Тема «Использование элементов технологии ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка»
На формирование опыта оказали такие факторы:
- курсовая подготовка по ФГОС
- методическая литература
- опыт коллег
- Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)
Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными... В связи с этим нужно обновлять содержание и технологии образования. Я активно включилась в этот процесс, пытаясь освоить ТРИЗ-педагогику и технологию РКМ, которые способствуют формированию у моих учеников выше обозначенных качеств.
Несмотря на повышенное внимание разработчиков новых стандартов к развитию познавательной активности и появлению учебников, сохраняется проблема разных видов уроков, видов и форм их проведения, связанная как с повышенной нагрузкой учителя и, порой, его неумением выстроить собственную систему, опираясь на методические рекомендации, так и с явно пониженным уровнем самостоятельности обучающихся, их невысоким интересом к родному языку и литературе. При сложившейся системе обучения русскому языку и литературе в 5-8 классах возникают противоречия, с которыми я столкнулась в практике работы:
- между существующим разнообразием методической литературы о формах и методах повышения познавательной активности обучающихся среднего звена и сложившейся системой преподавания русского языка, слабо применяющей возможности повышения познавательной активности обучающихся на уроках;
- между современным вектором развития, ориентированным на высокий уровень образования, и низким уровнем самореализации школьников в учебной работе.
Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов) и его научная школа.
Первая публикация о ТРИЗ в 1956 г. была представлена в журнале «Вопросы психологии». Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является Анатолий Александрович Гин. Именно он начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности детей школьного возраста. А. Гин имеет квалификацию «Мастер ТРИЗ», присвоенную основоположником теории Генрихом Альтшуллером в 1998 году.
Цель моей работы – научить своих учеников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы. Задачи: 1) развивать внимание, память, логическое мышление; 2) развивать познавательную активность; 3) вызывать интерес к урокам русского языка; 4) развивать умение общаться в парах, в группах и между группами; 5) развивать сообразительность, находчивость, умение преодолевать препятствия; 6) создавать условия для развития креативности через использование приёмов ТРИЗ и РКМ в практической деятельности учащихся .
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
- методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
- методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ) – общая теория сильного мышления);
- воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)
ТРИЗ-технология - преимущественно игровая, а поскольку она еще и предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода, каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями
Одной из форм не только включения в урок, но и развития продуктивного мышления является постановка и разрешение проблемной ситуации. Например, при повторении темы в 6 классе «Части речи. Имя существительное и имя прилагательное» начинаю урок с постановки проблемного вопроса: « Какая часть речи, существительное или имя прилагательное, более самостоятельная?» И ребята доказывают, что существительное - наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Акцент ставлю на тщательную отработку способа рассуждения. Затем зарисовываем в тетрадь для схем и таблиц ( это памятка «шпаргалка», заводим её с 5 класса), что имеет существительное и что занимает прилагательное у существительного. Здесь ребята проявляют полную свободу творчества. Одни рисуют схемы в виде грибов, домов, чайнушек, плавающих облак, другие идут простым путем, зарисовывают ромбы, квадраты.
«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
- простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
- уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
- интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
- творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных причастий?);
- событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
- практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).
Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .
Основные признаки текста.
- 1. Единство … текста.
- 2. Наличие … мысли текста.
- 3. Относительная … текста.
- 4. Определённый … предложений.
- 5. … связь предложений в тексте .
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» или ещё его называют «Волшебный телевизор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.
Работая над темой убедилась в том, что нестандартные формы и методы работы на уроках русского языка способствуют развитию познавательной активности учащихся, повышению качества знаний и мотивации к изучению этого предмета. Ребята овладевают навыками самостоятельного добывания знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной, справочной литературой, выполняют задания не только репродуктивного, но и творческого характера.
Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ – технологии в свои уроки. «Чтобы творческую личность Нам в системе развивать Технологию ТРИЗ Я желаю применять! Рост профессиональный Обеспечите себе. Ориентир ребёнку дальний Обозначите в судьбе».
- Курышев В.А. ТРИ Зовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003.
- Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. - № 5
- http :// www.trizminsk.org . Веб-сайт Минского центра ТРИЗ-технологий. Все направления ТРИЗ.