СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса»


Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса.



СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Алексеева Наталья Викторовна! Предлагаю Вашему вниманию небольшой видеоролик. (Слайд 2).

Данный видеоролик часто напоминает участников учебного процесса, т.е. учителя и ученика. Учитель, казалось бы выкладывается на все 100 %, пытаясь объяснить ученикам материал, который как ему кажется элементарный, ученик же не понимает, что от него хотят.

Недавно просмотренный нами вебинар на тему «Преодоление педагогических дефицитов у педагогов» поставил меня и моих коллег точно в такую же тупиковую ситуацию. Возникли вопросы. Что мы делаем не так? В чем же заключается дефицит и каких конкретно компетенций учителя.

В этом году мне, как учителю 4 класса, так же предстоит столкнуться с ВПР поэтому эта тема актуальна для меня.

Я приняла участие в ряде похожих вебинаров и, в процессе ознакомления с материалами специалистов, ученых, учителей практиков, я пришла к выводу, что одной из причин , которая влияет на результативность промежуточной и итоговой аттестации в том числе и Всероссийской проверочной работы это мотивированность учащихся. (Сайд 3)

Педагогическая литература может предложить педагогам множество способов диагностирования уровня сформированности мотивации учащихся и способы её повышения. Учителям порой сложно разобраться в их изобилии , да и применение этих способов требует значительные усилия на протяжении длительного времени.

Как составить урок так, чтобы ученики хотели слушать, изучать и принимать в нем участие? Речь пойдет не о всем учебном процессе, а о конкретном уроке или группе уроков.

Сергеева Светлана Валентиновна- разработчик учебно-методических материалов по истории и обществознанию, научный руководитель исследовательских проектов по обществознанию —считает, что педагог в своей работе с детьми должен использовать опыт людей , которым ежедневно приходится решать задачу :"Как заинтересовать людей данной конкретной темой , чтобы они слушали .

Опыт публичных выступлений имеют политики, менеджеры, проповедники , авторы мотивационных речей и т.д. Учителя должны учиться этим компетенциям и восполнять дефицит ораторского искусства, актерского мастерства и т.д. Почему ?, Для чего?

Выступление учителя вполне можно считать публичным.И требует решения тех же задач, т.е как заинтересовать , замотивировать учащихся и и активизировать их деятельность.

(Слайд 4 )

В 30-х г. ХХ века Аллэн Монро разработал технологию создания мотивации во время публичных выступлений. Этот метод работает до сих пор и вполне может быть адаптирован к школе.

Методика Монро представляет 5 важных этапов:

1. Привлечь внимание (яркое впечатление);

2. Сформулировать актуальность идеи ( убедить аудиторию, что без этих знаний их дальнейшие действия не будут иметь смысла или будут вредны для них);

3. Предложить решение проблемы ( это есть основная часть , необходимо убедить аудиторию в эффективности полученных знаний);

4. Визуализировать результаты ( подробно с максимальной степенью реализма описать ,что будет если не предпринять никаких мер, т.е.к чему приведет бездействие)

5. Побудить осуществить некие действия.

Урок имеет свои особенности. Как же применить эту методику на каждом этапе урока ?

1 этап.Привлечь внимание . ( Слайд 5)

- Проблемная ситуация;

( При изучении темы :"Измерение площади треугольника". Учащимся предлагается измерит площадь треугольника применив, ранее полученные знания по измерению площади прямоугольника)

-Использование статистики;

( например на уроках окружающего мира приизучении тем, связанных с экологическими проблемами ( По официальной статистике, огнем охвачено до 2 миллионов гектаров леса в год, а по неофициальной - до 14 миллионов гектаров (это в 140 раз больше площади Москвы). Почему такая разница?)

Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края предлагает

- Использование цитат , отрывков, стихотворений и т.д.

Например в начальной школе при изучениитемы Имя прилагательное можно использовать следующее стихотворение


Часть речи эта непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это?


Или на уроке русского языка при изучениитемы " Язык.Речь"

Что такое язык? Прежде всего это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения.

А. Н. Толстой

Что имел в виду автор?


Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

Почему автор дает такую оценку именно русскому слову? и т.д.


-"Шок-история";

( Байка, история из жизни великих людей, шокирующие факты и т.д. )


-Парадокс ;

( Например, на уроках информатике : "Информация в интернете возрастает , а вероятность найти нужную информацию- снижается Почему?")



Учитель всегда помнит законы восприятия информации : " Для того, чтобы нас слушали, нужно привлечь внимание". Но иногда мы пренебрегаем этим правилом. по двум причинам:

1. Требует более усердной и длительной подготовки к уроку и отнимает достаточное количество времени от урока. (Т. Е когда умеем , но не хотим)

2. Не владение особыми навыками ( Хотим , но не умеем)


Какую информацию мы усваиваем быстро и прочно? Да, ту, что нам интересна, ту которой мы будем пользоваться в жизни. Учащимся мало понятно где вообще в жизни им пригодятся те или иные знания. Часто мы сами учителя не можем ответить на этот вопрос. Есть учебный план , уч. программа и надо все это реализовать. А для чего? Потом разберемся.

Когда среди учащихся провели анкетирование , где просили их дать краткий ответ на вопрос для чего они изучают тот или иной предмет, большинство ответов звучали так " Учу , чтобы знать" Самый непродуктивный и тяжелый труд - это бессмысленный труд.

Чтобы учебная деятельность для наших детей приобрела понятный им же самим смысл ,нужно отвечать на вопрос : " Зачем?" . Т.о. мы подходим ко 2 этапу :Целеполагание. ( Слайд 6)

Как же этот этап влияет на мотивацию.

1. Связь с жизнью.

Совсем шикарно если мы можем на примере жизненном показать решение данной проблемы. Но это не всегда возможно.

2. Учебная проблема .

Нужно помнить, что учащиеся решают не только жизненные, но и учебные проблемы. Поэтому формулировки типа: " Понимание данной темы поможет вам успешно справиться с заданием 3 в контрольной работе." или " Когда мы будем изучать ту или иную тему , то высокий балл получат те , кто сможет применить знания сегодняшнего урока" , сыграют не последнюю роль при формировании мотивации учащихся.

3. Метапредметные связи.

"Эти знания вы сможете применить сегодня на уроке литературного чтения".

"Те , кто научиться пользоваться линейкой на уроке математики, тот легко справится с заданием на технологии"


Фины активно используют мультипредметные или кросс-предметные проекты. Где учащимся необходимо выполнить проект, применив свои знания из разных областей наук. Т.о. учащиеся видят реальное применение предметных знаний.


Так же на этапе целеполагания специалисты предлагают использовать " Методику активной оценки" . Этот метод занимает первое место по эффективности и должен применяться в комплексе, но некоторые ее элементы можно использовать отдельно. (Слайд 7)


При планировании урока учитель должен представить себя учеником и сформулировать цель урока на языке ученика, так, чтобы она была ему понятна.

Далее ответить на 4 вопроса:

1. Что в этой теме будет полезно для учеников?

2. Как дети будут использовать это в будущем?

3. Что они будут знать и уметь после этого урока?

4. Что они будут помнить после этого урока в течении нескольких ближайших лет?


Вывод: Успешной будет та деятельность, смысл осуществления которой будет понятен. Чем ближе, понятней, актуальней, привлекательней для ученика будут цели его работы,тем выше будет уровень его мотивации.


Третий этап. Основной. " Организация учебной деятельности" ( " Предложить решение проблемы") ( Слайд 8)

Интерес учащихся, возникший в начале урока ,необходимо удержать и возбудить активность в процессе всего урока. Таким образом выбор способов является мощным организующим фактором. Рассмотрим пирамиду и назовём основополагающие моменты.

Мы видим невооружённым глазом, что для решения вопросов активности учащихся и поддержания их интереса , на уроке действенными будут активные методы.

90 % - Что делаю.

Одной из задач ФГОС является формирование у учащихся умений добывать знания самостоятельно , т.е. заниматься самообразованием, а так же умение собирать и работать с информацией и т.д . При организации работы учащихся, с точки зрения мотивации учебной деятельности, активные методы работы на уроке являются самыми эффективными. Так же для учащихся работа в группах или подгруппах является менее стрессовой и менее напряженной. Но, не смотря на плюсы, такая работа имеет ряд сложностей для педагога: трудно организовать, шум, вероятность отсиживания некоторых учеников за спинами своих одноклассников.


Перейдём на вторую ступень . 80 % - Что говорю.

Здесь эффективна методика " Мозаика".

Класс делится на группы по количеству информационных блоков. Каждая группа изучает и подробно разбирает свой блок информации. На втором этапе все члены групп расформировываются таким образом , чтобы в каждой новой группе были представители из разных информационных блоков. Это этап обучения. Каждый участник должен рассказать остальным ту информацию с которой он познакомился и не просто рассказать, но объяснить. На третьем этапе участники информационных блоков вновь собираются вместе и делятся полученными знаниями по определенной теме.


Третья ступень 50 % - Вижу и слышу.

Мультимедийные презентации, видеоуроки и т.д.



4 и 5 этапы (Слайд 9)


Небольшой опыт. Учителям было предложено нарисовать в течении 5 минут ассоциативный рисунок " Школа". По истечении времени эксперт собрала работы и выставила оценки. Учителя были возмущены выставленными оценками. Оценки эксперта им показались странными и необъективными. Эксперт объяснила за что был выставлен тот или иной балл.

А теперь представьте себя в роли учеников. Некоторые преподаватели делают тайну и на вопрос ребенка ,что учитель будет спрашивать и отвечают : " Учите всё!"

Важным залогом успешности деятельности , а значит и мотивированности для участников образовательного процесса является знание критериев оценки её результатов. Так и в нашем опыте, работа учителей была бы выполнена успешно, если бы эксперт заранее оговорила критерии.

Возможность успешно выполнить работу с учетом критериев оценивания ( т.е. есть мотив) побудят учащегося к действию.



Как учителя меня очень волнует успешность моих учеников. И конечно же , как и многие коллеги, я хотела бы быть профессионалом в своей работе. А это требует освоения новых знаний и умений. Восполнение дефицита знаний является важной и приоритетной задачей , учитель должен совершенствоваться. Но не хватает порой знаний из других областей, казалось бы никак не связанных с педагогикой , учениками и вообще учебным процессом, но знание и применение которых является эффективным и показательным.

Немаловажную роль играет личность учителя, его обаяние, умение притягивать учащихся, преподносить материал так, чтобы стало интересно и хотелось слушать. А это значит педагогу нужно так же как политику овладеть навыками ораторского искусства, как артисту- актёрским мастерством , как менеджеру- некоторыми активными методами и приемами и многими другими способностями , которые помогут ему стать уверенным и успешным! И чтобы каждый мог сказать….(ролик)

Просмотр концовки ролика! (Слайд 10)

Слайд 11