СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ударения в русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды ударения, их роль в русском языке. Интонация.

Просмотр содержимого документа
«Ударения в русском языке»

Ударения в русском языке.

Значительную роль в произношении играет ударение.

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].

Все русские слова и их формы имеют ударение: дорогой, дорога, дорого, дороже. При изменении места ударения может возникать новое слово или новая словоформа: атлас и атлас, засыпать – сов. в. глагола и засыпать – несов. в. Различие в ударении одного и тоже слова может сигнализировать о стилистическом различии этих вариантов: звонит – нейтральное, звонит – разговорное.

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнерусский. К таким словам относятся слова:

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),

2) сложносокращенные (гôстелецентр),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, антии др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский),

4) некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.







Интонация.


Интонация - суперсегментная единица, объедиряющая фонетические слова в речевые такты и речевые такты во фразы. Основным интонационным средством является повышением и понижением тона в разных точках речевого такта. Севернорусская речь часто более напевна, а южнорусская – более монотонна. Интонация помогает членить речевой поток на отрезки – речевые такты и фразы. Во многих севернорусских говорах существует тенденции превращать каждое фонетическое слово в отдельный такт.

Интонация в широком смысле слова состоит из следующих элементов:

1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;

6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

Обязательным признаком устной речи, как известно, является интонация. В науке о языке существует широкое и узкое определение интонации. В узком смысле она понимается как изменение голосового тона и совпадает с понятием мелодика. В широком – представляет целый ряд средств организации звучащей речи, к которым относятся мелодика, паузы, интенсивность, темп, тембр, долгота, высота, логическое ударение.

Интонация выполняет различные функции, которые в целом можно объединить в 2 группы: основные и вспомогательные.

1. Основные функции. Коммуникативная функция оформляет коммуникативные типы высказываний (повествование, вопрос, побуждение). Выделительная функция заключается в выделении с помощью интонации отрезков высказывания различной смысловой важности или подчёркивании какого-либо элемента/элементов высказывания. Организующая функция служит целям построения высказывания, членения речевого потока на высказывания и далее – на синтагмы.

2. Вспомогательные функции. Модальная функция (под модальность здесь понимается отношение говорящего к сообщаемому) служит для противопоставления высказываний по их цели (утверждение/вопрос). Например, коммуникативно-модальных разновидностей общего (неместоименного) вопроса: собственно-общего, предположительного, удостоверительного и т. д. Коммуникативно-модальные разновидности общего (неместоименного) вопроса могут опознаваться на основе анализа речевого поведения или ситуации общения без наличия специальных лексико-синтаксических средств:

- Нина! - позвал художник. - Ну... (Нина не оборачивалась.)

- Ты обиделась? (предположительный вопрос) (В. Шукшин)

Эмоциональная функция служит для выражения различных эмоциональных оттенков высказывания и отражает состояние говорящего. Внутри одного коммуникативного типа или вида можно выделить высказывания, различающиеся по степени эмоциональной интенсивности. Так, вопросы предположительной модальности с частицами разве и неужели противопоставляются друг другу по признаку интенсивности (неужели) и неинтенсивности эмоций (разве) [5].

иИнтонация представляет собой сложный комплекс языковых средств, которые служат для организации звучащей речи. При этом связь между ними может быть как самой тесной, так и менее тесной.

Итак, мелодика – это акустический компонент интонации, который представляет собой относительное изменение высоты основного тона голоса. «Мелодика является обязательной характеристикой звучащей речи.

Паузы – это перерывы в звучании голоса. Их лингвистическая функция состоит в отделении друг от друга речевых образований – синтагм и фраз, в отличие, например, от физиологической функции, которая заключается в том, что создаются перерывы для перевода дыхания. Различают следующие виды пауз:

1) межфразовые, наиболее длительные, разделяющие фразы, т. е. речевые образования, соответствующие самостоятельным законченным предложениям (обозначаются знаком ||);

2) синтагматические, менее длительные, различная длительность которых обусловливается характером смысловых и грамматических связей между синтагмами (обозначаются знаком |), например:

В прирóде | есть прáздники. || Ледохóд. || Пéрвая зéлень. || Пéрвый снег. || Пéрвые соловьú. || Капéль пóсле большúх морóзов. || И есть порá в годý, | когдá земля надевáет | сáмые дорогúе наряды. || В эти дни кáжется, | что земля начинáет дáже светúться. || (В. Песков)

Интенсивность – это сила звучания отдельных слов в речи; она представляет собой сложный акустический феномен, обусловленный прежде всего физиологическим фактором. Интенсивность соотносится с напряженностью артикулирующих органов и зависящей от этого амплитудой колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность. Интенсивностью, наряду с мелодикой, выделяются наиболее важные части высказывания, она участвует в эмоциональном выделении слова, в логическом ударении.

Темп речи – это скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов). Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (например, в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи). С лингвистической точки зрения интересны изменения темпа в процессе говорения.

Тембр голоса – это одно из фонетических средств смыслового выделения слова, а также выражения эмоций. «Именно тембром можно передать разные оттенки значения, нюансы. Например, есть несколько способов сказать нет: с радостью в голосе, со злостью, с благодарностью».

Долгота – это время звучания звука.

Воспринимаемая человеком высота звуков зависит от частоты колебаний голосовых связок, что в свою очередь зависит от степени их натяжения. В русском языке благодаря повышению и понижению голоса (т. е. изменению тона) меняется интонация.

Логическое ударение – это «выделение наиболее существенного с точки зрения данной ситуации слова с помощью интонационных средств». Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе, и применяется оно только тогда, когда контекст или ситуация требуют этого, в отличие от синтагматического ударения, которое является обязательной принадлежностью синтагмы, т. к. объединяет её как некое смысловое целое.

Например, любое выделенное слово во фразе

Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу.

будет передавать определённый оттенок значения:

1) Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу. (именно студент, а не кто-то другой);

2) Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу. (внимательно, а не урывками);

3) Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу. (читает, а не перелистывает);

4) Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу. (именно эту, а не какую-то другую);

5) Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу. (книгу, а не газету).

Логическим ударением могут выделяться и служебные слова, например:

Кнúга лежúт под столóм. (а не на столе) [4, 189].

Все перечисленные компоненты интонации выступают в единстве и тесном взаимодействии между собой.









































Типы интонационных конструкций.


В русском языке традиционно выделяют шесть или семь (Е.А. Брызгу- нова) основных интонационных конструкций (ИК). ИК представляет собой упрощенную схему движения голосового тона. Каждая ИК имеет три обязательных элемента - центр (слог, на который падает основное ударение рассматриваемой единицы), предцентровую часть (слоги, предшествующие центру) и постцентровую часть (слоги, находящие за центром).

Предцентровая или постцентровая часть может отсутствовать: например, во фразе Кто здесь? отсутствует предцентровая часть, а во фразе Я тут нет постцентровой части.
У всех ИК одинакова предцентровая часть, которая произносится на среднем уровне. Основное движение тона - понижение или повышение - происходит в центре. Постцентровая часть может произноситься выше среднего или ниже среднего тона. Таким образом, основными различительными признаками ИК является соотношение мелодики в центре и постцентровой части. Различают шесть - семь основных ИК.
ИК-1 характеризуется резким понижение тона в центре и произнесение постцентровой части ниже среднего. Такая интонация встречается при завершенности в повествовательных предложениях: Ночью выпал снег. (Центр ИК находится на ударном слоге выделенного слова).

Предцентровая часть ― ровный средний тон

Центр ― постепенное понижение тона

Постцентровая часть ― ровный низкий тон

ИК-1 употребляется в эмоционально нейтральном повествовательном предложении для выражения значения завершённости в конечных синтагмах, например: Это Мá¹йкл.

Он изучáет рýсский язы¹к.

ИК-1 употребляется для выражения волеизъявления (передаёт спокойное распоряжение), например:

Подáй мне портфé¹ль.

ИК-1 употребляется при передаче желания, совета, например:

Я хотéл бы поговорú¹ть с вáми.

ИК-1 употребляется в предложениях с прямой речью, когда слова автора находятся в препозиции, например:

Преподáватель сказá¹л: «Зáвтра пойдём на экскý¹рсию».

Интонационный центр в повествовательном предложении обычно совпадает с последним словом. Однако центр ИК-1 может перемещаться в зависимости от смыслового акцента.

1. Студéн¹т получúл письмó из дóма (не преподавáтель).

2. Студéнт получú¹л письмó из дóма (не отпрáвил).

3. Студéнт получúл письмó¹ из дóма (не бандерó¹ль).

4. Студéнт получúл письмó из дó¹ма (не из университéта).

ИК-1 употребляется при произнесении названий, заглавий произведений. При этом в конце могут стоять разные знаки препинания: точка, восклицательный знак (!), вопросительный знак.
ИК-2 - тон в центре незначительно понижается или остается на прежнем уровне, в слоге за центром тон ниже среднего. Такая интонация характерна для вопросительных предложений с вопросительным словом: Где пройдет встреча?

Предцентровая часть ― ровный средний тон

Центр ― ровный средний тон, который в конце резко понижается

Постцентровая часть ― ровный низкий тон

ИК-2 употребляется в предложениях с вопросительными словами (специальный вопрос): что, кто, где, куда, откуда, когда, какой, почему, отчего, зачем, сколько, например:

Чтó² это?

Ктó² это?

Гдé² ты был?

Откý²да ты приехал?

Когдá² это произошлó?

Какó²й сегóдня дéнь?

ИК-2 употребляется в восклицательных предложениях при выражении волеизъявления со значением побуждения или приказа, например:

 императивом:

Проходú²те! Не задé²рживайтесь!

Закрó²йте окнó!

Не опá²здывайте на занятие!

 с инфинитивом:

Молчá²ть!

Встá²ть!

 с родительным падежом (Ф 2) имён существительных, обозначающих количество:

Воды²!

 с винительным падежом (Ф 4) имён существительных, имеющих локальное значение:


В шкó²лу!

Домó²й!

 с междометиями марш, прочь, айдá, стоп, ну и другие:

А нý²-ка! Мá²рш отсюда!

ИК-2 употребляется в предложениях, содержащих обращения, приветствие, призывы, благодарность, просьбу и так далее. Такие предложения произносятся с более интенсивным повышением тона в центре ИК-2, например:

Уважá²емая Вéра Петрóвна!

Здрá²вствуйте, Вéра Петрóвна!

Если в повествовательном предложении необходимо логически выделить какое-либо слово или противопоставить его другому, то это слово произносится с некоторым повышением тона и с усилением словесного ударения, то есть с ИК-2, например:

Ко мнé² приéхала сестрá (а не к комý-то);

Ко мнé приé²хала сестрá (а не прилетéла самолётом);

Ко мнé приéхала сестрá² (а не брат).

ИК-2 употребляется при выражении указания с частицей вот, например:

Вó²т кнúги!

Вóт кнú²ги!

ИК-2 употребляется при выражении альтернативного вопроса, например:

Он придёт в пя³тницу | или в четвé²рг?

ИК-2 употребляется при выражении вопроса-уточнения (если уточняется содержание общего вопроса и уточнение не является предикатом вопроса), например:

а) - Ты смó³жешь к нáм прийтú? В пя²тницу?

- Дá, смогý¹.

б) - В пя²тницу? Ты смó³жешь к нáм прийтú?

- Дá, смогý¹.

ИК-2 употребляется при выражении вопроса-удивления со словом неужели или вопроса-требования, уточнения, объяснения с частицей что за, например:

Неужé²ли это прá²вда?

Чтó² он за человé²к?

ИК-2 употребляется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами какой (какая, какое, какие), как; такой (такая, такое, такие), так и частицами вот, ведь и др., например: Кака²я нóчь!

Морóз трескý¹чий,

на нéбе ни едúной тý¹чи.


ИК-3 - на звуках центра наблюдается резкое повышение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова, а также характеризует неконечные синтагмы: Ты прочитала эту книгу?

Предцентровая часть ― ровный средний тон

Центр ― повышение тона

Постцентровая часть ― ровный низкий тон.
ИК-4 - на звуках центра наблюдается нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а: А в чем дело?

Предцентровая часть ― ровный средний тон

Центр ― повышение тона

Постцентровая часть ― ровный высокий тон
ИК-5 - имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго - нисходящее, постцентровая часть - ниже среднего.

ИК-5 используется для выражения высокой степени признака, действия, состояния: Как давно это было!



Предцентровая часть ― ровный средний тон

Центр ― интенсивное повышение тона, ровный высокий тон, интенсивное понижение тона

Постцентровая часть ― ровный низкий тон

ИК-6 - в центре происходит резкое повышение тона, последующие слоги произносятся выше среднего; используется для выражения неожиданного обнаружения высокой степени признака, состояния: Как она танцует!



Предцентровая часть ― ровный средний тон

Центр ― интенсивное повышение тона, ровный высокий тон

Постцентровая часть ― ровный высокий тон продолжается

ИК-7


Предцентровая часть ― ровный средний тон

Центр ― резкое повышение тона, гласный центра заканчивается смычкой голосовых связок

Постцентровая часть ― ровный низкий тон

ИК-7 употребляется в предложениях с местоименными словами (центр ИК-7 приходится на местоименное слово) для выражения

 отрицательной оценки:


Какá7я она красáвица! (не красавица)

Да какó7й это прáздник! (не праздник)

Како7й он отличник! (не отличник)

 экспрессивного несогласия:


Когдá7 это бýдет! (то есть не скоро)

Гдé7 он отдыхáл! (то есть не отдыхал)

Важно уметь различать вопрос и отрицание, несогласие, невозможность в предложениях с местоименными словами.



ИК-1 (понижение тона на гласном центра):

После разговора он задумался.

 

ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение):

А куда же мне идти?

 

ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра):

Разве могу забыть?

 

ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции):

А как же ужин?

ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение):

Я не видел её два года!

ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки):

Какой интересный фильм!

ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания):

Выполнил задание? – Выполнил!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!