ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на развитие творческого мышления
Работа на конкурс «Творческий поиск»
Номинация: Естественные науки
Автор: Мальцева Анастасия,
группа ЗИО 1-14
Руководитель: Слюсарь Кристина Сергеевна,
преподаватель химии и биологии
Новокузнецк, 2016
Оглавление
Стр.
Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Межполушарная асимметрия головного мозга ………………….. 5
1.1 Понятие межполушарной асимметрии ………………………………... 5
1.2 Взаимосвязь межполушарной асимметрии с познавательными способностями и особенностями эмоциональной личностной сферы ……… 5
1.3 Функции полушарий …………………………………………………….. 6
Глава 2. Экспериментальная часть …………………………………………… 8
2.1. Определение ведущего полушария ……………………………………… 8
2.2. Определение образного творческого мышления ………………………. 9
2.3. Определение вербального творческого мышления …………………. 11
2.4. Интерпретация полученных результатов ……………………………… 12
Заключение …………………………………………………………………….. 13
Список литературы ……………………………………………………………. 14
Приложение 1. Методики, используемые в экспериментальной части
Введение
Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Существует очень распространённое мнение о том, что левши более креативны, чем правши.
Данная исследовательская работа посвящена особенностям творческого мышления у правополушарных и левополушарных обучающихся ГБОУ СПО «НТСТиСО».
Исходя из выше сказанного, целью нашей работы является исследование зависимости особенностей творческого мышления обучающихся от межполушарной асимметрии головного мозга.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть понятие межполушарной асимметрии, взаимосвязь межполушарной асимметрии с познавательными способностями и особенностями эмоциональной личностной сферы, функции полушарий;
выявить ведущее полушарие у респондентов – обучающихся ГБОУ СПО «НТСТиСО»;
определить зависимость особенностей творческого мышления от межполушарной асимметрии.
Объектом исследования является творческое мышление, предметом - зависимость особенностей творческого мышления от межполушарной асимметрии головного мозга.
В качестве рабочей нами была принята следующая гипотеза: у обучающихся с доминирующим правым полушарием преобладает образное творческое мышление, а с доминирующим левым полушарием – вербальное творческое мышление.
В ходе работы использовались такие методы исследования как анализ литературных источников, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.
Глава 1. Межполушарная асимметрия головного мозга
Понятие межполушарной асимметрии
Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга породило тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полушарий с выраженностью у человека познавательных и творческих способностей.
Люди с доминирующим правым полушарием головного мозга являются левшами, а с доминирующим левым полушарием – правшами. Отдельно выделяют амбидекстров – людей, в равной мере владеющих обеими руками, а также переученных левшей.
1.2 Взаимосвязь межполушарной асимметрии с познавательными способностями и особенностями эмоциональной личностной сферы
В своей монографии известный российский доктор психологических наук, профессор В.Н. Дружинин на основании различных психологических исследований делает выводы о том, что «левополушарный» человек хуже решает образно-пространственные задачи, менее чутко воспринимает интонации, мелодии. Он словоохотлив, имеет богатый словарный запас, хорошее абстрактное мышление, любит классифицировать предметы и явления.
У «правополушарного» человека менее развиты речевые способности. Он хуже классифицирует, охотнее использует в объяснениях мимику и жесты, у него преобладает образное мышление [3, 140].
Считается, что левши более креативны, чем правши, у них более выражены художественные способности. Левшами были: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикассо, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Борис Пастернак, И.П. Павлов.
Опираясь на данные В.Н. Дружинина, можно сделать выводы о влиянии межполушарной асимметрии на особенности эмоциональной личностной сферы человека [3, 257]. Так, левши чаще совершают ошибки в стрессовых ситуациях, и более эмоциональны, не зависимо от пола, лучше адаптируются к перемене климатических условий. Но среди них чаще встречаются лица с неврозами. Известно так же, что у правшей преобладают положительные эмоции (с функционированием левого полушария связывают чувство юмора), а у левшей – отрицательный эмоциональный фон.
Функции полушарий
Основная функция левого полушария – сознательная произвольная регуляция и дискретное преобразование информации. Левое полушарие отвечает за рекурсивное «вычисление» локальных обобщённых признаков объекта, дискретные операции, выделяет фигуру из фона и работает с информацией в фокусе внимания. Как следствие, оно ответственно за дискурсивное, понятийное мышление, прогнозирование будущих событий, выдвижение гипотез.
Семантическая память, память «времени жизни» о событиях, случившихся «там и тогда», также находятся в ведении этого полушария, в ней хранятся осознанные социальные стереотипы.
Правое полушарие ответственно за подсознательные процессы, аналоговую переработку информации, непроизвольную регуляцию поведения. Правое полушарие производит непрерывные преобразования информации (топологические, пространственные и т.п.), оценку симметрии, структурированности, сложности объекта, оно имеет дело не с фигурой, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Тем самым оно обеспечивает не концентрацию, а распределение внимания. Правое полушарие является хранителем непрерывной картины мира, непроизвольной, эмоциональной памяти, памяти, связанной с социальным контекстом. Оно мыслит интуитивно, чувственно, образно, осуществляя проверку гипотез.
Таблица 1. Отличие функций левого и правого полушарий
Левое полушарие | Правое полушарие |
Индуктивное познание | Дедуктивное познание |
Восприятие абстрактных признаков | Восприятие конкретных признаков |
Последовательная обработка | Одновременная обработка |
Примат аналитического признака | Примат синтетического (целостного) восприятия |
Восприятие времени | Восприятие пространства |
Глава 2. Экспериментальная часть
Цель: исследовать зависимость особенностей творческого мышления обучающихся ГБОУ СПО «НТСТиСО» от межполушарной асимметрии головного мозга
Респонденты: обучающиеся 1-3 курсов ГБОУ СПО «НТСТиСО» - 50 человек
2.1. Определение доминирующего полушария
Задача: выявить ведущее полушарие у обучающихся.
Используемая методика: тест для определения доминирующего полушария Е. Жарикова и Е. Крушельницкого [4].
В результате все обучающиеся были разделены на три группы:
правополушарные («левши») – 24% (12 человек)
левополушарные («правши») – 70% (35 человек)
амбидекстры – 6% ( 3человека)
Диаграмма 1. Доминирующее полушарие
![]()
2.2. Определение образного творческого мышления
Задача: определить образное творческое мышление у детей каждой группы. Используемая методика: тест Торренса [5].
Данный тест представляет собой 10 незаконченных рисунков, которые нужно закончить. Время выполнения задания – 10 минут.
Полученные результаты:
А) по шкале оригинальности:
у правополушарных - 10
у левополушарных – 9,9
у амбидекстров – 8,1
Диаграмма 2. Оригинальность мышления
![]()
Оригинальность образного творческого мышления у правшей и левшей одинакова, результат амбидекстров по этой шкале ниже. Практически равные баллы у правополушарных и левополушарных обучающихся позволяют сделать вывод, что оригинальность образного творческого мышления не зависит от межполушарной асимметрии головного мозга.
Б) по шкале гибкости:
у правополушарных – 8,6
у левополушарных – 8,9
у амбидекстров – 8,7
Диаграмма 3. Гибкость мышления
![]()
Наиболее высокий показатель гибкости у левополушарных детей, ниже следуют результаты амбидекстров и правополушарных детей. Но эти баллы незначительно отличаются друг от друга – в пределах четырёх десятых балла. Поэтому, вероятнее всего, межполушарная асимметрия не влияет существенно на гибкость мышления.
В) по шкале беглости:
у правополушарных – 9,6
у левополушарных – 9,85
у амбидекстров – 9,7
Диаграмма 4. Беглость мышления
![]()
Самый высокий показатель беглости у правшей, самый низкий – у левшей, но снова разницу в результатах нельзя назвать существенной. Таким образом, беглость мышления так же не зависит от межполушарной асимметрии.
Г) по шкале разработанности:
у правополушарных – 24
у левополушарных –20
у амбидекстров –22
Диаграмма 5. Разработанность мышления
![]()
Согласно полученным результатам, наибольшей разработанностью обладают ответы левшей, у правшей же этот показатель наиболее низкий. Существенных различий по результатам теста у респондентов разных групп не было обнаружено. Обучающиеся с доминирующим левым полушарием показали в данном тесте результаты примерно такого же уровня, что и правополушарные, и даже превзошли последних по некоторым шкалам. Вероятнее всего, межполушарная асимметрия на развитие образного творческого мышления не влияет.
2.3. Определение вербального творческого мышления
Задача: определить вербальное творческое мышление у респондентов каждой группы.
Используемая методика: тест отдалённых ассоциаций Медника [4].
Данная методика удобна тем, что она довольно быстрая в проведении, проста в обработке.
Полученные результаты:
Средний коэффициент оригинальности ответов в группе правополушарных – 0,32;
в группе левополушарных – 0,34;
в группе амбидекстров – 0,38
Диаграмма 6. Коэффициент оригинальности ответов
![]()
Наиболее высокий балл получили дети- амбидекстры, чуть ниже результат у правшей, ещё ниже – у левшей. Но полученные коэффициенты оригинальности ответов отличаются всего на несколько сотых балла. Столь малые различия говорят о том, что вербальное творческое мышление правополушарных детей развито примерно на том же уровне, что у левополушарных.
2.4. Интерпретация полученных результатов
При сопоставлении полученных данных по двум тестам, существенных различий в творческом мышлении респондентов разных групп обнаружено не было.
Заключение
Таким образом, в ходе проделанной работы мы рассмотрели понятие межполушарной асимметрии, взаимосвязь межполушарной асимметрии с познавательными способностями и особенностями эмоциональной личностной сферы и функции полушарий; выявили ведущее полушарие у респондентов – обучающихся ГБОУ СПО «НТСТиСО»; определили зависимость особенностей творческого мышления от межполушарной асимметрии.
В результате работы над темой исследования, гипотеза не подтвердилась. Не обнаружив существенной разницы в творческом мышлении левшей, правшей и амбидекстров, можно сделать вывод о том, что межполушарная асимметрия головного мозга на развитие творческого мышления обучающихся не оказывает существенного влияния. Возможно, что распространённое мнение о том, что левши гораздо более креативны, чем правши – всего лишь миф. Возможно, творческие способности и развитие творческого мышления зависит от других факторов, таких как воображение, фантазия, личностные особенности и т.д. Но это вопрос будущих исследований.
Список литературы
Бабаев Ю. Е. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Ю. Е. Бабаев, Н. И. Лейтес, Т. А. Матюрина. – М.: Академия, 2000. – 345 с.
Безруких М. А. Психофизиология подростка [Текст] / М. А. Безруких, Н. Н. Дубовицкая, Д. И. Фарбер. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2009. – 560 с.
Дружинин, В. И. Психология общих способностей [Текст] / В. И. Дружинин. – Спб.: Питер, 2013. – 611 с.
Диагностика способностей [Электронный ресурс] : креативность \ Тайны высшей нервной деятельности, Интерсофт. – М.: Интерсофт, сор. 2010. – (CD-ROM)
Кайс П.Р. Диагностика психо- эмоционального развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopedia.by/?р=2553. (10.12.2015)
Реан, А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А. Реан. - Спб.: Питер, 2010. – 512 с.
9