СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект как средство развития познавательной активности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. В настоящее время становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Формирование исследовательской культуры учащихся, развитие творческих начал личности школьников, навыков проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.

Предназначено руководителям методических объединений, учителям начальных классов.

 

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект как средство развития познавательной активности младших школьников.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»















Учебный проект как средство развития познавательной активности младших школьников.









Учебно – методическое пособие







п. Красноярский

2017



















Бессонова Наталья Петровна,

Сивун Анна Владимировна



Бессонова Наталья Петровна, Сивун Анна Владимировна. Учебный проект как средство развития познавательной активности младших школьников./ Н.П. Бессонова, А.В. Сивун ./ Учебно – методическое пособие для учителей – п. Новоорск.. – 30с.





Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. В настоящее время становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Формирование исследовательской культуры учащихся, развитие творческих начал личности школьников, навыков проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.

Предназначено руководителям методических объединений, учителям начальных классов.





















Оглавление

Глава I. Учебный проект как средство развития познавательной активности младших школьников.



1.1. Метод проектов. Основные понятия………………………………………..3

1.2. Классификация учебных проектов………………………………………….4

1.3. Структура учебного проекта………………………………………………...6

1.4. Дидактические особенности проекта разного типа……………………….7

1.5. Форма продуктов проектной деятельности…………………………….......7

1.6. Основные требования к проекту…………………………………………….8

1.7. Паспорт проектной деятельности…………………………………………...9

1.8. Система оценки проектных работ…………………………………………..10



Глава II. Практическое значение учебного проекта как средства развития познавательной активности младших школьников.



2.1. Готовность младших школьников к проектной деятельности………… .14

2.2. Использование метода проектов в урочное и внеурочное время…………15

2.3. Вопросы и задачи проекта…………………………………………………..18

2.4. Как разработать гипотезу……………………………………………………19

2.5. Методы исследования………………………………………………………..20

2.6. Виды презентаций проекта………………………………………………....22



Глава III. Приложения



3.1. Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных

и исследовательских работ……………………………………………………….23

3.2. Как выбрать тему исследования……………………………………………23

3.3. Как подготовиться к защите проекта……………………………………….24

3.4. Памятка учащемуся по созданию и защите мультимедийной презентации проекта……………………………………………………………………………..26

3.5. Памятка по составлению анкеты……………………………………………26

3.6. Памятка по поиску информации в Интернете……………………………..27

3.7. Тезаурус проектно-исследовательской деятельности……………………..28



Список литературы……………………………………………………………...30











Глава I. Учебный проект как средство развития познавательной активности младших школьников.



1.1. Метод проектов. Основные понятия.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера). Основой учебного процесса следует считать деятельность ученика, мобилизацию его интеллектуальных, волевых усилий, эмоциональных переживаний. Учитель должен направлять, корректировать эту деятельность. Важно, чтобы содержание учебного материала, формы, методы, средства обучения соответствовали реальным и потенциальным возможностям учеников, выступали фактором мотивации обучения. В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности обучаемых, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Метод учебных проектов является одним из методов творческого развития личности.

Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед),

1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем;

2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления;

3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении [10, c. 1076].

Проектирование – словари современного русского языка [10, c. 1078] толкуют как действие по одному из значений слова «проект». Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего.

Основными требованиями к использованию метода проектов в обучении школьников являются:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность ученика;

- определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов;

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

- анализ полученных данных;

- оформление конечных результатов;

- подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия. Выполнение проектного задания способствует:

- формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;

- выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;

- активизации познавательной деятельности учеников, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;

- развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;

- воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения;

- осознанию учениками себя творцами собственных знаний.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Действительно, в процессе реализации метода проектов в обучении школьников могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности как:

- работа учеников в группах с сетевыми партнерами;

- усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;

- использование новейших средств ИКТ;

- развитие коммуникативной письменной речи у школьников.

Кроме того, использование подобных педагогических технологий способствует организации совместной работы нескольких учителей, объединению учебных и внеучебных форм работы, изменению содержания общего среднего образования, связанному с качественно новым доступом обучаемых к мировым информационным ресурсам, использованию средств ИКТ в качестве инструмента практически во всех школьных учебных дисциплинах.


1.2. Классификация учебных проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся - проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико - ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно - научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно- урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:

 проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные);

 проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

 телекоммуникационные проекты (средне - и долгосрочные).


1.3. Структура учебного проекта.

Дальнейшая работа над проектом невозможна без элементарных знаний о его структуре. Логика работы над проектом требует выделения его внутренней и полной структуры.

Внутренняя структура проекта

Внутренняя структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотезы, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Представим внутреннюю структуру проекта в виде схемы 1, выделив отдельно актуальность проблемы, решаемой в проекте, и его результат, как практический, значимый материальный или культурный продукт. Это обязательные структурные составляющие любого типа проекта, в то время как остальные его компоненты могут варьировать в зависимости от типа проекта (доминирующего вида деятельности).

Схема 1

Внутренняя структура учебного проекта[7, c.32]

Проект

Проблема, требующая решения

Компоненты проекта:

• предмет исследования

• цель проекта

• гипотеза

• задачи

• методы решения проблемы

Практически значимый материальный или культурный продукт



В основе каждого проекта лежит проблема. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Выбор проблемы – самый сложный и важный момент. Педагогу необходимо направить мысли школьников на самостоятельный поиск проблемы. Важно научить видеть проблему, что возможно при проведении деловой игры, дискуссии, обсуждение глобальных тем современности в форме «круглого стола», «мозгового штурма». Следует понимать, что проблема всегда должна базироваться на противоречии. В дальнейшем стоит уточнить предмет исследования, который отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка, например, в проекте «Выпуск школьной газеты, как условие социальной активности учащихся» предметом является социальная активность учащихся. Целью проектной деятельности становится поиск решения проблемы. Важен момент осмысления значимости, объема и уровня нерешенных задач, который можно определить, как сбор информации. Он включает в себя исследование состояния вопроса: анализ предметной литературы, изучение законодательной и нормативно-правовой базы, социологические опросы, анализ материалов СМИ, проведение встреч, интервьюирование компетентных лиц. Все это готовит базу к следующим этапам работы над проектом: разработка гипотезы, определение задач, создание собственного варианта решения проблемы, конструирование модели, формирование программы и т. д. Затем следует этап разработки гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет подтверждать, иногда опровергать. Формулируя гипотезу, учащийся строит предположение, каким образом он будет достигать поставленную цель. Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи проекта. Задачи формулируются как определенные этапы решения общей проблемы, как достижение цели в определенных условиях. На этапе сбора и анализа информации следует обратить внимание на культуру научного поиска. Анализ материалов СМИ, Интернета, научной, справочной литературы требует умения классифицировать их, видеть в них научность и журналистский популизм. В работе с информацией следует учить умению вычленять главную мысль, идею автора публикации статьи, а затем уже решать, как использовать этот материал – как доказательство, как идею в развитии или материал для оппонирования?

1.4. Дидактические особенности проекта разного типа.

Сформулируем сначала дидактические характеристики любого учебного проекта. [7, c.38]

1.Непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными условиями жизни учащихся. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Например, исследование экологической ситуации в регионе, создание серии репортажей по этой проблеме, изучение проблемы влияния производственной деятельности человека на окружающую среду и т.д.

2. Практическая, теоретическая, познавательная направленность проектирования. Например, подготовка справки в соответствующие службы о состоянии изучаемой проблемы, тенденциях, прослеживающихся в ее развитии, выпуск газеты, альманаха, журнала, изготовление карт, оформление постера, разработка плана мероприятий и т. п.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) деятельность учащихся. Интеллектуальный, творческий, информационный характер совершаемых действий. Например, обобщение и систематизация материалов, докладов, рефератов, сообщений. Выполнение альбомов, чертежей, макетов, журналов, дайджестов, подготовка творческими коллективами праздников, ролевых игр, выставок и т. д.

4. Конструирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), определение сроков начала и окончания проектной работы. Например, этап поиска литературы по проблеме завершается составлением библиографического списка. Этап изучения и анализа источников – написанием введения. Этап сбора фактических данных – оформлением схем, диаграмм, графиков и т. д.

5. Целевой характер деятельности учащихся, требующий использования конкретных исследовательских процедур. Например, определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования. Выдвижение гипотез и определение методов исследования (теоретических, эмпирических, статистических, экспериментальных). Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация. Выдвижение новых проблем исследования. Поскольку учебные проекты бывают разные, в зависимости от характера деятельности, лежащей в основе того или иного проекта, то и методика осуществления конкретного проекта будет несколько отличаться.



1.5. Форма продуктов проектной деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности  важная организационная задача и педагога, и учащегося. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет интересным, защита проекта —яркой и убедитель­ной, а предложенные решения —эффективными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.Иногда бывает, что форма продукта сразу обозначена в самой теме про­екта. Например, «Изготовление эскиза модели одежды». Но чаще всего выбор продукта — не­простая творческая задача. Приведем перечень возможных выходов про­ектной деятельности:

  • видеоклип;

  • Web-сайт;

  • справочник;

  • рекомендации;

  • инструкция;

  • экскурсия;

  • карта;

  • путеводитель;

  • выставка;

  • газета;

  • игра;

  • праздник

  • костюм;

  • макет;

  • модель;

  • мультимедийный продукт;

  • сценарий и др.

1.6. Основные требования к проекту.

  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

  2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про­дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

  3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.

  5. Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Персональные или групповые проекты?

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

Преимущества персональных проектов:

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.

- формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

- в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.


1.7. Паспорт проектной деятельности

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Консультант(ы) проекта.

4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту.

5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.

6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).

7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

8. Типология проекта.

9. Цель проекта (практическая и педагогическая).

10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).

11.Необходимое оборудование.

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

- чётко организовать работу каждого участника проектной группы;

- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

- объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

- судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении его выполнения.

В состав проектной папки входят:

1) паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;

2) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;

3) результаты исследований и анализа;

4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

5) материалы к презентации (сценарий);

6) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.


1.8. Система оценки проектных работ

Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы? Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик самостоятельно мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше и улучшить собственные результаты. 
На протяжении долгого времени оценивание учащихся было внешним. Такое оценивание подразумевает процесс сравнения письменной работы или устного ответа с эталоном оценивания, которое проводится в  одинаковых условиях для учеников. 

Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Также к изменению форм оценивания нас, педагогов, мотивируют сами ученики. Учителя для них предельно предсказуемы в оценивании. Да это и понятно: мы имеем достаточно ограниченный набор инструментов оценивания: тесты, контрольные, самостоятельные и т.п. проверочные работы, которые включают типовые задания на проверку только предметных результатов.

У учащихся должны быть сформированы УУД, которые позволяют им оценивать свои результаты, а также результаты одноклассников. Учебные действия формируются у учеников постепенно, сначала выполняются с поддержкой учителя, а затем самостоятельно. 

Как это происходит? 


 Учебные задания урока

Учебная ситуация 

  • учитель сообщает и обсуждает с учащимися учебные результаты: чему они научатся и что смогут сделать в ходе и в конце урока 

  • учитель демонстрирует критерии оценивания или эталон, организует общее обсуждение, показывает на конкретных примерах, что степень достижений по каждому конкретному критерию может быть различной, для этого используя показатели и индикаторы, по которым будет определяться степень достижения цели 

  • при необходимости проводится несколько проб совместного оценивания, когда на примере какой-то работы учащиеся тренируются в применении критериев, показателей и индикаторов оценки 

  • учащиеся на этапах целеполагания и планирования решения ситуации самостоятельно или направляемые учителем формулируют результаты деятельности

  • учитель предлагает критерии оценивания или эталон, организует общее обсуждение; результатом обсуждения может быть дополнение, уточнение критериев (!!! также могут быть взяты за основу критерии, которые использовались в похожих ситуациях и изменены под конкретный случай; критерии могут быть сформулированы вместе с детьми полностью)   

  • возможно,  что  на начальных эта

  • пах учитель или другие учащиеся показывают на конкретных примерах, что степень достижений по каждому конкретному критерию может быть различной, для этого используя показатели и индикаторы, по которым будет определяться степень достижения цели 

  • при необходимости проводится несколько проб совместного оценивания, когда на примере какой-то работы учащиеся тренируются в применении критериев, показателей и индикаторов оценки 


Обучение учащихся действиям формирующего оценивания


Вопросы

  • на приложение знаний: Какие еще примеры ты можешь привести?

  • на анализ: Как ты можешь доказать, что?

  • на синтез: Как можно это организовать, решить?

  • на оценку: Что ты думаешь о...? На основании чего ты принял решение?

Наблюдение

  • наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как проходит учение

  • в случае необходимости задает уточняющие или направляющие вопросы, обращает внимание на критерии или примеры 

Дискуссия

  • с целью выявления промежуточных результатов (насколько дети поняли материал, способны выполнять учебные действия), ошибочных суждений, затруднений учащихся

  • с целью подготовки следующих шагов в обучении на основе проверки предыдущих оценок, обсуждения прогресса учащихся, результатов самооценки 

Анализ

  • совместная проверка и обсуждение письменных работ  с целью выявления общих ошибок и неправильного понимания, принятия решения о дальнейших действиях по улучшению результата

Проверка понимания

  • в основном основывается на вопросах с целью совместного оценивания знаний, скорости, с которой они восстанавливают пройденное

Рефлексия процесса учения

  •  самооценивание и взаимооценивание по критериям или образцу


Самооценивание учащегося

Самооценивание на критериальной основе даёт возможность каждому учащемуся ответить на вопросы:

- где я нахожусь?

- что я знаю?

- что я пока не знаю?

- что и как можно сделать, чтобы получить необходимый результат?

Для учителя самооценка каждым учащимся

- позволяет отследить даже самое незначительное продвижение учащегося (применение только итогового оценивания приводит к обобщению и не учитывает незначительного прогресса);

- позволяет увидеть даже небольшой прогресс учащегося, его старание и стремление вперед.

Взаимооценивание учащихся

Развитие навыков формирующего оценивания происходит при взаимооценивании работ учащимися. С этой целью разрабатываются учителем или совместно с учащимися:

- планы оценивания, контрольные листы и критерии;

- написание отзыва на работу одноклассников.


План оценивания обеспечивает направленность проекта на цели обучения. План должен быть разработан до определения проектных мероприятий и конкретных задач. Поскольку проектная деятельность позволяет индивидуализировать обучение, стратегии оценивания должны быть достаточно открытыми, чтобы охватить весь объем работы учащихся, который, тем не менее, сфокусирован на ожидаемые результаты. План оценивания содержит методы и средства, выбор которых определяют четкие ожидания, критерии качества «продуктов» проекта и видов деятельности в проекте. Он также определяет «контрольные точки» мониторинга проекта и стратегии для информирования учителя и поддержания внимания учеников на целях и результатах учебного проекта. План должен вовлекать учеников в деятельность по постановке целей, анализу и управлению процессом обучения во время проведения учебного проекта и саморефлексии после его завершения

Оценивание проекта – имитация профессиональной экспертизы, происходящая на последнем этапе проектирования – презентации. Участники проекта должны отстоять свою работу, убедить комиссию в ее значимости, показать не только свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, но и раскрыть значение проекта с разных точек зрения: насколько экологически безопасна работа, с какими затратами была связана, какую нишу может занять на сегодняшнем рынке. Таким образом, у участников проекта формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности, повышается самооценка. Критерии оценки должны быть выбраны из оптимальности их числа (не более 7–10) и быть доступны для учащихся каждого возраста. Должна оцениваться не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты (презентации). Для выработки системы оценок жюри требуется определиться по следующим позициям:

1. Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта.

2. Будут ли присуждаться места или объявляться номинации.

3. Будет ли дана оценка проектов по секциям (темам) или нет. Опыт показывает, что в работе жюри проблемными являются следующие вопросы: состав жюри, который должен включать специалистов по всем предметам и темам, заявленным в проектах; разрешение ситуации «все приложили усилия, но не все получили места и номинации». В последнем случае лучше объявить рейтинговые оценки всех проектантов. Предлагаем один из возможных способов оценивания. Перед защитой проекта составляется его индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом-консультантом, участниками проекта, а затем и жюри. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых по каждой позиции.[7, c.53]


Этапы

Критерии оценки

Баллы

0 – не проявлено

1 – проявлено слабо

2 – проявлено средне

3 – проявлено сильно

Сводная самооценка

Оценка консультанта

Сводная оценка жюри

Оценка работы

Сложность темы




Актуальность и новизна предлагаемых решений




Объем разработок и количество предлагаемых решений




Практическая ценность




Уровень самостоятельности участников




Качество оформления доклада




Визуальный ряд проекта




Внешняя оценка (отзыв, ре- цензия специалистов, дру- гих заинтересованных лиц)




Оценка защиты (презентации)

Качество доклада (оригинальность представления) Проявление глубины и ши- роты представлений по излагаемой теме




Проявление глубины и ши- роты представлений по данному предмету




Ответы на вопросы жюри




Оценка защиты (презентации)





Ответы на вопросы участников других проектов





Последний этап работы обязательно должен завершиться самоанализом, анализом сделанного, сравнением того, что было задумано, с тем, что получилось и учащимися, и педагогами.












Глава II. Практическое значение учебного проекта как средства развития познавательной активности младших школьников.



2.1. Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. 

Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения



2.2. Использование метода проектов в урочное и внеурочное время.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ - ученик

2-й и 3-й этапы

учитель - УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ - ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Под методом проектов в образовательной области “Технология” мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

Использование метода проектов в технологическом образовании предусматривает различные варианты.

Вариант 1:

1) учитель дает краткую формулировку задачи;
2) ученики выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
4) разрабатывают лучшую идею;
5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;
6) планируют изготовление согласно лучшей идее;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

1) ученики анализируют большое количество подобных изделий;
2) обсуждают их достоинства и недостатки;
3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
4) исследуют потребности в этом изделии;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;
6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;
7) планируют изготовление изделия; 
8) создают изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
9) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

1) учитель выдает ученикам какой-либо материал и предлагает выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделия;
2) ученики проводят исследование, определяют потребности в изделии и его потенциальных потребителей;
3) пишут краткую формулировку задачи;
4) проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
6) разрабатывают лучшую идею;
7) составляют план изготовления изделий с учетом имеющихся материалов и оборудования;
8) изготовляют изделие, внося изменения по необходимости;
9) испытывают и оценивают изделие.

Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.

Итак, благодаря использованию метода проектов в образовательной области “Технология” повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.



2.3. Вопросы и задачи проекта

Использование интригующих вопросов — эффективный способ побудить учащихся мыслить глубоко и предоставить им богатый контекст для изучения. Когда ученикам задается вопрос, ответ на который действительно интересно отыскать, они становятся активными участниками учебного процесса. Когда вопросы помогают увидеть связи между учебной темой и реальной жизнью, обучение становится осмысленным. При помощи верно подобранных вопросов вы способны помочь ученикам быть более мотивированными и самостоятельными. Но какие это вопросы?

«Основополагающий вопрос - это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. Пример: Почему нам нужны другие люди?

Признаки основополагающих вопросов: интересны и привлекают внимание детей, полны смысла для школьников, возбуждают любопытство, заставляют задуматься, предполагают навыки мышления на высоком уровне, ответы на них нельзя найти в учебнике.

Что не предполагают основополагающие вопросы: не имеют однозначного ответа Да или Нет, не имеют ответов, которые могут быть скопированы или перефразированы из уже готовых документов, не предполагают в качестве ответа перечня фактов без переосмысления взаимосвязей между ними.

Подсказки для составления основополагающих вопросов. Попробуйте начинать вопрос с Как и Почему, вместо Что, Кто, или Когда. Избегайте формулировок, которые предполагают в ответ пересказ определений.

Ваш вопрос не должен иметь один или несколько однозначно правильных ответов».

Триада направляющих вопросов — очень важный элемент планирования учебного проекта, выполняемого в основном курсе программы. Они помогают ориентировать проекты на важнейшие цели обучения, на освоение содержания образовательных стандартов, развивать и использовать мыслительные умения высокого уровня, полностью использовать ведущие основополагающие концепции и предлагают структуру для организации образовательной информации. Триада направляющих вопросов состоит из основополагающих вопросов, вопросов учебной темы и учебных вопросов.

Основополагающий вопрос
Основополагающие вопросы — это широкие, открытые вопросы, которые обращены к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающие вопросы часто объединяют учебные предметы и помогают понять, как предметы связаны между собой. Проблемные вопросы

Проблемные вопросы учебной темы четко связаны с учебной темой и поддерживают направление исследования, заданного основополагающим вопросом. Это открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, насколько хорошо они понимают базовые концепции учебной темы.

Учебные вопросы

Учебные вопросы — конкретные, основанные на фактах, вопросы по содержанию, ряд ответов на которые весьма узок. Часто учебные вопросы имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации, они похожи на вопросы, обычно встречающиеся в тестах. Учебные вопросы — важная поддержка для основополагающего и проблемных вопросов учебной темы.

2.4. Как разработать гипотезу

Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) — это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Этапы разработки гипотезы.

1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности.

Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.

2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php


2.5. Методы исследования

Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.

Метод

Суть метода

1.

Анализ

Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.

2.

Дедукция


Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

3.

Индукция


Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

4.

Классификация


Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

5.

Моделирование


Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.

6.

Наблюдение


Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

7.

Обобщение

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

8.

Описание


Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

9.

Прогнозирование


Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

10

Синтез


Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

11.

Эксперимент


Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

· Лабораторный эксперимент.

· Полевой, или естественный эксперимент.

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

12.

Опыт


Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

13.

Опрос


Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

14.

Интервью


Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

15.

Анкетирование


Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

16.

Краеведческий поиск

Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания.

17.

Атрибуция

Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.

18.

Реконструкция

Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

Для каждого проекта отбираются свои методы исследования.

Общие критерии отбора методов исследования:

1) адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

2) соответствие современным принципам научного исследования;

3) прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

4) соответствие логическому этапу исследования;

5) комплексная взаимосвязь с другими методами.


2.5 Виды презентаций проекта

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

- деловой игры

- демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий

- диалога исторических или литературных персонажей

- защиты на Ученом Совете

- игры с залом

- иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций

- инсценировки реального или вымышленного исторического события

- научной конференции

- научного доклада

- отчета исследовательской экспедиции

- пресс-конференции

- путешествия

- рекламы

- ролевой игры

- соревнования

- спектакля

- спортивной игры

- театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)

- телепередачи

- экскурсии.










































Глава III. Приложения

(Приложение №1)

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных

и исследовательских работ

1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

2. Работай в следующем порядке:

а) выбери с помощью родителей и учителя тему;

б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);

в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;

г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

е) напечатай графическую часть проекта;

ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.

7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта

.

(Приложение №2)

Как выбрать тему исследования

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Основные критерии выбора темы:

1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.

3.Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудова­ние и литература.

4.Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

(Приложение №3)

Как подготовиться к защите проекта

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

  2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

  3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

  4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

  5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

  6. Сделать выводы и умозаключения.

  7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

  8. Подготовить текст сообщения.

  9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

  10. Приготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать?

- Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий:

- Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

- Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

- Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

- Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.

- Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой…

  1. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией (от латинского classis –разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

  1. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» от греческого – неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

  1. Ранжировать основные идеи.

Ранжирование – от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг – это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.

  1. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

  1. Сделать выводы и умозаключения.

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

  1. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как исследовать дальше (по выбранной теме).

  1. Подготовить текст сообщения.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

  1. Почему избрана эта тема.

  2. Какую цель преследовало исследование.

  3. Какие ставились задачи.

  4. Какие гипотезы проверялись.

  5. Какие использовались методы и средства исследования.

  6. Каким был план исследования.

  7. Какие результаты получены.

  8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.

Что можно исследовать в этом направлении

8.Рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.

Например, вы исследовали маршруты движения муравьёв в соседнем парке – нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего – сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка – склейте макет.

А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

9.Приготовиться к ответам на вопросы.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

(Приложение №4)

Памятка учащемуся по созданию и защите мультимедийной презентации проекта

Презентация или слайд-фильм создается в программе PowerPoint

  1. Оформление презентации

Стиль: Соблюдайте единый стиль оформления. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией

Фон: Для фона предпочтительны холодные тона

Цвет: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Анимация: Не злоупотребляйте анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

  1. Информация на слайдах

Содержание информации: Текст должен носить тезисный характер. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Размещение информации на слайде: Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Шрифты: Для заголовков размер шрифта – не менее 24, для информации - не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или курсив. Подчёркивание является признаком гиперссылки. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации: Следует использовать: рамки; границы, заливку, стрелки; рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.

Ресурсы: http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html

http://www.openclass.ru/pages/144920

http://textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/part3/mm4_1.htm


(Приложение №5)

Памятка по составлению анкеты

Анкета представляет собой документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам

Анкетирование — метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.

Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Виды анкетирования:

- по числу респондентов: индивидуальное и групповое анкетирование

- по полноте охвата: сплошное и выборочное

- по типу контактов с респондентом: очное, заочное, рассылка анкет по почте

публикация анкет в прессе и в Интернете, вручение и сбор анкет по месту жительства, работы.

Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать чужое мнение; допускать слишком большую вариативность ответов.

Композиционное построение анкеты:

В первой ее части содержится обращение к респонденту, где должны быть ясно изложены цели и задачи исследования, объяснен порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. При этом в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшее их восприятие. Принято также выражать благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Типы анкет:

- открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа,

- закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов;

- именные, требующие указывать фамилии испытуемого;

- анонимные, обходящиеся без нее и др.

1. http://www.openclass.ru/pages/178490

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_анкетирования


(Приложение №6)

Памятка по поиску информации в Интернете

1. Знакомство с Интернетом

Сеть Интернет – как огромная библиотека. Она содержит множество Интернет-сайтов, которые состоят из страниц.

С одной страницы можно переходить на другие при помощи ссылок – обычно ссылки подчеркнуты и выделены цветом. Когда указатель мышки превращается из стрелочки в значок руки, это значит, что Вы навели его на ссылку. Иногда ссылкой является картинка. Достаточно один раз нажать на ссылку левой кнопкой мыши, и откроется новая страница

При помощи компьютера и установленных на нем программ Вы можете подключиться к Интернету, чтобы просматривать хранящуюся в нем информацию: тексты, картинки, фотографии, музыку, фильмы, а также сохранять их к себе на диск.

2. План поиска информации сводим к 3-м вопросам:

2.1."Что ищем?» Поисковые запросы бывают явные и неявные. В явных вопросах конкретно указывается объект поиска. В неявных вопросах, например, «какая сегодня погода» объект поиска конкретно не указывается.Надо определиться и с возможными форматами файлов, в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.

Типы информации Оценка информации Поиск файлов

2.2. "Где ищем?" Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в блогах, в новостях, в книгах, в словарях, в справочниках адресов организаций, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в базах данных. Поэтому лучше заранее определиться, где мы начнём свой поиск

Источники информации Поиск в картинках

Поиск адресов Поиск по блогам

Поиск в каталогах Поиск в новостях

Поиск в ВикипедииНовости Google

Поиск в архивах ИнтернетаЯндекс. Новости

Сервис закладок Поиск в базах данных

Поиск книг и в книгахПоиск в словарях

2.3. "Как ищем?" Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса

Поисковые системы:

Google; AltaVista; Yahoo! ; Апорт;

Rambler; Яндекс; @MAIL.RU; ru.msn.com;

Nigma.ru ; Quintura; Bing ;KM.RU;

Специализированные поисковики:

GigaBits.com; Taggalaxy.de

FindSounds.com

3. Советы по поиску

Проверяйте орфографию. Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова.

Используйте синонимы. Если список найденных страниц слишком мал или не содержит полезных страниц, попробуйте изменить слово. Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту (|). Тогда будут найдены страницы, где встречается хотя бы одно из них. Например, вместо «фотографии» попробуйте «фотографии | фото | фотоснимки».

Ищите больше, чем по одному слову. Слово «вышивка» дадут при поиске поодиночке большое число ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, «вышивка шелковыми лентами». Рекомендуется также сужать область вашего вопроса.

Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных.

Поиск картинок и фотографий. Яндекс умеет искать не только в тексте документа, но и отыскивать картинки по названию файла или подписи. Для этого перейдите в «расширенный поиск». Для поиска картинки предусмотрены два поля. В поле «Название картинки" вписываются слова для поиска по названиям картинок, обычно появляющихся, когда к картинке подводится курсор. http://article.cod3sun.com/38-znakomimsya-s-internetom.html

http://www.google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/http://ru.wikibooks.org/wiki


(Приложение №7)

Тезаурус проектно-исследовательской деятельности



Термины

Содержание

Тема

Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.

Проблема

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке - противоречивая ситуация,


выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Цель

Идеальное, мысленное предположение результата


деятельности. Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление…

Задачи

Конкретизированные или более частные цели. Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить…

Актуальность

Важность, значительность, чего-либо в настоящее время, современность, злободневность.

Гипотеза

Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Объект исследования

Проблемное явление, порождающее ситуацию и избранное для изучения. Сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете. На что направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования

Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Это знание, которое Вы хотите получить в результате проведения исследования. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.




































Список литературы


1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.0

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Данилов Д.Д ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ) http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_ocenivaniya.pdf

6.Метод проектов на уроках в начальной школе Василовская А.И., учитель начальных классов http://festival.1september.ru/articles/501897/

7.Краля Н.А. К776 Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.

8.Полат Е.С. Метод проектов http://wiki.iteach.ru/images/

9.Похомова Н.Ю. Проектное обучение – что это?

https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/pahomova-n-u-proektnoe-obucenie---cto-eto

10.Процесс оценивания в проектной деятельности О.Г. Сорока, кандидат педагогических наук, доцент БГПУ И.Н. Васильева, НМУ «Национальный институт образования»

http://elib.bspu.by/bitstream/doc/6985/1/%D0%9F%D0%9D_9_2015_1.pdf

10.Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1630 с.

11.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.









30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!