СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная самостоятельность на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление раскрывает уровни учебной самостоятельности. которые необходимо достичь с младшими школьниками. В статье указываю, как и через, что работаю я над данной темой.

Просмотр содержимого документа
«Учебная самостоятельность на уроках в начальной школе»

Учебная самостоятельность на уроках в начальной школе


Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных

действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и

воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к знаниям, учится значительно ниже своих возможностей. Учебная самостоятельность, основы, которой закладываются в 1-ом классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.

Данную тему развивали такие педагоги Эльконин и Давыдов. Такой точки зрения придерживался Ушинский Константин Дмитриевич, он считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность, руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Ушинский в своих трудах доказывает, что систематическое выполнение на должном уровне самостоятельной работы повышают качество и прочность знаний, развивают познавательные процессы, мыслительную деятельность, умения и навыки учащихся. 

Самостоятельность имеет много значений:

- независимый, вольный, свободный, неподчиненный;

- действующий по собственной инициативе (от лат. initium – начало), сам себя побуждающий к началу какого-либо дела;

- совершаемый без чьей-либо помощи.

Самостоятельность – это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.), это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить задачи и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

- наличие задания учителя;

- руководство учителя;

- самостоятельность учащихся;

- выполнение задания без непосредственного участия учителя;

- активность учащихся.

Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная цель её – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, усваивать учебный материал, развивать навык письма.

Самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне. Учеников нужно готовить, т.е. наглядно показывать приёмы работы, сопровождать чёткими объяснениями, записями на доске. Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной.

Как же я работаю с детьми над формированием учебной самостоятельности.

Педагогическая поддержка:

1.Обращаю особое внимание на то, как ребенок понял выполняемое задание после прочтения.

2. Если не все поняли, то повторно читаем, что необходимо сделать.

3. Спрашиваю 1-2-х учеников, которые повторяют, что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно осуществлять деятельность.

4. Учу тому, что, если не понял задание, то нужно прочитать несколько раз.

Я считаю, что если ученик правильно понял, как выполнить задание, то учебная самостоятельность пройдет успешно.

Самым сложным этапом работы является самоконтроль выполненной работы. Здесь нужна словесная мотивация. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Пока я выделяю в этом направлении основные постулаты.

Учебники УМК «Школа России» имеют достаточное количество заданий и упражнений, которые направлены на формирование и развитие учебной самостоятельности с целью достижения планируемых результатов.

В своей практике я использую такие упражнения и задания:

- определение темы урока;

- постановка задач урока исходя из темы;

- прогноз деятельности;

- игра «Журналист», где учащиеся самостоятельно готовят вопросы по тексту;

- интересные карточки с заданиями;

- составить рассказ;

- составить схему;

- составить цепочку;

- работа в рабочих тетрадях;

- работа со словарем;

- консультант;

- главный эксперт и др.

Самое главное для меня выйти с учащимися на высокий уровень учебной самостоятельности.


чему учиться?

низкий уровень



упражняющие задания для обогащения и развития общеучебного опыта учащихся

научить выполнять учебные задания на основе образца

репродуктивное воспроизведение






делай, как я



как учиться?

научить встраивать способ действия (анализ, синтез, классификация и т.д.) в учебную деятельность, применить его на новом материале


средний уровень

проблемно‐поисковые задания для способа действия





операционные действия



действия (анализ, синтез,

классификация и т.д.) в учебную

деятельность, применить его на





делай сам



как перевести

учебную задачу

в творческую?

Творческая деятельность

высокий уровень

использование информационной базы тетради для творческой работы

научить действовать, не задумываясь о способе






делай лучше

меня





Учитель начальных классов Т.А.Чистякова






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!