СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный курс для 5 класса "Юный эколог"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный курс для  5 класса "Юный эколог"

Просмотр содержимого документа
«Учебный курс для 5 класса "Юный эколог"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2



Рассмотрена на педагогическом совете

и рекомендована к утверждению

Протокол

от «___» __________ 20____ г. № ______

Утверждаю

Директор МБОУ Токарёвской СОШ № 2

____________ С.Н. Устинова

Приказ

от «___» __________ 20____ г. № _____







Рабочая программа

по учебному курсу «Юный эколог»

для обучающихся 5 класса











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре рабочих программ на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержденный приказом  №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

3. Фундаментальное ядро содержания начального общего и основного общего образования.

4.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960

5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.

6.СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г..

7. Авторской программы: авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (Рабочие программы. Биология. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2013. – 383 с.). и реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника .


Общая характеристика программы курса. Курс, рассчитанный на 35 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, . В рамках работы данного курса будут организованы экскурсии(лес, река, болото).

Актуальность и перспективность курса. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятия в данном курсе позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с их участием.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью данного биологического курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

     Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

      Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

      Ознакомление с видовым составом флоры и фауны своей местности; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

        Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

        Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

        Развитие навыков общение и коммуникации.

        Развитие творческих способностей ребенка.

         Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

Воспитывать интерес к миру живых существ.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы,11-12 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Количество часов –1учебный час в неделю. За год (35недель) -35 занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Групповая

Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядностьпросмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

повышение коммуникативности;

появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование..

2. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

3. Проектно-исследовательская работа.

4. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

5. Отчетная выставка.

Оценка качества осуществляется как по бальной системе (5), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:

- диагностические карты;

- табель развития;

- папка достижений ("Портфолио").

Планируемые результаты освоения программы



В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5 класса должны:

иметь представление: проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий, проектов. Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе.



В программе выделено 5 учебных тем и указано рекомендуемое количество часов. В программу включены: темы занятий, содержание работы, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские и игровые задания, работа на пришкольном участке.

В рамках программы будут сформированы универсальные учебные действия:

-личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать ответственное отношение к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- познавательные: использовать приемы работы с информацией, систематизация информации, осуществлять постановку и формирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; самостоятельно проводить исследования на основе методов наблюдения и эксперимента;

- регулятивные: постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно, нахождение пути их решения, самооценка.

- коммуникативные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной операции; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.





Тематическое планирование.

Название раздела (темы) программы

Общее количество часов

теория

практика

1

Введение в экологию.

4

2

2

1.1

Что такое экология?



1


1.2

Методы исследования природы.



1



Природа в моей жизни (Экскурсия)



2

2

Природа вокруг нас.

11

4

7

2.1

Воздействие человека на растительность. Придорожные растения – спутники человека.


1


2.2

Правила сбора растений для гербария.


1


2.3

Сбор растений для гербария




1

2.4

Подготовка этикеток для собранных растений



1

2.5

Составление гербария.



2


2.6

Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке.




1

2.7

Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации.




1

2.8

Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме.


1


2.9

«Праздник цветов» Музыкально – литературный праздник.



2

3

Мой край.

8

2

6

3.1

Растительный мир Тамбовской области.


1

1

3.2

Животный мир Тамбовской области.


1


3.4

Исчезающие растения и животные родного края.


1


3.5

Эндемики Тамбовской области.


1


3.6

Охраняемые территории Тамбовской области



1


3.7

Проект «Флора и фауна Тамбовской области».



2

4

Мой путь к здоровью.


6

2

4

4.1

Гигиена школьника.


1


4.2

Правильное питания школьника.


1


4.3

Ты и компьютер.



1

4.4

Вредные привычки.


1


4.5

Проект «О спорт, ты-мир»!




1

4.6

Проект «Секреты здоровья»



1

5

Я и мое окружение.

5

2

3

5.1

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.




1

5.2

Наш школьный участок.




1

5.3

Проект «Как украсить наш участок».




2

5.4

Уборка школьного двора.



1

5.5.

Итоговое занятие

экомарафон



1

Всего

35

17

18



Содержание программы.

Введение (4 часа.)


Что такое экология? Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Методы исследования природы. Экскурсия «Природа в моей жизни»

Природа вокруг нас (11часов).

Правила сбора растений для гербария его высушивание, монтирование и хранение. Экскурсия в лес « Сбор растений для гербария». Подготовка этикеток для собранных растений. Практическая работа «Составление гербария» 4-5 объектов. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь ( правила эксплуатации). Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. Музыкально – литературный праздник - «Праздник цветов».

Мой край (8 часов).

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Эндемики Тамбовской области. Индивидуальный или групповые проекты - «Флора и фауна Тамбовской области».



Мой путь к здоровью (6 часов).

Гигиена школьника. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Сбалансированное питание школьника и режим питание. Вредная пища. Ты и компьютер. Правила работы за компьютером. Влияние компьютера на здоровья школьника. Вредные привычки и их влияние на здоровья. Альтернатива вредным привычкам - спорт. Индивидуальные и групповые проекты: «О спорт, ты-мир»! Секреты здоровья».

Я и мое окружение (5 часов).

Дом, где мы живем. Гигиена жилища. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Откуда берется мусор и куда он девается. Наш школьный участок. Проект «Как украсить наш участок». Дизайн цветочных клумб. Уборка школьного двора.


Содержание курса


Тематическое планирование



Характеристика основных видов

деятельности обучающихся.

Введение (4 часа.)



Что такое экология? Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология–наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Связь с другими науками. Методы исследования природы. Экскурсия «Природа в моей жизни»


Объяснять что такое экология и роль экологических знаний в повседневной жизни.

Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Отвечать на поставленные вопросы.

Соблюдать правила поведения на экскурсии.

Проявлять любознательность и интерес к изучению природы.

Природа вокруг нас (11часов).


Правила сбора растений для гербария его высушивание, монтирование и хранение. Экскурсия в лес « Сбор растений для гербария». Подготовка этикеток для собранных растений. Практическая работа «Составление гербария» 4-5 объектов. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь ( правила эксплуатации). Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. Музыкально – литературный праздник - «Праздник цветов».


Находить информацию о растениях в атласах определителях, биологических словарях и справочниках, анализировать ее.

Сравнивать представителей разных групп растений.

Осваивать приемы работы с определителями и с правилами эксплуатации садового инвентаря, ухода за растениями.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Составлять гербарий.

Проявлять интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия.

Мой край (8часов).


Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Эндемики Тамбовской области. Индивидуальный или групповые проекты - «Флора и фауна Тамбовской области».


Называть основные экогруппы организмов; растений, животных занесенных в Красную книгу. Сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения.

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного и животного мира.

Приводить доказательства (аргументация) необходимость соблюдения мер защиты исчезающих растений и животных.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Участвовать в разработке проекта « Флора и фауна Тамбовской области»

Мой путь к здоровью (6 часов).


Гигиена школьника. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Сбалансированное питание школьника и режим питание. Вредная пища. Ты и компьютер. Правила работы за компьютером. Влияние компьютера на здоровья школьника. Вредные привычки и их влияние на здоровья. Альтернатива вредным привычкам - спорт. Индивидуальные и групповые проекты: «О спорт, ты-мир»! Секреты здоровья».


Научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками, обосновывать необходимость правильного питания, объяснять правила работы за компьютером. Использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; отвечать на вопросы. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести диалог и участвовать в дискуссии. Выявлять влияние физических упражнений на развитие организма человека. Проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Я и мое окружение (5часов).


Дом, где мы живем. Гигиена жилища. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Откуда берется мусор и куда он девается. Наш школьный участок. Проект «Как украсить наш участок». Дизайн цветочных клумб. Уборка школьного двора.


Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Осваивать приемы ухода за комнатными растениями и за растениями на школьном участке.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Участвовать в разработке проекта « Как украсить наш участок».

Планируемые результаты обучения

Ученик научится определять:

- основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность научиться:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Предметные результаты обучения


Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.

  2. Горская Н.А. Экология растения.Москва: Вентана – Граф. 2008.

  3. Еськов К.Ю., Т.Л. Смоктунович. Природоведение 5 кл. Земля и люди. Москва: Баласс, 2007

  4. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

  5. Степанчук Н.А. Модели экологического образования.- Волгоград: Учитель, 2011.

  6. Ушакова О.Д. Красная книга России. Словарь справочник школьника. Санкт-Петербург: Литера, 2011.

  7. Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.

Список дополнительной литературы.

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

45. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.