Автор проекта |
Фамилия, имя, отчество | Алешкова Элиза Ильхамовна |
Город, область | Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой |
Номер, название школы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 |
Краткая аннотация проекта |
Тема проекта | Тепловые явления |
Название проекта | Тепловые явления вокруг нас |
Краткое содержание проекта | Данный учебный проект разработан и предназначен для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы в соответствии с государственными стандартами в образовании. Проект направлен на то, чтобы его участники получили более обширные знания в изучении темы «Тепловые явления» и приняли непосредственное участие в поиске и обработке информации с помощью информационных технологий. Цель учебного проекта направлена на развитие личностных качеств, повышению интереса к изучению предмета «Физика». Данный проект позволяет помочь учащимся увидеть физику тепловых явлений в различных сферах. После участия в проекте обучающиеся освоят знания о тепловых явлениях, законах, которым они подчиняются, научатся применять полученные знания для объяснения тепловых процессов, происходящих в быту, природе и технике. Межпредметные связи реализуются путем интеграции с биологией и географией: рассматриваются примеры проявления теплопередачи в природе На различных этапах проекта учащиеся работают в группах и индивидуально, что способствует созданию атмосферы сотрудничества, развитию навыков общения и взаимодействия в малой группе, развитию навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии. Выполнение практической части проекта учащиеся продолжают дома. Сбор информации по выбранному способу теплопередачи поможет обучающимся лучше разобраться в изучаемом явлении, ответить на вопросы по содержанию, вопросы учебной темы, основополагающий вопрос, представить результаты своего исследования. Совместная с родителями деятельность, доступность проекта, его практическая направленность, придадут работе положительный настрой. А самое главное, учащиеся приобретут опыт применения полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни. |
|
Тип проекта | По доминирующей деятельности: исследовательско-поисковый По комплексности: межпредметный По характеру контактов: внутриклассный По продолжительности: краткосрочный По количеству участников: индивидуально-групповой |
|
Предмет | Физика |
Класс | 8 класс |
Примерная продолжительность проекта | Длительность проекта составляет 4 недели, из которых на учебные занятия отводится 4 часа, остальное время – самостоятельная исследовательская работа групп. |
Основа проекта |
Образовательные стандарты | Данный учебный проект соответствует требованиям государственного стандарта в образовании по физике и содержит рассмотрение тем: внутренняя энергия, работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела, виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, закон сохранения энергии в тепловых процессах. |
Планируемые результаты обучения | Формирование следующих универсальных учебных действий: личностных УУД: воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. регулятивных УУД: формирование экспериментального метода познания физических явлений: планирование, моделирование, выдвижение гипотез, подбор приборов и построение установок, измерение, представление об ощущении результатов. познавательных УУД: формирование умений воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. коммуникативных УУД: формирования умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умения коррекции, оценки действий партнера; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос | Где живут тепловые явления? |
Проблемные вопросы | Какие виды теплопередачи встречаются в быту? Какие виды теплопередачи встречаются в природе? Какие виды теплопередачи встречаются в технике? |
Учебные вопросы | Какие виды теплопередачи существуют? Что такое теплопроводность? Что такое конвекция? Что такое излучение? Какую роль теплопередача играет в жизни человека? Как используются виды теплопередачи в различных областях человеческой деятельности? |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
По предмету | До начала выполнения проекта учащиеся должны знать: модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел; понятие теплового движения; понятие внутренней энергии. |
Пользовательские навыки работы на ПК | Учащиеся должны уметь работать с ПК и с сетью Интернет: составлять презентации в программе Microsoft Office Power Point, находить и обрабатывать информацию в сети Интернет, иметь пользовательские навыки в наборе и обработке текста документа. |
Навыки самостоятельной деятельности | 1. умение систематизировать собранный материал; 2. умение применять сведения из учебно–познавательной литературы; 3. умение работать с обширным материалом и умение выбирать наиболее главные тезисы. |
Умения и навыки работы в сотрудничестве | 1. умение коллективного планирования; 2. умение взаимодействовать с любым партнером; 3. умения оказания взаимопомощи в группе в решении общих задач. |
Учебные мероприятия |
Этапы проекта – 5 «П» Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация. |
Проблема | 1. Работа в соответствии с вводной презентацией учителя. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Построение дерева проблем. 4. Построение дерева целей. |
Проектирование | 1. Формирование групп по интересам: а) «Домоседы» - изучение явления теплопередачи в быту; б) «Естествоиспытатели» - изучение явления теплопередачи в природе; в) «Инженеры» - изучение явления теплопередачи в технике. 2. Составление плана совместных действий. |
Поиск информации | 1. Поиск и изучение научной литературы, Интернет ресурсов по данному вопросу. 2. Проведение практических работ. 3. Изготовление различных моделей, соответствующих выбранному направлению (термос, макет теплицы, макет печи и т.д.). 3. Анализ полученных результатов. 4. Формулировка выводов. |
Продукт | 1. Оформление отчѐта о проделанной работе. 2. Оформление буклета, презентации, соответствующих выбранному направлению. |
Презентация | 1. Подготовка и проведение урока обобщения темы «Тепловые явления» в виде защиты мини-проектов по теме «Тепловые явления вокруг нас». |
Методы исследования |
1. Изучение научной литературы. 2. Изучение Интернет-ресурсов. 3. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебниками. 4. Обобщение теоретических знаний. 5. Проведение эксперимента. 6. Анализ полученных результатов. 7. Обобщение и систематизация полученных знаний. 8. Углубление знаний. |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Входной контроль (выявление имеющихся знаний) Схема Д-О-Д | Контрольный лист распределения обязанностей в группе Формы по представлению итогов работы Самооценка Взаимооценка Критерии оценки презентации, брошюры, практической работы | Рефлексия, Итоговое тестирование. |
Описание методов оценивания |
Перед началом выполнения проекта с учащимися проводится беседа для определения знаний по теме «Тепловые явления», предусматривает выявление проблемных вопросов и постановку основополагающего вопроса. Стратегия Думать-Объединяться-Делиться просит учеников вначале обдумать вопрос, затем в паре с другим учеником обсудить возможные ответы на вопрос, а затем представить свои идеи всему классу для общей пользы. Это помогает ученикам организовать свои предварительные знания и выдвинуть новые идеи к решению проблемных вопросов своих групп. В ходе выполнения учебного проекта учащимся предлагается таблица для заполнения самими учащимися и разделения обязанностей между собой в каждой группе. Формы по представлению итогов работы подразумевают записи - краткие регулярные добавления в дневник или журнал проекта или короткие формы, которые заполняются по заданным направляющим подсказкам. Самооценка и взаимооценка предусматривает под собой список вопросов на которые участники групп должны ответить. Так как итоговые продукты должны быть оценены, для учащихся приводится критерии оценки презентации, брошюры ,практической работы, . В заключении работы учебного проекта проводится рефлексия. Рефлексия предоставляется списком вопросов, которые предполагают выявление интереса к проделанной работе. И главным результатом является итоговое тестирование, которое направлено на выявление освоенности пройденной темы. |
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с преподавателем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными. |
Одаренный ученик | Темы работ в каждой группе позволяют ученикам провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьный конкурс работ, на научно-исследовательские и научно- практические конференции. |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии - оборудование | Компьютер, цифровая камера, проекционная система, интернет-соединение |
Технологии – программное обеспечение | СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, веб-браузер Chrome от Google, текстовые редакторы, программы электронной почты Google, мультимедийные системы. |
Материалы на печатной основе | Учебник по физике для 8 класса, методические пособия по физике для 8 класса, справочный материал. |
Другие принадлежности | Приборы и оборудование для проведения практических работ по исследованию теплопроводности различных материалов, по изучению излучения, по изучению конвекции; для изготовления макетов. |
Другие ресурсы | Для успешного проведения учебного проекта можно подключить родителей, а также пригласить их на итоговую защиту проектов. |