Эссе «Я-учитель»
Учитель! Три слога!
Не так уж и много!
Но сколько умений вмещает оно!
Уменье учить! Уменье творить! Уменье детей беззаветно любить!
Учитель! Три слога!
Но как это много!
И это призванье мне СВЫШЕ дано!
Я – учитель! А кто он – учитель? Какую роль играет в жизни ученика? Общества? Государства?
Эти вопросы вызывают у меня глубокие раздумья. Пытаюсь постичь необъятный, великий смысл своей деятельности. Окидываю мысленным взором сложный, полный неожиданностей, современный мир. Вижу, как он бросает нам все новые и новые вызовы, диктует свои условия, требует от учителя, общества, обучения и воспитания мобильного, сильного человека. Ученика, готового к нестандартным трудовым действиям, умеющего учиться всю жизнь и применять знания на благо миру и себе.
Неужели мне, учителю, доверили такую святую миссию?! Да, мне посчастливилось обрести эту прекрасную роль! Но как мне справиться с детьми новой эпохи? Эпохи инноваций, огромных возможностей, невероятных достижений, и в тоже время, эпохи, в которой много зла, насилия, ложных ценностей и идеалов.
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их сердцах и душах». Ш. Амонашвили
Да, все с чего-то начинается. С почвы, посеянного зернышка, росточка. Развитие, формирование, становление, обучение, воспитание… В моей профессии той благословенной почвой, в которой прорастает зернышко интеллекта, благородства, человечности, является урок.
Но какой урок? Однообразный, монотонный, в котором я - главное действующее лицо, а ученики послушные и равнодушные исполнители? Или прокрустово ложе? А что в итоге? Ничего хорошего. Нераскрытый, задавленный детский потенциал. Выпускники, не умеющие ориентироваться в жизни, затерянные в пространстве времени и событий, не способные преодолевать преграды…
НЕТ! У меня другой выбор!
«Если доверили тебе ребенка, то верни его крылатым» (Ш. Амонашвили) Но как мне окрылить своих учеников? Смогу ли я показать им правильную дорогу в жизнь?
Да, смогу. Ведь я –учитель, наставник, творец человеческих душ, создатель грядущего, хранитель настоящего!
И мой урок - это урок формирования знаний, ценностей, высоких помыслов у детей! Как же бесценны слова Хеди, моей ученицы 7 класса: «Мата Казбековна, я поставила перед собой цель - стать врачом, чтобы облегчать человеческие страдания, возвращать им радость здоровой жизни».
Все силы направленные на то, чтобы каждый мой урок был детям только в радость. Разные характеры, возможности. Но никогда мои ученики не услышат от меня слова, задевающие их достоинство, критику их личности. Я обязана понимать их, ведь я была в мире детства, а мои ученики еще не были взрослыми.
Вот моя девочка потупила взгляд. Знаю, что она талантлива, но ей нужна моя поддержка: «Лаура, кажется, ты немножко устала, ведь это задание такое трудное. Отдохни чуть-чуть, мы вместе решим все после урока». И вдруг у девочки откуда-то берутся силы и желание все выполнить. Довольна Лаура, счастлива я!
Вот заскучал Магомед. Знаю, что невозможно заставить ребенка познавать мир через скуку. Но и здесь я вооружена – кейсы, презентации, видеоролики, интерактивные задания, ролевые игры и многое другое. Оживился мальчик и он уже активный участник урока.
Да, много методов, способов, технологий заинтересовать ученика, вовлечь его в деятельность, дать ему знания, умения, навыки. Но несомненно одно- любые технологии и способы должны быть одушевленными личностью учителя. Моей личностью. Искренними словами, терпимостью к незнанию, щедростью души, любовью и добротой. Только в этом случае я получаю зеркальный эффект, когда учитель вдохновляет, зажигает и воодушевляет ученика через себя, свое поведение, свои личностные качества.
И вот живительной влагой становится искреннее из уст моих учеников: «Спасибо за урок». И немножко стыдно, а заслужила ли я это чистое, детское «спасибо». И непоколебимое решение - завтрашний урок подготовить еще лучше, интереснее, живее…
Но снова вопрос: «А чему же самому главному мне научить детей современного мира? Мира, в котором очень много насилия и жестокости? »
Глубоко убеждена–главное - научить учиться во благо себе и обществу.
А как же их учить? Понимаю, что без открытия личностного смысла дети не будут учиться. Пробую его открыть: «Ребята, что для вас самое дорогое в жизни?» «Мама, папа, семья…Родина». «Почему это для вас дорого»? «Мы не можем без семьи… Без Родины. Родители о нас заботятся, любят, покупают все…Мы тоже их любим… Родина – это место где мы живем, где нам хорошо и уютно…».
«Всё правильно. А какими вас хотят видеть в будущем родители, Родина? И важно ли это для вас? …К сожалению, время уходит, родители старятся, становится зависимыми. Ваш долг – позаботится о них, сделать их старость счастливой и спокойной… И помните, все в жизни возвращается к нам бумерангом…И добро, и зло…
Родина тоже нуждается в квалифицированных, грамотных, конкурентоспособных людях, способных защищать её, поднимать и развивать… Ведь сколько желающих разрушить её, поставить на колени…Только через знания и умения пользоваться ими, через трудолюбие и целеустремленность, вы сможете оправдать чаяния родителей, сделать Родину сильнее, выше, краше … А сами - занять достойное место в обществе…».
Вижу, как задумались дети… Воодушевление на лицах… Горящие глаза… Зернышко посеяно… Оно обязательно даст всходы… Через много лет… А я неустанно буду поливать это зернышко, взращивать его...