Реферат на тему:
«Учёт возрастных особенностей учащихся в педагогическом процессе»
Автор:
Сохибова Комила Иззатуллаевна
2022 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
1. Понятие «возраст» и возрастные периодизации………………………...……5
2. Учет возрастных особенностей в обучении и воспитании…………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….......................................……………..14
ВВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы обеспечить человеку хорошее образование, необходимо, в первую очередь, правильно осуществлять сложный педагогический процесс. Важнейшей задачей школы является обеспечение глубокого и прочного овладения знаниями, выработки умений и навыков, формирования мировоззрения и т.д. Другими словами, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хорошо овладели содержанием образования. Все это требует, в первую очередь, понимания теоретических основ обучения, его основных компонентов, сущность которых определяется в рамках основных категорий дидактики.
Анализ различных проблем обучения и воспитания вызывает интерес со стороны многих исследователей и ученых в рамках педагогической науки. Четкое понимание различных сторон обучения и воспитания позволяет обеспечить эффективность педагогического процесса, реализовать поставленные перед этим процессом цели и задачи и т.д. Особенно важным этот аспект становится в условиях современного общества, которое предъявляет все более высокие требования к содержанию и результатам образовательного процесса.
Объектом работы является обучение и воспитание.
В качестве предмета выступает учет возрастных особенностей обучающихся в процессе обучения и воспитания.
Цель работы: изучить проблему учета возрастных особенностей обучающихся в процессе обучения и воспитания.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучить проблему возраста и возрастных периодизаций.
2. Рассмотреть проблему учета возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания.
В работе использовались методы теоретического исследования литературных источников по указанной проблематике (анализ, синтез, индукция, дедукция, а также обобщение, конкретизация и т.д.).
Работа характеризуется следующей структурой: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение, а также список использованной литературы.
1. Понятие «возраст» и возрастные периодизации
Возраст – это одна из наиболее фундаментальных категорий возрастной психологии. Существует два уровня анализа понятия:
абсолютный (хронологический, календарный) возраст. Этот возраст выражается количеством единиц времени (дней, лет и т.д.), которые отделяют момент возникновения объекта от момента измерения возраста;
условный возраст (возраст развития), который устанавливается путем определения расположения объекта в процессе развития на основании каких-либо качественно-количественных признаков. Определение условного возраста предполагает выбор системы отсчета и принципов ее расчленения1.
Анализ индивидуального человеческого развития показывает, что категорию возраста с точки зрения жизненного пути человека можно рассматривать с нескольких позиций.
Биологический возраст – возраст, который определяется состоянием обмена веществ в организме человека, его функций по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, который характерен для всей популяции данного хронологического вида. Здесь за основу берутся все те изменения, которые происходят в организме каждого человека.
У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают, однако у некоторых детей биологический возраст опережает календарный или отстает от него. Основными критериями оценки биологического возраста считаются: зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов; скелетная зрелость; зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых признаков. В последнее время при оценке биологического возраста стали использовать не только морфологические возрастные изменения, но и показатели зрелости физиологических систем организма2.
Психологический возраст – это тот возраст, который устанавливается путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующей нормой.
Социальный возраст, который измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что является статистической нормой для его сверстников.
Выделяют также и субъективный возраст личности, который имеет некую внутреннюю систему отсчета. Данное понятие подразумевает собственную оценку человеком своего возраста. Основой определения субъективного возраста является самоощущение.
В истории психологии много раз предпринимались попытки построения возрастной периодизации психического развития. Их систематизация была предпринята в работе «Проблема возраста» Л.С. Выготским. Все периодизации он разделил на три группы. Первая группа включает в себя периодизации, которые созданы путем деления процесса развития на этапы. К примеру, периодизация С. Холла, которая создана по аналогии с представлениями о ступенях развития общества.
Ко второй группе, которая является наиболее многочисленной, Л.С. Выготский отнес те периодизации, которые основываются на каком-то одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Примером периодизации такого типа является периодизация П.П. Блонского, которая построена с учетом появления и смены зубов. К этой же группе периодизаций относится известная периодизация психосексуального развития З. Фрейда. Ему принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. Кроме указанных стадий, в схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости.
Важное место среди периодизаций второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой находится развитие интеллектуальных структур, периодизация Л. Колберга, в основе которой лежит становление морали.
К третьей группе периодизаций, согласно Л.С. Выготскому, относятся те периодизации, которые связаны с выделением определенных существенных особенностей самого психического развития. К данной группе периодизаций относится периодизация Э. Эриксона, который утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание стадий – результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей3.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий, для каждой из которых характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека:
первая стадия (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием либо недоверием ребенка к собственному окружению;
вторая стадия (раннее детство, 2-й – 3-й годы жизни) характеризуется автономией либо стыдом (сомнением);
третья стадия (дошкольный возраст, 4-й – 5-й годы жизни) – инициатива либо чувство вины;
четвертая стадия (школьный возраст, от 6 до11-12 лет) характеризуется чувством ценности и трудолюбия либо малоценности;
пятая стадия (юношество) – личностная индивидуальность, идентичность или диффузия идентичности;
шестая стадия (молодость, от 20 до 30 лет) характеризуется интимностью, близостью либо изоляцией;
седьмая стадия (зрелость, от 30 до 40 лет) – творческое начало, интегративность либо застой;
восьмая стадия (старший взрослый возраст и старость, от 40 лет) характеризуется целостностью личности любо раздвоенностью и отчаянием.
Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих описанных конфликтов (кризисов) на определенном этапе развития4.
Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию. Он выделял в развитии как стабильные, так и критические возрасты (периоды). В периоды стабильности происходит накопление мелких количественных изменений развития, в критические же периоды эти изменения проявляются в виде новообразований, возникающих скачкообразно. По мнению Л.С. Выготского в развитии происходит чередование стабильных и критических периодов:
кризис новорожденности;
стабильный период младенчества;
кризис первого года жизни;
стабильное раннее детство;
кризис трех лет;
стабильный дошкольный возраст;
кризис семи лет;
стабильный младший школьный период;
пубертатный кризис;
стабильный подростковый возраст;
кризис 17 лет и т.д.5.
Линия Л.С. Выготского была продолжена А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным. Они предполагают, что основой развития выступает смена деятельности, которая обуславливает возникновение новообразований. В это же время достигнутые новообразования – это предпосылка становления нового типа деятельности, который переводит ребенка на новый этап развития. Новый тип деятельности, который находится в основе развития ребенка в определенном возрасте, называется ведущим6.
Таким образом, в психологии развития и возрастной психологии существует огромное количество возрастных периодизаций развития. Одной из важнейших задач на сегодняшний день является составление единой, общепринятой возрастной периодизации развития.
2. Учет возрастных особенностей в обучении и воспитании
Об обучении достаточно много сказано на сегодняшний день. Можно выделить различные определения обучения. Оно рассматривается как передача человеку определенных знаний, умений и навыков, как целенаправленное взаимодействие учителя и учеников, в ходе которого осуществляется решение задач их образования и т.д. Каждое определение обучения представляет собой попытку к раскрытию его сущности. При этом, эти определения, взятые в отдельности, не раскрывают сущность обучения7.
Важную роль для характеристики обучения как педагогического процесса играет его двусторонность. С одной стороны, в нем находится педагог, который руководит обучением, излагает материал, который предусматривается программой. С другой стороны, находятся ученики, для которых процесс предстает в форме учения, овладения тем или иным материалом. Протекание образовательного процесса невозможно без активного взаимодействия сторон (преподавания и учения). Двусторонность выделяется многими учеными как основная черта, раскрывающая сущность обучения. Процессы преподавания и учения, являясь системообразующими компонентами обучения, направлены на достижение его целей8.
Можно выделить три функции процесса обучения: образовательную цель, развивающую и воспитательную9. Важную роль играет развивающая функция обучения. Традиционно выделяется несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития. В соответствии с первым подходом, обучение и развитие рассматриваются как независимые процессы. Второй подход рассматривает обучение и развитие как одно и то же, т.е. развитие равно обучению.
Согласно третьему подходу, обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение рассматриваются как процессы, которые не совпадают по времени, между ними существует сложная взаимозависимость. Рассматриваемый подход является характерным для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Обучение в рамках данного подхода понимается более широко: как общение, сотрудничество ребенка и взрослого, в рамках которого взрослый помогает ребенку открыть предметы, способы их употребления. Обучение рассматривается как планомерная организация развития ребенка. Обучение – это движущая сила ребенка, которая побуждает к развитию те процессы, которые без него не представляются возможными. Основной ролью обучения является создание возможности овладения собственным поведением.
Л.С. Выготский, решая проблему связи обучения и развития, выделил два уровня развития ребенка. Первый уровень проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), а второй – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Введение феномена «зона ближайшего развития» дает возможность выработки стратегического направления в процессе организации обучения: развивает только обучение, которое ориентируется на «зону ближайшего развития» ребенка. Обучать можно тому, чему ребенок уже способен обучаться, опираясь на достигнутый уровень развития10.
Воспитание в педагогическом смысле рассматривается как специально организуемый и управляемый процесс, который содействует развитию личности. Оно может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, семье и т.д.). В этом случае, как правило, речь идет о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые люди могут оказывать на ребенка целенаправленное воздействие для того, чтобы сформировать у него определенные личностные и психические качества (аккуратность, интерес к книге, любовь и привязанность к семье и т.д.). В этом случае воспитание имеется в виду в узком педагогическом смысле11.
Специфика воспитания состоит в том, что оно возникло уже с момента становления человеческого общества и существует столько, сколько существует это общество. Воспитание – это категория общая и вечная. Она порождается потребностью обеспечить развитие детей, установить определенную преемственность между поколениями и т.д.
При этом, содержание и характер воспитания не остаются неизменными в различные исторические времена. Изменения эти имеют место под влиянием экономических условий жизни общества, а также способов производства материальных благ, культуры, религии, политики и т.д. Таким образом, можно говорить о том, что воспитание представляет собой историческое понятие.
Можно отметить, что воспитание всегда предполагает внешнее воздействие на испытуемого извне. При этом, не каждое внешнее воздействие оказывает на ребенка воспитывающее влияние. Все дело в том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, то есть через особенности формирующейся психики, личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ, проведенный в рамках данной работы, позволяет говорить о том, что учет возрастных особенностей обучающихся в процессе обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности является очень важной и актуальной проблемой.
Одной из важнейших функций обучения является развитие личности учащегося. Л.С. Выготским была обоснована возможность и целесообразность обучения, которое направлено на развитие ребенка. Согласно Выготскому, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день развития, идти впереди него. На сегодняшний день развитию личности учащегося уделяется огромное внимание в процессе обучения.
Учет возрастных особенностей позволяет успешно осуществлять достижение целей, которые поставлены перед образовательным процессом в области безопасности жизнедеятельности. Только учитывая возможности того или иного возрастного этапа развития ребенка, можно обеспечить успешность усвоения учебного материала.
Важную роль в данном аспекте играет оптимальный выбор используемых в процессе обучения и воспитания методов, приемов и средств. Так, к примеру, для младших школьников особыми возможностями обладает игра.
Использование игровых форм усвоения знаний позволит обеспечить эффективность образовательного процесса в младшем школьном возрасте.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что учет возрастных особенностей является важной предпосылкой обеспечения эффективности обучения и воспитания. Именно поэтому данная проблема требует дальнейшего рассмотрения и детальной проработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Владос, 2014. – 272с.
Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: «Питер», 2020. – 304с.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. – М.: Проспект, 2013. – 488с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 2016. 3. – С. 12-17.
Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. – 1008с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2015. – 940с.
Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. – Новосибирск: АРТА, 2011 – 304с.
Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2016. – 432с.
Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т.1. Теоретическая педагогика. – М.: Юрайт, 2013. – 777с.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2016. – 304с.
Психология развития под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2011. – 352с.
Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 656с.
Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 423с.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: «Феникс», 2013. – 544с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2016. – 608с.
Чугайнова Л.В. Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. – Соликамск: СГПИ, 2012. – 147с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2019. – 360с.
1 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672с.
2 Психология развития под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2011. – 352с.
3 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2016. – 608с.
4 Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2015. – 940с.
5 Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 656с.
6 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672с.
7 Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2016. – 432с.
8 Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 423с.
9 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: «Питер», 2020. – 304с.
10 Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. – 1008с.
11 Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т.1. Теоретическая педагогика. – М.: Юрайт, 2013. – 777с.
учет возрастных особенностей учащихся в педагогическом процессе | | сохибова К.И. |