Учим ребенка правильно держать ручку или карандаш
Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:
во-первых, важна готовность малыша для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи.
Умение правильно держать ручку (карандаш) — это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.
С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают.
Ребёнок должен держать ручку (карандаш) в руке крепко, но не зажимать, писать уверенно, но не давить на бумагу.
Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?
К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) — он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.
Раньше, когда писали перьевыми ручками, обязательным условием было, чтобы их верхний конец направлялся в сторону плеча (если её держать неправильно, кончик пера не будет раздваиваться, чернила к нему не будут поступать, и писать ручка не будет). Сегодня же, используя современные письменные принадлежности, соблюдать это условие не обязательно. Но конец ручки всё равно должен «смотреть» в сторону пишущего.
Во время письма пальцы не напряжены, кисть подвижна, локоть от стола не отрывается, ручка в руке движется свободно.
Ещё один нюанс. Карандаш во время письма нужно держать одним способом, а для рисования и штриховки он может располагается в руке по-другому.
При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.
Учимся сидеть за партой или письменным столом
Параллельно постановке руки и обучению правильно держать в ней пишущие предметы, постигайте с ребёнком грамотную посадку за письменным столом или партой, а также давайте ему упражнения на развитие мелкой моторики и мышц кистей, предплечий. Но помните, что занятия ваши не должны быть утомительными и длиться более 20 минут, иначе малыш потеряет к ним всякий интерес. Напротив, превратите их в игру, сказку: придумывайте новых персонажей, вместе развивайте сюжет, пишите и рисуйте играя.
Сидеть во время письма нужно не сутулясь, с прямой спиной. Можно слегка приопустить голову, чтобы видеть написанное.
Стопы должны стоять вместе, полностью опираясь о пол (или находиться на специальной подставке), колени согнуты под углом 90°.
Между грудной клеткой ребёнка и столом (партой) расстояние должно быть 1,5–2 см, а оба локтя лежат на столе.
Тетрадь или лист бумаги располагаются под углом 30° относительно края стола (парты).
Нижний угол тетради (листа) слева ориентируется на солнечное сплетение (или середину груди) пишущего.
Источник света на рабочем месте располагается слева.

Очень хорошо, если у ребёнка уже с 3 лет собственное рабочее место для письма и творчества
Удержи в руке салфетку
Для этого упражнения вам потребуется бумажная салфетка (или носовой платок). Её нужно сложить или смять так, чтобы получился небольшой комочек. Далее предложите ребёнку прижать салфетку двумя пальцами — мизинцем и безымянным — к ладони. Оставшиеся свободными средний, большой и указательный без труда найдут своё место на ручке.

Когда салфетка прижата к ладони мизинцем и безымянным пальцем, указательный, большой и средний удерживают ручку в правильном положении
Пальчиковый body art
Ярким маркером или фломастером нарисуйте на среднем пальце ребёнка небольшую точку в том месте, где должна располагаться ручка во время письма. А на самой ручке начертите линию, ниже которой пальцы заходить не должны. Такие напоминалки помогут ребёнку контролировать захват инструмента для письма, пока он не отработает его до автоматизма.

В месте соприкосновения ручки со средним пальцем сделайте пометку маркером или фломастером
Фиксирующая резинка
Бывает, малыш держит ручку так, что верхний её конец направлен вперёд или в сторону. Исправить положение можно очень простым способом.
Вам потребуется обычная резинка для денег, которую нужно подобрать по размеру (они продаются разные). Наденьте её на правое запястье ребёнка, сделайте петлю восьмёркой и вставьте туда ручку. Так пишущий конец будут удерживать пальцы малыша, а верхний фиксируется в правильном положении резинкой.

Если ребёнок левша
При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:
источник света на рабочем месте левши располагается справа;
тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.
Леворуким детям обычно легче писать прямо, а не с наклоном вправо. Они также часто плохо ориентируются, где у них правая, где левая рука. Упростить здесь задачу можно, пометив доминирующую конечность браслетом.
Подготовку руки ребёнка к письму можно осуществлять с помощью разных упражнений.
Игры с мелкими предметами. Они развивают моторику и координацию, тренируют именно большой, средний и указательный пальцы, способствуют всестороннему развитию малыша, укреплению нейронных связей в головном мозге:
мозаика и пазлы — учите ребёнка складывать из пазлов картинки, создавать узоры из мозаики;
пуговицы и бусины — нанизывайте их на нити, придумывайте разные инсталляции и украшения;
мелкие камешки и крупы — выкладывайте из них картинки, создавайте поделки и аппликации;
шнуровки — учитесь завязывать шнурки, вязать узелки и бантики на толстых и тонких верёвках.
Пальчиковая гимнастика. Её делайте с крохой с того момента, как он уверенно начал захватывать в руки предметы. Можете собрать свой собственный пальчиковый театр с любимыми персонажами, разыгрывать сценки и сказки при помощи пальцев, познавать мир и развивать мелкую моторику одновременно.
Раскрашивание, рисование, штриховка. Эти занятия развивают кисть и образное мышление. Используйте ручки, карандаши, фломастеры, краски, мелки. Показывайте малышу разные техники. Такое чередование формирует у ребёнка умение дифференцировать степень нажима на бумагу. Чем больше он тренируется, тем быстрее закрепится навык.
Лепка. Пусть малыш разминает пальчиками пластилин, глину, тесто, катает шарики и лепит много-много колобков и снеговиков больших и маленьких, создаёт свои скульптуры. Для него это будет интересным занятием.
Вырезание ножницами фигурок из бумаги. Из них можно делать аппликации. Сочетайте в творчестве различные материалы и техники. Очень интересны в этом смысле квиллинг и оригами, складывание и плетение из полосок бумаги. Начинайте с простого и постепенно усложняйте задачу.
Материал с сайта http://babyzzz.ru/