1.Авторской программы по биологии для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
2.Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.И. Трайтака. Биология. Человек и его здоровье. Изд.Мнемозина. Москва 2008
3.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ об образовании,
4. приказа № 1067 от 19 декабря 2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный";
5. приказа Минобрнауки России от 31.03.2014г.№253 о том что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.
Данная программа разработана для класса с углубленным изучением биологии.
В ней отдельно выделены практические работы, уроки закрепления знаний, уроки проверки знаний. Углубленно изучаются темы «Нервная система»- 8часов, «Нейрогуморальная регуляция организма» - 4 часа, «Опора и движение»-6часов, , «Обмен веществ и превращение энергии»- 6 часов. Особое внимание уделяется заболеваниям систем органов, профилактики заболеваний.
Содержание программы приведено в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ученика. В программе реализуются идеи ответственности человека за собственное здоровье.
В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по биологии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования к уровню подготовки выпускников.
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.
Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.
1. Текущий контроль «Место человека в системе органического мира», «Строение организма человека» «Нервная система», «Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма».
2. Текущий контроль «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы», «Психология и поведение человека»
3. Текущий контроль «Покровы тела», «Опора и движение»,«Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Дыхание», «Пищеварение».
4. Итоговый контроль знаний
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.
Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.
Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.
Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А.А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П.К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.
Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.
Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.
Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах.давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.
Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.
Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.
Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов.
№ | Дата проведения | Раздел | Тема учебного занятия | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы и формы контроля | Примерное домашнее |
1 | | Введение | Введение | Урок и изучения и первичного закрепления новых знаний | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. | Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведениянаблюдений за состоянием собственного организма. | | Введение |
2 | | Место человека в системе органического мира | Место человека в системе органического мира | Урок и изучения и первичного закрепления новых знаний | Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. | Самостоятельная работа | П. 1, 2 |
3 | | Строение организма человека | Химический состав клетки. | Комбинированный урок | Клетка – структурная и функциональная единица организма. | Давать определение понятию фермент. Называть: •процессы жизнедеятельности клетки; •роль ферментов в процессе обмена веществ. | Устный опрос | П. 3 |
4 | | | Строение клетки Практическая работа №1. Строение животной клетки | Комбинированный урок | Клетка – структурная и функциональная единица организма. | Называть: •органоиды клетки; Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. | Практическая работа №1. Строение животной клетки. Инструктаж по ТБ. | П. 3 |
5 | | | Жизнедеятельность клетки | Комбинированный урок | Возбудимость. Роль ферментов в обмене вещёств клетки | Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | самопроверка | П. 4 |
6 | | | Развитие животной клетки | Комбинированный урок | Рост и развитие. | Характеризовать сущность процессов роста, деления клетки | самопроверка | П 5 |
7 | | | Ткани тела человека. Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека. | Комбинированный урок | Ткани организма человека, их строение и функции. | Давать определения понятию: ткань. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. | Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека. Инструктаж по ТБ. | П. 6 |
8 | | | Организм человека как биологическая система | Комбинированный урок | Организм человека как единая система. | | самопроверка | П. 7 |
9 | | | Гомеостаз – основное состояние организма | Комбинированный урок | Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз. | | Устный опрос | П. 8 |
10 | | | Контроль знаний по теме «Строение организма человека.» | Урок проверки знаний | | | тестирование | |
11 | | Нервная система | Нервная система: значение и организация. | Комбинированный урок | Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. | Называть: •особенности строения нервной системы; •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. | Фронтальный опрос | П. 9 |
12 | | | Рефлекс как основная форма деятельности НС. | Комбинированный урок | Рефлекторная деятельность организма человека. | Давать определения понятию рефлекс. | самопроверка | П. 10 |
13 | | | Механизм образования и многообразие рефлексов | Комбинированный урок | Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. | Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | Устный опрос | П. 10 |
14 | | | Спинной мозг. | Комбинированный урок | Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Ствол, мозжечок. | Называть: особенности строения спинного мозга. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | Устный опрос | П. 11 |
15 | | | Головной мозг. | Комбинированный урок | Строение и функции отделов головного мозга. | Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. | тест | П. 12 |
16 | | | Передний мозг Практическая работа №3. Строение головного мозга человека. | Комбинированный урок | Строение и функции коры больших полушарий | Называть: •особенности строения переднего мозга; •функции переднего мозга Распознавать и описывать на таблицах основные части голов: ного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | Практическая работа №3. Строение головного мозга человека. Инструктаж по ТБ. | П.13 |
17 | | | Вегетативная нервная система | Комбинированный урок | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | Называть: •отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы в организме. | Тест по теме «Нервная система». | П. 14 |
18 | | | Контроль знаний по теме «Нервная система.» | Урок проверки знаний | | | тестирование | |
19 | | Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма | Система желез внутренней секреции. Гормоны | Комбинированный урок | Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | Фронтальный опрос | П. 15 |
20 | | | Эндокринные железы, расположенные в полости черепа и области шеи | Комбинированный урок | Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. | Устный опрос | П. 16 |
21 | | | Эндокринные железы, находящиеся в брюшной полости | Комбинированный урок | Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. | Устный опрос | П. 17 |
22 | | | Контроль знаний по темам «Органы внутренней секреции» | Урок проверки знаний | | | Тестирование | |
23 | | Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы | Значение и организация сенсорных систем. | Комбинированный урок | Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы. . Объяснять результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | | П. 18 |
24 | | | Строение глаза .Практическая работа №4. Строение глаза | Комбинированный урок | Глаз и зрение. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора | Практическая работа №4. Строение глаза. Инструктаж по ТБ. | П.19 |
25 | | | Зрительное восприятие. Гигиена зрения | Комбинированный урок | Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка – рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки.. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. | самопроверка | П. 20 |
26 | | | Строение и функции органа слуха. Вестибулярный аппарат. Практическая работа №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата. | Комбинированный урок | Ухо и слух. Звуковое восприятие. Гигиена слуха. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора, вестибулярного аппарата, органов химического чувства, мышечного и кожного чувства. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств и их анализаторов. Оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. | Практическая работа №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата. Инструктаж по ТБ. | П. 21 |
27 | | | Органы мышечного и кожного чувств, обоняния и вкуса | Комбинированный урок | Органы обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. | тест | П. 22 |
28 | | | Контроль знаний по темам «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы» | Урок проверки знаний | | | тестирование | |
29 | | Поведение | Рефлекторная теория поведения | Комбинированный урок | Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | самопроверка | П 23 |
30 | | | Наследственная программа поведения. Запечатление | Комбинированный урок | Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг) | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: особенности работы головного мозга; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использов ниядля: рациональной организации труда и отдыха. Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: «проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: «рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Фронтальный опрос | П 24 |
31 | | | Ненаследственные программы поведения. Условные рефлексы. | Комбинированный урок | Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы. | Устный опрос | П 25 |
32 | | | Интеллектуальное поведение. | Комбинированный урок | Динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). | самопроверка | П 26 |
33 | | | Качественные особенности поведения человека. | Комбинированный урок | Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. | самопроверка | П 27 |
34 | | | Потребности и мотивы поведения. | Комбинированный урок | Речь и ее функции. Мышление. Типы ВНД и темперамента. | Фронтальный опрос | П 28 |
35 | | | Сон как форма приобретенного поведения. | Комбинированный урок | Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Поведение. Психика. Разнообразие чувств: эмоции стресс. | самопроверка | П 29 |
36 | | | Память, ее значение и виды | Комбинированный урок | Память, ее значение и виды. | самопроверка | П 30 |
37 | | | Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств. | Комбинированный урок | Типы ВНД и темперамента. | Устный опрос | П 31 |
38 | | | Контроль знаний по темам «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.Поведение человека» | Урок проверки знаний | | Тестирование | Тесты ЕГЭ |
39 | | Покровы тела | Кожа и ее производные | Комбинированный урок | Кожа – наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. | Называть особенности строения кожи человека. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | Индивидуальный опрос | П 32 |
40 | | | Гигиена кожи. Закаливание | Комбинированный урок | Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями, волосами. Закаливание организма. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знаниядля соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | самопроверка | П 33 |
41 | | | Контроль знаний по темам «Покровы тела» | Урок проверки знаний | | | тестирование | |
42 | | Опора и движение | Скелет человека | Комбинированный урок | Скелет человека, его строение, значение и функции. | Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека.Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. | Устный опрос | П 34 |
43 | | | Кости и их соединения Практическая работа №6. Химический состав кости. | Комбинированный урок | Свойства, состав и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | Распознавать на таблицах основные части скелета человека.Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. | Практическая работа №6. Химический состав кости. Инструктаж по ТБ. | П 35 |
44 | | | Мышцы и их основные группы | Комбинированный урок | Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. | Устный опрос | П 36 |
45 | | | Управление движением. Работа мышц. Утомление | Комбинированный урок | Работа и утомление мышц. | Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. | Устный опрос | П 37 |
46 | | | Значение физической нагрузки для развития системы органов движения | Комбинированный урок | Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушения нормального развития опорно-двигательной системы. | Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц | самопроверка | П 38 |
47 | | | Контроль знаний по темам «Опора и движение» | Урок проверки знаний | | | тестирование | |
48 | | Внутренняя среда организма | Внутренняя среда организма, ее состав и функции. | Комбинированный урок | Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость, лимфа, кровь. | Называть признаки биологических объектов: «составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови. | Устный опрос | П 39 |
49 | | | Свойства, строение и функции эритроцитов Практическая работа №7. Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом). | Комбинированный урок | Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты. | Практическая работа №7. Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом). Инструктаж по ТБ. | П 40 |
50 | | | Лейкоциты, тромбоциты и их функции | Комбинированный урок | Форменные элементы крови: лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. | Устный опрос | П 41 |
51 | | | Иммунитет и его виды | Комбинированный урок | Иммунитет и его виды. | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | самопроверка | П 42 |
52 | | | Контроль знаний по теме «Внутренняя среда организма» | Урок проверки знаний | | | тестирование | |
53 | | Кровообращение и лимфоотток | Движение крови и лимфы в организме | Комбинированный урок | Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. | Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа. Называть: •особенности строения организма человека - органы кровеносной и лимфатической систем; «признаки (особенности строения)биологических объектов - кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы; •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта веществ;сущность биологического процесса - лимфообращения. | Устный опрос | П 43 |
54 | | | Сердце,его строение и работа | Комбинированный урок | Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. | Называть: •особенности строения организма человека - органы кровеносной системы; «признаки (особенности стрбения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | Устный опрос | П 44 |
55 | | | Движение крови по сосудам Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок. Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления. | Комбинированный урок | Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах.. | Характеризовать сущность биологических процессов: •движение крови по сосудам; «регуляция жизнедеятельности организма. | Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления. Инструктаж по ТБ. | П 45 |
56 | | | Гигиена сердечно-сосудистой системы Практическая работа №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений | Комбинированный урок | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы. | Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы). уметь оказывать первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). | Практическая работа №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений. Инструктаж по ТБ. | П 46 |
57 | | | Контроль знаний по теме «Кровообращение и лимфооток» | Урок проверки знаний | | | тестирование | |
58 | | Дыхание | Значение дыхания. Органы дыхания | Комбинированный урок | Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. | Называть особенности строения организма человека – органы дыхания. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания человека. | Устный опрос | П 47 |
59 | | | Этапы дыхания Практическая работа № 11. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании. | Комбинированный урок | Дыхательные движения. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. | Характеризовать сущность механизма легочного дыхания. Называть особенности тканевого и легочного дыхания. | Работа с раздаточным материалом Практическая работа № 11. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании. Инструктаж по ТБ. | П 48 |
60 | | | Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Реанимация | Комбинированный урок | Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание. | Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания человека. Характеризовать: сущность биологического процесса дыхания, механизм регуляции дыхания. Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья. | самопроверка | П 49,50 |
61 | | | Контроль знаний по теме «Дыхание» | Урок проверки знаний | | | тестирование | |
62 | | Пищеварение | Питание и пищеварение | Комбинированный урок | Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы. | Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, Пищеварения. Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | Работа с карточками | П 51 |
63 | | | Пищеварение в ротовой полости Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал | Комбинированный урок | Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. | Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: роль ферментов в пищеварении. | Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал. Инструктаж по ТБ. | П 52 |
64 | | | Переваривание пищи в желудке | Комбинированный урок | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. | Давать определение понятию фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: роль ферментов в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Описывать и объяснять результаты опытов. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | Устный опрос | П 53 |
65 | | | Особенности пищеварения в кишечнике. Всасывание | Комбинированный урок | Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять ре-зультаты опытов. | Устный опрос | П 54 |
66 | | | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | Комбинированный урок | Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений. | Использовать приобретенные знания для: «соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения тестовой контрольной работы. | Фронтальный опрос | П 55 |
67 | | | Контроль знаний по темам «Пищеварение». | Урок контроля знаний | | | Тестирование | Тест ЕГЭ |
68 | | Обмен веществ и превращение энергии | Значение и характеристика обмена веществ | Комбинированный урок | Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. | Устный опрос | П 56 |
69 | | | Обмен органических соединений | Комбинированный урок | Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белковой пищи. | самопроверка | П 57 |
70 | | | Обмен воды и минеральных солей. Витамины | Комбинированный урок | Водно-минеральный обмен и его регуляция. | самопроверка | П 58 |
71 | | | Нормы питания. Пищевые рационы | Комбинированный урок | Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. | Работа с раздаточным материалом | П 59 |
72 | | | Регуляция температуры тела | Комбинированный урок | Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знаниядля соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | самопроверка | П 60 |
73 | | | Контроль знаний по темам «Обмен веществ и превращение энергии». | Урок контроля знаний | | | тестирование | |
74 | | Выделение | Органы выделения | Комбинированный урок | Роль органов выделения и обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. | Называть особенности строения организма человека - органы мо- чевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; «профилактики вредных привычек. Устанавливать взаимосвязь | Устный опрос | П 61 |
75 | | | Механизмы мочеобразования и мочевыделения | Комбинированный урок | Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы. | Устный опрос | П 62 |
76 | | | Контроль знаний по темам «Выделение». | Урок контроля знаний | | | тестирование | |
77 | | Воспроизведение и развитие человека | Половое размножение. Половые органы | Комбинированный урок | Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. | Давать определение понятию размножение. Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Фронтальный опрос | П 63 |
78 | | | Оплодотворение. Беременность и роды. | Комбинированный урок | Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. | Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: «соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | Устный опрос | П 64 |
79 | | | Развитие человека после рождения | Комбинированный урок | Устный опрос | П 65 |
80 | | | Контроль знаний по темам: «Воспроизведение и развитие человека» | Урок контроля знаний | | | тест | |
81 | | резерв | | | | | | |
82 | | резерв | | | | | | |
83 | | резерв | | | | | | |
84 | | резерв | | . | | | | |
85 | | резерв | | | | | | |