Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «Биология»
Тема: «Решение задач по молекулярной биологии»
Тип урока: практическое занятие
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
Генетическая информация – это информация о структуре биополимеров.
Молекулярные механизмы реализации генетической информации универсальны для всего органического мира.
Знание материала, которое рассматривается на этом занятии, необходимо медицинским работникам для понимания жизнедеятельности организма, природы наследственной изменчивости, механизма онтогенеза, дифференцировки клеток, возникновения патологии развития, сути наследственных, генных и мультифакториальных болезней. Эти знания понадобятся студентам медицинского колледжа во время изучения генетики человека с основами медицинской генетики, акушерства и других клинических дисциплин, а также в их будущей профессиональной деятельности.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
- структуру и генетическую роль нуклеиновых кислот;
- определение генетического кода, его сущность;
- механизм реализации наследственной информации в признаки организма;
- этапы биосинтеза белка.
Уметь:
- владеть терминологией темы;
- решать задачи с целью моделирования:
а) кодирования и декодирования наследственной информации;
б) процессов транскрипции и трансляции.
- анализировать, оценивать и обобщать сведения.
б) Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей и активности студентов;
- формирования навыков и умений моделировать, анализировать, выделять главное, обобщать.
в) Воспитательная:
- воспитание аккуратности и внимательности при решении и оформлении задач;
- воспитывать стремление к совершенствованию знаний.
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
3. Междисциплинарная интеграция
№ | Дисциплины | Знать | Уметь |
1. | Последующие дисциплины (обеспечиваемые) 1. Генетика человека с основами медицинской генетики 2. Клинические дисциплины | Определение генетического кода, его сущность; Механизм реализации наследственной информации в признаки организма; Этапы биосинтеза белка. Нарушение обмена веществ как результат патологии в ДНК и нарушение образования ферментов в клетках организма. | Владеть терминологией темы; Решать задачи на молекулярную биологию; Применять полученные знания в новой ситуации |
3 | Внутри предметная интеграция. Тема «Изменчивость» | Структуру и генетическую роль нуклеиновых кислот; Механизм возникновения генных мутаций | Моделировать процессы транскрипции и трансляции до и после мутации. |
4. Содержание темы занятия
1. Строение и функции нуклеиновых кислот. Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции.
2. Решение задач по молекулярной биологии:
2.1. Транскрипция и ее моделирование:
- определение строения иРНК по структуре ДНК;
2.2. Определение антикодонов тРНК по кодонам иРНК (ДНК).
2.3. Трансляция и ее моделирование:
- определение строение молекулы белка по структуре молекулы иРНК (ДНК);
3. Вычисление количества нуклеотидов, их процентное соотношение в цепи ДНК, иРНК;
4. Определение длины, массы ДНК, иРНК;
5. Определение массы белка;
6. Комбинированные задачи.
Структурно-логическая схема
к решению задач по молекулярной биологии
![]()
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организация занятия: - проверка внешнего вида, заполнение журнала. 2. Постановка учебных целей и мотивация занятия. 3. Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений: -терминологическая разминка по таблице-глоссарию (устно, фронтально); - тесты исходного уровня знаний с последующим самоконтролем. | Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию. Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. Отвечают устно (фронтально), неправильные ответы корректируются другими обучающимися. Выполнение коррекционной работы тестов исходного уровня знаний (самопроверка). | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. Контроль выполнения домашнего задания. Выявление проблем через организацию фронтального опроса. Устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. Оценивание результата. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация по теме занятия «Генетический код. Биосинтез белка. Решение задач по молекулярной биологии» Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия» Слайды «Таблица-глоссарий». Тесты исходного уровня знаний. Слайд «Самоконтроль по эталонам ответов теста». | 3' 15'- 20' |
II | Основной этап. Формирования умений и навыков. Актуализация опорных знаний: 1. Объяснить «центральную догму» молекулярной биологии. 2. Структурно-логическая схема занятия).
3. Объяснить теоретические основы для решения задач: - свойства генетического кода; - правило Чаргаффа; - принцип комплементарности; - реакции матричного синтеза Решение задач Задание 1. Задачи на транскрипцию и ее моделирование: определение строения иРНК по структуре ДНК. Задание 2. Задачи на трансляцияю и ее моделирование: определение строения молекулы белка по структуре молекулы ДНК (иРНК). Задание 3. Вычисление количества нуклеотидов, их процентное соотношение в цепи ДНК, иРНК. Задание 4. Определение длины, массы ДНК, иРНК Комбинированные задачи Закрепление знаний, умений, навыков. Аудиторная самостоятельная работа – решение задач по молекулярной биологии. | Тренинг в решении задач. Формулируют краткий и лаконичный ответ.
Объясняют структурно-логическую схему занятия; Кратко формулируют ответы Индивидуальная работа у доски. Самостоятельная работа по инструкции к практическому занятию. Записывают кратко условия задачи. Проводят запись решения, объясняют решение, основанное на знаниях теоретического материала. Формулируют краткий и лаконичный ответ. Индивидуальная работа у доски. Самостоятельное решение задач, согласно структурно-логической схемы. | Демонстрация слайдов. Предлагает задания, наблюдает за работой, организует обсуждение. Обеспечивает контроль и коррекцию ответов. Организует работу по структурно-логической схеме. Обеспечивает контроль и коррекцию ответов. Фиксирует правильные ответы, после ответов студентов – демонстрация решения и оформления задачи на слайдах. Объяснение решения задач. Координация работы обучающихся.
Обеспечивает закрепления полученных знаний и умений решения задач. Оценка результатов. | Инструкция к практическому занятию с условиями задач (Приложение) Слайд «Центральная догма молекулярной биологии» Слайд «Структурно-логическая схема занятия». Слайды «Для решения задач необходимо знать» Слайд «Задание №1
Слайд «Задание №2» Слайд «Структурно-логическая схема занятия» - ориентировочная основа действий для решения задач | 60' |
III | Заключительный этап 1. Контроль и коррекция уровня умений и навыков по вопросам конечного уровня знаний.
2. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие студенты. 3.Домашнее задание: самостоятельная работа по методическим рекомендациям к решению задач по молекулярной биологии. | Отвечают на вопросы Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Оценка результатов занятия: - вопросы конечного уровня знаний; - проверка результатов самостоятельной работы в тетрадях. Оценка учебного занятия преподавателем. Выставляет оценки. Проводит инструктаж по домашнему заданию. Объявляет задания. | Вопросы конечного уровня знаний (прилагаются). Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Самостоятельная работа: 1. Решение задач по молекулярной биологии стр. 2-8. | 5' 1-3' |
5. Материалы методического обеспечения занятия:
5.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) карточки с тестами исходного уровня знаний;
Б) таблица-глоссарий.
5. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- Какова роль ДНК в процессе биосинтеза белка?
- Каким образом происходит передача (транскрипция) информации с ДНК на РНК?
- Какова роль и-РНК в процессе биосинтеза белка?
- Где образуется, и какие функции выполняет т-РНК?
- Чему соответствует разнообразие т-РНК и как это выражено количественно?
- Что представляет собой антикодон у т-РНК?
- Сколько видов аминокислот принимает участие в синтезе белков?
- Каково строение рибосом, где они образуются и различаются?
- Какой процесс при биосинтезе белка называют трансляцией?
- Почему синтез белка в живой клетке называют матричным?
- Воспроизведите этапы биосинтеза молекулы белка.
5.3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
- инструкции к практическому занятию
- презентация «Решение задач по молекулярной биологии»
5.4. Материалы контроля для заключительного этапа
Вопросы конечного уровня знаний:
- по какому принципу определяется вторая цепь ДНК (иРНК)?
- по какому правилу определяется процентное содержание нуклеотидов ДНК?
- какой алгоритм действий определения массы ДНК, если известна масса белка?
5.6. Материально-техническое обеспечение и образовательные ресурсы:
ТСО и ЭОР: Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, выход в Internet;
Электронная презентация по теме
6.Учебно-методические комплексы или учебно-методические пособия по разделам и темам дисциплины
1. Методические рекомендации к решению задач по молекулярной биологии Смирнова З. СМК им. Ж. Дерюгиной, 2014
Литература
Основная:
Атраментова Л. А., Карнацевич И. Я. «Сборник задач по генетике» (Харьков «Торсинг» 2002 год)
Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/
[В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
4. Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций с прил.
на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С.
Кучменко, Т. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
5. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва,
1981г.)
Дополнительная:
Кириленко, А.А., Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный
уровни ЕГЭ. Ростов «Легион» 2009. - 176 с.
2. Лекции по мед. биологии под ред. В.О. Королёва, В.М. Ярыгина. К., Высшая школа,
1993 г.
3. Сухомлин Н.И. Биология в понятиях, терминах, таблицах и схемах. К., ТОВ «Лотос»,
1997 г.
4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., Мир, 1988 г.
5. Основы общей биологии под ред. Э. Либерта. М., Мир, 1982 г.
6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд.
МГУ,1985г.)
7. Соколовская Б. Х «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981г.)
8. Хелевин Н. В., Лобанов А. В., Колесова О. Ф. «Задачник по общей и медицинской
генетике» (Москва «Высшая школа», 1976г.)
Интернет-ресурсы:
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
www.school.mos.ru – сайт "Школьник"
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал