Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрена на педагогическом совете и рекомендована к утверждению Протокол от «___» __________ 20____ г. № ______ | Утверждаю Директор МБОУ Токарёвской СОШ № 2 ____________ С.Н. Устинова Приказ от «___» __________ 20____ г. № _____ |
Рабочая программа
по учебному курсу «Юный эколог»
для обучающихся 5 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре рабочих программ на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
3. Фундаментальное ядро содержания начального общего и основного общего образования.
4.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
6.СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г..
7. Авторской программы: авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (Рабочие программы. Биология. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2013. – 383 с.). и реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника .
Общая характеристика программы курса. Курс, рассчитанный на 35 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, . В рамках работы данного курса будут организованы экскурсии(лес, река, болото).
Актуальность и перспективность курса. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия в данном курсе позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с их участием.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью данного биологического курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны своей местности; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы,11-12 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов –1учебный час в неделю. За год (35недель) -35 занятий.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование..
2. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
3. Проектно-исследовательская работа.
4. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
5. Отчетная выставка.
Оценка качества осуществляется как по бальной системе (5), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:
- диагностические карты;
- табель развития;
- папка достижений ("Портфолио").
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5 класса должны:
иметь представление: проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий, проектов. Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе.
В программе выделено 5 учебных тем и указано рекомендуемое количество часов. В программу включены: темы занятий, содержание работы, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские и игровые задания, работа на пришкольном участке.
В рамках программы будут сформированы универсальные учебные действия:
-личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать ответственное отношение к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- познавательные: использовать приемы работы с информацией, систематизация информации, осуществлять постановку и формирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; самостоятельно проводить исследования на основе методов наблюдения и эксперимента;
- регулятивные: постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно, нахождение пути их решения, самооценка.
- коммуникативные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной операции; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Тематическое планирование.
№ | Название раздела (темы) программы | Общее количество часов | теория | практика |
1 | Введение в экологию. | 4 | 2 | 2 |
1.1 | Что такое экология? | | 1 | |
1.2 | Методы исследования природы. | | 1 | |
| Природа в моей жизни (Экскурсия) | | | 2 |
2 | Природа вокруг нас. | 11 | 4 | 7 |
2.1 | Воздействие человека на растительность. Придорожные растения – спутники человека. | | 1 | |
2.2 | Правила сбора растений для гербария. | | 1 | |
2.3 | Сбор растений для гербария | | | 1 |
2.4 | Подготовка этикеток для собранных растений | | | 1 |
2.5 | Составление гербария. | | 2 | |
2.6 | Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке. | | | 1 |
2.7 | Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. | | | 1 |
2.8 | Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. | | 1 | |
2.9 | «Праздник цветов» Музыкально – литературный праздник. | | | 2 |
3 | Мой край. | 8 | 2 | 6 |
3.1 | Растительный мир Тамбовской области. | | 1 | 1 |
3.2 | Животный мир Тамбовской области. | | 1 | |
3.4 | Исчезающие растения и животные родного края. | | 1 | |
3.5 | Эндемики Тамбовской области. | | 1 | |
3.6 | Охраняемые территории Тамбовской области | | 1 | |
3.7 | Проект «Флора и фауна Тамбовской области». | | | 2 |
4 | Мой путь к здоровью. | 6 | 2 | 4 |
4.1 | Гигиена школьника. | | 1 | |
4.2 | Правильное питания школьника. | | 1 | |
4.3 | Ты и компьютер. | | | 1 |
4.4 | Вредные привычки. | | 1 | |
4.5 | Проект «О спорт, ты-мир»! | | | 1 |
4.6 | Проект «Секреты здоровья» | | | 1 |
5 | Я и мое окружение. | 5 | 2 | 3 |
5.1 | Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. | | | 1 |
5.2 | Наш школьный участок. | | | 1 |
5.3 | Проект «Как украсить наш участок». | | | 2 |
5.4 | Уборка школьного двора. | | | 1 |
5.5. | Итоговое занятие экомарафон | | | 1 |
Всего | 35 | 17 | 18 |
Содержание программы.
Введение (4 часа.)
Что такое экология? Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Методы исследования природы. Экскурсия «Природа в моей жизни»
Природа вокруг нас (11часов).
Правила сбора растений для гербария его высушивание, монтирование и хранение. Экскурсия в лес « Сбор растений для гербария». Подготовка этикеток для собранных растений. Практическая работа «Составление гербария» 4-5 объектов. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь ( правила эксплуатации). Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. Музыкально – литературный праздник - «Праздник цветов».
Мой край (8 часов).
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Эндемики Тамбовской области. Индивидуальный или групповые проекты - «Флора и фауна Тамбовской области».
Мой путь к здоровью (6 часов).
Гигиена школьника. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Сбалансированное питание школьника и режим питание. Вредная пища. Ты и компьютер. Правила работы за компьютером. Влияние компьютера на здоровья школьника. Вредные привычки и их влияние на здоровья. Альтернатива вредным привычкам - спорт. Индивидуальные и групповые проекты: «О спорт, ты-мир»! Секреты здоровья».
Я и мое окружение (5 часов).
Дом, где мы живем. Гигиена жилища. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Откуда берется мусор и куда он девается. Наш школьный участок. Проект «Как украсить наш участок». Дизайн цветочных клумб. Уборка школьного двора.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. |
Введение (4 часа.) | Что такое экология? Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология–наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Связь с другими науками. Методы исследования природы. Экскурсия «Природа в моей жизни» | Объяснять что такое экология и роль экологических знаний в повседневной жизни. Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на поставленные вопросы. Соблюдать правила поведения на экскурсии. Проявлять любознательность и интерес к изучению природы. |
Природа вокруг нас (11часов). | Правила сбора растений для гербария его высушивание, монтирование и хранение. Экскурсия в лес « Сбор растений для гербария». Подготовка этикеток для собранных растений. Практическая работа «Составление гербария» 4-5 объектов. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь ( правила эксплуатации). Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. Музыкально – литературный праздник - «Праздник цветов». | Находить информацию о растениях в атласах определителях, биологических словарях и справочниках, анализировать ее. Сравнивать представителей разных групп растений. Осваивать приемы работы с определителями и с правилами эксплуатации садового инвентаря, ухода за растениями. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Составлять гербарий. Проявлять интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия. |
Мой край (8часов). | Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Эндемики Тамбовской области. Индивидуальный или групповые проекты - «Флора и фауна Тамбовской области». | Называть основные экогруппы организмов; растений, животных занесенных в Красную книгу. Сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного и животного мира. Приводить доказательства (аргументация) необходимость соблюдения мер защиты исчезающих растений и животных. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Участвовать в разработке проекта « Флора и фауна Тамбовской области» |
Мой путь к здоровью (6 часов). | Гигиена школьника. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Сбалансированное питание школьника и режим питание. Вредная пища. Ты и компьютер. Правила работы за компьютером. Влияние компьютера на здоровья школьника. Вредные привычки и их влияние на здоровья. Альтернатива вредным привычкам - спорт. Индивидуальные и групповые проекты: «О спорт, ты-мир»! Секреты здоровья». | Научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками, обосновывать необходимость правильного питания, объяснять правила работы за компьютером. Использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; отвечать на вопросы. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести диалог и участвовать в дискуссии. Выявлять влияние физических упражнений на развитие организма человека. Проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. |
Я и мое окружение (5часов). | Дом, где мы живем. Гигиена жилища. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Откуда берется мусор и куда он девается. Наш школьный участок. Проект «Как украсить наш участок». Дизайн цветочных клумб. Уборка школьного двора. | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Осваивать приемы ухода за комнатными растениями и за растениями на школьном участке. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Участвовать в разработке проекта « Как украсить наш участок». |
Планируемые результаты обучения
Ученик научится определять:
- основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Ученик получит возможность научиться:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Предметные результаты обучения
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Горская Н.А. Экология растения.Москва: Вентана – Граф. 2008.
Еськов К.Ю., Т.Л. Смоктунович. Природоведение 5 кл. Земля и люди. Москва: Баласс, 2007
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Степанчук Н.А. Модели экологического образования.- Волгоград: Учитель, 2011.
Ушакова О.Д. Красная книга России. Словарь справочник школьника. Санкт-Петербург: Литера, 2011.
Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.
Список дополнительной литературы.
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
45. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.