СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировского района Республики Крым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировского района Республики Крым»

Урок русского языка в 6 классе № ____36____ 21.10.19

Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями»

Планируемые результаты:

Предметные: Знать особенности происхождения и написания слов с полногласием и неполногласием

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения

Личностные: Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Ход урока


  1. Организационный этап. Подготовка класса к уроку

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

  1. Мотивация УД.

И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день.

- А вам? Почему?

- А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.

- А вы? Почему?

- Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее?

Вступительное слово учителя

Они оба имеют корень –здрав-, -здравл- и по своему значению и происхождению связаны со словом «Здоровье»

Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?

Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оро» и «оло» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий имел два сына...»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян...

С. Крыжановский «Старославянский язык».

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план.

  1. Работа над темой.

Ребята, как называется:

- Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)

– Как называют разновидность угля (Древесный)

– Куда надевается шапка? (Голова)

– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)

– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)

– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)

- Что даёт корова? (Молоко)

- Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)

(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).

Дерево

Древесный

ере - ре

Голова

Глава

оло - ла

Здоровье

Здравствуй

оро - ра

Молоко

Млечный

оло - ле

Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.

Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.

Старославянский (древнеболгарский) – ГРАД

Древнерусский - ГОРОД

Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) могут чередоваться с сочетаниями ла, ра, ре (злато, краткий, небрежный; сочетание оло может, кроме того, чередоваться и с сочетанием ле (полон – плен). Первые сочетания называются п о л н о г л а с н ы м и, вторые – н е п о л н о г л а с н ы м и.

Работа с учебником .Чтение материала учебника

6. Закрепление материала.

Заданиепридумай пару

град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)

глас (старослав.) –(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);

брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);

шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.

Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные "родственники". А у слова трава нет "родственника" "то-рова", значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть "родственники" брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет "родственников" "брет" или "чред" Значит, нет и полногласных сочетаний.

Учащиеся по очереди работают у доски.

Класс – в тетради

Задание: выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Чья пара справиться быстрее и найдет все слова?

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.

Парная работа.

Огород – ограда

Полотно – платье

Молоко – млекопитающее

Середина - среда

Голос – согласный (звук)

Молодежь – младенец

Оболочка – облако

Сторона – страна

Здоровье – здравствуйте.



7. Физкультминутка.

Сенсорные касания

Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем. Как вы оцените работу класса на уроке? Тогда коснитесь друг друга ладошками и похвалите, пожелайте здоровья, поздравьте с успехом. Пройдите по классу к тому, кого хотели бы тоже похвалить или подбодрить. Садимся по своим местам и продолжим работу.

Выполняют разминку

Заданиепридумай пару

голова – глава, холод – охладить, голос – гласный, молодой – младенец;

ворота – привратник, здоровый – здравие, здравствуй, сторож – стража;

берег – безбрежный, дерево – древесный, через – чрезвычайно;

волоку – влеку, молочный – млечный (путь).

Самостоятельная работа комментирование по цепочке

Задание: найти старославянизм и придумай пару

1. Пирует с дружиной вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана. (голова)



2. И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей. (голос)



3. Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво. (город)

Устно воспринимают текст и определяют пару

Задание: объяснительный диктант: подбери соответствующие русские слова к данным старославянизмам.

Бразда, древо, млечный, чреда, единый, вращать.

(Борозда, дерево, молочный, очередь, один, ворочать).

Выдели орфограммы в исконно русских словах.

Работа у доски

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме.

Закончите высказывания.

1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...

2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.

3. Слова глас и голос – братья, потому что...

4. В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как...

5. Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.

6. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают

  1. Рефлексия.

- Что нового узнали?

– Что запомнилось?

- Что оказалось сложным?

- С чем легко справились?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Домашнее задание

Дифференцировано по учебнику