СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская работа.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Под термином «учебно-исследовательская работа» понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя

•Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы

•Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков

•Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая  - ее результатом

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа.»

Основы  учебно-исследовательской деятельности МАОУ «СОШ №138 г. Челябинска»

Основы учебно-исследовательской деятельности

МАОУ «СОШ №138 г. Челябинска»

   Что такое учебно-исследовательская работа? Под термином «учебно-исследовательская работа» понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя  Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы  Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков  Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом

Что такое учебно-исследовательская работа?

  • Под термином «учебно-исследовательская работа» понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя

  • Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы

  • Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков

  • Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом
  Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности ( Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)   Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности ( Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

 Образовательная программа «Основы учебно-исследовательской деятельности» Цель программы: пробудить познавательный интерес школьников к исследовательской деятельности   Задачи программы:  научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет  заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами  научить выбирать адекватные задачам методы исследования  научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования  способствовать формированию общей культуры учащихся

Образовательная программа «Основы учебно-исследовательской деятельности»

Цель программы: пробудить познавательный интерес школьников к исследовательской деятельности Задачи программы:

  • научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет
  • заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами
  • научить выбирать адекватные задачам методы исследования
  • научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования
  • способствовать формированию общей культуры учащихся
 Тематический план Вводное занятие. Инструктаж. Основные инструменты познания. Тезаурус. Основные понятия исследования.  Игра «Юный исследователь». Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Цель, задачи, методы, гипотеза. Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы. Организация исследования. Информация и ее виды. Сбор информации. Обобщение информации.   Наблюдение. Эксперимент. Виды исследовательских работ. Формы, структура исследовательской работы. Доклад. Научная статья. Научный отчет. Реферат. Монография. Реферат. Формы, виды, структура, требования к реферату.  Защита исследования

Тематический план

  • Вводное занятие. Инструктаж.
  • Основные инструменты познания.
  • Тезаурус. Основные понятия исследования.
  • Игра «Юный исследователь».
  • Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Цель, задачи, методы, гипотеза.
  • Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы.
  • Организация исследования. Информация и ее виды. Сбор информации. Обобщение информации.
  •   Наблюдение. Эксперимент.
  • Виды исследовательских работ. Формы, структура исследовательской работы. Доклад. Научная статья. Научный отчет. Реферат. Монография.
  • Реферат. Формы, виды, структура, требования к реферату.
  • Защита исследования
«Исследовательская деятельность учащихся»

«Исследовательская деятельность учащихся»

2.Подбор материала для аргументирования актуальности  проблемы 3. Умение отличить научный текст и информацию от научно-популярного текста и информации 1. Постановка проблемы  Изучение теоретического материала 4. Структурирование текста, выделение главного, ключевых слов 7. Выделение объекта и предмета исследования в научных текстах 5.Умение провести поиск необходимой информации - поисковое чтение 4. Определение известного и неизвестного в выбранной области (сравнительный анализ)

2.Подбор материала

для аргументирования

актуальности

проблемы

3. Умение отличить научный текст и информацию от научно-популярного текста и информации

1. Постановка проблемы

Изучение теоретического материала

4. Структурирование текста, выделение главного, ключевых слов

7. Выделение объекта и предмета исследования в научных текстах

5.Умение провести поиск необходимой информации - поисковое чтение

4. Определение известного и неизвестного в выбранной области (сравнительный анализ)

ЛЮБОПЫТСТВО  интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности  является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов, окружающей среды, а также от полученного ранее опыта субъектом познания

ЛЮБОПЫТСТВО

интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности

является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов, окружающей среды, а также от полученного ранее опыта субъектом познания

МОТИВОМ, МОТИВАЦИЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ любопытство  бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам любознательность (англ. – curiosity) - (любознательность - любовь к знанию) приводит познающие разумные, и осознающие свою разумность, существа к знанию

МОТИВОМ, МОТИВАЦИЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ

любопытство

бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам

любознательность

(англ. – curiosity) - (любознательность - любовь к знанию) приводит познающие разумные, и осознающие свою разумность, существа к знанию

ИНТЕРЕС это осознанная потребность , которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность

ИНТЕРЕС

это осознанная потребность , которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность

        ВОКРУГ ИНТЕРЕСА К ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ. История возникновения, история Российского фигурного катания, герои фигурного катания Влияние на общество, фанаты фигурного катания Знаменитые соревнования фигурного катания  Фигурное катание. Проблемное поле темы Психологические особенности Развитие правил в фигурном катании , жесты судей, проблемы судейства фигурного катания партнера фигурного катания  ВИДЫ фигурного катания, сравнительный анализ одиночного фигурного катания Совместно-творческая деятельность творчество, импровизации, распределенное лидерство, команда Физика поддержек,прыжков, подготовка спортсменов профессионалов

ВОКРУГ ИНТЕРЕСА К ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ.

История возникновения, история Российского фигурного катания, герои фигурного катания

Влияние на общество, фанаты фигурного катания

Знаменитые соревнования фигурного катания

Фигурное катание. Проблемное поле темы

Психологические особенности

Развитие правил в фигурном катании , жесты судей, проблемы судейства фигурного катания

партнера фигурного катания

ВИДЫ фигурного катания, сравнительный анализ одиночного фигурного катания

Совместно-творческая деятельность творчество, импровизации, распределенное лидерство, команда

Физика поддержек,прыжков, подготовка спортсменов профессионалов

РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ исследовательской деятельности учащихся определяются ЛИЧНОСТНЫМИ МОТИВАМИ  НАЧАЛОМ РАБОТЫ над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие ПРОБЛЕМЫ Причем только ПРОБЛЕМА, имеющая ЛИЧНОСТНУЮ ОКРАСКУ, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать Однако при этом ПРОБЛЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ АКТУАЛЬНОЙ не только для автора, но и для общества

РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ исследовательской деятельности учащихся определяются ЛИЧНОСТНЫМИ МОТИВАМИ

НАЧАЛОМ РАБОТЫ над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие ПРОБЛЕМЫ

Причем только ПРОБЛЕМА, имеющая ЛИЧНОСТНУЮ ОКРАСКУ, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать

Однако при этом ПРОБЛЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ АКТУАЛЬНОЙ не только для автора, но и для общества

Относится к регулятивным и познавательным УУД Эталоны образцов формулирования цели(речевых высказываний) задает учитель или руководитель исследования в совмсестно-творческом взаимодействии Умение формулировать цель требует умения отличать главное от второстепенного в проблеме и выделять его, как цель ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Относится к регулятивным и познавательным УУД

Эталоны образцов формулирования цели(речевых высказываний) задает учитель или руководитель исследования в совмсестно-творческом взаимодействии

Умение формулировать цель требует умения отличать главное от второстепенного в проблеме и выделять его, как цель

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПРОВЕРЯЕМОСТЬ ГИПОТЕЗЫ ПРИЛОЖИМОСТЬ ГИПОТЕЗЫ К ВОЗМОЖНО ШИРОКОМУ КРУГУ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ ГИПОТЕЗА ДОЛЖНА ОБЪЯСНЯТЬ ВЕСЬ КРУГ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ, ДЛЯ АНАЛИЗА КОТОРЫХ ВЫДВИГАЕТСЯ (ТО ЕСТЬ ВО ВСЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ) ПРОСТОТА ГИПОТЕЗЫ  ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГКОСТИ Услови я состоятельности гипотез

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПРОВЕРЯЕМОСТЬ ГИПОТЕЗЫ

ПРИЛОЖИМОСТЬ ГИПОТЕЗЫ К ВОЗМОЖНО ШИРОКОМУ КРУГУ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

ГИПОТЕЗА ДОЛЖНА ОБЪЯСНЯТЬ ВЕСЬ КРУГ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ, ДЛЯ АНАЛИЗА КОТОРЫХ ВЫДВИГАЕТСЯ

(ТО ЕСТЬ ВО ВСЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ)

ПРОСТОТА ГИПОТЕЗЫ

ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГКОСТИ

Услови я состоятельности гипотез

 противостоит познающему субъекту в познавательной деятельности  это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

противостоит познающему субъекту в познавательной деятельности

это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

это, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя главные, наиболее существенные признаки объекта один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

это, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя главные, наиболее существенные признаки объекта

один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

чтобы узнать , что было сделано предшественниками определить насколько хорошо изучена тема ЧТОБЫ « НЕ изобретать велосипед» отразить свою эрудицию по теме ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР?

чтобы узнать , что было сделано предшественниками

определить насколько хорошо изучена тема

ЧТОБЫ « НЕ изобретать велосипед»

отразить свою эрудицию по теме

ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР?

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ – НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ИЗМЕРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ  Наблюдательность – важнейшее условие исследовательской деятельности. Наблюдение Эксперимент Измерение Сравнение Сбор первичных данных

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ – НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ИЗМЕРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ

Наблюдательность – важнейшее условие исследовательской деятельности.

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Измерение
  • Сравнение
  • Сбор первичных данных
 НАБЛЮДЕНИЕ ВСЕГДА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО

НАБЛЮДЕНИЕ ВСЕГДА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО

 ВОСПИТАНИЕ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ   обеспечивает знание и добродетельность придает устойчивость человеческой психике в современном быстро меняющемся мире формирует у человека критическое отношение к новой информации, новым идеям содействует человеку в обретении «ясности» мировосприятия создает целостное восприятие действительности

ВОСПИТАНИЕ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

  • обеспечивает знание и добродетельность
  • придает устойчивость человеческой психике в современном быстро меняющемся мире
  • формирует у человека критическое отношение к новой информации, новым идеям
  • содействует человеку в обретении «ясности» мировосприятия
  • создает целостное восприятие действительности

Физ

Планируемые результаты:

три основные группы результатов

Планируемые результаты:

три основные группы результатов

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Основы системы

научных знаний

Самоопределение:

Регулятивные:

управление своей деятельностью;

внутренняя позиция школьника;

самоиндификация;

контроль и коррекция;

инициативность и самостоятельность

самоуважение и самооценка

РЯ

ЛЧт

Опыт «предметной» деятельности по получению,

преобразованию

и применению

нового знания

ИЯ

Коммуникативные:

Смыслообразование:

мотивация (учебная, социальная);

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

границы собственного

знания и «незнания»

Мат

ЕСТ

Морально-этическая

Познавательные:

ориентация:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

ориентация на выполнение

использование знако-символических

моральных норм;

средств, общих схем решения;

оценка своих поступков

выполнение логических операций

сравнения, анализа, обобщения,

классификации, установления

аналогий, подведения под понятие

Муз

ГУМ

МУЗ

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

ТЕХ

ИЗО

17

Рождение субъекта деятельности

Рождение субъекта деятельности