2017 г.
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Закройщик
Архипова Мария Александровна, методист ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж», протокол № 8 от «15» июля 2017г.
Рабочая программа ОДБ.6 Биология составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Применяется для обучающихся на базе основного (общего) образования по программе подготовки квалифицированных рабочих профессий 29.01.05 Закройщик.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин общеобразовательного цикла;
- учебно-методический комплекс дисциплины.
- экран.
1.Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2014 г.;
2.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996. Пособие для учащихся:
3.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2014 г.
4.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2014;
5.Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2015;
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь У1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; | 1.Приводит эмбриологические доказательства эволюционного родства животных 2.Приводит примеры влияния окружающей среды и её загрязнений на развитие организма 3.Отличает фенетическую и генетическую изменчивости 4.Приводит примеры успехов современной генетики в медицине и здравоохранении | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; –защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; – оценка результатов выполнения практической работы |
У2.решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; | 1.Составляет простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания 2.Решает генетические задачи 3.Описывает особей одного вида по морфологическому критерию | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; –защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; – оценка результатов выполнения практической работы |
У.3 выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | 1.Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека 2.Приводит примеры ландшафтов своей местности, приспособленности организмов к среде обитания. -
| |
У.4 сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | 1.Приводит примеры бесполового и полового размножения, сравнивает их и делает вывод 2.Проводит сравнительную характеристику естественного и искусственного отборов | |
У.5 анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | 1.Сравнивает эволюционные идеи Ч.Дарвина, К.Линея, Ж.Б.Ламарка и современные представления о механизмах и закономерностях эволюции 2.Имеет представление о различных гипотезах происхождения жизни 3.Описывает экологические кризисы и экологические катастрофы и имеет представление о методах предотвращения их возникновения | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; –защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; – оценка результатов выполнения практической работы |
У.6 изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | 1.Сравнивает природные и искусственные экосистемы (лес и пшеничное поле) 2.Прослеживает изменения, происходящие при воздействии условий окружающей среды в искусственной экосистеме | |
У.7 находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа: прокариотические организмы, клетки, митахондрии, строение и функции рибосом, ядро, фотосинтез, хемосинтез, половое и бесполое размножение, партеногенези гиногенез, группы ландшафта, природные ресурсы, эволюционные идеи, мутагены и их воздействие на организм человека, фенетическая и генетическая изменчивости | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; –защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; – оценка результатов выполнения практической работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | | |
З.1 основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; | 1.Перечисляет органические вещества растительной клетки. Описывает клеточную теорию строения. 2.Перечисляет закономерности фенетической и генетической изменчивости 3.Демонстрирует владение терминологией и символами генетики, понимает законы Менделя Имеет представление о биосфере и учении Вернадского Владеет такими понятиями, как наследственность, селекция и ей методы | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; –защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; – оценка результатов выполнения практической работы |
З.2 строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | 1.Описывает строение растительной и живой клетки, химическую организацию клетки, функционирование генов и хромосом. 2.Описывает особей одного вида по морфологическому критерию. Характеризует естественные и искусственные экосистемы | |
З.3 сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | 1.Перечисляет признаки приспособленности животного 2.Правильно определяет такие биологические процессы, как размножение, оплодотворение. Описывает естественный и искусственный отбор | |
З.4 вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; | 1.Называет основателей современной эмбриологии, генетики, учения о биосфере 2.Имеет представление об эволюционных идеях Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, системы природы К.Линея Называет ученых и философов | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; –защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; – оценка результатов выполнения практической работы |
З.5 биологическую терминологию и символику; | 1.Применяет биологическую терминологию и символику в ходе выполнения практических работ, текущем контроле знаний: клетка, фотосинтез, хемосинтез, цитоплазма, ядро, пластиды, митоз, бактерии, размножение, решетка Пеннетта, селекция, антогенез, бионика, фенетическая и генетическая изменчивость, природные ресурсы, антропогенные изменения, цепи питания, экосистема | |