Просмотр содержимого документа
«Учи Конституцию РФ»
Конспект урока по обществознанию «Я начинаю изучать Конституцию России»
Задачи: Образовательные: Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества; развить представления учащихся об основных формах государственного устройства; показать особенности федеративного устройства многонациональной России; раскрыть механизм полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Развивающие: Формировать умения анализировать и сравнивать, давать полные ответы.
Воспитательные: Способствовать формированию и развитию политической культуры, активной жизненной позиции, позитивных качеств.
Материалы к уроку: Конституция РФ, презентация.
Понятия: государство – демократическое, правовое, федеративное, суверенное, светское, конституционный строй, основы конституционного строя, плюрализм
Ход учебного занятия:
1. Организация начала урока: 2 мин. Цель этапа: подготовить учащихся к работе, собрать внимание детей.
2. Проверка ранее изученного материала (повторение): 8 мин. Цель этапа: Закрепление знаний, полученных ранее.
3.Актуализация знаний, объявление новой темы и плана урока. 3мин.
Сообщение темы и плана урока. «Основы конституционного строя Российской Федерации». Итак, мы знаем что такое Конституция, что мы должны узнать? Как вы узнаете? | Что такое Основы строя? Что такое гос. и конституционный строй? Какие основы коннс. строя существуют и какие есть в нашем государстве? |
4. Изучение нового материала: 30 мин. Цель этапа: Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства; раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового и демократического государства:
Знакомство со структурой Конституции РФ (Сколько глав, сколько статей, о чем идет речь в Конституции? ) Проводится словарная работа: Строй – определенное устройство государства. Конституционный строй - это система общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовных), установленных и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства. Знакомит с преамбулой Учитель объясняет, что предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием: Работа по плану 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Дает понятие, что такое демократическая власть, что такое республика. Демократическая власть – это власть, организованная самим народом и в интересах самого народа, с опорой на авторитет избранных народом органов государства и наделение народа широкими правами при равенстве всех перед законом. Республика - такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо (то есть непосредственно народом) или формируются парламентом. Принципы, идеи | статья | Пояснение из Конституции | Народовластие (демократия) | Ст.1; 3 | | Гос. суверенитет | Ст. 4; | | федерализм | Ст. 1; 5 | | единство системы государственной власти | Ст. 11 | | принцип разделения властей | Ст. 10 | | Местное самоуправление | Ст. 12 | | верховенство права | Ст. 1; 15 | | членство России в мировом сообществе | преамбула | | приоритет международно- правовых норм | Ст. 15 п.4; ст. 17 | | ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА Принципы, идеи | статья | | гражданство | Ст. 6 | | ценность прав и свобод человека | Ст. 2; ст 78 | | обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите | Ст. 2; ст 15 п.2 | | ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА принципы | статья | | социальный характер государства | Ст. 7 | | единство экономического пространства | Ст. 8 | | свобода экономической деятельности | Ст. 8 | | многообразие и равноправие собственности | Ст. 8; 9 | | идеологическое и политическое многообразие (плюрализм) | Ст. 13 | | светский характер государства | Ст. 14 | | | Делают запись в тетради. Читают текст Преамбулы как клятву Зачитывают статью 1Конституции РФ Заполняют таблицу в тетради. Слушают учителя Записывают в тетради. Слушают учителя Записывают в тетради |
5.Первичное закрепление нового материала: 6мин. Цель этапа: Закрепление знаний и умений, полученных на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Первичное закрепление. 1.Очем говорится в 1статье Конституции Российской Федерации? 2.Что такое федерация? А) Объединение республик, краев, областей; Б) Отдельная республика; В) Отдельный город. 3.Что означает «верховенство закона»? А) Законам подчиняются все граждане независимо от положения; Б) Законы должны выполнять только депутаты; В) Законы должны выполнять только граждане, достигшие 18 летнего возраста. 4.Что такое суверенная государственность страны и чем она обеспечивается? 5.Дайте определение светского государства. | Дают ответы. |
6. Подведение итогов и сообщение домашнего задания: 2мин. Цель этапа: Анализ успешной работы. Активизация мотивации учебной деятельности.
Комментарии, объявление оценок за работу на уроке. Домашнее задание: Учить принципы конституционного строя ( т.е. 1 столбик таблицы) | Слушают комментарии учителя. Записывают домашнее задание |