Ведущий 1 (на фоне музыки). Шла Великая Отечественная война – тяжёлая , кровопролитная борьба с гитлеровским фашизмом. На защиту Родины встал весь народ .
Ведущий 2. Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
А.Твардовский
В эти грозные дни вместе с армией и народом сражались во имя Победы и люди и науки.
Ведущий 1. 20 июня 1941 г. состоялось внеочередное расширение заседание Президиума Академии наук СССР.
На нём было принято решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важно для обороны и народного хозяйства страны.
Ведущий 2. 28 июня 1941 г. Академия наук СССР обратилась к учёным всех стран с призывом : «В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей человечеству… Все ,кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен».
Ведущий 1. Создание флота, тем более военного,- дело сложное, требующее больших средств и времени, развитой промышленной базы: оно практически невозможно в условиях войны. Это прекрасно понимали наши враги, и поэтому один из жесточайших ударов обрушился именно на Военно-морской флот.
Ведущий 2. Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую запереть на морских базах с помощью мин различного типа и ликвидировать постепенно. Новые электромагнитные мины, сконструированные гитлеровцами, действительно были грозным оружием на первом этапе войны. Наш флот столкнулся с минной опасностью на всех морских просторах. Только наука могла кардинально помочь флоту.
Учащийся 1. Ещё до войны в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) группой учёных под руководством А.П.Александрова были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В результате был создан обмоточный метод размагничивания судов.
Заключался он в следующем: с помощью положенный на палубу или подвешенной с наружной стороны бортов большой петли из специального кабель, по которому пропускали электрический ток, вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле, направленное противотоком по отношению к собственному магнитному полю корабля. В итоге магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывание магнитной мины. Для создания надёжной системы защиты всех судов использовались картины собственных магнитных полей кораблей разного типа (линкоры, эсминцы, крейсеры , тральщики и др.)
Учащийся 2.Первые образцы этих устройств были созданы перед самой войной, и тогда же была начата их установка на кораблях. Война потребовала быстрого осуществления намеченных мероприятий. 27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад по установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота.
В состав этих бригад входили офицеры, учёные Ленинградского физтеха, инженеры-монтажники. Научным руководителем работ был назначен А. П.Александров. В состав группы добровольно вошёл профессор И.В.Курчатов.
Бригады по установке размагничивающих устройств развернули работу на Балтийском, Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах. В труднейших условиях, при нехватке специалистов, зачастую под бомбёжками и обстрелами устанавливались кабели, оборудование.
К августу 1941 г. размагничивающими устройствами были оснащены практически все корабли на всех флотах и флотилиях.
Вскоре было выяснено, что размагничивающие устройства имеют ряд недостатков: они не учитывают различия магнитных полей однотипных кораблей, изменения этих полей в связи со сменой курса судна. Кроме того, кабели обмоток быстро выходили из строя. Чтобы продлить срок их службы, был найден выход: кабели обмоток устанавливались внутри корабля.
А затем был создан безобмоточный метод размагничивания. Эта была ещё одна победа научных знаний и практического мастерства.
Воздушный поединок.
Ведущий1. С началом войны начался величайший в истории воздушный поединок. Утром 22 июня 1941г; приступив к выполнению приказа о налётах на военные объекты и города СССР, фашистские лётчики не подозревали, как ошибалось немецкое командование в оценке возможностей советской авиации, как быстро она оправится от, казалось бы, смертельного удара, сколь страшная участь ожидает их якобы непобедимый воздушный флот. Уже в первые часы боевых действий фашисты убедились, что русские располагают новейшими самолётами всех назначений.
Учащийся 3.В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась, причём небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь лучшую, чем у него, технику. Группа учёных (профессор А.И.Макаревский , С.Н.Шишкин, А.К.Мартынов и др.) предложила методы расчёта самолёта на прочность при использовании смешанных конструкций: металлического каркаса и тонкостенной фанерной обшивки, что позволило создать надёжные и легкие самолёты. Требовалось увеличить высоту полёта, скорость подъёма и движения. Благодаря трудам профессоров А. А. Дородницына и Л. Г. Лойцанского была создана методика расчёта сил сопротивления, учитывающая сжимаемость воздуха при больших скоростях движения в нём обтекаемой поверхности. М. В. Келдыш предложил объяснение сложного и опасного явления – флаттера – самовозбуждения колебаний большой амплитуды у крыльев и хвостового оперения самолёта, которые вели к разрушению машины. Это исследование помогло разработать меры борьбы с флаттером.
Учащийся 4.Советские авиаконструкторы в суровых условиях военного времени создали ряд новых машин. Истребитель высокого класса Ла-5 конструкции С. А. Лавочкина обладал скороподъёмностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета (более 11 км). Самолёт был прост в управлении и лёгок, имел мощный двигатель, воздушное охлаждение, как броня, защищал лётчика при лобовых атаках. Самолёты Ла- 3 и Ла-7 были в числе основных машин, громивших врага в 1941- 1945 гг. Як-3 –самый лёгкий и маневренный истребитель, сконструированный в 1943г. А.С. Яковлевы. Штурмовик Ил- 2 конструкции С.В. Ильюшина, созданный во второй половине в 1942 г., имел форсированный двигатель и крупнокалиберный пулемёт, скорость 430 км/ч. Его хвостовая часть была защищена стрелковой установкой. Фашисты прозвали его «чёрной смертью». Пикирующий бомбардировщик Ту – 2 созданный в конструкторском бюро А. Н. Туполева, имел два двигателя, скорость 570 км/ч, потолок полёта 9,5 км, бомбовую нагрузку до 100 кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полёта: по горизонтали и при пикировании.
Ведущий 2: Творческая многоплановая целенаправленная деятельность учёных и конструкторов дала свои результаты. За время войны скорость истребителей возросла на 25 %, дальность полёта – на 300%, скороподъёмность – более чем на 200%. За 4 военных года в серийное производство были запущены 25 новых и модифицированных типов самолётов.
На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютно: в небе уничтожался любой самолёт врага. И в этом героическая заслуга советских учёных, конструкторов, инженеров.
За рекою грянула «Катюша».
Ведущий 1.А вот славная страница из истории советской артиллерии.
Учащийся 5. Знания и труд учёных позволили создать новые реактивные артиллерийские установки, которые обеспечивали мощный маневренный огонь и массированные залпы. В народе их любовно называли «катюшами».
Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри их, отсутствовала отдача при выстреле, и поэтому не требовались орудийные стволы из дорогой высококачественной стали. Эти установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях.
Созданию реактивного снаряда предшествовала длительная работа учёных и конструкторов Н. И. Тихомирова, В. А. Артемьева, Б. С. Петропавловского, Г. Э Лангемака, И. Т. Клейменова. К началу войны были разработаны боевые ракеты и специальные пороха, созданы пусковые установки. Установка образца 1941г. БМ-13 представляла собой ферму из 16направляющих (8 балок), на которой располагались 132-миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Ферма монтировалась на трёхосном грузовом автомобиле. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (один сверху, другой снизу). Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941г.: батарея капитана И. А. Флёрова произвела залп из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орша. Перепуганные гитлеровцы назвали это оружие «адской мясорубкой».
Учащийся 6. Враги не знали его устройства и любой ценой хотели раскрыть тайну. Была назначена большая награда тем, кто захватит хотя бы одну установку, выпускающую ракетообразные снаряды. Но советские войны свято хранили секрет. Когда батарея под командованием Флёрова попала в окружение под Смоленском, войны по приказу командира взорвали боевые установки. При этом капитан Флёров и многие бойцы погибли.
Для усовершенствования нового оружия было создано конструкторское бюро во главе с В. П. Барминым – крупным учёным в области механики и машиностроения. В результате в снаряды стали закладывать вдвое больший заряд. За несколько дней была разработана 36-зарядная пусковая установка с тремя рядами направляющих полозьев, использующая реактивный снаряд М-8. Она участвовала в боях под Москвой.
Осенью 1941 г. специально для обороны столицы были сконструированы 16-, 48-, и 72- зарядные установки на железнодорожных платформах.
Группа В.А.Тимофеева создала 24- зарядную установку, смонтированную на шасси лёгких танков, которая принимала участие в боях под Сталинградом, в Крыму, на Северо-Западном и Волховском фронтах.
В начале 1943 г. был принят на вооружение снаряд М-30, созданный группой специалистов, которую возглавлял Н.Н.Кузнецов. Снаряд имел массу почти 30 кг обладал хорошим разрывным (фугасным ) действием.
Учащийся 7: Вот строчки из «Песни о катюше», написанной военврачом С. Сёминым на фронте в июле 1942г.:
Говорит пехота: «чистая работа!
Где ударит катя - фрицу не пролезть»
«Воевать охота говорит пехота, -
Раз у нас такая пушка есть!»
Учащийся 8. Большое значение имели исследования ракетного топлива, так как чёткого представления о механизме его горения в реактивном снаряде не было. К решению этой задачи были привлечены учёные Института химической физики АН СССР – профессора Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон. Они выяснили, что горение зависит не только от давления, но и от того, как горящие газы протекают через сопло. Это помогло выбрать режим внутренней баллистики снаряда, установить факторы, влияющие на кучность полёта, перейти к употреблению более дешёвых порохов.
Проблему кучности в 1943 г. решали также сотрудники ЦАГИ. Они создали вращающиеся снаряды с помощью турбореактивного эффекта: в утолщённой части снаряда было сделано небольшое отверстие, через которое тонкой струйкой вытекали пороховые газы; возникавшая при этом реактивная сила и поворачивала снаряд. Кучность огня возросла сразу в 3 раза, а площадь рассеивания снарядов уменьшилась в 7 раз.
В осаждённом Ленинграде
Ведущий:.Следующая страница – о беспримерном подвиге в истории человечества и науки – подвиге ленинградских учёных. В сентябре 1941 г. враг блокировал город с суши. Жить и работать в осаждённом городе становилось всё труднее. Ежедневные бомбёжки разрывы снарядов, скудная норма хлеба сокращена с 250 до 125 г в день на человека… Голод и смерть. Но моральный дух ленинградцев был крепок. Поистине самоотверженной была работа ленинградских учёных. Несмотря на все тяготы, многие из них в течение 900 дней блокады продолжали вести научную работу.
Приведём слова профессора О. Н. Радкевич: «Дух изобретательства, научного дерзания, смелой инициативы должен быть особенно высок у ленинградских учёных, работающих в условиях блокады, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов. На нас смотрят учёные всей страны, всего мира» (« Ленинградская правда» от 26 ноября 1941 г.).
Звучит Седьмая симфония Д. Шостаковича.
Учащийся 9.
В истории обороны Ленинграда, деятельности ленинградских ученых есть героический эпизод, который связан с Дорогой жизни и занимает одно из выдающихся мест в ее летописи.
По льду замерзшего Ладожского озера была проложена автотрасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда: по ней эвакуировали из города больных и раненых, завозили продовольствие, материалы, оружие.
Выяснилось обстоятельство, на первый взгляд совершенно необъяснимое: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути с больными и голодными людьми, т.е. со значительно меньшим грузом, машины часто провалдивались под лед.
Павел Павлович Кабеко, научный сотрудник ЛФТИМ, взялся исследовать этот вопрос. Он разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях под влиянием различных статических и динамических нагрузок, Прибор для регистрации колебаний ученые Физтеха изготовили из деталей телефонных аппаратов. В качестве станины использовали подставку для ограды газонов. Первая партия приборов, получивших название «прогибографы», была установлена вдоль всей дороги по кромке льда. Исследования проводились в темноте, под обстрелом, на ветру, в 30-градусную стужу. Результаты позволили вывести ряд важных закономерностей: степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта- это был главный вывод. Критической оказалась скорость, равная 35км-ч. Большое значение имела интерференция волн сотрясения, которые возникали при встрече двух машин или при обгоне: сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда. Особенно опасной оказалась ситуация, когда транспорт шел со скоростью, близкой скорости распространения ледовой волны: в этом случае движение даже одной машины могло вызвать гибельный резонанс.
На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасного движения по ладожской трассе, составили специальные таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с любыми грузами. Эти таблицы, правила и инструкции были размножены и неукоснительно соблюдались. Ледовые аварии прекратились.
Химики на защите Родины
Ведущий 1:
Кто про химика сказал: «Мало воевал?»
Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»
Я в свидетели зову химиков-друзей,
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией своей шел в одном строю,
Тех, кто грудью защищал Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей,
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне.
Слава химикам живым!
Павшим- честь вдвойне!
З.И. Барсуков
Учащийся 10. Война потребовала грандиозных количеств стратегического сырья, бесконечного разнообразия различных веществ, начиная со сплавов и кончая сложными продуктами переработки нефти, угля, пластмассами.
В годы войны были открыты месторождения марганцевых руд, к северу от озера Балхаш найдены жилы с кварцем и молибденом, среди безводных хребтов Казахстана- черные угольные породы, богатые ванадием. В Казахстане были открыты источники редких металлов- лития, молибдена, ванадия, на лесистых склонах Уральских гор, на берегах озер обнаружены руды кобальта и ниобия, многочисленные месторождения алюминиевых руд. Были открыты месторождения огнеупоров, кварцевых песков, глин, каолинов, графитов, так необходимые для черной и цветной металлургии.
В условиях военного времени было необходимо как можно скорее внедрять научные достижения в производство. Ученые разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего военной техники. Свою работу в лабораториях они рассматривали как боевое задание фронта.
Учащийся 11 Член-корреспондент Академии наук СССР Андрей Анатольевич Бочвар создал легкий сплав для танковых и авиационных моторов, не требующий закалки, с хорошими литейными свойствами. При его производстве экономилось до 20% алюминия. Основатель советской школы коррозионистов член-корреспондент АН СССР Георгий Владимирович Акимов с группой ученых создал сплав, не содержащий дефицитного кобальта,-хромансиль. Этим была обеспечена длительная работа мощных двигателей и повышена скорость боевых самолетов.
Учащийся 12. Исследования, проведенные под руководством профессора Иссака Ильича Китайгородского , привели к созданию бронестекла, которое было в 25 раз прочнее обычного. Это позволило защитить прозрачной броней кабину штурмовика ИЛ-2.
Уч. 13. Большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию порохов и взрывчатых веществ внесли академик Николай Николаевич Семенов и Юлий Борисович Харитов. Под руководством Семенова были выполнены исследования в области цепных реакций и теории горения, Харитон с группой ученых создал оксиликвитовую авиабомбу.
Академик Юсуф Гейдарович Мамедалиев разработал производство толуола, который использовали для производства тротила.
Уч. 14. Открытия химиков сыграли громадную роль в спасении многих тысяч раненых. Академик Александр Владимирович Палладин синтезировал витамин К3 и викасол- эффективное средство при кровотечениях. Ученые МГУ в январе 1942 г. разхработали и внедрили в медицинскую практику препарат для свертывания крови- тромбин. Он расширил возможности хирургов при операциях. Много жизней спас бальзам Михаила Федоровича Шостаковского. Полученный на основе полимеризации виниловых эфиров, он оказался лучше перуанского и не вызывал побочных явлений. Под руководством профессора М.И. Ильина из сибирской пихты был изготовлен бальзам, способствующий быстрому заживлению ран. Химики всех кафедр Лесотехнической академии разработали рецептуру составов для зажигательных снарядов, выпускали пасту для лечения обморожений, ожогов и огнестрельных ран, в большом количестве изготовляли хвойный экстрат (витамин С) для госпиталей.
Ведущий 2.За выдающиеся научные работы и исследования, выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных премий: Николай Дмитриевич Зелинский, Александр Ермингельдович Арбузов, Александр Евграфович Фаворский, Александр Николаевич Несмеянов, Александр Евгеньевич Ферсман и другие.