате чего появилась еще одна проблема - читатели могли путать ее с окончанием слова. В результате "Q" стали помещать над "o", что и привело в конечном итоге, к образованию всем известного символа. Со временем "o" превратилась в точку, а "Q" в загогулину.

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н.М. Карамзину.

Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка- „лягушка“. Таким образом, кавычки- „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.



Глава 2. Роль знаков препинания в письменной и устной речи.

Знаки препинания играют важную роль не только в письме и устной речи, но и в жизни каждого человека . Делают нашу речь грамотной и правильной, понятной для восприятия

Благодаря знакам препинания, мы можем точно выражать свои мысли, эмоционально окрашивать предложения. (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА СТИХА)

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.


Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем.

Знаки препинания разделяют текст на предложения, а сложные предложения – на более простые для лучшего понимания. Мы разделяем слова, словосочетания, предложения, Определяем ими прямую речь.

Другими словами, пунктуация нужна для того, чтобы лучше понимать смысл и эмоции письменной речи. ( Сложные предложения. С утра шёл сильный снег, а к вечеру началась метель. Слоны живут стадами, тигры охотятся прайдами, волк передвигается по лесу в одиночку.)

Неправильно расставленные знаки препинания могут полностью изменить смысл написанного. (Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать)

Поэтому так важно знать правила и правильно расставлять знаки препинания в тексте.

Знаки препинания помогают понять смысл, суть и эмоции, которые автор хотел донести до читателя, собеседника, слушателя.











Правила постановки знаков препинания

В тексте иногда встречаются такие места, когда непонятно, нужен ли знак препинания, и если да, то какой именно. Для ответа на эти вопросы необходимо применить определённое правило пунктуации.

Точка. На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома» и для сокращения слов «и т.д. - и так далее».

Запятая. Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него». Ставится при однородных членах предложения «Утром я проснулась, встала, умылась и пошла завтракать»; для выделения обращения «Дима, вставай, пора в школу».

Точка с запятой. Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Многоточие. Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами... Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?».

Восклицательный знак. Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое, в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».

Вопросительный знак. Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?»

Двоеточие. Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «Ах, как много было там цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Тире. Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи «Что это?» – спросил Костя.

- Здравствуй, Ваня!

- Привет, Миша.

Кавычки. Кавычки являются выделительным знаком. Прежде всего, кавычки выделяют в тексте чужую речь - отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь:“Что же будет?” – подумал он.Выделяются необычно употребленные автором слова, названия картин «Золотая осень», книг «Заяц Коська и его друзья» и т.д.

Скобки. Скобки выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке: «В жаркое летнее время (это было в начале июля) мы отправились за ягодами».


































Вывод

За время работы над проектом мы повторили и углубили знания о знаках препинания. И убедились в том, что…

●Знаки препинания – это необходимые элементы письменной и устной речи.

●Благодаря знакам препинания нам легко передать суть, смысл текста, выражать свои чувства

●Их назначение несет в себе глубокий смысл, потому что без знаков любой текст теряет свою информативность и смысл, невозможно оформить письменный текст для правильного понимания и восприятия.

●Знаки препинания нужны для того, чтобы русский язык был понятен и многообразен. Мы будем их использовать грамотно.

Итак, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать ПУНКТУАЦИЮ – раздел науки о языке, в котором рассказывается о их употреблении.


























Список литературы
  • Русский язык. 4 кл. в 2-х частях \ Канакина В.П., Горецкий В.Г. - М.: Просвещение, 2014 г.

  • Стихи о знаках препинания/ Ирина Токмакова.

  • Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях \ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - М.: Просвещение, 2014 г.

  • https://multiurok.ru/

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/

  • https://videouroki.net/