СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удача сопутствует образованным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка имеет целью актуализацию, закрепление и систематизацию теоретических знаний и умений, полученных в ходе изучения тем «Необходимость, сущность кредита и его элементы», «Основные формы и виды кредита» и «Рынок ссудных капиталов: сущ-ность, функции и структура», развитие практических навыков по составлению плана погашения кредита двумя способами (% начисляются на всю сумму кредита и присоединяются к основному долгу в момент открытия кредита, причем погашение долга с % происходит равными величинами в течение всего срока кредита; и % платежи за пользование кредитом рассчитываются каждый раз на оставшуюся часть долга, а сам долг выплачивается равными суммами), понимание значения данного курса в подготовке специалистов-профессионалов.

Просмотр содержимого документа
«Удача сопутствует образованным»

Пояснительная записка



В настоящее время остро стоит проблема повышения качества результатов образовательного процесса. Для достижения высокой результативности профессионального обучения необходимо преодолеть пассивный характер деятельности студентов, создать условия для развития интеллек-туальных способностей и глубокие интегрированные знания в области выбранной профессии.

Для успешной реализации перечисленных задач необходимо шире применять нетрадиционные формы обучения: урок – конкурс, урок – деловая игра. В игре сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблем-ности обучения.

Игра активизирует учебный процесс по сравнению с традиционной формой проведения практи-ческих заданий. Игры усиливают заинтересованность студентов в более глубоком знании изучае-мой проблемы, предоставляют им возможность повышать профессиональные знания и умения. В деловой игре они активно проявляют такие качества личности, как дисциплинированность, ответ-ственность, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включен-ность игроков в образовательный процесс.

Роль курса «Финансы и кредит» трудно переоценить при обучении студентов экономического профиля. В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, предприни-мателей, всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финан-сы являются главным рычагом государственного регулирования экономики в целях выхода страны из кризисного состояния.

Хозяйственная деятельность в рыночной экономике выдвигает перед всеми участниками эконо-мического процесса требования высокой компетентности в области финансов и кредита.

Наука о деньгах, кредите, банках закладывает фундамент экономических знаний. Эти знания служат залогом успешной работы во всех сферах человеческой деятельности, развитые финансо-вые отношения становятся одним из ведущих факторов исторического прорыва Казахстана в бли-жайшей перспективе, наравне с производительным и торговым капиталом.

Финансы существуют в виде денежных отношений, которые складываются из движения денег на безвозвратной и возвратной основах во многом благодаря наличию особых финансовых организа-ций: коммерческих банков, фондовых бирж и др. Трудно переоценить значение изучаемых тем по кредиту и ссудному капиталу при подготовке специалистов экономического профиля, которым необходимо знать основы деятельности банковской и кредитной систем, а также осуществлять финансовые вычисления.

Данная методическая разработка имеет целью актуализацию, закрепление и систематизацию теоретических знаний и умений, полученных в ходе изучения тем «Необходимость, сущность кредита и его элементы», «Основные формы и виды кредита» и «Рынок ссудных капиталов: сущ-ность, функции и структура», развитие практических навыков по составлению плана погашения кредита двумя способами (% начисляются на всю сумму кредита и присоединяются к основному долгу в момент открытия кредита, причем погашение долга с % происходит равными величинами в течение всего срока кредита; и % платежи за пользование кредитом рассчитываются каждый раз на оставшуюся часть долга, а сам долг выплачивается равными суммами), понимание значения данного курса в подготовке специалистов-профессионалов.

Предлагаемая методическая разработка рекомендуется для проведения уроков нетрадиционных форм обучения в группах студентов, обучающихся по специальности 1504000 «Фермерское хозяйство».

2



Методика организации и проведения занятия



Предлагаемое занятие относится к нетрадиционным формам обучения, являясь уроком-деловой игрой, основу которого составляет деятельность «команд – банков», имитирующих реальность.

Проведение практического занятия в форме урока - деловой игры способствует актуализации и развитию творческого мышления студентов, выработке индивидуальных профессиональных навы-ков, умений и повышению уровня культуры общения.

Целями данного урока являются:

образовательная - активизировать, закреплять и систематизировать знания, умения, полученные при изучении тем «Необходимость, сущность кредита и его элементы», «Основные формы и виды кредита» и «Рынок ссудных капиталов: сущность, функции и структура»;

развивающая – развивать экономическое и аналитическое мышление студентов, способность эффективно взаимодействовать друг с другом, практические навыки по расчету и составлению плана погашения кредита;

воспитательная – воспитывать грамотное использование профессиональной лексики, культуру общения, интерес к процессу обучения.

Вид занятия – практическое.

Форма проведения – урок – деловая игра.

Методические приемы – беседа, просмотр видеоролика, доклад, блиц-опрос, тесты, кроссворд, решение задачи.

Оборудование – ноутбук, проектор, экран, карточки с заданием, видеоролик, презентация (приложение 11), калькулятор, фотоаппарат.

Урок-игра проводится после прослушивания лекций, посвященным основным теоретическим положениям темы урока: «Необходимость, сущность кредита и его элементы», «Основные формы и виды кредита» и «Рынок ссудных капиталов: сущность, функции и структура». Накануне игры из числа студентов группы формируются составы команд – банков по 6-7 человек и распределяются между участниками функции работников кредитного отдела, операционного, выбираются управ-ляющие банками, которые будут руководить действиями своих товарище. Студенты, не вошедшие в состав «банковских служащих» являются потенциальными вкладчиками и заемщиками, которые в конце урока должны будут выбрать наиболее предпочтительный «банк» по итогам их деятель-ности к предлагаемым условиям.

3



Ведущий в начале урока объясняет правила игры; раздает участникам рабочий материал; объявляет состав счетной группы, который будет фиксировать правильные ответы и подводить итоги (приложение 12); а в дальнейшем координирует действия игроков. На доске представлены высказывания знаменитых людей о финансистах и банкирах (приложение 1).

Урок состоит из 8 этапов.

На этапе «Создание банков» оцениваются оригинальность названий «банков», их рекламный слоган и имидж сотрудников.

На этапе «Википедия» для раскрытия сущности изучения темы демонстрируется видеоролик «Таинство накопления капитала», а также выступают студенты с докладами на тему: «Возникно-вение банков», «Эволюция банковского дела в Казахстане».

С целью актуализации опорных знаний проводится блиц-опрос, в ходе которого каждой коман-де задаются вопросы.

На следующем этапе осуществляется тестовый контроль участников игры на знание кредит-ной и банковской системы Казахстана.

Точность восприятия цифровой информации «банковскими служащими» оценивается на этапе «Клерк». Команды должны быстро, но внимательно просмотреть 20 пар чисел и в бланке для отве-тов отметить номера пар, состоящих из одинаковых чисел.

В ходе этапа «Юмор банкира» участники команд поочередно рассказывают анекдоты, смеш-ные истории из банковской жизни, которые они подготовили в качестве домашнего задания.

Знания игроками банковской терминологии оценивается на этапе «Словарь банкира». На дос-ке – слово «рефинансирование», члены команд выходят по очереди, и записывают термины, фор-мируя кроссворд.

Конкурс управляющих не приносит баллов, но дает той команде, чей руководитель победит, право осуществить выбор варианта задания следующего этапа «Рассчитайте - мы возьмем кредит». В ходе его выполнения команды должны составить план погашения кредита, при этом сумма кредита и его срок для команд являются одинаковыми, но «банковские служащие» будут применять различные начисления процентов. По результатам этого этапа «заемщики» сделают вы-бор наиболее предпочтительного банка. 

В случае резерва времени проводится этап «Сообрази и ответь».

На заключительном этапе руководитель урока - игры подводит итоги в оценочной ведомости, по их результатам объявляет команду – победителя; называет участников, которые отличились в наибольшей мере. Награждение.

4



Ход урока

1. Оргмомент (3 - 5) мин
- проверка посещаемости, готовности группы к уроку;
- объявление темы (слайд 1) и цели занятия (слайд 2);
- представление состава счетной группы.

2. Основная часть (60 - 65 мин)
Подготовительный этап
Накануне игры из числа студентов формируются составы команд - банков по 6-7 человек. Меж-ду ними распределяются функции работников кредитного, операционного отделов. Выбираются управляющие банками. Студенты, не вошедшие в состав команд, являются потенциальными вкла-дчиками и «заемщиками», которые в конце урока должны будут выбрать наиболее предпочтитель-ный «банк» по итогам их деятельности.
1 этап «Создание банков» (слайд 3)
Участники команд объявляют названия своих «банков», рекламный слоган, подчеркивают ори-гинальность имиджа своих сотрудников (максимальный балл - 5).
2 этап «Википедия» (слайд 4)
С целью раскрытия сущности изучаемой темы демонстрируется видеоролик: «Таинство накоп-ления капитала» (приложение 2), выступают студенты с докладами на тему: «Возникновение бан-ков» (приложение 3а), «Эволюция банковского дела в Казахстане» (приложение 3б).
3 этап «Блиц-опрос» (слайд 5)
Игрокам каждой команды задаются поочередно вопросы (приложение 4) на знание теоретичес-ких основ банковской и кредитной деятельности (1 правильный ответ -1 балл).
4 этап «Тестирование» (слайд 20)
Участники урока - игры получают тестовые задания (приложение 5) и дают групповой ответ (0 – 2 неправильных ответов- 5 баллов; 3 – 5 неправильных ответов – 4 балла; 6 неправильных ответов - 3 балла; более 6 - 2 балла).
5 этап «Клерк» (слайд 21)
Оцениваются точность восприятия цифровой информации «банковскими служащими». Необхо-димо быстро, но внимательно просмотреть 20 пар чисел (приложение 6) и отметить номера пар, состоящих из одинаковых чисел (1 правильный ответ -1 балл) (слайд 22).
6 этап «Юмор банкира» (слайд 23)
(домашнее задание) (максимальный балл - 2)
7 этап «Словарь банкира» (слайд 24)
На основе термина «Рефинансирование» студенты команд строят на доске кроссворд, используя банковскую терминологию (1 термин - 2 балла).
8 этап «Конкурс управляющих» (слайд 25) (приложение 7)
9 этап «Рассчитайте - мы возьмем кредит» (слайд 28)
Используя одинаковые исходные данные (приложение 8), участники решают задачи, используя план погашения кредита (приложения 8а, приложение 8б), (максимальный балл - 5).
В случае резерва времени проводится этап «Сообрази и ответь» (слайд 35) (приложение 9) (1 правильный ответ - 1 балл).

3. Заключительная часть (7 - 10 мин)
Подведение итогов игры в оценочной ведомости (приложение 10), объявление команды – победителя и участников, отличившихся в наибольшей степени в ходе урока. Награждение.


5



Учебно – методическое обеспечение:

1. «Деньги, кредит, банки» Г.С. Сейткасымов Алматы 1999 г.

2. «Финансы и кредит» Е.Б. Колбачев, Г.И. Ткалич Ростов-на-Дону 1999 г.

3. «Финансы» В.Д. Мельник, К.К. Ильясов Алматы 2001 г.

4. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» Г.Б. Поляк Москва 2001 г.

5. «Финансы, деньги и кредит» Л.Комекбаева, Е.Карибаев, Ж.Альжанова Астана 2008г.

10. http://rutube.ru/





































6





Приложение 1


Если все начнут делать деньги, то кто будет делать все остальное.
Б.Ю. Крутиер

Финансовые кризисы есть не что иное, как … удары, которыми крупный капитал высасывает коллективный излишек заработка нации.
М. Нордау

Банкир - это человек, одалживающий вам зонтик, когда ярко светит солнце и отбирающий его в тот самый момент, когда начинается дождь.
М. Твен

Нажить много денег - храбрость сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство.
Б. Ауэрбах

Финансисты поддерживают государство точно так же, как веревка поддерживает повешенного.
Ш. Монтескье

Недостаток не в деньгах, а в людях и в дарованиях - вот что делает государство слабым.
Вольтер
































7



Приложение 3а

Доклад на тему: «Возникновение банков»

Довольно сложно определить, как и когда возникли первые банки. Самыми древними считаются операции по сохранению денег. Известно, что еще в древнейших государствах практиковались операции по приему вкладов. Занимались этим либо частные лица, либо церковные учреждения. Так, знаменитые греческие храмы (Дельфийский, Эфсский) были одновременно и своеобразными банковскими учреждениями. Причем в некоторых случаях уже в Древнем мире начислялись проценты на внесенные деньги либо имущество. Многие храмы Древней Греции и Рима осуществляли хранение денег и выдачу ссуд. Устойчивость храмового хозяйства основывалась на сложившемся веками доверии как со стороны государства, так и общины. Относительно высокая стабильность храмового хозяйства служила важным условием поддержания денежного обращения, способствовала упрочению и постоянному проведению храмами денежных операций. В качестве всеобщего эквивалента в ходе исторического развития стали серебро и золото. Храмы производили основные денежные операции, способствовали зарождению кредитных операций, осуществляли расчетно- кассовые операции, совершенствовали платежный оборот.

Растущее общественное разделение труда, обособление ремесел и промыслов увеличивало количество торговых сделок и платежей. При наличии коммерческих рисков и затруднений необходима была концентрация денежных запасов. Она стала возможной при создании «торговых домов». Особое развитие первые банки — «деловые дома» получили в Нововавилонском царстве (VII-IX вв. до н. э.). Среди многообразных функций, которые они выполняли, были и чисто банковские: прием и выдача вкладов, предоставление кредита, учет векселей, оплата чеков, безналичный расчет между вкладчиками, финансирование внутренней и внешней торговли. Заемщики платили 20% годовых, вкладчики получали 13%. Многие виды товарообменных операций поручались рабам, которые занимались ими в рамках отдельных государств, храмов, торговых домов. Рабы обеспечивали совершенствование посредничества в платежах, стимулировали рост денежных накоплений и их концентрацию.

Отдельно возникла потребность в обмене денег. В средневековой Европе не существовало единообразной системы монет, торговля велась монетами разных государств, городов и даже частных лиц. Все монеты имели разный вес, форму и номинал. Поэтому нужны были специалисты, разбирающиеся в монетах и способные вести обмен. Эти специалисты располагались со своими обменными столами в местах оживленной торговли. Поэтому слово «банк» происходит от итальянского banco, означающее стол, за которым сидел меняла. Аналогичные операции осуществлялись и гораздо раньше в Древней Греции, Риме, на Востоке. Люди, занимающиеся сохранными операциями и обменом денег, понимали, что собранные богатства используются непроизводительно, лежат без движения. Если же хотя бы часть имеющихся средств отдавать во временное пользование, то можно получать существенную выгоду. Так возникли ссудные (кредитные) операции, в основе которых лежача передача денег на срок с обязательным возвратом с уплатой процента. Залогом при этом выступали дома, корабли, драгоценные вещи, скот, рабы.









8

Приложение 3б Доклад на тему: «Эволюция банковского дела в Казахстане»

Накануне реформы 1987г. в бывшем СССР была централизованная система банков, которая состояла из государственного банка СССР, Строительного банка СССР и Банка внешней торговли СССР. Это были три банка - монополиста, мощные конгломераты.

Госбанк СССР был главным банком страны, центром методологического руководства кредитной системы. Он контролировал расчеты, принципы процентной политики, кредитное планирование, условия краткосрочного и долгосрочного кредитования. Закрепление за Госбанком эмиссионных функций, вопросов по кредитному и расчетному обслуживанию превратили его в орган государственного управления и контроля. Стройбанк СССР исполнял решения Госбанка СССР по кредитной политике, финансированию капитальных вложений в народное хозяйство. Внешторгбанк СССР обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям, а также кредитовал предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции.

В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения носили планово-распорядительный характер. Госбанк СССР обладал неограниченной монополией на кредитные ресурсы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987г. «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики» правительство попыталось на первом этапе совершенствовать банковскую структуру управления, изменить содержание и методы банковской работы, повысить роль банков. В результате были созданы специализированные банки: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк и Сберегательный банк СССР. Аналогичные банки были созданы во всех союзных республиках, в том числе и в Казахстане.

Новая система банков породила выпуск несогласованных нормативных документов, чрезмерно большую нагрузку на отделения, рост управленческого аппарата. Это потребовало принятия дополнительных мер по устранению негативных сторон, что получило название – второй этап банковской реформы.

Дальнейшее совершенствование банковской системы совпало с переводом экономики на рыночную модель управления. С учетом этого перестраивалась и банковская система. Издавались законы, регулирующие деятельность банков. В Казахстане была создана двухуровневая банковская система: первый уровень – Национальный Банк, второй уровень – все остальные банки. Верховным Советом Казахской ССР впервые были приняты два важнейших документа: Закон от 7 декабря 1990г. «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» и постановление Верховного Совета Казахской ССР от 20 июня 1991г. «Об Уставе Национального Государственного банка Казахской ССР». Национальный Государственный банк перешел в собственность республики и стал Центральным банком.

Законом Республики Казахстан от 13 апреля 1993г. «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахской ССР переименован в Национальный Банк Республики Казахстан. В этом Законе подчеркнуто: «Республика имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхней уровень банковской системы Республики Казахстан». 14 апреля 1993г. был принят Закон «О банках в Республике Казахстан». Таким образом, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан впервые в истории создана самостоятельная банковская система. В Законе акцентировано внимание на независимости Национального Банка от распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчетности только Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан. В настоящее время действует Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».

9

Приложение 4


Блиц-опрос по темам: «Необходимость, сущность кредита и его элементы», «Основные формы и виды кредита» и «Рынок ссудных капиталов: сущность, функции и структура»:


1. Что такое ставка рефинансирования? (слайд 6) Ста́вка рефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям.




2. Что произойдет, если Центральный банк понизит ставку рефинансирования? (слайд 7) При снижении ставки Центрального Банка, уменьшается процент, под который коммерческие банки выдают ссуды гражданам и юридическим лицам, но в то же время, снижаются ставки по депозитам. Другими словами, от снижения ставки  рефинансирования ЦБ выигрывают заемщики и проигрывают вкладчики.



3. Какой кредит называют ипотечным? (слайд 8) Ипотечный кредит — это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производст-венных и жилых зданий).



4. Что такое потребительский кредит? (слайд 9) Потребительский кредит  — кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домаш-ним хозяйствам) для приобретения предметов потребления. Такой кредит берут не только для покупки товаров длительного пользования (квартиры, мебель, автомобили и т. п.), но и для прочих покупок (мобильные телефоны, бытовая техника, продукты питания). Он выступает или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели, в том числе через кредитные карты.



5. Что такое банковский кредит? (слайд 10) Банковский кредит - это предоставление ссуды кредитополучателю в основном банками, спе-циальными кредитно-финансовыми учреждениями в виде денежных ссуд. Получателями бан-ковского кредита могут быть и физические, и юридические лица.



6. Что такое лизинг? (слайд 11) Лизинг - долгосрочная аренда имущества, предусматривающая возможность его последую-щего выкупа арендатором.







10



7. Укажите принципы кредитования (слайд 12) Основными принципами кредитования являются: - возвратность кредита;
- срочность кредита - соблюдение сроков возврата;
- обеспеченность кредита;
- кредитоспособность заемщика - дифференциация кредитов;
- платность кредита;
- целевое назначение кредита.



8. Назовите три главные функции, которые выполняют коммерческие банки? (слайд 13) Деятельность универсальных коммерческих банков определяют три основные функции: - аккумуляция и мобилизация временно свободных денежных средств; - предоставление кредита; - посредничество в осуществлении платежей и расчетов.



9. Для чего коммерческие банки осуществляют активные операции? (слайд 14) Для размещением собственных и привлеченных средств.



10. С какой целью банки проводят пассивные операции? (слайд 15) Для формирования ресурсов банка.



11. Дайте определение понятию «ссудный капитал» (слайд 16) Ссудный капитал — совокупность денежных капиталов, предоставляемых во временное пользование на условиях возвратности и за определённую плату в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит.



12. Что такое «ссудный процент»? (слайд 17)
Ссудный процент - плата, взимаемая кредитором с заемщика за пользование кредитом (ссудой).



13. Каким документом регулируются отношения коммерческого банка и заемщика? (слайд 18)
Кредитный договор - это и есть двусторонний документ, регулирующий права и обязанности сторон и подписанный обоими сторонами - банком и заемщиком.



14. Как рассчитываются простые проценты за пользование кредитом? (слайд 19) F = P * (1 + i * n), где F – это сумма денег в конечный момент времени; Р – это сумма денег в начальный момент времени; n - число периодов, за которые начисляются проценты (период может быть год или квартал): i - ставка процентов за период (соответственно годовая или квартальная).

11

Приложение 5

«Тестирование»


1. Какая из приведенных характеристик отражает сущность банковской деятельности?
а) посредничество в кредите;
б) создание кредитных средств обращения;
в) аккумуляция денежных средств с целью превращения их в ссудный капитал, приносящий процент;


2. Какие кредитно- финансовые институты входят в банковскую систему?
а) только банки;
б) все кредитные и кредитно-финансовые институты страны;
в) банки и небанковские институты, выполняющие отдельные банковские операции;


3. К какой группе банков относятся Центральные банки?
а) банки, являющиеся акционерными обществами;
б) частные кредитные институты;
в) государственные кредитно-финансовые институты;


4. Укажите размер ставки рефинансирования на момент выполнения теста:
а) 14%;
б) 11%;
в) 8%;
г) другой %;


5. За Центральным банком закреплена роль:
а) лизингового центра страны;
б) кредитора предприятий;
в) банка, осуществляющего трастовые операции;
г) казначея государства;
д) банка банков;


6. В состав активов коммерческого банка включаются:
а) выданные банком кредиты;
б) средства резервного фонда;
в) депозиты;
г) купленные ценные бумаги;



7. К пассивным операциям коммерческого банка относятся:
а) привлечение средств юридических лиц;
б) выдача кредитов;
в) привлечение депозитов;

12



8. К принципам, на основе которых предоставляются кредиты относятся: 
а) срочность;
б) платность;
в) возвратность;
г) краткосрочность; д) обеспеченность;
е) целевое назначение;
ж) дифференцированность;

9. ……… - это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях;

10. ……. - это долгосрочная аренда машин, оборудования, купленных арендодателем у арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора; 

11. ………. операции – операции банков по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах его доверенного лица;

12. Укажите форму безналичных расчетов, применяющихся владельцами специального лицевого счета в виде письменного распоряжения плательщику - кредитной организации уплатить сумму денег, соответствующей указанной в документах на оплату товаров и услуг, представленных юридическим лицом - поставщиком:
а) платежное поручение;
б) платежная (пластиковая) карточка;
в) платежное требование;

13. ……. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

14. К функциям Центрального банка относятся:
а) эмиссионная;
б) реализация облигаций государственных банков;
в) кредитование коммерческих банков;
г) реализация акций государственных предприятий;

15. В соответствии с российским банковским законодательством коммерческие банки вправе:
а) осуществлять выпуск в обращение банкнот;
б) конкурировать с ЦБ;
в) производить выдачу поручительств за третьих лиц;
г) выдавать кредиты;
д) поддерживать стабильность покупательской способности национальной денежной единицы;

Приложение 5а
Эталон ответов к тестам:

1 в; 2 б; 3 в; 4 г; 5 д; 6 а, г; 7 а, в; 8 а, б, в, д, е, ж; 9 (вклад); 10 (лизинг); 11 (доверительные); 12 в; 13 (Центральный банк); 14 а, в; 15 в, г.

13

Приложение 6

«Клерк»

Перед вами 20 пар чисел, состоящих из 3-12 цифр. Вы должны быстро, но очень внима-тельно просмотреть их и в бланке для ответов отметить крестом (x) номера пар, состоящих из одинаковых чисел.

Оценивается точность работы: вы должны сделать, как можно меньше ошибок. Время для анализа информации- 5 мин.

1) 673958 - 673958

2) 434678387 - 445678367

3) 2415648 - 3415638

4) 896347189237 - 896347189237

5) 12345678 - 12345678

6) 9182736 - 9182736

7) 1002030405 - 1002030405

8) 56704095 - 65704095

9) 897 - 879

10) 68923011 - 68823011

11) 6903401234 - 6903401234

12) 2436791 - 2436792

13) 4378 - 4378

14) 345 - 543

15) 9067841232 - 9067842232

16) 6789012 - 6788812

17) 290578602378 - 290578602378

18) 970689102 - 976689102

19) 67768 - 66768

20) 814329 - 814329
14

Бланк для ответов



Номер пары



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



Отметка одинаковых пар













Номер пары



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



Отметка одинаковых пар















________________________________________________________________________________





Бланк для ответов



Номер пары



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



Отметка одинаковых пар













Номер пары



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



Отметка одинаковых пар


















15

Приложение 7

«Конкурс управляющих»

I. Допустим, Вы - директор и нуждаетесь в крупной сумме денег для выплаты заработной платы своим работникам. Какую форму кредита Вы будете использовать: коммерческий, банковский, го-сударственный, потребительский. Обоснуйте свой ответ (слайд 26).

1. Коммерческий кредит — предоставляемый одними функционирующими предпринимате-лями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем. Его объект — товарный капитал. Целью является ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли.

2. Банковский кредит выдается банками, специальными кредитно-финансовыми учрежде-ниями, функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной вид кре-дита в современных условиях. Объектом банковского кредита служит денежный капитал. Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, т.е. он делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.

3. Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Традиционная форма этого кредита — выпуск государственных зай-мов, которые изымают от 1/3 (США), до 2/3 (ФРГ) ресурсов рынка ссудных капиталов для по-крытия бюджетного дефицита. Своеобразной разновидностью государственного кредита яв-ляются гарантии государства по частным кредитам.

4. Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды на потребительские цели).

II. Предприятие нуждается в приобретении нового оборудовании: Покупку можно сделать одним из двух способов: либо за счет банковского кредита, либо по лизингу. Какие основные моменты нужно принимать во внимание при анализе альтернатив (слайд 27)?

КРЕДИ́Т (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предос-тавляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой за-емщиком процента за пользование займом.

ЛИЗИНГ (англ. leasing - аренда) - долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назна-чения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором.

При сравнении стоимости лизинга и кредита следует учесть два момента. Первый - это вели-чина годового удорожания оборудования при лизинге. На рынке торгового оборудования это величина составляет 12-16% в год. Второй момент - это выгода, получаемая в результате налоговых льгот. Так, лизинг сокращает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; пред-мет лизинга амортизируется в три раза быстрее; кроме того, лизингополучатель может принять к зачету НДС (12%). Хотя лизинговая ставка объективно больше кредитной, реаль-ных затрат при лизинге, благодаря налоговым льготам, получается меньше.

Лизинг - это взятие в долгосрочную аренду имущества с последующей возможностью, либо выкупа этого имущества, либо продление аренды, либо прекращение «ну обязательств что-ли?», а кредит - это когда вы на основе предоставленных документов берёте в банке или специальных кредитных учреждениях кредит на определённую сумму и потом в течение определённого времени возвращаете её плюс проценты.

16

Приложение 8


«Рассчитайте - мы возьмем кредит»

Исходные данные (слайд 29): Покупатель приобрел товар стоимостью 36 000 тенге, при этом он сразу уплатил 25 % стоимости стиральной машины, а на остальную сумму получил кредит на 6 месяцев под простую процент-ную ставку 20 % годовых, кредит погашается ежемесячными платежами.



Задание 1
Составьте план погашения кредита. Проценты начисляются на всю сумму кредита и присоеди-няются к основному долгу в момент открытия кредита, причем погашение долга с процентами происходит равными величинами в течение всего срока кредита.



Задание 2
Составьте план погашения кредита с учетом, что долг с течением времени уменьшается, и про-центные платежи за пользование потребительским кредитом рассчитываются каждый раз на остав-шуюся часть долга. Сам же основной долг выплачивается равными суммами.




Приложение 8а

План погашения кредита:
1) Покупатель сразу уплатил, поэтому получил кредит в размере:
2) Наращенную сумму долга за 6 месяцев (0,5 года) находим по формуле наращения простыми процентами F = P * (1 + i * n), где F – это сумма денег в конечный момент времени; Р – это сумма денег в начальный момент времени; n - число периодов, за которые начисляются проценты (период может быть год или квартал): i - ставка процентов за период (соответственно годовая или квартальная);
3) Величина начисленных процентов:
4) Величина каждого погасительного платежа составит:





Решение задания 1 (слайд 32)
1) Покупатель сразу уплатил 36 000 * 0,25= 9 000 тг., поэтому получил кредит в размере 
Р = 36 000 – 9 000 = 27 000 тг.
2) Наращенная сумма долга за 6 месяцев (0,5 года) находим по формуле наращения простыми процентами
F = 27 000 * (1 + 0,2 * 0,5) = 29 700 тг.
3) Величина начисленных процентов
I = 29 700 – 27 000 = 2 700 тг.
4) Величина каждого погасительного платежа составит
А = 29 700 : 6 платежей = 4 950 тг.



17




Приложение 8б



План погашения кредита:
1) Покупатель сразу уплатил тенге, поэтому получил кредит в размере тенге
2) Каждый месяц выплачивается часть основного долга, равная
3) За 1-й месяц начисляются проценты в размере
4) За 2-й месяц начисляются проценты на остаток долга
5) За 3-й месяц начисляются проценты в размере
6) За 4-й месяц начисляются проценты в размере
7) За 5-й месяц проценты составят
8) За 6-й месяц 



Решение задания 2 (слайд 33)
1) Покупатель сразу уплатил 36 000 * 0,25 = 9 000 тенге, поэтому получил кредит в размере 36 000 – 9 000 = 27 000 тг.
2) Каждый месяц выплачивается часть основного долга, равная
R = 27 000 : 6 платежей = 4 500 тенге
3) За 1-й месяц начисляются проценты в размере 
i1 = 27 000 * 1/12 * 0,2 = 450 тенге
4) За 2-й месяц начисляются проценты на остаток долга
i2 = (27 000 – 4 500) * 1/12 * 0,2 = i1 * 5/6 = 375 тенге
5) За 3-й месяц начисляются проценты в размере
i3 = (27 000 – 2 * 4 500) * 1/12 * 0,2 или i3 = i1 * 4/6 = 300 тенге
6) За 4-й месяц начисляются проценты в размере
i4 = (27 000 – 3 * 4 500) * 1/12 * 0,2 
или i4 = i1 * 3/6 = 225 тенге
7) За 5-й месяц проценты составят
i5 = i1 * 2/6 = 450 * 2/6 = 150 тенге
8) За 6-й месяц 
i6 = i1 * 1/6 = 450 * 1/6 = 75 тенге.


























18



Приложение 9



«Сообрази и ответь»


1. Без карандаша и бумаги разделите 30 на ½ и прибавьте 10 (слайд 35).


2. Половина уставного фонда банка А составляет 1/3 часть от уставного фонда банка Б. Чей уставный фонд больше и во сколько раз (слайд 36)?



3. Знаменитого Пифагора спросили, сколько учеников посещают его беседы. Он ответил: половина изучает математику, четверть - музыку, седьмая часть пребывает в молчании, есть еще три женщины. сколько учеников было у Пифагора (слайд 37)?






Эталон ответов:

1. 70

2. Уставный фонд банка Б в 1,5 раза больше, чем уставный фонд банка А.

3. У Пифагора было 28 учеников.






















19



Приложение 10



Оценочная ведомость


Оцениваемые элементы деятельности (максимальный балл)


Банк 1


Банк 2

«Создание банков» (5 баллов)



«Блиц-опрос» (1 правильный ответ -1 балл)



«Тестирование» (5 баллов)



«Клерк» (1 правильный ответ - 1 балл)



«Юмор банкира» (2 балла)



«Словарь банкира» (1 термин-2 балла)



«Рассчитайте - мы возьмем кредит» (5 баллов)



«Сообрази и ответь» (резерв времени) 
(1 правильный ответ - 1 балл)



Итоговая оценка
































20



Приложение 12

Ответы для счетной группы

3 этап «Блиц-опрос»

1. Ста́вка рефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям.

2. Что произойдет, если Центральный банк понизит ставку рефинансирования? При снижении ставки Центрального Банка, уменьшается процент, под который коммерческие банки выдают ссуды гражданам и юридическим лицам, но в то же время, снижаются ставки по депозитам. Другими словами, от снижения ставки  рефинансирования ЦБ выигрывают заемщики и проигрывают вкладчики.

3. Ипотечный кредит — это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, произ-водственных и жилых зданий).

4. Потребительский кредит  — кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домашним хозяйствам) для приобретения предметов потребления. Такой кредит берут не только для покупки товаров длительного пользования (квартиры, мебель, автомобили и т. п.), но и для прочих покупок (мобильные телефоны, бытовая техника, продукты питания). Он выступает или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели, в том числе через кредитные карты.

5. Банковский кредит - это предоставление ссуды кредитополучателю в основном банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями в виде денежных ссуд. Получателями банковского кредита могут быть и физические, и юридические лица.

6. Лизинг - долгосрочная аренда имущества, предусматривающая возможность его последующего выкупа арендатором.

7. Основными принципами кредитования являются: - возвратность кредита;
- срочность кредита - соблюдение сроков возврата;
- обеспеченность кредита;
- кредитоспособность заемщика - дифференциация кредитов;
- платность кредита;
- целевое назначение кредита.

8. Деятельность универсальных коммерческих банков определяют три основные функции: - аккумуляция и мобилизация временно свободных денежных средств; - предоставление кредита; - посредничество в осуществлении платежей и расчетов.

9. Для чего коммерческие банки осуществляют активные операции? Для размещением собственных и привлеченных средств.

10. С какой целью банки проводят пассивные операции? Для формирования ресурсов банка.

11. Ссудный капитал — совокупность денежных капиталов, предоставляемых во временное пользование на условиях возвратности и за определённую плату в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит.

12. Ссудный процент - плата, взимаемая кредитором с заемщика за пользование кредитом (ссудой).

21

13. Кредитный договор - это и есть двусторонний документ, регулирующий права и обязанности сторон и подписанный обоими сторонами - банком и заемщиком.

14. Как рассчитываются простые проценты за пользование кредитом? F = P * (1 + i * n), где F – это сумма денег в конечный момент времени; Р – это сумма денег в начальный момент времени; n - число периодов, за которые начисляются проценты (период может быть год или квартал): i - ставка процентов за период (соответственно годовая или квартальная).

4 этап «Тестирование»

1 в; 2 б; 3 в; 4 г; 5 д; 6 а, г; 7 а, в; 8 а, б, в, д, е, ж; 9 (вклад); 10 (лизинг); 11 (доверительные); 12 в; 13 (Центральный банк); 14 а, в; 15 в, г.

5 этап «Клерк»

Номер пары

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отметка одинаковых пар

Х



Х

Х

Х

Х

Х

Х


Номер пары

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Отметка одинаковых пар

Х


Х

Х



Х



Х











8 этап «Конкурс управляющих»

1. Банковский кредит выдается банками, специальными кредитно-финансовыми учреждения-ми, функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной вид кредита в современных условиях. Объектом банковского кредита служит денежный капитал. Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, т.е. он делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.

2. Лизинг - это взятие в долгосрочную аренду имущества с последующей возможностью, либо выкупа этого имущества, либо продление аренды, либо прекращение «ну обязательств что-ли?», а кредит - это когда вы на основе предоставленных документов берёте в банке или специаль-ных кредитных учреждениях кредит на определённую сумму и потом в течение определённо-го времени возвращаете её плюс проценты.

9 этап «Рассчитайте - мы возьмем кредит»

Решение задания 1:
1) Покупатель сразу уплатил 36 000 * 0,25= 9 000 тг., поэтому получил кредит в размере 
Р = 36 000 – 9 000 = 27 000 тг.
2) Наращенная сумма долга за 6 месяцев (0,5 года) находим по формуле наращения простыми процентами
F = 27 000 * (1 + 0,2 * 0,5) = 29 700 тг.
3) Величина начисленных процентов
I = 29 700 – 27 000 = 2 700 тг.
4) Величина каждого погасительного платежа составит
А = 29 700 : 6 платежей = 4 950 тг.

Решение задания 2:
1) Покупатель сразу уплатил 36 000 * 0,25 = 9 000 тенге, поэтому получил кредит в размере 36 000 – 9 000 = 27 000 тг.
2) Каждый месяц выплачивается часть основного долга, равная

22

R = 27 000 : 6 платежей = 4 500 тенге
3) За 1-й месяц начисляются проценты в размере 
i1 = 27 000 * 1/12 * 0,2 = 450 тенге
4) За 2-й месяц начисляются проценты на остаток долга
i2 = (27 000 – 4 500) * 1/12 * 0,2 = i1 * 5/6 = 375 тенге
5) За 3-й месяц начисляются проценты в размере
i3 = (27 000 – 2 * 4 500) * 1/12 * 0,2 или i3 = i1 * 4/6 = 300 тенге
6) За 4-й месяц начисляются проценты в размере
i4 = (27 000 – 3 * 4 500) * 1/12 * 0,2 
или i4 = i1 * 3/6 = 225 тенге 7) За 5-й месяц проценты составят
i5 = i1 * 2/6 = 450 * 2/6 = 150 тенге
8) За 6-й месяц 
i6 = i1 * 1/6 = 450 * 1/6 = 75 тенге.

Величина погасительного платежа составит: За 1-й месяц 4 500 тенге + 450 тенге = 4 950 тенге За 2-й месяц 4 500 тенге + 375 тенге = 4875 тенге За 3-й месяц 4 500 тенге + 300 тенге = 4800 тенге За 4-й месяц 4 500 тенге + 225 тенге = 4 725 тенге За 5-й месяц 4 500 тенге + 150 тенге = 4 650 тенге За 6-й месяц 4 500 тенге + 75 тенге = 4 575 тенге

9 этап «Сообрази и ответь»

1. 70
2. Уставный фонд банка Б в 1,5 раза больше, чем уставный фонд банка А.
3. У Пифагора было 28 учеников.

Оценочная ведомость

Оцениваемые элементы деятельности (максимальный балл)


Банк 1


Банк 2

«Создание банков» (5 баллов)



«Блиц-опрос» (1 правильный ответ -1 балл)



«Тестирование» (5 баллов)



«Клерк» (1 правильный ответ - 1 балл)



«Юмор банкира» (2 балла)



«Словарь банкира» (1 термин-2 балла)



«Рассчитайте - мы возьмем кредит» (5 баллов)



«Сообрази и ответь» (резерв времени) 
(1 правильный ответ - 1 балл)



Итоговая оценка





23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!