Пояснительная записка
Рабочая программа основана на использовании учебно – методического комплекта:
1.Авторской программы по биологии для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
2.Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.И. Трайтака. Биология. Человек и его здоровье. Изд.Мнемозина. Москва 2008
3.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ об образовании,
4. приказа № 1067 от 19 декабря 2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный";
5. приказа Минобрнауки России от 31.03.2014г.№253 о том что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Внесены изменения в программу для соответствия с используемым учебником: изменены последовательность изучения тем и количество отводимых часов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Биология» в 9 классе 68 часов из расчёта двух учебных часов в неделю.
Данная программа рассчитана на более углубленное изучение материала . Программа рассчитана на 102 часав, 3 урока в неделю.
Практических работ увеличено на 3.Всего 11.Увеличено количество уроков обобщения и уроков контроля. Расширены темы: «Основные закономерности генетики», «Возникновение и развитие жизни на Земле», более углубленно изучается раздел «Надорганизменные системы».
Формы организации учебно-познавательного процесса – урок, лабораторные и практические занятия, исследовательская деятельность, работа с ИКТ.
Технологии, элементы которых используются в обучении биологии:
- формирования приемов учебной работы;
- дифференцированного обучения;
- учебно-игровой деятельности;
- коммуникативно-диалоговой деятельности;
- проектной деятельности;
- развития критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
- отбор информации;
- систематизация информации;
- использование компьютера;
- ресурсы сети Интернет;
- презентации;
- работа с текстом.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного, тематического и итогового контроля: тестирование, проверочные работы, биологические диктанты.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Используется учебник Ефимовой Т. М. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 5-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2011. – 288
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Кол-во практ. работ | Кол-во теоретических занятий | Контрольные занятия |
1 | Раздел 1. Живые системы: клетка, организм | 35 | | 19 | 3 |
2 | Введение | 1 | | | |
3 | Тема 1. Химический состав живого | 11 | 2 | | 1 |
4 | Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы | 13 | 2 | | 1 |
5 | Тема 3. Организм – целостная систем | 10 | 2 | | 1 |
6 | Раздел 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов | 17 | | 13 | 2 |
7 | Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости | 11 | 1 | | 1 |
8 | Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека | 6 | | | 1 |
9 | Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы | 21 | | 17 | 3 |
10 | Тема 6. Популяции | 5 | | | 1 |
11 | Тема 7. Биологические сообщества | 7 | 1 | | 1 |
12 | Тема 8. Экосистемы. | 9 | 1 | | 1 |
13 | Раздел4.Эволюция органического мира. Тема 9. Эволюционное учение | 24 11 | 2 | 19 | 3 1 |
14 | Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле | 6 | | | 1 |
15 | Тема 11. Происхождение и эволюция человека | 7 | | | 1 |
Содержание программы
Раздел I. Живые организмы: клетка, организм (35 часов)
Введение (1 час)
Живые системы – объект изучения биологии. Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования; этапы познания;
- отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция;
- свойства живого.
уметь:
- называть естественные науки, составляющие биологию;
- называть вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира;
- характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- аргументации своей точки зрения на существование множества определений понятия «жизнь».
Тема 1. Химический состав живого (11часа)
Химические элементы, составляющие живые системы. Неорганические вещества – компоненты живого. Органические вещества. Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты. Липиды. АТФ.
Практическая работа №1 «Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».
Практическая работа №2 «Расщепление пероксида водорода ферментами.»
Основные требования к знаниям и умениям:
знать;
- химический состав клетки, строение и роль неорганических и органических веществ клетки, наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению;
- обмен веществ и превращение энергии, этапы энергетического обмена, сущность реакций пластического обмена.
уметь:
- давать определения ключевым понятиям;
- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять единство живой и неживой природы;
- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;
- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;
- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.
Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (13 часов)
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Структура клетки. Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты. Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем. Фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. Синтез РНК и белка. Митоз. Мейоз.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом.
Практические работы: №3 «Изучение тканей растений и животных», №4 «Сравнение строения растительной и животной клеток».
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- этапы становления клеточной теории, основные положения клеточной теории; наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению; строение клетки, основные части и органоиды клетки, их функции; механизмы проникновения веществ в клетку;
- основные отличия клеток прокариот и эукариот; строение вирусов и их значение в природе и жизни человека.
уметь:
- давать определения ключевым понятиям;
- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять единство живой и неживой природы;
- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;
- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;
- называть мембранные и немембранные органоиды клетки;
- раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки;
- сравнивать строение растительной, животной и грибной клетки;
- выделять различия клеток прокариот и эукариот;
- приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов;
- называть этапы энергетического и пластического обмена, характеризовать их сущность;
- доказывать, что организм – открытая энергетическая система;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;
- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот;
- профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами.
Тема 3. Организм – целостная система (10часов)
Вирусы – неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Размножение организмов. Бесполое размножение. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Индивидуальное развитие организмов. Организм и среда его обитания.
Демонстрация яйцеклетки и сперматозоида животных.
Практические работы: №5 «Отработка приемов вегетативного размножения растений», №6 «Влияние длины светового дня на развитие растений».
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- размножение как основное свойство живых организмов, способы деления клетки;
- биологическое значение оплодотворения, сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.
уметь:
- давать определение ключевым понятиям;
- описывать процесс удвоения ДНК, последовательность фаз митоза и мейоза;
- объяснять сущность и биологическое значение митоза и мейоза; выделять отличия митоза и мейоза;
- сравнивать бесполое и половое размножение;
- характеризовать сущность и значение оплодотворения, выделять отличия между типами оплодотворения;
- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- профилактики заболеваний.
Раздел II. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства
организмов (17 часов)
Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (11 часов)
Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Законы Менделя. Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов. Формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Демонстрация гербариев, живых растений.
Практическая работа №7Изучение модификационной изменчивости листьев у комнатных растений.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- сущность понятий «наследственность» и «изменчивость»;
- сущность генетических законов и их цитологические основы;
- современные представления о гене и геноме, взаимодействии генов и их множественном действии.
уметь:
- давать определение ключевым понятиям;
- воспроизводить формулировки правил, законов;
- описывать механизмы проявления закономерностей;
- анализировать схемы наследования признаков;
- определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;
- составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на разные типы скрещивания.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения индивидуальной селекционной работы с культурными растениями и домашними животными.
Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (6 часов)
Генетика и медицина. Генетика и селекция. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор. Многообразие методов селекции.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- современные представления о гене и геноме, взаимодействии генов и их множественном действии.
уметь:
- определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;
- составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на разные типы скрещивания.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения индивидуальной селекционной работы с культурными растениями и домашними животными.
Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы (21 часов)
Тема 6. Популяции (5 часа)
Основные свойства популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Изменение численности популяций.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- строение биологических объектов: вида и экосистем;
- географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
- объяснять: необходимость сохранения многообразия видов;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Тема 7. Биологические сообщества (7 часа)
Биоценоз, его структура и устойчивость. Разнообразие биотических связей в сообществе. Структура пищевых связей и их роль в сообществе. Роль конкуренции в сообществе.
Практические работы: №8 Выявление типов взаимодействия разных видов биоценозов
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- влияние экологических факторов на организмы;
- трофическую структуру биоценоза, механизм передачи вещества и энергии по трофическим уровням.
уметь:
- выявлять закономерности влияния факторов на организмы;
- выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы;
- называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- наблюдений за естественными и искусственными экосистемами своей местности;
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Тема 8. Экосистемы (9 часов)
Организация экосистем. Развитие экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Практические работы: №9 Составление схем пищевых цепей и переноса энергии
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- влияние экологических факторов на организмы;
- причины смены экосистем в природе;
- отличие естественных и искусственных сообществ.
уметь:
- называть задачи экологии, экологические факторы;
- обосновывать роль экологии в решении практических задач;
- выявлять закономерности влияния факторов на организмы;
- выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы;
- называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов;
- описывать структуру экосистемы, называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы;
- составлять схемы передачи вещества и энергии; решать простейшие экологические задачи;
- объяснять причину устойчивости экосистем, причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
- характеризовать влияние человека на экосистемы;
- сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- наблюдений за естественными и искусственными экосистемами своей местности;
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Раздел 4. Эволюция органического мира (24 часов)
Тема 9. Эволюционное учение (11 часов)
Додарвиновская научная картина мира. Ч. Дарвин и его учение. Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Понятие вида в биологии. Пути возникновения новых видов – видообразование. Доказательства эволюции.
Практические работы: №10 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование», №11«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных;
- изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания;
- принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе;
- методы познания живой природы.
уметь:
- объяснять единство живой и неживой природы
- давать определения ключевым понятиям;
- называть основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе;
- сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения;
- обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев
- выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
- определять относительный характер приспособленности;
- объяснять причины изменяемости видов;
- называть способы видообразования и приводить примеры;
- описывать механизм основных путей видообразования;
- приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле (6часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Биогенез и абиогенез. Развитие жизни на Земле.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- сущность и происхождения жизни.
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- доказательства материального происхождения жизни.
Тема 11. Происхождение и эволюция человека (7 часов)
Человек и приматы: сходство и различия. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере.
Основные требования к знаниям и умениям:
знать:
- гипотезы происхождения человека; доказательства животного происхождения человека;
- сущность современной теории антропогенеза.
уметь:
- называть положения гипотез происхождения человека;
- находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека;
- называть место человека в системе животного мира;
- обосновывать принадлежность человека к животному миру;
- доказывать, что человек – биосоциальное существо;
- называть стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии;
- называть и различать человеческие расы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- доказательства на основе научных фактов несостоятельности расизма и социал-дарвинизма.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов, генов и хромосом, клеток;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост развитие, размножение.
Учащиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; происхождение и эволюцию человека; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за своим организмом; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
выявлять: приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные особенности основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ИКТ).
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Календарно -тематическое планирование (9 класс -3 часа в неделю)
| дата | Темы | Домашнее задание | Формы и методы контроля |
| | Раздел 1. Живые системы: клетка, организм (35 часов) | | |
| | Введение (1 час) | | |
1 | | Живые системы – объект изучения биологии. | введение | |
| | Тема 1. Химический состав живого (11часов) | | |
2 | | Химические элементы, составляющие живые системы. П/р №1 «Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений». | §1 | Практическая работа |
3 | | Неорганические вещества – компоненты живого. | §2 | |
4 | | Органические вещества. Углеводы. | §3 | |
5 | | Белки. Строение, функции, значение. | §4 | |
6 | | Белки функции, значение | §4 | |
7 | | Биологические катализаторы | сообщения | |
8 | | Нуклеиновые кислоты. Строение, функции. | §5 | |
9 | | П.р. Расщепление пероксида водорода ферментами. | | Практическая работа |
10 | | Липиды. АТФ. | §6 | |
11 | | Обобщающий урок по теме «Химический состав живого». | §1-6 | Фронтальный опрос |
12 | | Контрольная работа по теме«Химический состав живого». | | тест |
| | Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (13 часов) | | |
13 | | Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. | §7 | |
14 | | Многообразие клеток. Растительные и животные ткани. П/р № 2 «Изучение тканей растений и животных». | §7 | Практическая работа |
15 | | Структура клетки. | §8 | |
16 | | П/р №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток». | §8 | Практическая работа |
17 | | Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты. | §9 | |
18 | | Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем. | §10 | |
19 | | Фотосинтез. | §11 | |
20 | | Обеспечение клетки энергией. | §12 | |
21 | | Синтез РНК и белка. | §13 | |
22 | | Клеточный цикл. Митоз. | §14 | |
23 | | Мейоз. | §15 | |
24 | | Обобщающий урок по теме «Строение и функции клетки – элементарной живой системы» | §7-15 | Фронтальный опрос |
25 | | Контрольный урок по теме: «Строение и функции клетки – элементарной живой системы» | | тест |
| | Тема 3. Организм – целостная система (10 часов) | | |
26 | | Вирусы – неклеточная форма жизни. | §16 | |
27 | | Вирусные заболевания человека | доклады§ | |
28 | | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | §17 | |
29 | | Размножение организмов. Бесполое размножение. П/р №4 «Отработка приемов вегетативного размножения растений». | §18 | Практическая работа |
30 | | Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных. | §19 | |
31 | | Половое размножение растений. | §20 | |
32 | | Индивидуальное развитие организмов. | §21 | |
33 | | Организм и среда его обитания. П/р №5 Влияние длины светового дня на развитие растений. | § | Практическая работа |
34 | | Обобщающий урок по теме «Организм – целостная система». | § | Фронтальный опрос |
35 | | Контрольный урок по теме «Организм – целостная система». | | тест |
| | Раздел 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов (17 часов) | | |
| | Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (11часов) | | |
36 | | Основные понятия генетики. | §23 | |
37 | | Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. | §24 | |
38 | | Решение задач на моногибридное скрешевание | задачи | |
39 | | Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. | §25 | |
40 | | Решение задач на закон расщепления. | задачи | |
41 | | Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов. | §26 | |
42 | | Решение задач на определение пола и признаков наследующихся с ним. | задачи | |
43 | | Формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. П/р №6 «Изучение модификации листьев у комнатных растений». | § | Практическая работа |
44 | | Наследственная изменчивость. | §27 | |
45 | | Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов». | §23-27 | Фронтальный опрос |
46 | | Контрольный урок по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов». | | тест |
| | Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (6 часов) | | |
47 | | Генетика и медицина. | §28 | |
48 | | Генетика и селекция. | §29 | |
49 | | Исходный материал для селекции. Искусственный отбор. | §30 | |
50 | | Многообразие методов селекции. | §31 | |
51 | | Обобщающий урок по теме «Генетика и практическая деятельность человека». | §28-31 | тест |
52 | | Контрольный урок по теме «Генетика и практическая деятельность человека». | | |
| | Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы 21 часов) | | |
| | Тема 6. Популяции (5 часов) | | |
53 | | Основные свойства популяций. | §32 | |
54 | | Возрастная и половая структуры популяции. | §33 | |
55 | | Изменение численности популяций. «Генетика и практическая деятельность человека». | §34 | |
56 | | Обобщающий урок по теме: «Популяции» | §32-34 | |
57 | | Контрольный урок по теме : «Популяции» | | |
| | Тема 7. Биологические сообщества (7 часа) | | |
58 | | Биоценоз, его структура и устойчивость. | §35 | |
59 | | Разнообразие биотических связей в сообществе. | §36 | |
60 | | Структура пищевых связей и их роль в сообществе. | §37 | |
61 | | П.р Выявление типов взаимодействия разных видов биоценозов | §37 | Практмическая работа |
62 | | Роль конкуренции в сообществе. | §38 | |
63 | | Обобщающий урок по теме: «Биологические сообщества» | §35-38 | |
64 | | Контрольный урок по теме «Биологические сообщества» | | |
| | Тема 8. Экосистемы (9 часов) | | |
65 | | Организация экосистем. | §39 | |
66 | | П.р.Составление схем пищевых цепей и переноса энергии | §39 | Практическая работа |
67 | | Развитие экосистем. | §40 | |
68 | | Биосфера – глобальная экосистема. | §41 | |
69 | | Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы. | §42 | |
70 | | Экскурсия по теме «Естественные и искусственные экосистемы в окрестностях школы». | | |
71 | | Обобщающий урок по теме: «Экосистемы» | §39-42 | тест |
72 | | Конрольный урок по теме: «Экосистемы» | | |
73 | | Урок контроля знаний по разделу «Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы» | | |
| | Раздел 4. Эволюция органического мира (24 часов) | | |
| | Тема 9. Эволюционное учение (11 часов) | | |
74 | | Додарвиновская научная картина мира. | §43 | |
75 | | Ч. Дарвин и его учение. | §44 | |
76 | | Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. П/р №7 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование». | §45 | Практическая работа |
77 | | Современные взгляды на факторы эволюции. | §46 | |
78 | | Приспособленность – результат эволюции. П/р №8 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | §47 | Практическая работа |
79 | | Понятие вида в биологии. | §48 | |
80 | | Пути возникновения новых видов – видообразование. | §49 | |
81 | | Доказательсва эволюции | §50,таблица | |
82 | | Доказательства эволюции. | §50 | |
83 | | Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение» | §43-50 | |
84 | | Контрольный урок по теме: «Эволюционное учение» | | |
| | Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле (6часов) | | |
85 | | Биогенез и абиогенез. | §51 | |
86 | | Развитие жизни на Земле. Возникновение планеты | §52 | |
87 | | Развитие жизни на Земле Основные этапы эволюции растений | §52,таблица | |
88 | | Развитие жизни на Земле.Основные этапы эволюции животных | §52, таблица | |
89 | | Обобщающий урок по теме: «Возникновение и историческое развитие жизни на Земле | §51-52 | |
90 | | Контрольный урок по теме: «Возникновение и историческое развитие жизни на Земле» | | |
| | Тема 11. Происхождение и эволюция человека 7 часов) | | |
91 | | Человек и приматы: сходство и различия | §53 | |
92 | | Основные этапы эволюции человека | §54 | |
93 | | Роль деятельности человека в биосфере | §55 | |
94 | | Современные экологические проблемы | доклады | |
95 | | Обобщающий урок по теме : «Происхождение и эволюция человека» | §53-55 | |
96 | | Контрольный урок по теме : «Происхождение и эволюция человека» | | |
97 | | Итоговый урок по разделу : «Эволюция органического мира» | | |
98-102 | | Резерв (4) | | |
Литература и средства обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Ефимовой Т. М. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 5-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2011. - 288 с.
а также методических пособий для учителя:
Биология 9 класс: методическое пособие. /Т.М. Ефимова, П. М. Скворцов. – М.: Мнемозина, 2011. – 240с.
дополнительной литературы для учителя:
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.
Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. 1часть. – Саратов: Лицей, 1999. – 64с.
Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. 2часть. – Саратов: Лицей, 1999. – 64с.
Дутов О. В. Решение генетических задач. – Тамбов:ТОИПКРО, 2005. – 51с.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2000. – 96с.
Программно-методические материалы: Биология 6-11 кл. Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 1999. – 160с.
Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 128с.
Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 1998. – 80с.
http://www.mnemozina.ru/
september.ru
ege.edu.ru
ipk.admin.tstu.ru/intel
Бастракова Ю. А. и др. Элективные курсы предпрофильной подготовки (Экология). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 78с.
Бинас А. В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
Балабанова В. В. Биология для учащихся 9 класса. – Волгоград. Учитель, 1999. – 90с.
Верзилин Н. Н. и др. Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее. – М.: просвещение, 1976. – 223с.
Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160с.
Володина О. А. Медицинская генетика. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 48с.
Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
Денисова А. М., Быченкова Л. А. Методика проведения лабораторных работ на уроках биологии. – Тамбов:ТОИПКРО, 2005. – 40с.
Деркачёва Н. И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2008. – 127с.
Жадько Е. Г. И др. Школьные олимпиады: биология, химия, география. – Ростов: Феникс, 2004. – 192с.
Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986. - 175с.
Калинова Г. С., мягкова А. Н., Резникова В. З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 248с.
Каменский А. А. и др. Биология. Ответы на вопросы. – М.: Экзамен, 1999. – 160с.
Киреева Н. М. Методическое пособие по биологии для старшеклассников. – Волгоград: Учитель, 1996. – 96с.
Короткова Л. С., Красновидова С. С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1982. – 64с.
Лернер Г. И. ЕГЭ 2009. Биология. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009. – 168с.
Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1973. – 400с.
Короткова Л. С., Красновидова С. С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1990. – 127с.
Машталер Г. А. «Диалектика природы» Фридриха Энгельса и современные проблемы биологии. – М.: Знание, 1970. – 64с.
Осипова О. А. Методическое пособие по биологии. - Волгоград: Учитель, 1997. – 62с.
Петунин О. В. Изучение экологии в школе. – Ярославль.: Академия развития; Владимир:ВКТ, 2008. -192с.
Самохвалов Г. Н. Методика решения генетических задач. – Тамбов.: Тамбовская правда, 1969. – 32с.
Тихонова Е. Н. Введение в гистологию. – Тамбов: ТОИПКРО, 2004. – 106с.
Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.
Яблоков А. В. и др. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.
21