СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа ОП.07 Основы социальной медицины

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины. ОП.07 Основы социальной медицины.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа ОП.07 Основы социальной медицины»

6


Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»






Приложение II.14

Программе СПО

39.02.01







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОП.07 Основы социальной медицины





















2017



Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности: 39.02.01 Социальная работа.


Организация-разработчик: ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»


Разработчик: Лыткина Вероника Серафимовна, преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Сунтарский технологический колледж»

Рецензенты:

Иванова Татьяна Октябриновна, социальный педагог ГБПОУ РС(Я) «Сунтарский технологический колледж»

Фролов Георгий Вениаминович, начальник ТКУ РС(Я) «Сунтарский УСЗН и Т»





Рекомендована методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж» протокол № 8 от 15июня 2017г.




Председатель _______________ Архипова М.А.




СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………. 4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ … 5

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….. 14


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….. 15



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «Основы социальной медицины»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является ОП.07 Основы социальной медицины частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 39.02.01.Социальная работа

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входитк обязательной части общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК


Умения


Знания


ОК 1-13

ПК 1.1-3.5

-анализировать медико- социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы;

- осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико – социальных проблем населения.

- оказать требуемую медицинскую помощь;

- типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях;

- основные категории социальной медицины;

- формы медико-социальной помощи населению;

- этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере.



- средства оказания первой медицинской помощи;


















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

56

Самостоятельная работа


10

Объем образовательной программы


в том числе:

теоретическое обучение

20

практические занятия (если предусмотрено)

26

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


контрольная работа


Самостоятельная работа

10

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации

деятельности обучающихся.

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1 Основы социальной медицины.




Тема 1.1. Социальная медицина. Основные понятия и категории, междисциплинарный характер.

Содержание учебного материала



1

ОК 1-13

ПК-1.1- 3.5

1.Введение. Основные направления развития социальной медицины (публичная, общественная, социологическая, военная и др.).

2. Методы прикладной медицины. Организация медико – социальной помощи.

Самостоятельная работа обучающихся

Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер соц. медицины.

1

Тема 1.2. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье.


Содержание учебного материала

1

ОК 1-13

ПК-1.1- 3.5

Генетическая и социальная обусловленность здоровья. Факторы риска заболеваний. Образ жизни и здоровье. ЗОЖ и его составляющие. Мониторинг здоровья. Социально – психологические аспекты ЗОЖ. Информационные воздействия на здоровье. Репродуктивное здоровье.

Тематика практических занятий

2

Понятие «здоровье», показатели индивидуального и коллективного здоровья. Группы детей здоровья.

1

Мониторинг здоровья. ЗОЖ, показатели.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.В чем заключается понятие «здоровье», «болезнь», «индивидуальное здоровье», «здоровье население»?

2. Показатели коллективного (общественного) здоровья?

1


Тема:1.3Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство.

Содержание учебного материала

1

ОК 1-13

ПК 1.1. – 1.5

Эпидемиология здоровья в обществе, эффективные методы социальной защиты здоровья населения. Санитарная помощь.

Тема1.4

Классификация болезней, структура заболеваемости населения, основные инфекционные заболевания.



Содержание учебного материала

1

ОК 1-13

ПК 1.1. – 1.5

1.Соматические и нервно – психические заболевания (хронические и функциональные р-ва). Краевая патология.

2.Инфекционные заболевания. Классификация. Пути передачи. Профилактика. Уход за больными

Самостоятельная работаобучающихся: Классификация болезней.

Основные неинфекционные заболевания.Основные инфекционные заболевания.

1

Практическое занятие

2

Классификация. Пути передачи. Периоды инфекционного процесса.

1

Краевая патология: Описторхоз, клещевой, энцефалит, вирусный гепатит, бешенство,столбняк, туберкулез легких ,туляремия. Детские болезни

1

Тема: 1.5

Общие принципы и социальные факторы, профилактика, диагностика и лечение болезней

Содержание учебного материала

2

ОК 1-13

ПК 1.1. – 1.5


Медико – социальная помощь. Медико – социальные наркотизма (алкогольная болезнь, наркомания, токсикомания, табакокурение). ВИЧ, СПИД, венерические заболевания, Профилактика (первичная, вторичная и третичная).

Самостоятельная работа обучающихся: ВИЧ (СПИД). Причины. Профилактика. Общие принципы, социальные факторы, диагностика и лечение болезней.

1

Тема: 1.6

Социально – медицинская этика.

Медицинская этика и деонтология. Биоэтика. Биоэтические проблемы современности. Особенности современной деонтологии на современном этапе.


1

ОК 1-13

ПК 1.1. – 1.5


Тема: 1.7

Умение и навыки неотложной медицинской помощи.

Питание больного.

Детский травматизм

Реанимация

Содержание учебного материала

2

ОК 1-13

ПК 1.1. – 1.5








Понятие ухода за больными. Личная гигиена больногоПитание больного.

1.Неотложная помощь при с/сосудистых заболеваниях, при заболеваниях органов дыхания (туберкулез, бронхиальная астма); пищеварения (гастриты, язвенная болезнь желудка и 12 – перстной кишки); мочеполовой системы, эндокринной системы (сахарный диабет).

2.Реанимация.

3.Первая помощь при травмах. Детский травматизм.

Самостоятельная работа обучающихся: Понятие и виды ухода за больными.

1

Практическое занятие

1.Реанимация

10

4

2.Сахарный диабет

2

3.Детские травмы

2

4.Переломы.

2

Тема 1.8

Заболевания, обусловленные влиянием наследственного фактора

Содержание учебного материала

1







ОК 1-13

ПК 1.1. – 1.5


Характеристика групп болезней.

Первая группа: наследственные болезни, при которых проявление патологической мутации не зависит от окружающей среды – хромосомные и генные наследственные заболевания.

Вторая группа: болезни с наследственным предрасположением, при которых проявление мутантных генов происходит под влиянием окружающей среды.

Третья группа: этиологический фактор – окружающая среда, частота и тяжесть проявлений зависят от наследственного предрасположения.

Четвертая группа: механические травмы, термические ожоги и острые отравления. Для возникновения необходимы только внешние факторы, а роль наследственности может влиять лишь на характер протекания.

Болезнь Дауна. Гемофилия. Болезнь Паркинсона. Наследственные заболевания обмена веществ. Медико-генетическое консультирование как вид медико-социальной помощи в профилактике наследственных болезней и решении медицинских и социальных проблем больных.


Практическое занятие

Особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами

4


Раздел 2 Социально – просветительская деятельность.




Тема: 2.1

Социально – просветительская деятельность

.

Содержание учебного материала

1

ОК 1-13

ПК 2.1. – 2.5


Методы санитарного просвещения.

Система государственных и общественных мероприятий. Международный Крест и общества Красного Полумесяца, основополагающие принципы.

Самостоятельная работаобучающихся:Социально – просветительская деятельность.

1

Практическое занятие

Социально – медицинская просветительская деятельность.

2

Тема:2.2

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.


Содержание учебного материала

2

ОК 1-13

ПК 2.1. – 2.5


Структура ВОЗ, программная деятельность; ВОЗ. Конституция РФ(ст. 41). Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993). Общие положения.

Практическое занятие

Уход за инвалидами.

2

Раздел3.

Организация медико-социальной помощи населению в системе отечественного здравоохранения




Тема 3.1.

Организация охраны здоровья граждан РФ

Содержание учебного материала

1

ОК 1-13

ПК 3.1. – 3.5


- Понятие охраны здоровья граждан. Принципы осуществления охраны здоровья граждан в РФ. Основные направления государственной политики РФ по осуществлению охраны здоровья граждан.

Принципы, цели и задачи отечественной системы здравоохранения. Типы и виды учреждений здравоохранения.

Медико-социальная помощь и медико-социальная работа. Объекты и субъекты медико-социальной помощи населению


Самостоятельная работаобучающихся:

Проанализировать виды бесплатной медицинской помощи

1

Тема 3.2.

ПМСП в системе отечественного здравоохранения. Медико- социальный патронаж:

Содержание учебного материала

1

ОК 1-13

ПК 3.1. – 3.5


ПМСП: понятие, содержание, особенности. Организация ПМСП в России. Медико-социальный патронаж понятие, цели и задачи. Особенности организации и осуществления патронажа.

Самостоятельная работаобучающихся:Провести медико-социальное обследование больного по заданной схеме.

1


Практическое задание. Патронаж

2

Тема3.3

Организация специализированной медико- социальной помощи населению в системе отечественного здравоохранения

Содержание учебного материала

1

ОК 1-13

ПК 3.1. – 3.5


Специализированная медико-социальная помощь различным группам населения: больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, травмами, туберкулезом, психическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями и т.д.

Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий.

Особенности медико-социальной помощи жителям сельской местности. Охрана материнства и детства.

Тема 3.4.

Экспертиза трудоспособности и медико- социальная реабилитация

Содержание учебного материала

2

ОК 1-13

ПК 3.1. – 3.5


Понятие экспертизы трудоспособности. Виды нетрудоспособности.

Понятие и виды временной нетрудоспособности. Причины временной нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности. Порядок выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.

Стойкая утрата трудоспособности. Определение группы и причины инвалидности.

Самостоятельная работаобучающихся: заполнить таблицу и построить структурно-логические схемы «Система учреждений, их задачи и порядок проведения медико-социальной экспертизы».

1


Практическое занятие: Медико-социальная реабилитация»

2

Тема 3.5.

Медико- социальная реабилитация

Содержание учебного материала

1

ОК 1-13

ПК 3.1. – 3.5









Понятие, виды и принципы медико-социальной реабилитации. Адаптация: понятие и сущность. Трудовая реабилитация инвалидов.

Медико-социальная реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Оценка эффективности реализации ИПР. Роль специалиста по социальной работе в

реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Реабилитационные учреждения

Самостоятельная работаобучающихся::

Составить ИПР по предложенной ситуации.

1

Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования)

  1. Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер соц.медицины.

  2. В чем заключается понятие «здоровье», «болезнь», «индивидуальное здоровье», «здоровье население»?

  3. Показатели коллективного (общественного) здоровья?

  4. Классификация болезней. Основные неинфекционные заболевания. Основные инфекционные заболевания.

  5. ВИЧ (СПИД). Причины. Профилактика. Общие принципы, социальные факторы, диагностика и лечение болезней.

  6. Понятие и виды ухода за больными.

  7. Социально – просветительская деятельность.

  8. Провести медико-социальное обследование больного по заданной схеме.

  9. Заполнить таблицу и построить структурно-логические схемы «Система учреждений, их задачи и порядок проведения медико-социальной экспертизы».

  10. Составить ИПР по предложенной ситуации



10


Всего:

56




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социальная группа»,оснащенный оборудованием:

  1. Рабочие места обучающихся – 25;

  2. Рабочее место преподавателя – 1;

техническими средствами обучения: компьютеры, принтер, сканер, проектор, интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

  1. Тен, Елена Евгеньевна. Основы социальной медицины [Текст]: практикум:

учебное пособие [Гриф Федерального института развития образования] / Е. Е. Тен. -Москва: Академия, 2012.

  1. Масленцева Светлана Борисовна.Содержание и методика социально медицинской работы [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / С. Б.Масленцева; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2015



3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. 1. Портал по социальной работе// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soc-work.ru/

  2. Всемирная организация здравоохранения// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/ru/

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2003г.

  2. Введение в специальность. Социальная работа: учебное пособие/ П. Д. Павленок, Е. В. Куканова, В. К. Шаповалов. – М., 2007.







  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Умения:



- анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьиили группы людей, выявлять медико-социальные проблемы;

Характеристики демонстрируемых знаний

Тестирование, опрос


-осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения.

Характеристики демонстрируемых знаний.

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамена

Тестирование, опрос

-оказать требуемую медицинскую помощь;

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамена;

Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий

Оценка результатов выполнения практической работы

Знания:



- типы и формы социальныхобъединений, связи и отношениялюдей в социальных общностях;

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамена;

Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий

Опрос

- основные категории социальной медицины;

- формы медико-социальной помощи

населению;

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамена;

Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий

Тестирование, опрос

- этапы и особенности социальной работы вмедико- социальной сфере.

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамена;

Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий

Тестирование, опрос

- средства оказания первой медицинской помощи.

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамен

Опрос, оценка результатов выполнения практической работы






© 2017, 1080 15