СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать письма

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

XXI век- эпоха высоких технологий. Мы перестали писать друг другу письма, в прошлое уходит эпистолярный жанр. А сколько душевного тепла и простых человеческих чувств можно вложить в строки. Лучшие образцы эпистолярного жанра-письма Пушкина, Чехова, Толстого и других представителей русской культурной мысли могут послужить примером духовной зрелости для молодого поколения. А фронтовые письма? Как предать всё ЭТО забвению? Невозможно! Давайте вернем культуру письма нашему молодому поколению!

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать письма»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

г. Магнитогорска











Творческий проект

«Учимся писать письмо»













Автор проекта: обучающаяся 7 «А» класса

Стира Анастасия

Наставник проекта:

учитель русского и литературы

Нестерова Елена Сергеевна

Оглавление

Введение 2

Глава I. Теоретическая часть 3

1.1.История появления письма 3

1.2.Высочайшие образцы эпистолярного жанра 3

1.3.Правила написания письма 6

Глава II. Практическая часть 8

2.1. Литературная гостиная «Я Вам пишу» 8

Заключение 10

Список литературы 11

Приложение 12



Введение

Тема моего проекта «Учимся писать письма». Я выбрала эту тему, потому что современное общество утратило потребность писать письма, и я хочу рассказать своим сверстникам об этом забытом способе общения между людьми.

Развитие цивилизации идет ускоренными темпами. XXI век -эпоха высоких технологий, поэтому эпистолярный жанр вытесняется новыми средствами коммуникации. Почему так важно сохранить этот способ человеческого общения?

Редко можно встретить молодого человека, который хотя бы раз в жизни писал письмо, ведь проще отправить человеку SMS или просто позвонить.

Я лично столкнулась с этой проблемой. Когда мне было восемь лет, мама предложила написать мне письмо моему дедушке на север. И, конечно же, я согласилась. Написание письма - новый опыт. Под руководством мамы я написала своё первое в жизни письмо. Когда я получила ответ от дедушки, я убедилась в том, что для него это письмо было очень приятно и трогательно. Я поняла, что общение с помощью письма носит более душевный и тёплый характер, чем общение по телефону и интернету.

Поэтому я хочу убедить своих одноклассников в необходимости писать друг другу письма.

Таким образом, я поставила перед собой цель: заинтересовать подростков таким забытым средством связи между людьми, как письмо.

Задачи:

  1. изучить письма знаменитых людей девятнадцатого века, которые являются высочайшим образцом эпистолярного жанра;

  2. составить памятку, в которой отражены основные требования к написанию писем;

  3. подготовить сценарий литературной гостиной: «Я к вам пишу» в качестве продукта своего проекта;

  4. написать письмо литературному герою.


Глава I. Теоретическая часть
    1. История появления письма

Я начала свою работу с того, что решила узнать подробнее от том, что же такое письмо и как оно появилось.

Письмо́ в значении сообщение — текст на бумаге или других материалах, используемый при переписке между двумя и более адресатами. Изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе. В настоящее же время, письмом считают и сообщение, переданное электронным способом.

С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему хотелось что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел, как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу. Соединить два важнейших изобретения человечества - речь и письмо - оказалось не так уж просто. Ведь письмо - не только определенное количество знаков, выражающих определенную мысль. Письмо должно содержать послание и возможность для другого прочесть, произнести его. Однако люди той поры, когда появились первые рисунки (10-20 тыс. лет назад) пока еще неспособны были разделить речь на фразы, предложения на слова, слова на звуки. В то время, как язык человека выражает грамматику, словарь, синтаксические связи слов, попытки отразить что-либо в рисунках могло выражать только смысл самого события. Именно так появились первые письма.

    1. Высочайшие образцы эпистолярного жанра

Особую ценность представляют письма великих людей. Эпистолярное наследие А. С. Пушкина - бесценный документ эпохи 19 века. Именно А.С. Пушкин сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Объём эпистолярного наследия Пушкина, к нашему великому сожалению, составляет лишь 800 писем.

Письма Пушкина помогают увидеть его не только как великого поэта, но и как человека: заботливого, любящего, влюблённого. Его письма создают впечатление живой устной речи, ведь именно в них можно выразить словами свои чувства.

Во времена Пушкина русский язык ещё не стал языком культурного общения:

Доныне дамская любовь

Не изъяснялася по-русски,

Доныне гордый наш язык

К почтовой прозе не привык.

Александр Сергеевич Пушкин — основоположник русского литературного языка. Именно Пушкин многое сделал для того, чтобы "гордый наш язык" стал языком эпистолярной культуры. Почти из 800 сохранившихся писем Пушкина по-французски написаны немногим более 100. Поэт писал по-французски в основном любовные письма; так написаны и его письма к невесте, Н. Н. Гончаровой. Однако когда Наталья Николаевна стала его женой, Пушкин писал ей письма только по-русски! По-русски написаны и все письма Александра Сергеевича к друзьям [2;487].

Эпистолярная проза великого поэта — драгоценнейшая часть его наследия. Письма Пушкина полны суждений о литературе, критических оценок собственного творчества и насыщены острой полемикой.     Мы вспомнили здесь о том, как русские писатели прошлого рисовали героев, пишущих письма. Но ведь они писали их и сами. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались. Эпистолярное наследие классиков тщательно собирается, хранится, систематизируется и изучается. Для многих писателей их частные письма были школой творчества.

А для нас – читателей и наследников – это живые уроки «слога».

До нас дошло 847 писем Александра Сергеевича Пушкина, из них 72 имеются только в черновиках. Черновики – свидетельство огромной работы Пушкина над письмом. Письма так же тщательно отделывались им, как и стихи (композиция, стиль, лексика и т.д.). Часто одно и то же место исправляется много раз (например, в черновом письме к В.Ф.Вяземской от конца октября 1824г. имеется 15 вариантов одной фразы; краткий отзыв об элегии Баратынского в письме к Бестужеву от 12 января 1824г.: «Признание» - совершенство» - переделывается 5 раз.

А.С.Пушкин конвертами не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом.

Облатка – лепёшка, которую делали из лучшей крупяной муки, замешенной на белке и употребляемой для запечатывания писем вместо сургуча. Облатка – кружок для запечатывания писем.

С сургучом было сложнее. Его разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба, некоторые письма запечатывал перстнем – талисманом, подаренным Воронцовой [4].

Для официальных писем пользовались сургучом, для личных – облатками, которые хранились в специальной коробочке.

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке;

Облатка розовая сохнет

На воспалённом языке.

Она зари не замечает,

Сидит с поникшею главой

И на письмо не напирает

Своей печати вырезной.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин).

Писали гусиными перьями или карандашом. Первые упоминания о гусином пере относятся к VII веку. Гусиное перо позволяло писать со сравнительно небольшой скоростью и издавало характерный скрип. Продавались перья в пучке по 25 штук, перевязанные бечёвкой. В поместьях перья не покупались. Пушкинские перья очинены до основания.

Наибольшее впечатление производит переписка  18-19 века. Познакомившись с письмами выдающихся людей этой эпохи, я не перестаю восхищаться тем языком, которым они написаны, но и понимаю значение этого вида творчества. А это действительно было творчеством. К написанию письма относились трепетно, писали их долго, продумывая каждое слово, каждое обращение, вкладывая в них душу, чувства и эмоции. Оно хранит тепло рук писавшего. Оно как бы имеет душу

«Милостивый государь Александр Сергеевич!

Спешу известить Вас о том, что я с сердечною благодарностию и величайшим удовольствием прочел обязательное письмо ваше.  Я давно не имел удовольствия получать от Вас известия, о чём искренне сожалею.

Долг мой и желание были бы встретиться с Вами лично. И если я прикован к Москве, то вы не век будите жить в Петербурге. И я уверен, что приехав сюда, захотите показать мне новый знак драгоценной для меня приязни вашей.   Будьте уверены, что ничто не может переменить мое почтение и любовь к Вам.

С глубочайшим почтением  имею счастье быть,

милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою.

М. Загоскин.»

«Милостивая государыня матушка Наталья Ивановна!

Как я жалею, что на пути моем из Петербурга не заехал я в Ярополец; я бы имел и счастие с Вами свидеться, и сократил бы несколькими верстами дорогу и миновал бы Москву, которую не очень люблю и в которой провел несколько лишних часов. Теперь я в заводях, где нашел всех моих, кроме Саши, здоровых, - я оставляю их еще на несколько недель и еду по делам отца в его нижегородскую губернию, а жену отправляю к Вам, куда и сам явлюсь как можно скорее……..

Целую Ваши ручки и поручаю себя и всю семью мою Вашему благорасположению.

А.С Пушкин»

Москва, 26.08.1833.г. А.С.Пушкин своей жене. « Поздравляю тебя с днём  твоего Ангела, мой Ангел, целую тебя заочно в очи и пишу тебе продолжение моих похождений – из антресолей вашего Никитского двора, куда я прибыл вчера благополучно из Ярополица.

В Ярополиц приехал я в среду поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Я нашёл её здоровою, хотя подле неё лежала палка, без которой далеко ходить не может. Четверг я провёл у нее. Много говорили о тебе, о Машке. Мать, кажется, тебя к ней ревнует. Ей очень хотелось бы, чтобы ты будущее лето провела у неё

В Москве я пробуду несколько времени, то есть два или три дня. Потом в Симбирск

Прощай, береги себя. Целую всех вас.» [3;340].

Отчасти нельзя не согласиться со словами А.С. Пушкина, что «письмо – нечто столь холодное, в просьбе, передаваемой по почте, нет ни сил, ни взволнованности…»?


    1. Правила написания письма

Конечно, если вы хотите написать своё письмо, то вам стоит знать, как это делать правильно.

Обратите внимание на основные компоненты письма:

-начало (дата, место, форма обращения к адресату);

основная часть (деловая или, служебная или сугубо личная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым);

конец (пожелания адресату, подпись, дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в начале);

Post scriptum (P. S.): используется, когда нужно добавить важную информацию.


Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу же задает нужный тон и определяет восприятие письма. Например, широко принятое слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой – передает личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату глубокоуважаемый или многоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой

Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за поздравление, подарок, помощь. В русском речевом этикете существует ряд формул благодарности: Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное спасибо); Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас  поблагодарить.

Если адресат в своём письме задал вам несколько вопросов, то постарайтесь ответить на них.

Стоит так же задать и свои вопросы. Это поможет продолжить общение. И если собеседник спросил ,что-то о вашей жизни, то поинтересуйтесь в ответ.


Глава II. Практическая часть 2.1. Литературная гостиная «Я Вам пишу»

В ходе проекта я составила сценарий литературной гостиной. Поставила цель, наметила задачи, подобрала интересный материал. Подключила своих одноклассниц, которые должны были выразительно прочитать письма А.С.Пушкина и С.А. Есенина, К этим письмам я составила вопросы, на основе которых ребята должны были понять чувства, которые владели авторами письма, проникнуться атмосферой эпохи девятнадцатого века.

После прочтения и обсуждения писем, я предложила ребятам разработанную мной памятку, благодаря которой они должны были написать письмо литературному герою.

После проведения урока тетради с письмами были собраны у учеников. Я проанализировала написанные одноклассниками письма в соответствии с рекомендованными учителем критериями:

Количество работ: тетради сдали одиннадцать человек из четырнадцати, следовательно, не все ученики справились с заданием.

Работы, соответствующие требованиям: 5 работ соответствуют требованиям, следовательно, остальным ребятам нужно указать на ошибки и дать возможность их исправить.

Самые интересные работы: одно из лучших писем было у Леры Подпятниковой. В своём письме она смогла поддержать героя и выразить своё сочувствие по отношению к нему. Письмо полностью соответствует всем требованиям и правилам написания писем. Орфографических и пунктуационных ошибок не было допущено.

Также хорошее и трогательное письмо было у Леры Аксёновой. В своём письме она волнуется за дальнейшую судьбу героя, задаёт ему различные вопросы и проявляет сочувствие и сопереживание главному герою. Письмо полностью соответствует требованиям написания. Пунктуационных и орфографических ошибок не было допущено.

Качественно выполнено и письмо Дениса Власенкова. В своём письме он задал герою много интересных вопросов, которые волнуют читателей. Своими вопросами он смог показать, как сильно переживает за судьбу героя. В его письме также отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки. Письмо соответствует всем правилам написания.

Письма, которые нужно доработать: почти во всех сочинениях, за исключением пяти, отсутствует начало, а именно дата, время и место. А это обязательная часть письма. В некоторых письмах полностью нарушена последовательность. Две работы отличаются небольшим объемом и наличием грамматических ошибок.

Итоги: семьдесят восемь процентов учеников сдали свои письма. Из них сорок пять процентов соответствуют требованиям, а тридцать три процента не соответствуют. Пятьдесят четыре процента писем нужно редактировать.

После проведенной работы я задала вопросы своим одноклассникам:

Чему они научились? Была ли полезна им эта работа? Продолжат ли они свой опыт по написанию писем?

Большинство ребят выразили благодарность за мою работу, они поняли, как интересно общаться между собой с помощью писем. Поэтому продолжением этой работы стало задание заинтересованным одноклассникам написать друг другу три письма и отправить их через почту. Я обязательно буду отслеживать их переписку, постараюсь подключить к этому интересному занятию своих родственников. Возможно даже проведение акции «Напиши мне письмо».



Заключение

В наши дни растёт отчуждение и равнодушие между людьми. Это стало проблемой современного общества. Существует и ещё одна проблема – лингвистическая: письмо как образец эпистолярного жанра умирает в эпоху телефона и Интернета.

В ходе работы я достигла поставленной цели: заинтересовать одноклассников эпистолярным жанром, вызвать потребность написать письмо другу.

Я считаю, что нельзя забывать эпистолярный жанр, так как он побуждает человека выразить в письме свои лучшие чувства и хочу призвать всех: пишите друг другу письма.



Список литературы
  1. Владимиров Л. И. История письма. М.: Изд-во российского открытого  университета, 1999, с.34-78.

  2. Горбачева Н. Прекрасная  Натали. М.: Олимп,  2000, с. 480

  3. Кунин В.В.. Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х , т.2. М.,1984, с.340.

  4. Пушкин А.С. Проза. Сочинения в 3-х т. М.: Художественная литература, 1987, т.3, с.232

  5. Розенталь Д. Э. ,М. А. Теленкова. Словарь лингвистических терминов. М. Просвещение, 1978, с. 176.

Интернет-ресурсы:

  1. http://gnom-nebesniy.livejournal.com/107883.html

  2.  http://novobiz.ru/article/a-997.html   

  3. http://poetree.ru/blog/ehlektronnye_pisma_bezdushny_i_ubivajut_kulturu_vzaimootnoshenij_mezhdu_ljudmi/2013-08-21-3971

  4. http://www.calend.ru/holidays/0/0/3063/

  5. http://crab-online.ru/2009/12/23/bumazhnye-pisma.html

  6. http://allfornokia.com/reviews/istoriya-sozdaniya-obychnoj-sms-ki.html/

  7.  http://bruneta.ru/node/55343


Приложение

Литературная гостиная «Я Вам пишу»

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Для начала хотелось бы у вас спросить: Как часто в своей жизни вы сталкивались с эпистолярным жанром?

Сегодня на уроке мы с вами:

  • узнаем, почему же письмо утратило свою популярность и с чем это связанно;

  • будем читать письма поэтов девятнадцатого века;

  • рассмотрим правила написания писем.

А знаете ли вы, когда зародился этот жанр? Ещё в период до нашей эры начали появляться письма, ведь это было единственное средство связи. В шестнадцатом веке он впервые выходит за грани общения и появляется в литературе. С двадцатого века письмо утратило свою популярность, а связанно это с появлением компьютеров, и других современных средств связи.

Итак, сейчас вам будут показаны несколько слов, связанных с эпистолярным жанром. Вам нужно будет угадать их определение:

Письмовник(в старину: сборник образцов для составления писем).

Письмоводитель(устар.) (переписчик, писарь).

Письмоносец(то же, что и почтальон).

Писулька (небольшое письмо, записка).

Постскриптум(приписка в конце после подписи, означаемая буквами P.S. , по латыни «после написанного»).

Реквизиты(обязательные составные части делового письма или документа).

Эпистолярный(о жанре литературного произведения: в форме письма, переписки).

Ведущий:

Молодцы, вы отгадали почти все слова! А теперь я предлагаю вам прослушать несколько отрывков из писем А.С.Пушкина для Анны Керн:

Первый ученик:

Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши,- это стараться не думать больше о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости ко мне, вы тоже должны были бы пожелать мне этого,- но ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу.

Прощайте, божественная; я бешусь у ваших ног. Тысячу нежностей Ермолаю Федоровичу и поклон г-ну Вульфу.

Второй ученик:

25 июля

Снова берусь за перо, ибо умираю с тоски и могу думать только о вас. Надеюсь, вы прочтете это письмо тайком - спрячете ли вы его у себя на груди? ответите ли мне длинным посланием? пишите мне обо всем, что придет вам в голову,- заклинаю вас. Если вы опасаетесь моей нескромности, если не хотите компрометировать себя, измените почерк, подпишитесь вымышленным именем,- сердце мое сумеет вас угадать. Если выражения ваши будут столь же нежны, как ваши взгляды,- увы!- я постараюсь поверить им или же обмануть себя, что одно и то же.- Знаете ли вы, что перечтя эти строки, я стыжусь их сентиментального тона - что скажет Анна Николаевна? Ах вы, чудотворна или чудотворница!

Ведущий:

Теперь, вы готовы ответить на пару моих вопросов? Итак, какие чувства испытывал Александр Сергеевич при написании этого письма? Понравилось ли оно вам? Чем? Как вы воспринимаете слова Пушкина: «ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу».

А теперь я предлагаю ознакомиться с правилами написания письма:

  • Обратите внимание на основные компоненты письма:

- начало (дата, место, форма обращения к адресату);

- основная часть (деловая или, служебная или сугубо личная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым);

- конец (пожелания адресату, подпись, дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в начале);

- Post scriptum (P. S.): используется, когда нужно добавить важную информацию.

  • Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу же задает нужный тон и определяет восприятие письма. Например, широко принятое слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой – передает личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату глубокоуважаемый или многоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой

  • Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за поздравление, подарок, помощь. В русском речевом этикете существует ряд формул благодарности: Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное спасибо); Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас  поблагодарить.

  • Если адресат в своём письме задал вам несколько вопросов, то постарайтесь ответить на них.

  • Стоит так же задать и свои вопросы. Это поможет продолжить общение. И если собеседник спросил ,что-то о вашей жизни, то поинтересуйтесь в ответ.


Ведущий:

В наши дни растёт отчуждение и равнодушие между людьми. Это стало проблемой современного общества. Существует и ещё одна проблема – лингвистическая: письмо как образец эпистолярного жанра умирает в эпоху телефона и Интернета. Конечно, эти проблемы не решить сразу. Сегодня проблема эпистолярного жанра решается на международном и российском уровне. Проходят конкурсы на лучшее письмо в номинациях: «Письмо Президенту», «Письмо другу», «Письмо учителю» и другие.

Вот и я вам предлагаю написать письмо литературному герою или своему другу.

Я считаю, что нельзя забывать эпистолярный жанр, так как он побуждает человека выразить в письме свои лучшие чувства и хочу призвать всех: пишите письма друг другу.


Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…

Зажглись рябин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое…
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!

И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку!

Эдуард Асадов

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!