СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи как одна из основных задач формирования читательской коспетентности младших школьников

 

Просмотр содержимого документа
«Учитель начальных классов»

Доклад на тему «Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения; приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, творческого и талантливого читателя. Умение читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

развитие потребности в самостоятельном, инициативном чтении посредствам использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

развитие читательской компетентности через организацию и проведение урока литературного чтения, творческих игр, занятий с элементами театрализации;

стимулирование творчества детей.

Всё это в совокупности позволит выпускнику начальной школы научиться:

  • осознанно, правильно, выразительно читать;

  • извлекать из текстов полезную и интересную информацию;

  • самостоятельно выбирать книги для чтения;

  • работать с разными источниками информации (словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе на электронных носителях);

  • работать с устными и письменными текстами;

  • составлять план письменного текса и создавать письменный текст;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.

Первый этап приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. В результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

  • умение правильно прочитывать слова;

  • понимать смысл текста;

  • выразительно читать;

  • выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Этапы формирования читательских интересов:

6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – они неизменно предпочитают «толстым».

8 – 9 лет, учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Основная цель работы в направлении формирования читательской компетентности.

Научить:

  • осознанно, правильно, выразительно читать;

  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

  • самостоятельно выбирать книги для чтения;

  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

  • самостоятельно выбирать книги для чтения.

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

Этапы читательской подготовки.

Класс

Виды уроков чтения

Подготовительный.

1 класс

Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением

Начальный.

2 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Основной.

3 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Заключительный.

4 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Подготовительный этап.

Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

Формирование интереса к чтению книг идет во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • Речевая разминка (чистоговорки ,скороговорки).

  • Анаграммы (методика развития техники чтения по системе В. Б. Эдигей).

  • Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко

  • Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения: «Цепочки слов», «Слог и слово» «Кто больше?», «Задом наперёд»; «Подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения: наглядные пособия; демонстрационные картины; учебные таблицы, иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок; книги; электронные презентации.

На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.

В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.

На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.

Начальный этап.

Второй этап формирования читательской компетентности посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.

На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении.

Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части.

Первая часть:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин). На этом этапе используются следующие упражнения:

- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить;

- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам;

- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин).

3. Беседа – рассуждение о прочитанном.

Вторая часть:

1. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин).

2. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин).

3. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин).

4. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)

Части урока можно менять местами.

Основной этап.

Этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

На основном этапе учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а также сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. Цель самостоятельного чтения детям пока предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. В процессе этой работы дети опираются на все знания, умения, навыки по чтению, приобретённые к моменту деятельности и закрепляют их.

Заключительный этап.

На заключительном этапе у учащихся формируются основы самообразования – самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности в различных областях знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка. Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!