Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности: 39.02.01 Социальная работа.
Разработчик: Лыткина Вероника Серафимовна, преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Сунтарский технологический колледж»
Иванова Татьяна Октябриновна, социальный педагог ГБПОУ РС(Я) «Сунтарский технологический колледж»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж» протокол № 8 от 15июня 2017г.
Председатель _______________ Архипова М.А.
Рабочая программа учебной дисциплины является ОП.07 Основы социальной медицины частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 39.02.01.Социальная работа
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся. | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Основы социальной медицины. | | | |
Тема 1.1. Социальная медицина. Основные понятия и категории, междисциплинарный характер. | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК-1.1- 3.5 |
1.Введение. Основные направления развития социальной медицины (публичная, общественная, социологическая, военная и др.). |
2. Методы прикладной медицины. Организация медико – социальной помощи. |
Самостоятельная работа обучающихся Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер соц. медицины. | 1 |
Тема 1.2. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье. | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК-1.1- 3.5 |
Генетическая и социальная обусловленность здоровья. Факторы риска заболеваний. Образ жизни и здоровье. ЗОЖ и его составляющие. Мониторинг здоровья. Социально – психологические аспекты ЗОЖ. Информационные воздействия на здоровье. Репродуктивное здоровье. |
Тематика практических занятий | 2 |
Понятие «здоровье», показатели индивидуального и коллективного здоровья. Группы детей здоровья. | 1 |
Мониторинг здоровья. ЗОЖ, показатели. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.В чем заключается понятие «здоровье», «болезнь», «индивидуальное здоровье», «здоровье население»? 2. Показатели коллективного (общественного) здоровья? | 1 |
|
Тема:1.3Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство. | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК 1.1. – 1.5 |
Эпидемиология здоровья в обществе, эффективные методы социальной защиты здоровья населения. Санитарная помощь. |
Тема1.4 Классификация болезней, структура заболеваемости населения, основные инфекционные заболевания. | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК 1.1. – 1.5 |
1.Соматические и нервно – психические заболевания (хронические и функциональные р-ва). Краевая патология. |
2.Инфекционные заболевания. Классификация. Пути передачи. Профилактика. Уход за больными |
Самостоятельная работаобучающихся: Классификация болезней. Основные неинфекционные заболевания.Основные инфекционные заболевания. | 1 |
Практическое занятие | 2 |
Классификация. Пути передачи. Периоды инфекционного процесса. | 1 |
Краевая патология: Описторхоз, клещевой, энцефалит, вирусный гепатит, бешенство,столбняк, туберкулез легких ,туляремия. Детские болезни | 1 |
Тема: 1.5 Общие принципы и социальные факторы, профилактика, диагностика и лечение болезней | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13 ПК 1.1. – 1.5 |
Медико – социальная помощь. Медико – социальные наркотизма (алкогольная болезнь, наркомания, токсикомания, табакокурение). ВИЧ, СПИД, венерические заболевания, Профилактика (первичная, вторичная и третичная). |
Самостоятельная работа обучающихся: ВИЧ (СПИД). Причины. Профилактика. Общие принципы, социальные факторы, диагностика и лечение болезней. | 1 |
Тема: 1.6 Социально – медицинская этика. | Медицинская этика и деонтология. Биоэтика. Биоэтические проблемы современности. Особенности современной деонтологии на современном этапе. | 1 | ОК 1-13 ПК 1.1. – 1.5 |
Тема: 1.7 Умение и навыки неотложной медицинской помощи. Питание больного. Детский травматизм Реанимация | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13 ПК 1.1. – 1.5 |
Понятие ухода за больными. Личная гигиена больногоПитание больного. |
1.Неотложная помощь при с/сосудистых заболеваниях, при заболеваниях органов дыхания (туберкулез, бронхиальная астма); пищеварения (гастриты, язвенная болезнь желудка и 12 – перстной кишки); мочеполовой системы, эндокринной системы (сахарный диабет). |
2.Реанимация. |
3.Первая помощь при травмах. Детский травматизм. |
Самостоятельная работа обучающихся: Понятие и виды ухода за больными. | 1 |
Практическое занятие 1.Реанимация | 10 4 |
2.Сахарный диабет | 2 |
3.Детские травмы | 2 |
4.Переломы. | 2 |
Тема 1.8 Заболевания, обусловленные влиянием наследственного фактора | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК 1.1. – 1.5 |
Характеристика групп болезней. Первая группа: наследственные болезни, при которых проявление патологической мутации не зависит от окружающей среды – хромосомные и генные наследственные заболевания. Вторая группа: болезни с наследственным предрасположением, при которых проявление мутантных генов происходит под влиянием окружающей среды. Третья группа: этиологический фактор – окружающая среда, частота и тяжесть проявлений зависят от наследственного предрасположения. Четвертая группа: механические травмы, термические ожоги и острые отравления. Для возникновения необходимы только внешние факторы, а роль наследственности может влиять лишь на характер протекания. Болезнь Дауна. Гемофилия. Болезнь Паркинсона. Наследственные заболевания обмена веществ. Медико-генетическое консультирование как вид медико-социальной помощи в профилактике наследственных болезней и решении медицинских и социальных проблем больных. |
| Практическое занятие Особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами | 4 | |
Раздел 2 Социально – просветительская деятельность. | | | |
Тема: 2.1 Социально – просветительская деятельность . | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК 2.1. – 2.5 |
Методы санитарного просвещения. Система государственных и общественных мероприятий. Международный Крест и общества Красного Полумесяца, основополагающие принципы. |
Самостоятельная работаобучающихся:Социально – просветительская деятельность. | 1 |
Практическое занятие Социально – медицинская просветительская деятельность. | 2 |
Тема:2.2 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13 ПК 2.1. – 2.5 |
Структура ВОЗ, программная деятельность; ВОЗ. Конституция РФ(ст. 41). Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993). Общие положения. |
Практическое занятие Уход за инвалидами. | 2 |
Раздел3. Организация медико-социальной помощи населению в системе отечественного здравоохранения | | | |
Тема 3.1. Организация охраны здоровья граждан РФ | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК 3.1. – 3.5 |
- Понятие охраны здоровья граждан. Принципы осуществления охраны здоровья граждан в РФ. Основные направления государственной политики РФ по осуществлению охраны здоровья граждан. Принципы, цели и задачи отечественной системы здравоохранения. Типы и виды учреждений здравоохранения. Медико-социальная помощь и медико-социальная работа. Объекты и субъекты медико-социальной помощи населению |
| Самостоятельная работаобучающихся: Проанализировать виды бесплатной медицинской помощи | 1 |
Тема 3.2. ПМСП в системе отечественного здравоохранения. Медико- социальный патронаж: | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК 3.1. – 3.5 |
ПМСП: понятие, содержание, особенности. Организация ПМСП в России. Медико-социальный патронаж понятие, цели и задачи. Особенности организации и осуществления патронажа. |
Самостоятельная работаобучающихся:Провести медико-социальное обследование больного по заданной схеме. | 1 | |
Практическое задание. Патронаж | 2 |
Тема3.3 Организация специализированной медико- социальной помощи населению в системе отечественного здравоохранения | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК 3.1. – 3.5 |
Специализированная медико-социальная помощь различным группам населения: больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, травмами, туберкулезом, психическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями и т.д. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий. Особенности медико-социальной помощи жителям сельской местности. Охрана материнства и детства. |
Тема 3.4. Экспертиза трудоспособности и медико- социальная реабилитация | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13 ПК 3.1. – 3.5 |
Понятие экспертизы трудоспособности. Виды нетрудоспособности. Понятие и виды временной нетрудоспособности. Причины временной нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности. Порядок выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. Стойкая утрата трудоспособности. Определение группы и причины инвалидности. |
Самостоятельная работаобучающихся: заполнить таблицу и построить структурно-логические схемы «Система учреждений, их задачи и порядок проведения медико-социальной экспертизы». | 1 |
| Практическое занятие: Медико-социальная реабилитация» | 2 |
Тема 3.5. Медико- социальная реабилитация | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 ПК 3.1. – 3.5 |
Понятие, виды и принципы медико-социальной реабилитации. Адаптация: понятие и сущность. Трудовая реабилитация инвалидов. Медико-социальная реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Оценка эффективности реализации ИПР. Роль специалиста по социальной работе в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида. Реабилитационные учреждения |
Самостоятельная работаобучающихся:: Составить ИПР по предложенной ситуации. | 1 |
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования) Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер соц.медицины. В чем заключается понятие «здоровье», «болезнь», «индивидуальное здоровье», «здоровье население»? Показатели коллективного (общественного) здоровья? Классификация болезней. Основные неинфекционные заболевания. Основные инфекционные заболевания. ВИЧ (СПИД). Причины. Профилактика. Общие принципы, социальные факторы, диагностика и лечение болезней. Понятие и виды ухода за больными. Социально – просветительская деятельность. Провести медико-социальное обследование больного по заданной схеме. Заполнить таблицу и построить структурно-логические схемы «Система учреждений, их задачи и порядок проведения медико-социальной экспертизы». Составить ИПР по предложенной ситуации | 10 | |
Всего: | 56 | |
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
учебное пособие [Гриф Федерального института развития образования] / Е. Е. Тен. -Москва: Академия, 2012.