Основы учебно-исследовательской деятельности
МАОУ «СОШ №138 г. Челябинска»
Что такое учебно-исследовательская работа?
- Под термином «учебно-исследовательская работа» понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя
- Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы
- Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков
- Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом
Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности ( Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
Образовательная программа «Основы учебно-исследовательской деятельности»
Цель программы: пробудить познавательный интерес школьников к исследовательской деятельности Задачи программы:
- научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет
- заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами
- научить выбирать адекватные задачам методы исследования
- научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования
- способствовать формированию общей культуры учащихся
Тематический план
- Вводное занятие. Инструктаж.
- Основные инструменты познания.
- Тезаурус. Основные понятия исследования.
- Игра «Юный исследователь».
- Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Цель, задачи, методы, гипотеза.
- Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы.
- Организация исследования. Информация и ее виды. Сбор информации. Обобщение информации.
- Наблюдение. Эксперимент.
- Виды исследовательских работ. Формы, структура исследовательской работы. Доклад. Научная статья. Научный отчет. Реферат. Монография.
- Реферат. Формы, виды, структура, требования к реферату.
- Защита исследования
«Исследовательская деятельность учащихся»
2.Подбор материала
для аргументирования
актуальности
проблемы
3. Умение отличить научный текст и информацию от научно-популярного текста и информации
1. Постановка проблемы
Изучение теоретического материала
4. Структурирование текста, выделение главного, ключевых слов
7. Выделение объекта и предмета исследования в научных текстах
5.Умение провести поиск необходимой информации - поисковое чтение
4. Определение известного и неизвестного в выбранной области (сравнительный анализ)
ЛЮБОПЫТСТВО
интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности
является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов, окружающей среды, а также от полученного ранее опыта субъектом познания
МОТИВОМ, МОТИВАЦИЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
любопытство
бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам
любознательность
(англ. – curiosity) - (любознательность - любовь к знанию) приводит познающие разумные, и осознающие свою разумность, существа к знанию
ИНТЕРЕС
это осознанная потребность , которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность
ВОКРУГ ИНТЕРЕСА К ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ.
История возникновения, история Российского фигурного катания, герои фигурного катания
Влияние на общество, фанаты фигурного катания
Знаменитые соревнования фигурного катания
Фигурное катание. Проблемное поле темы
Психологические особенности
Развитие правил в фигурном катании , жесты судей, проблемы судейства фигурного катания
партнера фигурного катания
ВИДЫ фигурного катания, сравнительный анализ одиночного фигурного катания
Совместно-творческая деятельность творчество, импровизации, распределенное лидерство, команда
Физика поддержек,прыжков, подготовка спортсменов профессионалов
РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ исследовательской деятельности учащихся определяются ЛИЧНОСТНЫМИ МОТИВАМИ
НАЧАЛОМ РАБОТЫ над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие ПРОБЛЕМЫ
Причем только ПРОБЛЕМА, имеющая ЛИЧНОСТНУЮ ОКРАСКУ, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать
Однако при этом ПРОБЛЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ АКТУАЛЬНОЙ не только для автора, но и для общества
Относится к регулятивным и познавательным УУД
Эталоны образцов формулирования цели(речевых высказываний) задает учитель или руководитель исследования в совмсестно-творческом взаимодействии
Умение формулировать цель требует умения отличать главное от второстепенного в проблеме и выделять его, как цель
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПРОВЕРЯЕМОСТЬ ГИПОТЕЗЫ
ПРИЛОЖИМОСТЬ ГИПОТЕЗЫ К ВОЗМОЖНО ШИРОКОМУ КРУГУ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ
ГИПОТЕЗА ДОЛЖНА ОБЪЯСНЯТЬ ВЕСЬ КРУГ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ, ДЛЯ АНАЛИЗА КОТОРЫХ ВЫДВИГАЕТСЯ
(ТО ЕСТЬ ВО ВСЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ)
ПРОСТОТА ГИПОТЕЗЫ
ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГКОСТИ
Услови я состоятельности гипотез
противостоит познающему субъекту в познавательной деятельности
это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
это, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя главные, наиболее существенные признаки объекта
один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
чтобы узнать , что было сделано предшественниками
определить насколько хорошо изучена тема
ЧТОБЫ « НЕ изобретать велосипед»
отразить свою эрудицию по теме
ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР?
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ – НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ИЗМЕРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Наблюдательность – важнейшее условие исследовательской деятельности.
- Наблюдение
- Эксперимент
- Измерение
- Сравнение
- Сбор первичных данных
НАБЛЮДЕНИЕ ВСЕГДА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
ВОСПИТАНИЕ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
- обеспечивает знание и добродетельность
- придает устойчивость человеческой психике в современном быстро меняющемся мире
- формирует у человека критическое отношение к новой информации, новым идеям
- содействует человеку в обретении «ясности» мировосприятия
- создает целостное восприятие действительности
Физ
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Основы системы
научных знаний
Самоопределение:
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
самоуважение и самооценка
РЯ
ЛЧт
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
ИЯ
Коммуникативные:
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
границы собственного
знания и «незнания»
Мат
ЕСТ
Морально-этическая
Познавательные:
ориентация:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
ориентация на выполнение
использование знако-символических
моральных норм;
средств, общих схем решения;
оценка своих поступков
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
Муз
ГУМ
МУЗ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
ТЕХ
ИЗО
17
Рождение субъекта деятельности