(1)Зыбин пошёл и снова остановился. (2) У резных ворот с надписью «За колхозное изобилие» толпились люди. (3) Курили, чадили, лузгали семечки. (4) Он протиснулся и увидал художника за мольбертом.
(5) Художник работал. (6) Он бросал на полотно один мазок, другой, третий — всё это небрежно, походя, играя, затем отходил в сторону, резко опуская кисть долу,— толпа шарахалась, художник примеривался, приглядывался и вдруг выбрасывал руку — раз! — и на полотно падал чёрный жирный мазок. (7) Он прилипал где- то внизу, косо, коряво, будто совсем не у места, но потом были ещё мазки и ещё несколько ударов и касаний кисти, то есть пятен — жёлтых, зелёных, синих,— и вот уже на полотне из цветного тумана начинало что-то прорезываться, сгущаться, показываться. (8) И появлялся кусок забора, пыль, зной, песок, накалённый до белого звучания, и телега, нагруженная арбузами. (9) Солнце размыло очертания, обесцветило краски и стесало формы. (10) Телега струится, дрожит, расплывается в этом раскалённом воздухе.
(11)Художник творит, а люди смотрят и оценивают. (12) Они толкаются, смеются, подначивают друг друга, лезут вперёд. (13) Каждому хочется рассмотреть получше. (14) Людей серьёзных почти нет. (15) Людям серьёзным эта петрушка ни к чему! (16) Они и заглянут, да пройдут мимо. (17) «Мазила,— говорят о Калмыкове солидные люди,— и рожа дурацкая, и одет под вид попки! (18) Раньше таких из безумного дома только по большим праздникам к родным отпускали». (19) Вот именно такой разговор и произошёл при Зыбине. (20) Подошёл, протолкался и встал впереди всех, видно, очень культурный дядечка — эдакий Чапаев в усах, сапогах и френче. (21) Постоял, посмотрел, погладил усы, хмыкнул и спросил очень вежливо:
- Вы, извините, из Союза художников?
(22)— Угу,— ответил Калмыков.
(23)Дядька деловито прищурился, ещё постоял и подумал.
(24)— А что же это вы, извините, рисуете? — спросил он ласково.
(25)Калмыков рассеянно кивнул на площадь.
(26)— А вот те возы с арбузами.
(27)— Так где же они у вас? — изумился дядечка. (28) Он весь был беспощадно вежливый, ироничный, строгий и всепони- мающий.
(29)Калмыков отошёл на секунду от полотна, прищурился, вдруг что-то выхватил из воздуха, поймал на кисть и бросил на полотно.
(30)— Смотрите лучше! — крикнул он весело.
(31)Но дядечка больше ничего не стал смотреть. (32) Он покачал головой и сказал:
- Да, при нас так не малевали. (33) При нас если рисовали, то хотелось взять, съисть что яблоко, что арбуз, что окорок,— а это что? (34) Это вот я когда день в курятнике не приберусь, у меня пол там такой же!
(35) Калмыков весело покосился на него и вдруг наклонился над полотном. (36) Кисть так и замелькала. (37) Вдохновили ли его слова дядьки, или, может быть, как раз в эту минуту он ухватил самое нужное? (38) В общем, он заработал и обо всём забыл. (39) Культурный дядька ещё постоял, посмотрел, покачал головой и вдруг грубо спросил:
- А что это вы одеяись-то как? (40) Для смеха, что ли? (41) Людей удивлять? (42) Художник! (43) Раньше такого бы художника сразу бы за милую душу за шиворот да в участок. (44) А теперь, конечно, валяй, малюй!
(45) И ушёл. (46) Сердито и достойно унося под мышкой чёрную тугую трубку — лебединое озеро на клеёнке.
(47) А Калмыков продолжал ожесточённо писать. (48) Никго его ни о чём больше не спрашивал. (49) Как-то очень хорошо, легко, с большим достоинством он провёл этот разговор.
(50) И Зыбин тогда же подумал: «Ну бог его знает, что он за художник, но цену он себе знает».
(51) Он повернулся и вышел из толпы.
(Ю. О. Домбровский *)
* Юрий Осипович Домбровский (1909—1978) — русский поэт, прозаик, литературный критик.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Зыбин — местный художник, рисующий на улице.
2)Зыбин, придя на рынок, с интересом стал наблюдать, как относились к работе художника разные люди.
3)Картина художника не нравилась людям.
4)Художник создавал пейзаж, на котором изображал горячий воздух, арбу с арбузами, пыль, зной, песок.
5)Очень культурный дядечка был раздражён тем, как был одет художник.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Предложения 35—39 содержат описание.
Предложения 20—25 содержат рассуждение.
Предложения 26—30 содержат выводы из рассуждений автора.
Предложения 11 — 14 содержат элементы описания.
Предложение 20 содержит иронию.
Из предложений 29—38 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Среди предложений 39—48 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер этого предложения
«Во фрагменте романа Ю. О. Домбровского воссоздаётся яркая сценка, происходящая на южном базаре. Созданию выразительных типов людей способствуют предложения, включающие (А)____-(предложения 12, 21, 28). Естественность, живость разговора передаётся при помощи такой синтаксической особенности текста, как включение (Б)____(предложения 40, 41).
Важна передача впечатления от картины, созданной художником. Описание, содержащее (В)_____(предложение 9) и (Г)______(«цветной туман», «белое звучание»), даёт возможность читателю зримо представить её».
Список терминов:
фразеологизм
метафора
просторечная лексика
олицетворение
неполные предложения
лексический повтор
ряды однородных членов
эпитеты
контекстные антоним