СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с проблемами здоровья.

Что означает слово «здоровье?»  В толковом словаре  русского языка  здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Что такое здоровье? Ответы детей: (Приложение №1)

Здоровье – главное условие нормальной счастливой жизни человека. В раннем детстве о здоровье ребенка заботятся его родные, которые  кормят  малыша полезными  смесями,  умывают, купают, гуляют. Позже приучают  ребёнка самостоятельно следить за здоровьем и контролируют, как это у малыша получается.  Взрослый человек уже вправе сам решать, какой образ жизни для него предпочтительнее. Я еще в середине этой «цепочки», но тоже размышляю, что же надо делать, чтобы сохранить здоровье на долгие годы? Поэтому для исследования я выбрал тему «Волшебные точки здоровья».  «Волшебных точек здоровья» несколько, но я  остановлюсь на двух : режим дня и занятия спортом.

Я решил изучить эту тему на примере моих одноклассников.

В этом и заключается новизна моего исследования.

 

Актуальность исследования: выбор темы исследования обусловлен формированием здорового, физически развитого школьника.

Объект исследования: мои одноклассники

Цель:

  • привлечь внимание одноклассников к проблеме сохранения и укрепления здоровья

 

Задачи:   

  • выяснить, как можно укрепить своё здоровье;
  • доказать на своём примере положительное влияние занятий спортом, соблюдением режима дня  на здоровье;
  • ознакомить одноклассников с результатами опроса и содержанием работы;

Просмотр содержимого документа
«Учебно - исследовательская работа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 11 г. Павлово




Конкурс исследовательских работ для младших школьников «Путь познания»





Учебно- исследовательская работа

Волшебные точки здоровья



















Работу выполнил

учащийся 2 Б класса

Мальянов Артём

Руководитель

Стешова С.А.

учитель начальных классов


Павлово

2016г





Содержание




Введение……………………………………………………… 2-4

1.Теоретический обзор литературы по теме исследования

1.1 Режим дня младших школьников……………………….. 5-6

1.2 Спорт на страже здоровья………………………………... 7-8

2. Экспериментальное исследование

2.1 Режиму дня – мы друзья!.................................................... 9-12

2.2Спорт – это здоровье……………………………………… 13-14

Заключение.................................................................................15
Список литературы....................................................................16
Приложения................................................................................17-24






















Введение.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с проблемами здоровья.

Что означает слово «здоровье?» В толковом словаре русского языка здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Что такое здоровье? Ответы детей: (Приложение №1)

Здоровье – главное условие нормальной счастливой жизни человека. В раннем детстве о здоровье ребенка заботятся его родные, которые кормят малыша полезными смесями, умывают, купают, гуляют. Позже приучают ребёнка самостоятельно следить за здоровьем и контролируют, как это у малыша получается. Взрослый человек уже вправе сам решать, какой образ жизни для него предпочтительнее. Я еще в середине этой «цепочки», но тоже размышляю, что же надо делать, чтобы сохранить здоровье на долгие годы? Поэтому для исследования я выбрал тему «Волшебные точки здоровья». «Волшебных точек здоровья» несколько, но я остановлюсь на двух : режим дня и занятия спортом.

Я решил изучить эту тему на примере моих одноклассников.

В этом и заключается новизна моего исследования.


Актуальность исследования: выбор темы исследования обусловлен формированием здорового, физически развитого школьника.

Объект исследования: мои одноклассники

Цель:

  • привлечь внимание одноклассников к проблеме сохранения и укрепления здоровья


Задачи:

  • выяснить, как можно укрепить своё здоровье;

  • доказать на своём примере положительное влияние занятий спортом, соблюдением режима дня на здоровье;

  • ознакомить одноклассников с результатами опроса и содержанием работы;



Гипотеза: если ребята ежедневно будут соблюдать режим дня, выполнять комплекс утренней гимнастики, заниматься физкультурой и спортом, то их физическое здоровье улучшится, и они станут меньше болеть.



Методы исследования:

Теоретические: анализ литературных источников;

Эмпирические: опросно-диагностические (анкетирование, беседы), наблюдения;

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что мои одноклассники возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье.































I. Теоретическая часть

1.1 Режим дня школьника


Одним из основных условий сохранения здоровья ребёнка можно считать – режим дня школьника.

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование , потому что от этого

зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. При хроническом переутомлении, тормозится  рост и развитие ребенка,  ухудшается состояние  здоровья школьника.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна. Во время сна снижается деятельность организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Благоприятное время для приготовления уроков — 15-16 часов.  Для восстановления работоспособности   через каждые 30 минут необходим перерыв. Рекомендуется  готовить уроки с легких  заданий и  переходить к наиболее трудным. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать физические разминки  во время выполнения  домашних заданий. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5—2 часа. Нежелательно выполнять домашние занятия перед сном.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте.

Младшим школьникам  настоятельно рекомендуется ограничить просмотр телевизора до  45 минут в день. Телевизор желательно смотреть сидя,  на расстоянии от 2 до 5 м от экрана.

Вечерние часы  обязательно должны быть  свободными и посвящены отдыху. При соблюдении  режима дня  центральная  нервная система  вырабатывает   полезные привычки, которые значительно  облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Вот, почему необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну,  приема  пищи,   выполнения  домашних заданий.

Таким образом, режим дня ребёнка - «волшебная точка здоровья», помогающая укрепить здоровье ребёнка.





















1.2 Спорт на страже здоровья


Как показали исследования ученых, движение способствует нормальной деятельности центральной нервной системы, жизнедеятельности всего организма.

В научной литературе , публикациях в газетах и журналах, посвящённых проблемам здоровья, встречаются такие термины, как «двигательная активность», «гиподинамия». Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в течение суток. При недостаточной подвижности, ограниченном движении наблюдается ряд расстройств, затрагивающих опорно-двигательный аппарат, снижение работоспособности. Это гиподинамия. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, много сидят за компьютером, мало гуляют на свежем воздухе, мало ходят пешком. Это приводит к различным заболеваниям опорно-двигательной системы. Из 25 учащихся моего класса, 7 учащихся страдают от нарушений опорно-двигательной системы.

Из интернет - публикаций я узнал, что некоторые спортсмены пришли в спорт, потому что имели слабое здоровье. Так в возрасте 13 лет Харламов заболел ангиной, которая дала осложнения на другие органы: врачи обнаружили у него порок сердца и поставили диагноз ревмокардит. С этого момента Валере запретили посещать уроки физкультуры в школе, бегать во дворе, поднимать тяжести, плавать и даже посещать пионерский лагерь. Однако отец думал иначе, и когда летом 1962 года на Ленинградском проспекте открылся летний каток, он повёл 14-летнего сына туда записываться в хоккейную секцию. Впоследствии он стал известным нападающим. Известная фигуристка Ирина Роднина в детстве не отличалась крепким здоровьем. Она 11 раз болела пневмонией. После очередной болезни, чтобы как-то укрепить здоровье ребенка, родители привели Ирину на каток. Спортивная карьера фигуристки известна на весь мир.


Примером для подражания служат дети – инвалиды. Занятия спортом значительно улучшают их самочувствие и адаптируют их в обществе. Известны случаи, когда ребята со сложными диагнозами заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы, интеллекта успешно преодолевали собственные ограничения и становились менее уязвимыми по состоянию здоровья.

Кроме того из собственного опыта знаю, что занятия спортом не только заряжают человека энергией, но и приносят массу положительных эмоций. (Приложение 4). А это тоже важная составляющая здоровья.

Таким образом, спорт – «волшебная точка» здоровья, которая играет большую роль в жизни детей. Спорт укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер, делает человека сильным и выносливым. Я считаю, что спорт в разных его направлениях, будь это гимнастические упражнения, подвижные виды спорта, необходим для каждого ребёнка.

























II. Экспериментальная часть


2.1.Режиму дня мы друзья?


В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, в котором приняло участие 25 учащихся 2Б класса МБОУ СШ №11 г. Павлово.

Учащимся была предложена анкета  «Мой режим дня» (Приложение 2). Ответы на вопросы анкеты позволяют оценить следующие компоненты режима дня школьника: сон,  учеба дома, питание, свободное время. Результаты анкеты были проанализированы, сопоставлены с гигиеническими нормативами.

Подведя итоги анкетирования, мы пришли к таким результатам:


1.Выполняют утром физическую зарядку

всегда-30% (8 учащихся)

иногда-44% (11 учащихся)

никогда-26% (6 учащихся)

2. Завтракают утром

всегда-65%(16 учащихся)

иногда-24% (6 учащихся)

никогда-11% ( 3 учащихся)

3. Время, когда обычно учат уроки

сразу, как прихожу из школы-12% (3 учащихся)

отдыхаю и только потом начинаю делать уроки-54%(13 учащихся)

обедаю и сажусь за уроки-34%(9 учащихся)

4. Время, затраченное на приготовление домашних заданий

до 1 часа-32% (8учащихся учащихся)

1 - 2 часа-68%(17учащихся)

2 -3 часа-0

3 -4 часа-0

5. При выполнении домашнего задания делают перерывы

всегда-60%(15 учащихся)

иногда-16%(4учащихся)

никогда-24%(6учащихся)

6. В какое время ложатся спать

в 21-22.00-84%(21 учащийся)

в 22-23.00-16%(4учащихся)

после 23.00-0

7.Часто ли просыпаются не выспавшись

всегда-14%(4учащихся)

иногда-60%(15учащихся)

никогда-24%(6 учащихся)

8. Как обычно проводят воскресный день

смотрю телевизор, играю в компьютерные игры-58%(14учащихся)

слоняюсь по дому-10%(3учащихся)

гуляю, занимаюсь спортом-16%(4учащихся)

другое -16%(4учащихся)

9. Считают ли важным соблюдение режима дня

да-76%(19 учащихся)

иногда-24%(6учащихся)

нет-0

Выводы:

1. Школьники имеют представление о режиме дня.

2. Среди учащихся есть нарушения основных режимных моментов.

3. Для 16% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна.

4. Школьники не уделяют достаточного внимания утренней зарядке как компоненту физического воспитания.

5. Нарушения режима питания (завтрака) отмечаются у 24% учащихся.

6.Среди учащихся отмечаются нарушения гигиены учебной деятельности дома: только 60% учащихся делают перерывы при выполнении домашнего задания.

7.Нарушения режима дня у учащихся связаны с чрезмерным увлечением телевизионными передачами, компьютерными играми.

8. Нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.

Подведя итоги анкетирования я подготовил рекомендации для учащихся нашего класса.

 1.Двигательный режим включает 3 – 4 ежедневных прогулки общей длительностью 3 – 3,5 часа, причем, чем младше ребенок, тем больше времени он должен проводить на улице.

2.Питание. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным (каши, творог). Обед проходит в 13 – 14 часов. Ужин – не позднее 19.30, должен быть легче завтрака.

3.Отдых. Вернувшись из школы, ребенок обязательно должен отдохнуть 1 – 1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора!). 

4.Подготовка уроков. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора – два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы, и они делают все медленно, через силу. Лучшее время для приготовления уроков – 15 – 17 часов. Через каждые 25 – 30 минут необходим перерыв с физкультминуткой под музыку для восстановления работоспособности.

5.Досуг. Полтора – два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телепередач и другое). Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор 40 – 45 минут в день. 

6.Сон. Школьник должен спать не менее 9 – 10,5 часов.

Таким образом: изучив литературные источники (справочную литературу), проведя анкетирование, я пришёл к такому заключению, что правильно организованный режим дня - «волшебная точка здоровья» школьника предусматривает:

  • Правильное чередование труда и отдыха.

  • Регулярный прием пищи.

  • Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

  • Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

  • Определенное время для приготовления домашних заданий.

  • Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

При чётком распорядке дня у школьников формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий. Младшие школьники считают важным соблюдение режима дня, но из результатов исследования видно, что не все школьники соблюдают режим дня. Поэтому на родительском собрании надо познакомить родителей с результатами анкетирования школьников. Провести анкету с родителями. Подготовить ознакомительную презентацию «Режиму дня мы друзья» и показать учащимся 1-4 классов. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Мы здоровьем дорожим

Соблюдаем свой режим!









2.2 Спорт это здоровье

В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, в котором приняло участие 25 учащихся 2Б класса МБОУ СШ №11 г. Павлово.


Учащимся была предложена анкета  «Отношение к физкультуре и спорту» (Приложение 1).

Подведя итоги анкетирования, получились следующие результаты:


  1. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

Да - 8

Иногда – 11

Никогда - 6

  1. Посещаешь ли ты уроки физкультуры регулярно?

Да - 25

Нет - 0

  1. Считаешь ли ты, что трех уроков физкультуры в неделю достаточно, чтобы укрепить твое здоровье?

Да - 15

Нет - 10

  1. Как ты сам оцениваешь свое здоровье?

Хорошее - 16

Удовлетворительное - 8

Плохое - 1

  1. Убежден ли ты в том, что занимаясь физкультурой, можно укрепить свое здоровье?

Да - 25

Нет - 0

  1. Занимаешься ли ты в спортивных секциях?

Да - 5

Нет - 20

Как показал проведенный мною опрос, только 32% одноклассников выполняют утреннюю гимнастику ежедневно, 44% - иногда, а 24% - не выполняют ее по разным причинам. Только 20% занимаются в различных спортивных секциях, включая танцы, а 80% - не занимаются спортом, что 64% считают свое здоровье хорошим, а 32% - удовлетворительным, а 4% плохим. При этом все опрошенные уверены, что занимаясь физкультурой и спортом, можно укрепить свое здоровье. И я полностью согласен с ребятами.


Я опросил некоторых старшеклассников нашей школы, которые долгое время занимаются спортом и достигли высоких результатов (Приложение 3). Оказалось, что эти ребята практически не болеют.

Анализируя результаты анкетирования, необходимо на родительском собрании познакомить родителей с результатами анкетирования школьников. Пригласить на классный час старшеклассников, занимающихся в различных секциях. Посетить спортивные учреждения нашего города - Дом Спорта на посёлке Автобусостроителей, ФОК «Звезда», ФОК «Гармония» подготовить ознакомительную презентацию «Спорт – важное условие укрепления здоровья»» и показать учащимся 1-4 классов.

Таким образом: в результате проведенного исследования я пришел к выводу: спорт - «волшебная точка здоровья» улучшает здоровье. Регулярные тренировки укрепляют все системы организма, совершенствуют быстроту реакции, способствуют формированию крепкой, красивой фигуры, правильной осанки.


























Заключение

Изучив научно-популярные публикации, материалы сети Интернет и проанализировав результаты опросов и интервью, я пришел к выводу:

- моя гипотеза о том, что если ребята ежедневно будут соблюдать режим дня, заниматься физкультурой и спортом, то их физическое здоровье улучшится, и они станут меньше болеть.

Здоровье – это бесценный клад и нет ничего дороже и важнее здоровья. Его следует беречь с самого детства. Занятия спортом, правильный режим дня и хорошее настроение – вот рецепт крепкого здоровья на долгие годы.

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Помни твёрдо,

что спорт и режим

Людям всем необходим!
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Иванов К.А.Режим школьника.-М.-1978.

2. Скворцова С.Н.Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его

обучения. Лектории для родителей 1-4 классов.

  1. Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков « Резервы нашего организма» М. «Знание» 1990 г.

  2. И.П. Брязгунов «Беседы о здоровье школьников» М.«Просвещение» 1992 г.

  3. Ф.Г. Углов « Береги здоровье и честь смолоду» М. «Педагогика» 1988г.

  4. http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1189/bio

  5. http://sonyaclub.ru/sport-v-zhizni-rebenka/




























Приложения


Приложение 1



Красота



Успехи в учёбе


Долголетие





Смелость



Счастье













Приложение 2



Анкета для учащихся

“Мой режим дня”

1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

2. Завтракаете ли вы утром?

а) всегда; б) иногда; в) никогда;

3. В какое время вы обычно учите уроки?

а) сразу, как прихожу из школы;

б) отдыхаю и только потом начинаю делать уроки;

в) обедаю и сажусь за уроки.

4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?

а) до 1 часа; б) 1 - 2 часа; в) 2 -3 часа; г) 3 -4 часа

5. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

6. В какое время Вы ложитесь спать?

а) в 21-22.00; б) в 22-23.00; в) после 23.00.

7.Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

8. Как обычно вы проводите воскресный день?

а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры;

б) слоняюсь по дому;

в) гуляю, занимаюсь спортом;

г) другое (укажите что именно).

9.Считаешь ли ты важным соблюдение режима дня?

а) да; б) иногда; в) нет.



























































Приложения

Спорт на страже здоровья

Приложение 1

Анкета

Фамилия____________________ Имя_____________ Ваш возраст____________

  1. Занимаетесь ли Вы спортом? ДА НЕТ

  2. Какие спортивные секции Вы посещаете регулярно? ___________________

  3. Нравится ли Вам заниматься спортом? ДА НЕТ




Приложение 2

Анкета для младших школьников «Отношение к физкультуре и спорту»



  1. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

Да

Нет

Никогда

  1. Посещаешь ли ты уроки физкультуры регулярно?

Да

Нет

  1. Считаешь ли ты, что трех уроков физкультуры в неделю достаточно, чтобы укрепить твое здоровье?

Да

Нет

  1. Как ты сам оцениваешь свое здоровье?

Хорошее

Удовлетворительное

Плохое

  1. Убежден ли ты в том, что занимаясь физкультурой, можно укрепить свое здоровье?

Да

Нет

  1. Занимаешься ли ты в спортивных секциях?

Да

Нет









Приложение 3

Интервью с учеником 6 «б» класса МБОУ СШ № 11г. Павлово

Калининым Никитой



  1. Никита, как долго ты занимаешься спортом?

Ответ: Спортом я занимаюсь уже на протяжении шести лет. Когда мне было 7 лет я стал ходить в секции фролбол ФОК «Гармония на посёлке «Северный»

  1. Есть ли спортивные достижения?

Ответ: Личных достижений нет. А команда несколько раз занимала 1 места в соревнованиях.

  1. Как ты считаешь, есть ли зависимость между занятиями спортом и твоим здоровьем?

Ответ: Конечно. Я не болею с тех пор, как начал заниматься в секции, ведь спорт закаляет, организует.

  1. Что ты мог бы посоветовать ребятам, которые не занимаются спортом?

Ответ: Меня спорт закалил, и я желаю каждому найти свой вид спорта и получать пользу и удовольствие от занятий. Если не спортом заниматься, то хотя бы делать зарядку по утрам, больше играть на улице, а не сидеть за компьютером, то есть вести активный образ жизни. Тогда они тоже смогут быть здоровыми.



















Приложение 4









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!