Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Юхтинская средняя общеобразовательная школа»
п. Юхта, Свободненский район Амурская область
Эссе
Я-педагог
Учитель начальных классов
Целобанова Екатерина Андреевна
Квалификационная категория первая
Стаж работы 6 лет
п. Юхта 2018 г
| Учитель! Он всегда в дороге, В заботах, поиске, тревоге, И никогда покоя нет! Он сам себя всех строже судит, Он весь земной, он рвётся в высь; Не счесть, пожалуй, сколько судеб С его судьбой переплелись! Д.С.Лихачёв. |
Слово педагог в переводе с греческого «ведущий ребенка».
На данный момент профессия педагога является одной из востребованных профессий на всей планете. Её можно разделить на несколько специальностей: воспитатель, учитель, вожатый, преподаватель, психолог. Ключевым словом в списке этих специальностей является слово учитель. Учитель должен заниматься не только организацией и проведением учебных занятий и мероприятий, но и воспитанием. Он изучает личность ребёнка, следит за отношениями в коллективе, совместно с родителями, помогает ему преодолевать социальные проблемы и разрешать возникшие конфликты.
Каждый из нас уже с детства размышляет над своей дальнейшей судьбой, строит планы, думает про то, кем он станет. Нелёгкое это дело выбрать профессию. Ведь от этого выбора зависит, как сложится твоя дальнейшая жизнь. К профессии педагога я пришла не сразу. Окончив девять классов, я поступила в Амурский строительный колледж. Год обучаясь на инженера-электрика, я так и не представила себя в этой профессии. В глубине души мне хотелось работать с детьми. Поэтому оставив колледж, я связала свою судьбу со школой. Выучилась на учителя начальных классов и ни разу об этом не пожалела.
Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего, любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; это и любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; и любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия.
С первого дня поступления в школу ребёнку учитель заменяет самого дорогого ему человека – маму. Для маленьких учеников он является опорой, надеждой, наставником, примером для подражания.
Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а, может быть, даже и на шаг вперед. И мне нравится моя профессия тем, что я живу в удивительном мире, который не даёт мне останавливаться ни на миг, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, небывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Где все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, где просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Где нужно быть, торопиться, спешить… Поэтому в этом мире уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Ведь это – особый мир. Это – мир детства! Именно дети не разрешают мне останавливаться, заставляют постоянно искать новое, идти в ногу со временем. Ради огонька в их любопытных глазках я каждый день засиживаюсь допоздна в поисках интересного, интригующего. И сколько восторга в моей душе, когда я вижу, что глазки моих мальчишек и девчонок горят! Им интересно, они хотят учиться!
Я уже шесть лет работаю учителем начальных классов. А когда начала работать в школе, мне пришлось столкнуться с массой трудностей: это и работа с родителями, и взаимоотношения с администрацией и коллегами, и непредвиденные ситуации с детьми…. Оказывается, многому в колледже не учили…. Поэтому училась на ходу и до сих пор учусь!
Считаю важным в своей работе придерживаться лучших традиций отечественного образования и в то же время внедрять в образовательный и воспитательный процессы инновации. Ведь мы живём в веке высоких технологий, глобальной компьютеризации и информатизации.
Я вхожу в класс, где меня ждут они - дети нового поколения. А какие они? Активные, раскованные, коммуникабельные, которые с рождения владеют навыками работы со сложными электронными устройствами. Очень важно научить детей пользоваться современными технологиями , помочь детям не заблудиться в огромном информационном пространстве, научить из потока информации выделять важную и нужную.
Чем же должен овладеть ребёнок, выходя из стен начальной школы? Прежде всего – умением учиться. Именно учителя начальных классов строят тот фундамент, который является залогом успешного обучения не только в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни.
Ученик начальных классов похож на путешественника, который идёт по дороге знаний, встречая на своём пути множество преград, а преодолеть их можно только совместными усилиями педагога и ребёнка. Нелегка задача учителя – проводника – собрать всех маленьких путников вместе, создать для каждого ситуацию успеха и сплотить их в одну команду, в которой каждый чувствовал бы себя уверенно. Вот где простор для творческого педагога! «Сотрудничество», «сотворчество» - вот основа моей работы с детьми. Трудно ли учить детей нового поколения? Да, непросто. Но если учебный процесс сделать увлекательным (ведь учитель - немножко волшебник), ребятам будет интересно узнавать что-то новое и необычное. Этому способствует работа в рамках моей методической темы «Игровая технология как важное средство обучения и воспитания учащихся младших классов». Реализация этого подхода позволяет ученикам проявлять себя индивидуально или в группе, самостоятельно приобретать знания, формулировать проблему и находить пути её решения, учиться работать в команде. Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: самостоятельное познание нового - это интересно, важно, это доставляет удовольствие. И для меня, учителя, успехи моих учеников – это большая радость!
Мои выпускники начальной школы прошлого учебного года успешно справились с заданиями ВПР по окружающему миру, математике и русскому языку. Я поняла, что игровая технология даёт положительный результат. Именно в игре мои дети научились анализировать, находить общее и различие.
Подбирая дидактическую игру, я задумываюсь, что она должна быть связана темой конкретного урока и направлена на достижение конкретной цели.
Игра помогла моим детям (сегодняшним пятиклассникам) освоить необходимые учебные универсальные действия, научила общаться с другими людьми, поэтому они легко адаптировались в основной школе.
Первого сентября за парты в моём классе сели первоклассники. Для многих из них учёба в школе представлялась как тяжёлый титанический труд. А такое восприятие учебной деятельности не устраивает меня как учителя. И вновь игровая технология приходит мне на помощь: она помогает ребёнку пережить период адаптации в школе, помогает выработать устойчивый интерес к учению. Ребёнок процесс обучения видит как увлекательное, интересное путешествие по дороге знаний.
Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Я, подбирая игровые задания, осознаю это. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.
Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.
Но в жизни не все обязанности занимательны. Если забывать об этом, то занимательность часто превращается в развлекательность. Необходимо помнить об этом, включая игровые упражнения в урок. А школа, в первую очередь, должна готовить ребёнка к жизни. И через игру надо научить трудиться, упорно трудиться, чтобы успешно продолжить обучение после начальной школы в основной школе, и, в конечном итоге, стать успешным в современном обществе. И я как педагог, это понимаю и стараюсь решить в процессе своей деятельности.