СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа предмета "Биология" для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для класса с углубленным изучением биологии. В ней отдельно выделены практические работы, уроки закрепления знаний, уроки проверки знаний. Углубленно изучаются темы «Нервная система»- 8часов, «Нейрогуморальная регуляция организма» - 4 часа, «Опора и движение»-6часов, , «Обмен веществ и превращение энергии»- 6 часов. Особое внимание уделяется заболеваниям систем органов, профилактики заболеваний. Содержание программы приведено в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ученика. В программе реализуются идеи ответственности человека за собственное здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа предмета "Биология" для 8 класса»

Пояснительная записка


Курс рекомендован учащимся 8 класса Б с углубленным изучением биологии

Рабочая программа основана на использовании учебно – методического комплекта:

1.Авторской программы по биологии   для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.

2.Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.И. Трайтака. Биология. Человек и его здоровье. Изд.Мнемозина. Москва 2008

3.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ об образовании,

4. приказа № 1067 от 19 декабря 2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный";

5. приказа Минобрнауки России от 31.03.2014г.№253 о том что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.


Данная программа разработана для класса с углубленным изучением биологии.

В ней отдельно выделены практические работы, уроки закрепления знаний, уроки проверки знаний. Углубленно изучаются темы «Нервная система»- 8часов, «Нейрогуморальная регуляция организма» - 4 часа, «Опора и движение»-6часов, , «Обмен веществ и превращение энергии»- 6 часов. Особое внимание уделяется заболеваниям систем органов, профилактики заболеваний.

Содержание программы приведено в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ученика. В программе реализуются идеи ответственности человека за собственное здоровье.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по биологии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования к уровню подготовки выпускников.


Цель:

-освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

-формирование ценностного отношения к жизни как феномену;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Формы организации учебного процесса

Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательно­стью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Перечень практических работ

1

П. р. №1. Строение животной клетки.

2

П. р. №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека.

3

П. р. №3. Строение головного мозга человека.

4

П. р. №4. Строение глаза.

5

П. р. №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата.

6

П. р. №6. Химический состав кости.

7

П. р. №7. Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом).

8

П. р. № 8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок.

9

П. р. №9. Измерение кровяного давления.

10

П. р. №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений.

11

П. р. №11. Измерение жизненной емкости легких. Измерение состава воздуха при дыхании.

12

П. р. №12. Действие ферментов слюны на крахмал.


Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование,и др.)


Итоговый контроль

Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

Формы контроля:

1. Текущий контроль «Место человека в системе органического мира», «Строение организма человека» «Нервная система», «Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма».

2. Текущий контроль «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы», «Психология и поведение человека»

3. Текущий контроль «Покровы тела», «Опора и движение»,«Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Дыхание», «Пищеварение».

4. Итоговый контроль знаний

Программа общим объемом 85 (2.5 часа в неделю) изучается в течение 1 учебного года.



















Учебно-тематический план :


раздела

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Лабораторные,

практические

занятия

Контрольные

занятия

1

Место человека в системе органического мира

2

2

0

0

2

Строение организма человека

8

5

2

1

3

Нервная система

8

6

1

1

4

Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма

4

3

0

1

5

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы

6

3

2

1

6

ППоведение.


10

9

0

1

7

Покровы тела.

3

2

0

1

8

Опора и движение.

6

4

1

1

9

Внутренняя среда организма

5

3

1

1

10

Кровообращение и лимфоотток

5

2

2

1

11

Дыхание

4

2

1

1

12

Пищеварение

6

4

1

1

13

Обмен веществ и превращение энергии

6

5

0

1

14

Выделение.

3

2

0

1

15

ВВоспроизведение и развитие

человека

4

3

0

1

Резервное время


5

5



Итого:

15

85

60

11

14













Содержание программы:

Введение (1 ч)

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

Место человека в системе органического мира (1ч)

Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.

Строение организма человека (8ч)

Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.

Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки»

Лабораторная работа № 2« Рассматривание микропрепаратов тканей человека»


Нервная система (8ч)

Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

Лабораторная работа №3 «Строение головного мозга человека (по муляжам)».


Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (4ч)

Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (6ч)

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.

Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Лабораторная работа №4 «Строение глаза (по модели)».

Поведение (10 ч)

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А.А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П.К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

Покровы тела (3 ч)

Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.

Опора и движение (6ч)

Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.

Лабораторнаяработа №4 «Химический состав кости»

Внутренняя среда организма (5ч)

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.

Лабораторная работа №5 «Строение эритроцитов человека и лягушки» (под микроскопом).


Кровообращение и лимфоотток (5ч)

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах.давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.

Лабораторная работа №6 «Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок».

Дыхание (4ч)

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

Пищеварение (4ч)

Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.

Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».


Обмен веществ и превращение энергии (6ч)

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

Выделение (3 ч)

Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

Воспроизведение и развитие человека (4 ч)

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов.

Резервное время(5 часов)












Календарно-тематический план


Дата

проведения

Раздел

Тема учебного занятия

Тип урока


Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы и формы контроля


Примерное

домашнее

1


Введение

Введение

Урок и изучения и пер­вичного закрепления новых знаний

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

Называть методы изучения ор­ганизма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о мето­дах изучения организма в собст­венной жизни для проведенияна­блюдений за состоянием собственного организма.


Введение

2


Место человека в системе органического мира

Место человека в системе органического мира

Урок и изучения и пер­вичного закрепления новых знаний

Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитаю­щих, отряду приматы.

Самостоятельная работа

П. 1, 2

3


Строение организма человека

Химический состав клетки.

Комбинированный урок

Клетка – структурная и функциональная единица организма.

Давать определение понятию

фермент.

Называть:

•процессы жизнедеятельности

клетки;

•роль ферментов в процессе об­мена веществ.


Устный опрос

П. 3

4



Строение клетки

Практическая работа №1. Строение животной клетки

Комбинированный урок

Клетка – структурная и функциональная единица организма.

Называть:

•органоиды клетки;

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.



Практическая работа №1. Строение животной клетки. Инструктаж по ТБ.

П. 3

5



Жизнедеятельность клетки

Комбинированный урок

Возбудимость. Роль фер­ментов в обмене вещёств клетки

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, рос­та, возбудимости, деления клетки.

самопроверка

П. 4

6



Развитие животной клетки

Комбинированный урок

Рост и развитие.

Характеризовать сущность процессов роста, деления клетки

самопроверка

П 5

7



Ткани тела человека. Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека.


Комбинированный урок

Ткани организма человека, их строение и функции.

Давать определения понятию: ткань.

Называть основные группы тка­ней человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответст­вие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о мето­дах изучения организма в собст­венной жизни для проведения на­блюдений за состоянием собст­венного организма. Находить в тексте учебника био­логическую информацию, необхо­димую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматри­вать готовые микропрепара­ты и описывать ткани челове­ка.


Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека. Инструктаж по ТБ.

П. 6

8



Организм человека как биологическая система

Комбинированный урок

Организм человека как единая система.


самопроверка

П. 7

9



Гомеостаз – основное состояние организма

Комбинированный урок

Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.


Устный опрос

П. 8

10



Контроль знаний по теме «Строение организма человека.»

Урок проверки знаний




тестирование


11


Нервная система

Нервная система: значение и организация.

Комбинированный урок

Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы.

Называть:

•особенности строения нервной системы;

•принцип деятельности нервной системы;

•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и ор­ганы нервной системы человека.

Фронтальный опрос

П. 9

12



Рефлекс как основная форма деятельности НС.

Комбинированный урок

Рефлекторная деятельность организма человека.

Давать определения понятию

рефлекс.


самопроверка

П. 10

13



Механизм образования и многообразие рефлексов

Комбинированный урок

Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Устный опрос

П. 10

14



Спинной мозг.


Комбинированный урок

Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Ствол, мозжечок.

Называть: особенности строения спинного мозга. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.


Устный опрос

П. 11


15



Головной мозг.

Комбинированный урок

Строение и функции отделов головного мозга.

Называть:

•особенности строения головного мозга;

•отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга.


тест

П. 12

16



Передний мозг

Практическая работа №3. Строение головного мозга человека.

Комбинированный урок

Строение и функции коры больших полушарий

Называть:

•особенности строения переднего мозга;

•функции переднего мозга

Распознавать и описывать на таблицах основные части голов: ного мозга.

Характеризовать: роль голов­ного мозга в регуляции жизнедея­тельности

и поведения организма.


Практическая работа №3. Строение головного мозга человека. Инструктаж по ТБ.

П.13

17



Вегетативная нервная система

Комбинированный урок

Соматическая и вегетатив­ная нервная система. Функ­ция автономного отдела. Симпатический и парасим­патический подотделы. На­рушения деятельности нервной системы и их пре­дупреждение.

Нейрогуморальная регуля­ция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Называть:

•отделы нервной системы, их функции;

•подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматиче­ской и вегетативной нервной сис­темы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедея­тельности организма; •роль нервной системы в орга­низме.


Тест по теме «Нервная система».

П. 14

18



Контроль знаний по теме «Нервная система.»

Урок проверки знаний




тестирование


19


Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма

Система желез внутренней секреции. Гормоны















Комбинированный урок

Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма.

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней сек­реции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Давать определение понятию:

гормоны.

Называть заболевания, связан­ные с гипофункцией и гиперфунк­цией эндокринных желез. Характеризовать роль гормо­нов в обмене веществ, жизнедея­тельности, росте, развитии и по­ведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Фронтальный опрос

П. 15

20



Эндокринные железы, расположенные в полости черепа и области шеи

Комбинированный урок

Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы.

Устный опрос

П. 16

21



Эндокринные железы, находящиеся в брюшной полости

Комбинированный урок

Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы.

Устный опрос

П. 17

22



Контроль знаний по темам «Органы внутренней секреции»

Урок проверки знаний




Тестирование


23


Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы

Значение и организация сенсорных систем.


Комбинированный урок

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы

Давать определения поняти­ям:

орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

•органы чувств человека; •анализаторы.

.

Объяснять результаты наблю­дений. Устанавливать взаи­мосвязь между строением и функциями органов зрения и зри­тельного анализатора.



П. 18

24



Строение глаза

.Практическая работа №4. Строение глаза

Комбинированный урок

Глаз и зрение.

Называть особенности строе­ния органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализато­ра


Практическая работа №4. Строение глаза. Инструктаж по ТБ.

П.19

25



Зрительное восприятие. Гигиена зрения

Комбинированный урок

Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка – рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки..

Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения

Называть заболевания, связан­ные с нарушением работы орга­нов зрения.

Анализировать и оценивать:

•воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.


самопроверка

П. 20

26



Строение и функции органа слуха.

Вестибулярный аппарат. Практическая работа №5.

Строение органа слуха и вестибулярного аппарата.


Комбинированный урок

Ухо и слух. Звуковое восприятие. Гигиена слуха.

Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анали­затора, вестибулярного аппарата, органов химического чувства, мышечного и кожного чувства.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств и их анализаторов.

Оценивать:

•воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений орга­нов слуха;

•профилактики вредных привы­чек.


Практическая работа №5.

Строение органа слуха и вестибулярного аппарата.

Инструктаж по ТБ.

П. 21

27



Органы мышечного и кожного чувств, обоняния и вкуса

Комбинированный урок

Органы обоняния и вкуса.

Взаимодействие анализаторов.

Профилактика заболеваний органов чувств.


тест

П. 22

28



Контроль знаний по темам «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы»

Урок проверки знаний




тестирование


29


Поведение

Рефлекторная теория поведения

Комбинированный урок

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы.

Давать определение поняти­ям: безусловные рефлексы, ус­ловные рефлексы. Называть принцип работы нерв­ной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга;

•биологическое значение услов­ных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедея­тельности организма. Использовать приобретенные знания для рациональной орга­низации труда и отдыха.

самопроверка

П 23

30



Наследственная программа поведения. Запечатление

Комбинированный урок

Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг)

Давать определение поняти­ям: безусловные рефлексы, ус­ловные рефлексы. Называть принцип работы нерв­ной системы.

Характеризовать: особенно­сти работы головного мозга;

•сущность регуляции жизнедея­тельности организма. Использов ниядля:

рациональной организации труда и отдыха.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведе­ния человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, па­мять, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: «проведения наблю­дений за состоянием собственно­го организма;

•организации учебной деятельно­сти (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: «рациональной орга­низации труда и отдыха; •проведения наблюдений за со­стоянием собственного организ­ма.

Фронтальный опрос

П 24

31



Ненаследственные программы поведения. Условные рефлексы.

Комбинированный урок

Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы.

Устный опрос

П 25

32



Интеллектуальное поведение.

Комбинированный урок

Динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт).

самопроверка

П 26

33



Качественные особенности поведения человека.

Комбинированный урок

Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах.

самопроверка

П 27

34



Потребности и мотивы поведения.



Комбинированный урок

Речь и ее функции. Мышление. Типы ВНД и темперамента.

Фронтальный опрос

П 28

35



Сон как форма приобретенного поведения.

Комбинированный урок

Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна.

Поведение. Психика. Разнообразие чувств: эмоции стресс.


самопроверка

П 29

36



Память, ее значение и виды

Комбинированный урок

Память, ее значение и виды.

самопроверка

П 30

37



Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств.

Комбинированный урок

Типы ВНД и темперамента.

Устный опрос

П 31

38



Контроль знаний по темам «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.Поведение человека»

Урок проверки знаний


Тестирование

Тесты ЕГЭ

39


Покровы тела

Кожа и ее производные

Комбинированный урок

Кожа – наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы.

Называть особенности строения кожи человека. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компо­ненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями кожи.

Индивидуальный опрос

П 32

40



Гигиена кожи. Закаливание

Комбинированный урок

Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями, волосами. Закаливание организма.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятель­ности организма.

Анализировать и оценивать

воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретен­ные знаниядля

соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покро­вов. Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алко­голизм);

•для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

самопроверка

П 33

41



Контроль знаний по темам «Покровы тела»

Урок проверки знаний



тестирование


42


Опора и движение

Скелет человека


Комбинированный урок

Скелет человека, его строение, значение и функции.

Называть:

•особенности строения скелета человека;

•функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах ос­новные части скелета человека.Называть особенности строения скелета головы и туловища чело­века.Распознавать на таблицах

основные части скелета головы и туловища человека.

Устный опрос

П 34

43



Кости и их соединения

Практическая работа №6.

Химический состав кости.


Комбинированный урок

Свойства, состав и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Распознавать на таблицах ос­новные части скелета человека.Называть особенности строения скелета головы и туловища чело­века.Распознавать на таблицах

основные части скелета головы и туловища человека.

Практическая работа №6.

Химический состав кости.

Инструктаж по ТБ.

П 35

44



Мышцы и их основные группы

Комбинированный урок

Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека.

Распознавать на таблицах ос­новные группы мышц человека.

Устный опрос

П 36

45



Управление движением. Работа мышц. Утомление

Комбинированный урок

Работа и утомление мышц.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять ре­зультаты опыта по выявлению влияния статической и динамиче­ской работы на утомление мышц.

Устный опрос

П 37

46



Значение физической нагрузки для развития системы органов движения

Комбинированный урок

Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушения нормального развития опорно-двигательной системы.

Описывать и объяснять ре­зультаты опыта по выявлению влияния статической и динамиче­ской работы на утомление мышц

самопроверка

П 38

47



Контроль знаний по темам «Опора и движение»

Урок проверки знаний



тестирование


48


Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма, ее состав и функции.

Комбинированный урок

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость, лимфа, кровь.


Называть признаки биологиче­ских объектов: «составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (формен­ные элементы); •составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса сверты­вания крови.

Рассматривать готовые мик­ропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Называть особенности организ­ма человека, его строения и жиз­недеятельности: свою группу кро­ви, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источ­никах биологическую инфор­мацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови.

Устный опрос

П 39

49



Свойства, строение и функции эритроцитов Практическая работа №7.

Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом).



Комбинированный урок

Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты.

Практическая работа №7.

Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом).

Инструктаж по ТБ.

П 40

50



Лейкоциты, тромбоциты и их функции

Комбинированный урок

Форменные элементы крови: лейкоциты, тромбоциты.

Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови.

Устный опрос

П 41

51



Иммунитет и его виды



Комбинированный урок

Иммунитет и его виды.

Давать определение понятию

иммунитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммуни­тета у человека. Использовать приобретенные знания для со­блюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

самопроверка

П 42

52



Контроль знаний по теме «Внутренняя среда организма»

Урок проверки знаний




тестирование


53


Кровообращение и лимфоотток

Движение крови и лимфы в организме

Комбинированный урок

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме.

Давать определения понятия:

аорта, артерии, капилляры, ве­ны, лимфа. Называть:

•особенности строения организма человека - органы кровеносной и лимфатической систем; «признаки (особенности строения)биологи­ческих объектов - кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообраще­ния;

•органы кровеносной системы; •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность

биологического про­цесса - транспорта веществ;сущность биологического про­цесса - лимфообращения.

Устный опрос

П 43

54



Сердце,его строение и работа

Комбинированный урок

Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел.

Называть:

•особенности строения организма человека - органы кровеносной системы; «признаки (особенности стрбения) биологического объекта - сердца.

Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологи­ческого процесса: работу сердца. Характеризовать сущность ав­томатизма сердечной мышцы. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Устный опрос

П 44

55



Движение крови по сосудам

Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок. Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления.


Комбинированный урок

Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах..

Характеризовать сущность биологических процессов: •движение крови по сосудам; «ре­гуляция жизнедеятельности орга­низма.


Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок. Инструктаж по ТБ

Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления. Инструктаж по ТБ.

П 45

56



Гигиена сердечно-сосудистой системы

Практическая работа №10.

Отработка приемов остановки разных видов кровотечений

Комбинированный урок

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.

Анализировать и оценивать

факторы риска, влияющие на здо­ровье (нормальную работу сер­дечно-сосудистой системы). уметь

оказывать первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Практическая работа №10.

Отработка приемов остановки разных видов кровотечений.

Инструктаж по ТБ.

П 46

57



Контроль знаний по теме «Кровообращение и лимфооток»

Урок проверки знаний




тестирование


58


Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания

Комбинированный урок

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции.

Называть особенности строения организма человека – органы дыхания. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания челове­ка.

Устный опрос

П 47

59



Этапы дыхания

Практическая работа № 11. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании.


Комбинированный урок

Дыхательные движения. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях.

Характеризовать сущность механизма легочного дыхания.

Называть особенности тканевого и легочного дыхания.

Работа с раздаточным материалом Практическая работа № 11. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании.

Инструктаж по ТБ.

П 48

60



Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Реанимация

Комбинированный урок

Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания человека. Характеризовать: сущность биологического про­цесса дыхания, механизм регуляции дыхания.

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер про­филактики инфекционных и про­студных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собст­венного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья.

самопроверка

П 49,50

61



Контроль знаний по теме «Дыхание»

Урок проверки знаний




тестирование


62


Пищеварение

Питание и пищеварение

Комбинированный урок

Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы.

Называть особенности строения организма человека - органы пи­щеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пи­щеварительной системы челове­ка.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, Пищеварения.

Называть питательные вещест­ва и пищевые продукты, в кото­рых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания.

Работа с карточками

П 51

63



Пищеварение в ротовой полости

Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал

Комбинированный урок

Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание.

Давать определение понятиям

фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пи­щеварительной системы человека. Характеризовать:

  • сущность биологического про­цесса питания, пищеварения;

роль ферментов в пищеварении.

Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал.

Инструктаж по ТБ.

П 52

64



Переваривание пищи в желудке


Комбинированный урок

Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит.

Давать определение понятию фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пи­щеварительной системы человека. Характеризовать:

  • сущность биологического про­цесса питания, пищеварения;

роль ферментов в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедея­тельности организма. Описы­вать и объяснять результаты опытов. Использовать приоб­ретенные знания для проведе­ния наблюдений за состоянием собственного организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Устный опрос

П 53

65



Особенности пищеварения в кишечнике. Всасывание

Комбинированный урок

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике.

Давать определение понятию

фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пи­щеварительной системы человека. Характеризовать:

  • сущность биологического про­цесса питания, пищеварения;

роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять ре-зультаты опытов.

Устный опрос

П 54

66



Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Комбинированный урок

Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.

Использовать приобретенные знания для: «соблюдения мер профилактики заболеваний орга­нов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

•оказания первой помощи при от­равлении ядовитыми грибами, растениями;

•проведения наблюдений за со­стоянием здоровья собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию,

необходимую для выполнения тестовой контрольной работы.

Фронтальный опрос

П 55

67



Контроль знаний по темам «Пищеварение».

Урок контроля знаний



Тестирование

Тест ЕГЭ

68


Обмен веществ и превращение энергии

Значение и характеристика обмена веществ

Комбинированный урок

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной.

Давать определение понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и пре­вращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жиз­недеятельности организма чело­века.

Называть основные группы ви­таминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витами­нов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в орга­низме.

Устный опрос

П 56

69



Обмен органических соединений

Комбинированный урок

Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белковой пищи.

самопроверка

П 57

70



Обмен воды и минеральных солей. Витамины

Комбинированный урок

Водно-минеральный обмен и его регуляция.

самопроверка

П 58

71



Нормы питания. Пищевые рационы

Комбинированный урок

Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи.

Работа с раздаточным материалом

П 59

72



Регуляция температуры тела

Комбинированный урок

Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятель­ности организма.

Анализировать и оценивать

воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретен­ные знаниядля

соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покро­вов тела.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алко­голизм);

•для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

самопроверка

П 60

73



Контроль знаний по темам «Обмен веществ и превращение энергии».

Урок контроля знаний



тестирование


74


Выделение

Органы выделения









Комбинированный урок

Роль органов выделения и обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции.

Называть особенности строения организма человека - органы мо- чевыделительной системы; дру­гие системы, участвующие в уда­лении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы вы­делительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделе­ния и его роль в обмене веществ. Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной сис­темы; «профилактики вредных привычек.

Устанавливать взаимосвязь

Устный опрос

П 61

75



Механизмы мочеобразования и мочевыделения

Комбинированный урок

Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

Устный опрос

П 62

76



Контроль знаний по темам «Выделение».

Урок контроля знаний



тестирование


77


Воспроизведение и развитие человека

Половое размножение. Половые органы

Комбинированный урок

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток.

Давать определение понятию

размножение.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы;

органы женской и мужской поло­вой систем.

Объяснять причины наследст­венности. Использовать приоб­ретенные знания для проведе­ния наблюдений за состоянием собственного организма.

Фронтальный опрос

П 63

78



Оплодотворение. Беременность и роды.


Комбинированный урок

Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость.

Давать определение понятию

размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и разви­тия человека.

Использовать приобретенные знания для: «соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (ку­рение, алкоголизм, наркомания).


Устный опрос

П 64

79



Развитие человека после рождения

Комбинированный урок

Устный опрос

П 65

80



Контроль знаний по темам: «Воспроизведение и развитие человека»

Урок контроля знаний



тест


81


резерв







82


резерв







83


резерв







84


резерв


.





85


резерв











10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!