СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Тепловые явления вокруг нас"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный учебный проект разработан и предназначен для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы в соответствии с государственными стандартами в образовании. Проект направлен на то, чтобы его участники получили более обширные знания в изучении темы «Тепловые явления» и приняли непосредственное участие в поиске и обработке информации с помощью информационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Тепловые явления вокруг нас"»

Паспорт проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Алешкова Элиза Ильхамовна

Город, область

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой

Номер, название школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16

Краткая аннотация проекта

Тема проекта

Тепловые явления

Название проекта

Тепловые явления вокруг нас

Краткое содержание проекта

Данный учебный проект разработан и предназначен для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы в соответствии с государственными стандартами в образовании. Проект направлен на то, чтобы его участники получили более обширные знания в изучении темы «Тепловые явления» и приняли непосредственное участие в поиске и обработке информации с помощью информационных технологий.

Цель учебного проекта направлена на развитие личностных качеств, повышению интереса к изучению предмета «Физика».

Данный проект позволяет помочь учащимся увидеть физику тепловых явлений в различных сферах. После участия в проекте обучающиеся освоят знания о тепловых явлениях, законах, которым они подчиняются, научатся применять полученные знания для объяснения тепловых процессов, происходящих в быту, природе и технике.

Межпредметные связи реализуются путем интеграции с биологией и географией: рассматриваются примеры проявления теплопередачи в природе

На различных этапах проекта учащиеся работают в группах и индивидуально, что способствует созданию атмосферы сотрудничества, развитию навыков общения и взаимодействия в малой группе, развитию навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Выполнение практической части проекта учащиеся продолжают дома. Сбор информации по выбранному способу теплопередачи поможет обучающимся лучше разобраться в изучаемом явлении, ответить на вопросы по содержанию, вопросы учебной темы, основополагающий вопрос, представить результаты своего исследования. Совместная с родителями деятельность, доступность проекта, его практическая направленность, придадут работе положительный настрой.

А самое главное, учащиеся приобретут опыт применения полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни.



Тип проекта

По доминирующей деятельности: исследовательско-поисковый

По комплексности: межпредметный

По характеру контактов: внутриклассный

По продолжительности: краткосрочный

По количеству участников: индивидуально-групповой



Предмет

Физика

Класс

8 класс

Примерная продолжительность проекта

Длительность проекта составляет 4 недели, из которых на учебные занятия отводится 4 часа, остальное время – самостоятельная исследовательская работа групп.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Данный учебный проект соответствует требованиям государственного стандарта в образовании по физике и содержит рассмотрение тем: внутренняя энергия, работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела, виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Планируемые результаты обучения

Формирование следующих универсальных учебных действий:

  • личностных УУД: воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

  • регулятивных УУД: формирование экспериментального метода познания физических явлений: планирование, моделирование, выдвижение гипотез, подбор приборов и построение установок, измерение, представление об ощущении результатов.

  • познавательных УУД: формирование умений воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

  • коммуникативных УУД: формирования умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умения коррекции, оценки действий партнера; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Где живут тепловые явления?

Проблемные вопросы

  • Какие виды теплопередачи встречаются в быту?

  • Какие виды теплопередачи встречаются в природе?

  • Какие виды теплопередачи встречаются в технике?

Учебные вопросы

  • Какие виды теплопередачи существуют?

  • Что такое теплопроводность?

  • Что такое конвекция?

  • Что такое излучение?

  • Какую роль теплопередача играет в жизни человека?

  • Как используются виды теплопередачи в различных областях человеческой деятельности?

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

По предмету

До начала выполнения проекта учащиеся должны знать:

  • модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

  • понятие теплового движения;

  • понятие внутренней энергии.


Пользовательские навыки работы на ПК

Учащиеся должны уметь работать с ПК и с сетью Интернет:

  • составлять презентации в программе Microsoft Office Power Point,

  • находить и обрабатывать информацию в сети Интернет,

  • иметь пользовательские навыки в наборе и обработке текста документа.

Навыки самостоятельной деятельности

1. умение систематизировать собранный материал;

2. умение применять сведения из учебно–познавательной литературы;

3. умение работать с обширным материалом и умение выбирать наиболее главные тезисы.

Умения и навыки работы в сотрудничестве

1. умение коллективного планирования;

2. умение взаимодействовать с любым партнером;

3. умения оказания взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Учебные мероприятия

Этапы проекта – 5 «П» Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Проблема

1. Работа в соответствии с вводной презентацией учителя.

2. Выдвижение гипотезы.

3. Построение дерева проблем.

4. Построение дерева целей.

Проектирование

1. Формирование групп по интересам:

а) «Домоседы» - изучение явления теплопередачи в быту;

б) «Естествоиспытатели» - изучение явления теплопередачи в природе;

в) «Инженеры» - изучение явления теплопередачи в технике.

2. Составление плана совместных действий.

Поиск информации

1. Поиск и изучение научной литературы, Интернет ресурсов по данному вопросу.

2. Проведение практических работ.

3. Изготовление различных моделей, соответствующих выбранному направлению (термос, макет теплицы, макет печи и т.д.).

3. Анализ полученных результатов.

4. Формулировка выводов.

Продукт

1. Оформление отчѐта о проделанной работе.

2. Оформление буклета, презентации, соответствующих выбранному направлению.

Презентация

1. Подготовка и проведение урока обобщения темы «Тепловые явления» в виде защиты мини-проектов по теме «Тепловые явления вокруг нас».

Методы исследования

1. Изучение научной литературы.

2. Изучение Интернет-ресурсов.

3. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебниками.

4. Обобщение теоретических знаний.

5. Проведение эксперимента.

6. Анализ полученных результатов.

7. Обобщение и систематизация полученных знаний.

8. Углубление знаний.

План оценивания

График оценивания

До работы над

проектом

Ученики работают над

проектом и выполняют

задания

После завершения

работы над проектом

Входной контроль (выявление имеющихся знаний)

Схема Д-О-Д

Контрольный лист распределения обязанностей в группе

Формы по представлению

итогов работы

Самооценка

Взаимооценка

Критерии оценки презентации, брошюры, практической работы

Рефлексия,

Итоговое тестирование.

Описание методов оценивания

Перед началом выполнения проекта с учащимися проводится беседа для определения знаний по теме «Тепловые явления», предусматривает выявление проблемных вопросов и постановку основополагающего вопроса. Стратегия Думать-Объединяться-Делиться просит учеников вначале обдумать вопрос, затем в паре с другим учеником обсудить возможные ответы на вопрос, а затем представить свои идеи всему классу для общей пользы. Это помогает ученикам организовать свои предварительные знания и выдвинуть новые идеи к решению проблемных вопросов своих групп.

В ходе выполнения учебного проекта учащимся предлагается таблица для заполнения самими учащимися и разделения обязанностей между собой в каждой группе. Формы по представлению итогов работы подразумевают записи - краткие регулярные добавления в дневник или журнал проекта или короткие формы, которые заполняются по заданным направляющим подсказкам. Самооценка и взаимооценка предусматривает под собой список вопросов на которые участники групп должны ответить. Так как итоговые продукты должны быть оценены, для учащихся приводится критерии оценки презентации, брошюры ,практической работы, .

В заключении работы учебного проекта проводится рефлексия. Рефлексия предоставляется списком вопросов, которые предполагают выявление интереса к проделанной работе. И главным результатом является итоговое тестирование, которое направлено на выявление освоенности пройденной темы.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала

(Проблемный ученик)

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с преподавателем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.

Одаренный ученик

Темы работ в каждой группе позволяют ученикам провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьный конкурс работ, на научно-исследовательские и научно- практические конференции.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование

Компьютер, цифровая камера, проекционная система, интернет-соединение

Технологии – программное обеспечение

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, веб-браузер Chrome от Google, текстовые редакторы, программы электронной почты Google, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе

Учебник по физике для 8 класса, методические пособия по физике для 8 класса, справочный материал.

Другие принадлежности

Приборы и оборудование для проведения практических работ по исследованию теплопроводности различных материалов, по изучению излучения, по изучению конвекции; для изготовления макетов.

Другие ресурсы

Для успешного проведения учебного проекта можно подключить родителей, а также пригласить их на итоговую защиту проектов.

6