Урок русского языка в 6 классе № 14 19.09.19
Тема урока: Морфемный и словообразовательный разбор.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выполнять словообразовательный и морфемный анализ слов
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели.
Познавательные: строить логически рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация учащихся на совместную деятельность; сообщение темы урока.
Словарная работа.
(Учащиеся объясняют выбор и значение приставок пре- и при- , выделяют .орфограммы).
.
Презабавный случай, прифронтовая полоса, престарелый житель, пришить пуговицу, привокзальная площадь, презирать труса, преградить дорогу, приобрести дом, прилежный ученик, удивительное приключение.
- Назовите слова, в которых приставка теперь стала частью корня.
III. Слово учителя. Целеполагание.
Ребята, несмотря на то, что, на дворе осень, но неожиданно для
всех выпал первый снег. Не зря в народе говорят: «Ноябрь не зима, а предзимье: зима с осенью борется». Поэтому ноябрь называют полузимником. По словам В.Бианки, ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат. Скоро зима вступит в свои права.
Синтаксическая пятиминутка.
(Предложения записаны на доске. Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы, объясняет орфограммы, затем проводит синтаксический разбор 1-го предложения. Затем другой ученик проводит работу над 2- предложением, которое записывается остальными уч-ся в тетрадях).
Задание: выделить грамматическую основу, указать, чем выражены главные члены предложения, составить схему, дать характеристику
Предложений.
В зимн…м тумане раскинули свои голые ветки д…ревья, и ле…кий сн…жок пр…крыл землю.
Скоро п…кинут р…дные кр…я перелетные птицы, и тогда на землю ляжет наст…ящий зимн…й снег.
Работа с текстом.
- А сейчас мы прочитаем текст, из которого узнаем, откуда берется снег.
(Учитель раздает всем уч-ся карточки с текстом и читает его вслух).
Где рождается снег?
(По М. Гумилевской)
Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок: они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.
Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда. Но они никогда не превращаются в снежинки.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки- кристаллики. Кристаллик все время растет и становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно опускаются, собираются хлопьями и падают на землю.
- Из чего рождается снег?
- А что рождается из капелек воды?
- Как автор описывает снежинки?
- Объясните значение словосочетания «хрупкие снежинки».
Задания:
Списать последнее предложение, произвести синтаксический разбор.
Выписать из текста однокоренные слова и разобрать по составу.
Снег, снежинки; вода, водяные; лед, льдинки.
- А какие еще однокоренные слова можно подобрать к этим словам?
- Как называются части слова?
- Какой мы произвели разбор?
3. Произвести словообразовательный разбор этих же слов.
Снежинки снег
Водяные вода
Льдинки лед
- Каким способом образованы слова?
VI . Выбрать правильный словообразовательный разбор (устно)
а) доледниковый – ледниковый
б) доледниковый - ледник
в) доледниковый - лед
А теперь составьте словообразовательную цепочку из этих слов:
Лед ледник ледниковый доледниковый
- Каким способом образованы эти слова?
VII .Физ. минутка Гимнастика для глаз.
VIII. Работа по учебнику.
Чтение материала 9, с.38 - 39.
- Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?
1Х. Коллективная работа упр. 63, 64:
(в левый столбик выписать слова с суффиксами, а в правый – без суффиксов; определить вид разбора слов)
Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина, картофелина,
малина.
Х. Самостоятельная работа, упр.65
(составить словообразовательные цепочки)
Прапрадедушка, раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный,
ненаучный, прескучный.
Х1. Домашнее задание с.38 , орф. разминка
Х11. Итог урока. Рефлексия
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4 – 5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6.Повторить4 – 5 раз.
В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.