СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель года 2017

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к конкурсу "Учитель года 2017".  Тема "Использование элементов технологии ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Учитель года 2017»

Тема «Использование элементов технологии ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка»

Тема «Использование элементов технологии ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка»

На формирование опыта оказали такие факторы: курсовая подготовка по ФГОС методическая литература опыт коллег

На формирование опыта оказали такие факторы:

  • курсовая подготовка по ФГОС
  • методическая литература
  • опыт коллег
 Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)
  • Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)
Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными... В связи с этим нужно обновлять содержание и технологии образования. Я активно включилась в этот процесс, пытаясь освоить ТРИЗ-педагогику и технологию РКМ, которые способствуют формированию у моих учеников выше обозначенных качеств.

Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными... В связи с этим нужно обновлять содержание и технологии образования. Я активно включилась в этот процесс, пытаясь освоить ТРИЗ-педагогику и технологию РКМ, которые способствуют формированию у моих учеников выше обозначенных качеств.

 Несмотря на повышенное внимание разработчиков новых стандартов к развитию познавательной активности и появлению учебников, сохраняется проблема разных видов уроков, видов и форм их проведения, связанная как с повышенной нагрузкой учителя и, порой, его неумением выстроить собственную систему, опираясь на методические рекомендации, так и с явно пониженным уровнем самостоятельности обучающихся, их невысоким интересом к родному языку и литературе. При сложившейся системе обучения русскому языку и литературе в 5-8 классах возникают противоречия, с которыми я столкнулась в практике работы: между существующим разнообразием методической литературы о формах и методах повышения познавательной активности обучающихся среднего звена и сложившейся системой преподавания русского языка, слабо применяющей возможности повышения познавательной активности обучающихся на уроках; между современным вектором развития, ориентированным на высокий уровень образования, и низким уровнем самореализации школьников в учебной работе.

Несмотря на повышенное внимание разработчиков новых стандартов к развитию познавательной активности и появлению учебников, сохраняется проблема разных видов уроков, видов и форм их проведения, связанная как с повышенной нагрузкой учителя и, порой, его неумением выстроить собственную систему, опираясь на методические рекомендации, так и с явно пониженным уровнем самостоятельности обучающихся, их невысоким интересом к родному языку и литературе. При сложившейся системе обучения русскому языку и литературе в 5-8 классах возникают противоречия, с которыми я столкнулась в практике работы:

  • между существующим разнообразием методической литературы о формах и методах повышения познавательной активности обучающихся среднего звена и сложившейся системой преподавания русского языка, слабо применяющей возможности повышения познавательной активности обучающихся на уроках;
  • между современным вектором развития, ориентированным на высокий уровень образования, и низким уровнем самореализации школьников в учебной работе.
 Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст  Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер  (псевдоним Генрих Альтов)  и его научная школа.  Первая публикация о ТРИЗ в 1956 г. была представлена в журнале «Вопросы психологии». Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является  Анатолий Александрович Гин. Именно он  начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности  детей школьного возраста. А. Гин имеет квалификацию «Мастер ТРИЗ», присвоенную основоположником теории Генрихом Альтшуллером в 1998 году.

Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст  Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер  (псевдоним Генрих Альтов)  и его научная школа.

Первая публикация о ТРИЗ в 1956 г. была представлена в журнале «Вопросы психологии». Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является  Анатолий Александрович Гин. Именно он  начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности  детей школьного возраста. А. Гин имеет квалификацию «Мастер ТРИЗ», присвоенную основоположником теории Генрихом Альтшуллером в 1998 году.

Цель моей работы – научить своих учеников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.  Задачи:  1) развивать внимание, память, логическое мышление;  2) развивать познавательную активность;  3) вызывать интерес к урокам русского языка;  4) развивать умение общаться в парах, в группах и между группами;  5) развивать сообразительность, находчивость, умение преодолевать препятствия;  6) создавать условия для развития креативности через использование приёмов ТРИЗ и РКМ в практической деятельности учащихся . 

Цель моей работы – научить своих учеников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы. Задачи: 1) развивать внимание, память, логическое мышление; 2) развивать познавательную активность; 3) вызывать интерес к урокам русского языка; 4) развивать умение общаться в парах, в группах и между группами; 5) развивать сообразительность, находчивость, умение преодолевать препятствия; 6) создавать условия для развития креативности через использование приёмов ТРИЗ и РКМ в практической деятельности учащихся . 

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:   методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);   методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ) – общая теория сильного мышления);   воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)   ТРИЗ-технология - преимущественно игровая, а поскольку она еще и предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода, каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

  • методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
  • методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ) – общая теория сильного мышления);
  • воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

ТРИЗ-технология - преимущественно игровая, а поскольку она еще и предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода, каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями

 Одной из форм не только включения в урок, но и развития продуктивного мышления является постановка и разрешение проблемной ситуации. Например, при повторении темы в 6 классе «Части речи. Имя существительное и имя прилагательное» начинаю урок с постановки проблемного вопроса: « Какая часть речи, существительное или имя прилагательное, более самостоятельная?» И ребята доказывают, что существительное - наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Акцент ставлю на тщательную отработку способа рассуждения. Затем зарисовываем в тетрадь для схем и таблиц ( это памятка «шпаргалка», заводим её с 5 класса), что имеет существительное и что занимает прилагательное у существительного. Здесь ребята проявляют полную свободу творчества. Одни рисуют схемы в виде грибов, домов, чайнушек, плавающих облак, другие идут простым путем, зарисовывают ромбы, квадраты.

Одной из форм не только включения в урок, но и развития продуктивного мышления является постановка и разрешение проблемной ситуации. Например, при повторении темы в 6 классе «Части речи. Имя существительное и имя прилагательное» начинаю урок с постановки проблемного вопроса: « Какая часть речи, существительное или имя прилагательное, более самостоятельная?» И ребята доказывают, что существительное - наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Акцент ставлю на тщательную отработку способа рассуждения. Затем зарисовываем в тетрадь для схем и таблиц ( это памятка «шпаргалка», заводим её с 5 класса), что имеет существительное и что занимает прилагательное у существительного. Здесь ребята проявляют полную свободу творчества. Одни рисуют схемы в виде грибов, домов, чайнушек, плавающих облак, другие идут простым путем, зарисовывают ромбы, квадраты.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?); уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);  интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?); творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных причастий?); событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?); практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  • простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
  • творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных причастий?);
  • событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
  • практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).
 Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .  Основные признаки текста. 1. Единство … текста. 2. Наличие … мысли текста. 3. Относительная … текста. 4. Определённый … предложений.  5. … связь предложений в тексте .

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста.

  • 1. Единство … текста.
  • 2. Наличие … мысли текста.
  • 3. Относительная … текста.
  • 4. Определённый … предложений.
  • 5. … связь предложений в тексте .
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» или ещё его называют «Волшебный телевизор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» или ещё его называют «Волшебный телевизор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.

 Работая над темой убедилась в том, что нестандартные формы и методы работы на уроках русского языка способствуют развитию познавательной активности учащихся, повышению качества знаний и мотивации к изучению этого предмета. Ребята овладевают навыками самостоятельного добывания знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной, справочной литературой, выполняют задания не только репродуктивного, но и творческого характера.

Работая над темой убедилась в том, что нестандартные формы и методы работы на уроках русского языка способствуют развитию познавательной активности учащихся, повышению качества знаний и мотивации к изучению этого предмета. Ребята овладевают навыками самостоятельного добывания знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной, справочной литературой, выполняют задания не только репродуктивного, но и творческого характера.

Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ – технологии в свои уроки.  «Чтобы творческую личность  Нам в системе развивать  Технологию ТРИЗ  Я желаю применять!  Рост профессиональный  Обеспечите себе.  Ориентир ребёнку дальний  Обозначите в судьбе».

Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ – технологии в свои уроки. «Чтобы творческую личность Нам в системе развивать Технологию ТРИЗ Я желаю применять! Рост профессиональный Обеспечите себе. Ориентир ребёнку дальний Обозначите в судьбе».

Курышев В.А. ТРИ Зовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003.     Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. - № 5    http :// www.trizminsk.org . Веб-сайт Минского центра ТРИЗ-технологий. Все направления ТРИЗ.
  • Курышев В.А. ТРИ Зовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003. 
  • Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. - № 5
  • http :// www.trizminsk.org . Веб-сайт Минского центра ТРИЗ-технологий. Все направления ТРИЗ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!