МКОУ Верхнедобринская СШ
Учебно- исследовательская работа
«Современный учитель
глазами учеников и учителей»
Работу выполнили:
Руденко Евгения 8 класс
Оствальд Виктория 8 класс
Руководитель:
Мордвинова О. К.
с.Верхняя Добринка, 2016
Оглавление
Введение………………………………………………………………… 3-4
Глава 1. Основная часть:
1.1 Современные требования к профессии учитель…………………..5-7
1.2 Современный учитель глазами учеников………………………… 8-9
Глава 2. Практическая часть
2.1Результаты исследования, их анализ……………………………… 10-11
Заключение………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………… ………….................13
Приложение……………………..………………………………………14-22
Введение
Пройдут года, столетий нити
Утонут в синей бездне звёзд,
Но слово тёплое «Учитель»
Всегда растрогает до слёз,
Всегда заставит вспомнить что-то,
Родное, близкое тебе.
В 20-м веке и в 200- м –
Учитель вечен на Земле.
Актуализация.
Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своих учителях , мысленно не раз возвращается в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а учитель в своих учениках.
Профессия учителя всегда была востребована обществом, государством. И стало более критичным по отношению к представителям данной профессии. Во всевозможных телевизионных ток-шоу, газетных публикациях очень часто можно встретиться с негативной оценкой учительского труда. Кроме того, в Интернете мы нашли картинку, которая привлекла наше внимание, потому что она рассказывает нам кое-что о профессии учителя. А нам пришло время готовиться к выбору профессии.
В данном исследовании мы попытались выяснить отношение к профессии со стороны учеников нашей школы, отношение учителей к своей профессии, попытаемся ответить на вопрос: хочу ли я стать учителем?
Целью нашего исследования стало создание «модели» (образа) современного учителя.
Задачи, которые ставились в ходе исследования:
1)Изучить литературу (Интернет – ресурсы) по данной проблеме.
2)Разработать методику исследования.
3)Провести анкетирование учащихся 6-11 класса и учителей нашей школы.
4)Проанализировать полученные данные.
5)Сделать вывод о том, каким должен быть современный учитель.
6) Сделать для себя выбор по профориентации.
Объект нашего исследования: образ современного учителя.
Предмет исследования: профессиональные и личностные качества учителя.
1.1 Современные требования к профессии - учитель.
Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие и, безусловно, на выбор профессии.
На сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник, в том числе и я, стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Работа – это огромная составляющая жизни человека, в связи с этим подходить к этому вопросу нужно с большей ответственностью, не делая поспешных выводов. Когда человек находит свое призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс, который способствует полной самоотдаче и производительности труда. Совсем по-другому дело обстоит с теми людьми, для которых работа стала тяжким бременем, погружая дни в серую рутину, которая напрямую отражается в их жизни. Из всего этого следует то, что выбор профессии - это огромная ответственность, которая влияет не только на жизнь конкретного человека, но и в целом на всю страну. Ведь если представить, что все люди находятся не на «своем месте», то о каком экономическом процветании государства может идти речь.
Музыканты и художники, врачи и учителя, космонавты и мореплаватели, артисты и писатели живут плодотворной жизнью, потому что имеют цель, стремятся ее достичь, совершенствуются по мере ее достижения. И всем этим они оставляют после себя долгую память и уважение многих поколений. И не только они – человек любой из многочисленных профессий на земле, даже самой, казалось бы, незаметной, проживает достойную жизнь, если отдает всего себя своему делу, если его труд дает положительные результаты, а значит, приносит пользу всему обществу. Главное - не стоять на месте, а стремиться вперед, находиться в постоянном движении.
Я восхищаюсь людьми, которые умеют довольствоваться малым, создавать чудесную атмосферу добра, участия, гармонии. Они успевают все: и общаться с природой, и встречаться с интересными людьми, и приносить пользу своим трудом, и доставлять радость близким и друзьям. Я считаю, что жизнь у них интересная, красивая, счастливая. Это именно та категория людей, о которых всегда вспоминают только с благодарностью.
Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след. Но как же он важен! Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир. Мы не знаем фамилии тех учителей, которые обучали Эйнштейна физике, Менделеева-химии, Тимирязева и Павлова - биологии. Но, естественно , в великих достижениях этих ученых есть и заслуги их учителей.
Но именно они, эти скромные труженики, пробуждают мозг детей к умственной деятельности, помогают развиваться их способностям.
Учитель, если он предан своему предмету, справедлив и честен с учениками, уже своей жизнью учит их добру, служению людям, справедливости.
В наше время молодые люди не хотят связывать свою жизнь с этой специальностью, и во многом это объясняется низкой заработной платой и статусом профессии. Надеемся , что все это временное явление, и в будущем этот труд обретет иной статус – статус базовой и основополагающей профессии, потому что невозможно представить себе процветающее общество без качественного основного образования. Но чтобы добиться этого результата необходимо, чтобы на эту специальность шли умные, высоконравственные и думающие о будущем России люди.
Современное образование переживает период серьезного реформирования. 2010 год был объявлен в нашей стране Годом Учителя. Бывший президент Д.А. Медведев, выступая на педагогической ассамблее, посвященной этому событию, подчеркнул высокую степень уважения со стороны государства и общества к благородному учительскому труду.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом в конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, произрастающего из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Любовь к ребенку – это, по словам В. Сухомлинского, "плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета". Речь идет о мудрой, доброй, требовательной любви, которая учит жить. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных и культурных потребностей педагога есть потребность в знаниях. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к предмету, который преподаешь. Лев Толстой отмечал, что если " хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия" . Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки.
В нашей школе работает очень квалифицированный , опытный и творческий коллектив педагогов. Среди них есть лауреаты и победители профессиональных и творческих конкурсов ( Черникова Н.А. 1993г , Раут Е.Н. 1993г , Мордвинова О.К. 2000г , Шевченко Н.А. 2010г ,Арифбаева У.Ш. 2012г ), учителя награждены Грамотами Министерства Образования и науки России и Волгоградской области, а возглавляет коллектив педагогов Иванова В.А.- ) учителей имеют первую и высшую квалификационную категорию.....
1.2. Современный учитель глазами ученика.
Мы сами планируем свою жизнь и получаем плоды от своих достижений. Выбирая свой путь, нужно хорошо подумать, что в результате мы хотим получить. Хочется, чтобы все старались жить так, чтобы никогда не сожалеть о своих поступках и решениях. Только тогда наша жизнь наполнится счастьем и гармонией.
После долгих размышлений над темой «выбора профессии», мы пришли к такому выводу, что на сегодняшний день в стране появился огромный дефицит работников в сфере образования. Во многом этому способствовала неправильная политика государства, которая подорвала престиж этой значимой для людей профессии.
В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, на компьютеры, без которых не может сегодня обходиться ни одно учреждение, тем более учреждение образования. В настоящее время реализуется национальный проект «Образование». Поэтому работа учителя сейчас так важна и полезна. Реализовывать все планы государства будет молодежь, то есть будущее России. Современная молодежь, собственно, это мы, не всегда готовы приносить пользу людям, поэтому учителя и воспитывают нас, учат жизненной грамоте. Школа для нас становится вторым домом, а учителя – Вторыми «Родителями»
Каким же должен быть современный учитель? Мы думаем, учитель 21 века – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек. Учитель должен уметь объяснить ученику то, что тот не понимает, помочь ученику, у которого что-то случилось, учитель должен выслушать и посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Он просто должен быть Человеком, Другом. Наверное, хороших учителей много. И если ученики – это будущее России, то учителя – это пророки, которые еще смогут изменить будущее в лучшую сторону, изменить нас. Ведь каждый из нас может стать профессором, ученым, врачом и принести пользу государству.
Учитель – это человек, который запомнится нам на всю жизнь, мы будем вспоминать о своих учителях с улыбкой и с благодарностью. Учителя нельзя заменить каким-нибудь роботом, компьютером
Понятно, что учитель – именно та ключевая фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль. Но если говорить об отношения учителя и ученика, то они, как правило, неравноценны. Учитель, поскольку он старше, зачастую может высказать ученику все, что он нем думает. У ученика такой возможности нет.
Наше исследование – как раз такая возможность донести до учителей мнение учеников о них, показать детям , как трудна, но интересна и важна профессия- УЧИТЕЛЬ.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Результаты исследования, их анализ.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Чтобы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 6-11 классов нашей школы и учителей.
а) Ответы анкетирования учеников:
«Как ты думаешь, какими качествами должен обладать современный учитель?»
Понимать детей – 2 чел
Доброта – 12 чел
Строгость – 3 чел
Ум – 3
Требовательность – 2 чел
Справедливость – 6 чел
Человек с крепким терпением – 6 чел
Честность – 2 чел.
Уметь выслушать – 2 чел.
« Способностями каких еще профессий должен владеть современный учитель?»
Строитель – 6 чел
Психолог – 15 чел
Врач – 13 чел
Режиссер - 4 чел
Маляр – 9 чел
Информатик – 6чел
Слесарь – 4 чел
Бухгалтер – 2 чел
« Какой он, учитель , который тебе нравится?»
Добрый – 4 чел
Умеет Выслушать – 3 чел
Требовательный – 6 чел
Веселый – 5 чел
« Учитель нужен для того, чтобы …?
Учить детей
Научить всему
« Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает …?»
Нежелание учителя выслушать мнения учеников
Хамское отношение
Занижение оценок
« Учитель никогда не должен …?»
Бить учеников
Обижать детей
Упрекать
Оскорблять
Кричать
Занижать оценки
« Хочешь ли ты работать учителем ?»
Да – 6 чел
Нет – 21 чел
Трудно ответить – 14 чел
а) Ответы анкетирования учителей.
Заключение
В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников:
-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет.
-Современный учитель любит и понимает своих учеников.
- Современный учитель терпелив и владеет собой.
- Современный учитель всегда в хорошем настроении.
- Современный учитель одинаково относится ко всем ученикам.
-Современному учителю всегда приятно приходить на уроки.
-Современный учитель не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.
Портрет современного учителя (исходя из опроса учеников) получился разносторонним. Но как бы, не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим и т.д.
По мнению учителей, что подтверждает практика, современный учитель- это человек, который кроме своих основных обязанностей выполняет еще много другой работы людей других профессий.
Поэтому, надо очень хорошо подумать, прежде чем выбирать эту профессию для работы. А если уж выбрал- стань настоящим современным учителем!!!
В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
http://www.schoolotzyv.ru/sochineniya/116440-professiya
http://mysoch.ru/sochineniya/svobodnaya_tema/_story/kem_ia_hochu_stat/professiia_uchitelia/
http://prof.biografguru.ru/about/?q=5
http://www.rabotka.ru/infoworker/
http://zansakha.ru/home/poandproforient/slovarprof.aspx
http://vk.com/album-20199180_165576043- фото профессий
Приложения.
Приложение 1.

Приложение 2.
Список профессий, которые использует учитель в работе:
Актёр — это профессиональный исполнитель различных ролей в театре, опере, балете, а также в цирке и на эстраде. Иногда слово «актер» ассоциируется с артистом, хотя значение его немного шире. Артистом обычно называют человека, который достиг определённого уровня мастерства в какой-либо деятельности, не связанной с театром или другим видом зрелищного искусства. Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о карьере актёра. Кому-то это действительно удаётся, для кого-то карьера актёра остаётся недосягаемой.
Бухгалтер от немецкого «Buch» - книга, «Halter» - держатель, специалист в области бухгалтерии. Это специалист, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. Его задачи: вовремя и правильно заплатить налоги, отчитаться перед государственными органами и собственниками компании, организовать работу с клиентами и партнёрами организации, следить за финансовым состоянием предприятия.
Ведущий — лазурная, яркая мечта, всегда привлекавшая амбициозных молодых людей своими перспективами. Однако на деле популярность и статус ведущего основывается на упорном труде, старательности и опыте. Смотря телевидение, зритель зачастую ищет в телеведущем спокойствие и стабильность, слушая радио — умиротворение и хорошее настроение. Именно в умении преподнести определённую долю информации с нужной психологической подпиткой и состоит мастерство ведущего.
Врач - В обязанности современного врача входит: оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи, выявление причин различных заболеваний, диагностика и лечение больных, осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий, внедрение новых препаратов и лекарственных средств, осуществление санитарно-просветительской работы среди населения, разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
Завхоз - это ответственно лицо, руководящее хозяйственным обеспечением и обслуживанием учреждения, предприятия или организации. Прежде всего, завхоз следит за сохранностью хозяйственных инструментов, их починкой и пополнением. Он обеспечивает сотрудников учреждения необходимыми предметами хозяйственного обихода и канцелярскими принадлежностями.
Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний. Слово исследование буквально переводится как «следование изнутри» и обозначает процесс научного изучения чего-либо. Исследование может быть также определено, как развитие знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.
Клипмейкер - специалист по работе с видео и звуком; трансформирует рекламные идеи в короткие видеосообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок, участвует в планировании рекламной кампании.
Консультант - специалист в какой-либо области, дает рекомендации по своей специальности.
Координатор - Осуществляет координацию взаимодействия поставщиков и заказчика, отслеживает движение грузов, занимается ведением финансовых отчетов по поставкам.
Менеджер - (англ. - manager - управляющий) организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала низшего звена организаций. Распределяет объем работ между сотрудниками, обучает, объясняет, передает распоряжения руководства, осуществляет связь между правлением и работниками. Менеджер высшего звена ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, проводит деятельность по повышению эффективности сбыта продукции, руководит реализацией бизнес-плана организации.
Озеленитель - специалист, который занимается подготовкой почвы, посадочного материала, удобрений, устройством клумб, бордюров, посадкой грунтовых трав, выращиванием саженцев, уходом за посадками, кустарниками, их стрижкой.
Психолог - может работать в различных направлениях деятельности: педагогике, медицине, промышленности и т.д., осуществляя научно-практическую, исследовательскую, методическую работу. Оказывает помощь по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально-психологического климата в коллективах и др. Специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь исследовать ситуацию на эмоциональном уровне, лучше узнать свои актуальные потребности, осознать не эффективные «паттерны» своего поведения, выйти из замкнутого круга повторяющихся ошибок, а затем предпринимать шаги по изменению своей жизни.
Режиссер - творческий работник, который выбирает материал для постановки спектакля, фильма, радио- и телепередач, эстрадных и др. программ, набирает творческую группу, проводит подготовку, направляет творческий процесс актеров.
Репетитор - помогает учащемуся приготовлять домашние задания; домашний учитель.
Референт - (англ. - refer - передавать полномочия, вопрос на рассмотрение и т.д.) делопроизводитель, советник, помощник руководителя по вверенным ему вопросам, собирает и обобщает информацию, на основе которой принимаются решения, готовит доклады, выступает от лица руководства, отвечает за переработку разного рода информации и доводит ее до сведения сотрудников, консультирует по определенным вопросам.
Секретарь - это помощник и правая рука руководителя. В то время, как руководитель занимается решением глобальных производственных вопросов, секретарь обеспечивает административную и управленческую деятельность.
Он занимается составлением и оформлением документов, приказов, договоров и других деловых бумаг, организационными вопросами, обеспечивает рабочую обстановку своему начальнику.
Социолог - специалист, занимающийся анализом, описанием и оценкой проблем, фактов и явлений, происходящих в обществе, отдельных группах и общностях. Место работы: СМИ, рекламные и PR-компании, консалтинговые компании и социологические аналитические центры. Также эти специалисты востребованы в государственных и муниципальных органах власти.
Фотограф осуществляет «официальную» и художественную фотосъемку одиночных и групповых портретов, проявляет негативы, выполняет работы по ретуши и фотопечати, составляет обрабатывающие растворы.
Хореограф разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены или танцевальной площадки, их взаимодействие, определяет музыку, грим, костюмы, выбирает декорации, освещение, то есть создает единый образ танца.
18