Сибирский институт управления – филиал РАНХ и ГС
Сибирский межрегиональный методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования
Методическая разработка учебного занятия по теме «Семейный бюджет»
Классный час «Как сохранить семейный бюджет в условиях кризиса?»
«Как сэкономить семейный бюджет в условиях экономического кризиса?»
Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия по теме «Как сэкономить семейный бюджет в условиях кризиса?».
Задачи проекта:
Изучить методические рекомендации по разделу «Семейный бюджет».
Сконструировать модель классного часа-практикума.
Разработать технологическую карту.
Подобрать ресурсы для проведения занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика методической разработки
Наименование: Классный час для учащихся 4 класса «Основы финансовой грамотности» по теме «Как сэкономить семейный бюджет в условиях кризиса?».
Тип занятия: Внеклассное мероприятие.
Форма проведения занятия: Классный час-практикум.
Место занятия в логике реализации курса: классный час в реализации курса «Семейный бюджет».
Методическая характеристика
Цель занятия:
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области семейного бюджета.
Задачи:
научить анализировать расходы семьи;
рассчитывать доли расходов на продовольственные товары;
сравнивать цены, делать выбор;
составлять собственный план расходов.
развивать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
развитие навыков сотрудничества, самостоятельности.
Метапредметные:
познавательные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений.
регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью модератора;
проявление познавательной инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей.
коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
представление о роли денег в семье и обществе;
знакомство с элементарными понятиями в области семейных финансов;
проведение простых финансовых расчётов.
Технология:
обучение в сотрудничестве;
проектно-исследовательская технология;
игровая технология.
Методы:
«Мини- исследование»;
Диаграмма связей
Вид деятельности учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки – помощницы, памятка, сопоставительные таблицы цен.
Этап | Действия учителя | Действия ученика | Ресурс | Социальная форма | Время |
1.Организационный момент | Распределение детей на группы. | Занимают места согласно распределения. | | Фронтальная | 1 мин |
2.Подготовите льная работа | Детям был дан список наименований продуктов, цены на которые они должны узнать в разных магазинах нашего города. 1 группа. Магазин «Абсолют». 2 группа. Магазин «Титан». 3 группа. Магазин «Николаевский». | | Приложение 1. | Групповая | |
3.Целеполагание | Разгадайте Ребус. Определим цель занятия. Как можно сэкономить семейный бюджет в наше время? Определим стоимость продовольственной корзины в разных магазинах. | 1.Отгадывают ребус- Бюджет. 2. Формулируют цель занятия с помощью учителя. 3.Ответы детей | Мультимедийная презентация Приложение 2. | Фронтальная, индивидуальная | 3-4 мин |
4.Изучение нового материала | Знакомство с новыми терминами: экономический кризис, бюджет, виды семейного бюджета, доходы, расходы. | Воспринимают, отвечают на вопросы. Составляют кластер | Мультимедийная презентация Приложение 3. | Фронтальная | 8-10 мин |
5.Физическая минутка | Поиграем в игру «Доход-Расход». Учитель читает предложения. Задача учеников определить к чему относится: к доходам или расходам. | Определяют и выполняют движения. | Приложение 4. | Фронтальная | 2-3 мин |
6.Практическая деятельность учащихся. | Задание 1. Вы выполняли домашнюю работу: узнавали цены продовольственной корзины. Теперь мы с вами проанализируем цены продуктов, узнаем стоимость каждой из трех корзин, сравним стоимость и сделаем вывод. | Делают выводы. | Приложение 5. Мультимедийная презентация. | Групповая | 15 мин |
| Задание2. 1.Предлагается составить продуктовую корзину на неделю, используя 2000 рублей. 2.Защита. 3.Сравнительный анализ: кому достаточно данной суммы денежных средств, кому не хватило денежных средств, кому достаточно 4.Как можно использовать оставшуюся сумму денег? | 1.Выбирают необходимые продукты с использованием картинок. 2. Капитаны групп представляют свои «корзины». 3.Делают вывод (недостаточно денег, достаточно, остались лишние деньги). 4. Ответы детей (можно положить в банк, отложить на отдых, сходить в кино, купить сладости) | Наглядный материал (картинки с изображением продуктов питания) Приложение 6. | | |
7.Рефлексия | Составление памятки «Как же сэкономить семейный бюджет в условиях кризиса» | Составляют памятку используянаглядность | Приложение 7. | групповая | 5-6 мин |
Приложение 1.
Магазин Абсолют |
Наименование продукта | Цена продукта |
Хлеб I сорт. | 14 руб 49 коп |
Батон столовый БХП | 21 руб 60 коп |
Масло (сливочное) «Федорыч» | 59 руб 99 коп |
Молоко «Простоквашино» 3,2% | 57 руб 99 коп |
Рыба горбуша (свежемороженая) 1 кг | 284 руб 99 коп |
Мясо говядина , 1 кг | 279 руб 99 коп |
Чай «Принцесса Нури» (250гр.) | 109 руб 10 коп |
Сыр «российский» | 214 руб |
Сахар | 49 руб 89 коп |
Соль «Экстра» | 10 руб 29 коп |
Гречневая крупа (800гр.) | 15 руб 49 коп |
Рисовая крупа (800гр.) | 25 руб 79 коп |
Макароны (1кг.) | 26 руб |
Масло растительное «Злато» (0,9л.) | 74 руб 99 коп |
Яйцо 10 шт. I кат. | 70 руб 99 коп |
Итого | 1315 руб 59 коп |
Магазин Титан |
Наименование продукта | Цена продукта |
Хлеб I сорт. | 20 руб 90 коп |
Батон столовый БХП | 16 руб 50 коп |
Масло (сливочное) «Федорыч» | 38 руб 90 коп |
Молоко «Простоквашино» 3,2% | 96 руб 20 коп |
Рыба горбуша (свежемороженая) 1 кг | 159 руб 90 коп |
Мясо говядина , 1 кг | 299 руб |
Чай «Принцесса Нури» (250гр.) | 109 руб 10 коп |
Сыр «российский» | 488 руб |
Сахар | 49 руб 90 коп |
Соль «Экстра» | 19 руб |
Гречневая крупа (800гр.) | 16 руб 50 коп |
Рисовая крупа (800гр.) | 29 руб 90 коп |
Макароны (1кг.) | 33 руб 90 коп |
Масло растительное «Злато» (0,9л.) | 76 руб |
Яйцо 10 шт. I кат. | 53 руб |
Итого | 1506 руб 70 коп |
Магазин Николаевский |
Наименование продукта | Цена продукта |
Хлеб I сорт. | 25 руб 95 коп |
Батон столовый БХП | 27 руб 95 коп |
Масло (сливочное) «Федорыч» | 38 руб 98 коп |
Молоко «Простоквашино» 3,2% | 66 руб 98 коп |
Рыба горбуша (свежемороженая) 1 кг | 159 руб 98 коп |
Мясо говядина , 1 кг | 389 руб 95 коп |
Чай «Принцесса Нури» (250гр.) | 119 руб 96 коп |
Сыр «российский» | 559 руб 95 коп |
Сахар | 50 руб |
Соль «Экстра» | 25 руб 98 коп |
Гречневая крупа (800гр.) | 17 руб 98 коп |
Рисовая крупа (800гр.) | 32 руб 98 коп |
Макароны (1кг.) | 49 руб 99 коп |
Масло растительное «Злато» (0,9л.) | 79 руб 98 коп |
Яйцо 10 шт. I кат. | 54 руб 99 коп |
Итого | 1701 руб |
Приложение 2.
Ребус «Бюджет».
Приложение 3
Приложение 4.
Игра «Доход –Расход»
Цель: определить, что является доходом, а что расходом семьи.
Папа получил заработную плату (доход)
Взяли кредит в банке (доход)
Бабушка заболела (расход)
Мама заплатила штраф (расход)
Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход)
Потеряли кошелёк (расход)
Продали картофель с дачного участка (доход)
Нашли 100 рублей (доход)
Сдали пальто в химчистку (расход)
Порвали брюки (расход)
Заплатили за воду (расход)
Купили новую обувь (расход)
Поменяли лампочку в комнате(расход)
Приложение 5. Сравнительная таблица.
Наименование продукта | Название магазина |
Абсолют | Титан | Николаевский |
Хлеб I сорт. | 14 руб 49 коп | 20 руб 90 коп | 25 руб 95 коп |
Батон столовый БХП | 21 руб 60 коп | 16 руб 50 коп | 27 руб 95 коп |
Масло (сливочное) «Федорыч» | 59 руб 99 коп | 38 руб 90 коп | 38 руб 98 коп |
Молоко «Простоквашино» 3,2% | 57 руб 99 коп | 96 руб 20 коп | 66 руб 98 коп |
Рыба горбуша (свежемороженая) 1 кг | 284 руб 99 коп | 159 руб 90 коп | 159 руб 98 коп |
Мясо говядина , 1 кг | 279 руб 99 коп | 299 руб | 389 руб 95 коп |
Чай «Принцесса Нури» (250гр.) | 109 руб 10 коп | 109 руб 10 коп | 119 руб 96 коп |
Сыр «российский» | 214 руб | 488 руб | 559 руб 95 коп |
Сахар | 49 руб 89 коп | 49 руб 90 коп | 50 руб |
Соль «Экстра» | 10 руб 29 коп | 19 руб | 25 руб 98 коп |
Гречневая крупа (800гр.) | 15 руб 49 коп | 16 руб 50 коп | 17 руб 98 коп |
Рисовая крупа (800гр.) | 25 руб 79 коп | 29 руб 90 коп | 32 руб 98 коп |
Макароны (1кг.) | 26 руб | 33 руб 90 коп | 49 руб 99 коп |
Масло растительное «Злато» (0,9л.) | 74 руб 99 коп | 76 руб | 79 руб 98 коп |
Яйцо 10 шт. I кат. | 70 руб 99 коп | 53 руб | 54 руб 99 коп |
Итого | 1315 руб 59 коп | 1506 руб 59 коп | 1701 руб |
Приложение 6. Карточки для «продуктовой корзины»
Приложение 7. Памятка.