СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительное число Пи

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель математики МБОУ “Замишевская СОШ”

Сыроквашин Алексей Васильевич

Открытый урок по теме:

«Число Пи в математике»

 

Цели Урока:

Предметные:

- познакомить учащихся с числом “Пи”, его историей и широтой применения в математике;

- познакомить учащихся с нахождением длины окружности;

- познакомить учащихся с удивительными фактами о числе пи.  

- отработать навыки применения данных формул при решении задач.

Развивающие:

- ставить учебные цели и задачи;

- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;

- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;

- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач; - получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;

- работать в группе по решению общих учебных задач;

- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;

- применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера; - владеть первичными навыками учебно-исследовательской деятельности.

Личностные:

- готовность к самообразованию и саморазвитию;

- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;

- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре;

-обучение навыкам коммуникативной компетентности;

- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное применение полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА:

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Орг. момент

Приветствие учеников и гостей.

  • Здравствуйте, ребята, сегодня наш урок веду я (представиться), и это будет необычный урок.

 

- Приветствие учителя

  1. Формулировка темы и цели урока

- Давайте сначала поиграем и разгадаем ребусы?

 

В нем зашифровано имя известного древнегреческого математика Пифагора

 

 

- Что за буква стоит в ребусе на первом месте?

 

 

 

 

 

 

 
  • Что обозначает эта буква?

- Это буква Пи, так и называется наше число, с которым мы сегодня познакомимся.

- Теперь вы можете сказать тему нашего сегодняшнего урока?

- Мы узнаем, для чего нужно пи и где оно используется. Запишите в тетрадях тему урока

 

Предлагают свои варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Буква Пи

 

 

 

 

 

  • Число Пи

 

 

- записывают тему “число пи”

  1. Мотивация учеников

 

-Если каждую цифру от 0 до 10 закодировать музыкальной нотой в порядке их следования, то каждую цифру и каждое число из цифр можно будет сыграть на музыкальных инструментах.

Я предлагаю вам послушать мелодию этого числа:

Далее учитель включает мелодию числа пи (1 мин)

 

- Это был лишь фрагмент мелодии, почему он такой длинный?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-потому что число очень длинное, оно состоит из большого количества цифр

 

4.Актуализация знаний

Но прежде чем изучить подробнее число Пи, я предлагаю вам сначала вспомнить, что мы уже знаем и выполнить несколько заданий:

Задание №1.

- Что за фигура изображена на рисунке?

 

- Чем является точка О в этой окружности?

 

 

-Чтобы построить окружность, что нам нужно знать? 

 

 

 

 

  • Чем является отрезок  ОА?

 

 

  • Чем является отрезок  BC?

 

 

- Во сколько раз диаметр больше радиуса?

 

Задание №2

В следующем задании я предлагаю вам заполнить пропуски

1см = …. мм

5 см = …… мм

10,8 см = …. мм

6 см 3 мм = …. мм

12 мм = …. см

 

Давайте посмотрим ответы:

1см = 10  мм

5 см = 50 мм

10,8 см =  108 мм

6 см 3 мм = 63 мм

12 мм = 1,2 см

Проверьте себя сами и поставьте себе оценку

 

 

 

 

 

  •  

 

-центром окружности

 

-ее центр и радиус

 

 

 

-это радиус окружности

 

  • диаметр окружности

 

  • в 2 раза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка и самооценка

5.Практическая работа

- Многие предметы имеют круглую форму. Человечество научилось использовать их в своих целях. Раз используют, значит надо уметь и измерять. Мы знаем, как измерить радиус и диаметр.

 

- Как вы думаете? Что еще можно измерить у окружности?

 

 

- Правильно. Длину. А для чего это нужно?

 

 

 

 

 

 

 

- Проведем практическую работу «Нахождение отношения длины окружности к диаметру окружности», Возьмите лист № 1 (с описанием практической работы)

 

 

 

- Какая получилась закономерность?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Совершенно верно. Это и есть число Пи. Так что же показывает число пи?

 

 

 

 

 

-Длину окружности и радиус

 

-Чтобы узнать сколько материала надо на изготовление того или иного предмета.

 

 

Читают инструкцию в листе №1 и выполняют практическую работу в тетрадях

 

Для каждой окружности отношение длины окружности к ее диаметру,   приблизительно, одно и то же число 3,14

 

= Число Пи показывает отношение длины окружности к ее диаметру

  1. Закрепление материала. Динамическая Пауза.

- Запомнить знаки разрядов человечество пытается уже давно. Существует множество способов для запоминания этого числа.

  • Это я знаю и помню прекрасно.

3,    1    4    1     5              9

  • Если очень постараться, то запомнишь все как есть – 3,1415926 и т.д.

Проводят даже чемпионаты по составлению стихотворений для запоминания.

- Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и посмотреть фрагмент фильма о числе Пи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят фильм про число Пи

7.Решение задач с числом Пи

  1. Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?

 

  1. Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом  8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки.  Какова должна быть длина этикетки для консервной банки?   
  2. Найдите длину окружности радиуса , если число Пи взять равным

 

  1. Колесо на расстоянии 380 м сделало  150  оборотов Найдите диаметр колеса

 

 

 

 

 

5.Петя вырезал из дерева диск радиусом 16 см. Сколько ему нужно потратить цветной бумаги, чтобы обклеить диск с обеих сторон?

Ответ: С = D*  = 12 640 * 3,14 = 39 689,6 км.

 

Ответ: C=16*3,14=50,24

 

 

 

 

Ответ: 11 см

 

 

 

Ответ: 0,81 м

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: S=  см2 и умножить на 2:

*2= 1607,68

 

Рефлексия

Учитель проводит рефлексию урока и задает домашнее задание.

 

Просмотр содержимого документа
«Удивительное число Пи»

Учитель математики МБОУ “Замишевская СОШ”

Сыроквашин Алексей Васильевич

Открытый урок по теме:

«Число Пи в математике»



Цели Урока:

Предметные:

- познакомить учащихся с числом “Пи”, его историей и широтой применения в математике;

- познакомить учащихся с нахождением длины окружности;

- познакомить учащихся с удивительными фактами о числе пи.

- отработать навыки применения данных формул при решении задач.

Развивающие:

- ставить учебные цели и задачи;

- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;

- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;

- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;

- работать в группе по решению общих учебных задач;

- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;

- применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- владеть первичными навыками учебно-исследовательской деятельности.

Личностные:

- готовность к самообразованию и саморазвитию;

- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;

- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре;

-обучение навыкам коммуникативной компетентности;

- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.



Тип урока: урок изучения нового материала и первичное применение полученных знаний.















ХОД УРОКА:





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Орг. момент

Приветствие учеников и гостей.

  • Здравствуйте, ребята, сегодня наш урок веду я (представиться), и это будет необычный урок.


- Приветствие учителя

  1. Формулировка темы и цели урока

- Давайте сначала поиграем и разгадаем ребусы?

В нем зашифровано имя известного древнегреческого математика Пифагора


- Что за буква стоит в ребусе на первом месте?







  • Что обозначает эта буква?

- Это буква Пи, так и называется наше число, с которым мы сегодня познакомимся.

- Теперь вы можете сказать тему нашего сегодняшнего урока?

- Мы узнаем, для чего нужно пи и где оно используется. Запишите в тетрадях тему урока


Предлагают свои варианты.
























- Буква Пи






  • Число Пи



- записывают тему “число пи”

  1. Мотивация учеников


-Если каждую цифру от 0 до 10 закодировать музыкальной нотой в порядке их следования, то каждую цифру и каждое число из цифр можно будет сыграть на музыкальных инструментах.

Я предлагаю вам послушать мелодию этого числа:

Далее учитель включает мелодию числа пи (1 мин)


- Это был лишь фрагмент мелодии, почему он такой длинный?













-потому что число очень длинное, оно состоит из большого количества цифр


4.Актуализация знаний

Но прежде чем изучить подробнее число Пи, я предлагаю вам сначала вспомнить, что мы уже знаем и выполнить несколько заданий:

Задание №1.

- Что за фигура изображена на рисунке?


- Чем является точка О в этой окружности?



-Чтобы построить окружность, что нам нужно знать?





  • Чем является отрезок ОА?



  • Чем является отрезок BC?



- Во сколько раз диаметр больше радиуса?


Задание №2

В следующем задании я предлагаю вам заполнить пропуски

1см = …. мм

5 см = …… мм

10,8 см = …. мм

6 см 3 мм = …. мм

12 мм = …. см


Давайте посмотрим ответы:

1см = 10 мм

5 см = 50 мм

10,8 см = 108 мм

6 см 3 мм = 63 мм

12 мм = 1,2 см

Проверьте себя сами и поставьте себе оценку






-Окружность


-центром окружности


-ее центр и радиус




-это радиус окружности


  • диаметр окружности


  • в 2 раза











Самопроверка и самооценка

5.Практическая работа

- Многие предметы имеют круглую форму. Человечество научилось использовать их в своих целях. Раз используют, значит надо уметь и измерять. Мы знаем, как измерить радиус и диаметр.


- Как вы думаете? Что еще можно измерить у окружности?



- Правильно. Длину. А для чего это нужно?








- Проведем практическую работу «Нахождение отношения длины окружности к диаметру окружности», Возьмите лист № 1 (с описанием практической работы)



- Какая получилась закономерность?










  • Совершенно верно. Это и есть число Пи. Так что же показывает число пи?






-Длину окружности и радиус


-Чтобы узнать сколько материала надо на изготовление того или иного предмета.



Читают инструкцию в листе №1 и выполняют практическую работу в тетрадях


Для каждой окружности отношение длины окружности к ее диаметру, приблизительно, одно и то же число 3,14


= Число Пи показывает отношение длины окружности к ее диаметру

  1. Закрепление материала. Динамическая Пауза.

- Запомнить знаки разрядов человечество пытается уже давно. Существует множество способов для запоминания этого числа.

  • Это я знаю и помню прекрасно.

3, 1 4 1 5 9

  • Если очень постараться, то запомнишь все как есть – 3,1415926 и т.д.

Проводят даже чемпионаты по составлению стихотворений для запоминания.

- Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и посмотреть фрагмент фильма о числе Пи










Смотрят фильм про число Пи

7.Решение задач с числом Пи

  1. Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?



  1. Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки? 


  2. Найдите длину окружности радиуса , если число Пи взять равным


  1. Колесо на расстоянии 380 м сделало 150  оборотов
    Найдите диаметр колеса







5.Петя вырезал из дерева диск радиусом 16 см. Сколько ему нужно потратить цветной бумаги, чтобы обклеить диск с обеих сторон?

Ответ: С = D* = 12 640 * 3,14 = 39 689,6 км.


Ответ: C=16*3,14=50,24





Ответ: 11 см




Ответ: 0,81 м








Ответ: S= см2 и умножить на 2:

*2=
1607,68


Рефлексия

Учитель проводит рефлексию урока и задает домашнее задание.
































































Лист № 2

Практическая работа

«Нахождение отношения длины окружности к диаметру окружности»



Ход работы:

  1. Измерить ниткой длину окружности пробки, лежащей у вас на столе

  2. Распрямить нить и измерить её длину, приложив к линейке. Отсчет длины нитки начинать от начала линейки (цифры ноль)

  3. Записать значение в таблице.

  4. С помощью линейки измерить диаметр круга, записать в таблицу.

  5. Найти отношение длины окружности к диаметру, записать в таблицу, округлить полученное отношение с точностью до сотых долей.



С

Длина окружности

D

Диаметр окружности

C:D

Отношение длины окружности к её диаметру












Лист №1

Фамилия_________________________



1см = …. мм

5 см = …… мм

10,8 см = …. мм

6 см 3 мм = …. мм

12 мм = …. см

Решение задач

  1. Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?



  1. Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки? 


  2. Найдите длину окружности радиуса , если число Пи взять равным



  1. Колесо на расстоянии 380 м сделало 150  оборотов. Найдите диаметр колеса



  1. Петя вырезал из дерева диск радиусом 16 см. Сколько ему нужно потратить цветной бумаги, чтобы обклеить диск с обеих сторон?







Решение задач

  1. Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?



  1. Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки? 


  2. Найдите длину окружности радиуса , если число Пи взять равным



  1. Колесо на расстоянии 380 м сделало 150  оборотов
    Найдите диаметр колеса



  1. Петя вырезал из дерева диск радиусом 16 см. Сколько ему нужно потратить цветной бумаги, чтобы обклеить диск с обеих сторон?



























Задание №4: Вычислить число  = 2*L*S/a*k = …

5. Сообщение по теме “Использование числа p”

  • Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?

Ответ: С = D* = 12 640 * 3,14 = 39 689,6 км.

  • Спутник вращается по круговой орбите на высоте 100 км. От поверхности Земли. Какова длина пути, проходимого спутником за 1 оборот вокруг Земли?

Ответ: D1 = D(земли) + 100 км  С = D1 *  = (12 640 + 100) * 3,14 = 40003,6 км.

  • Число пи и предприниматель.

Для того чтобы обклеить консервную банку, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки, а ширина совпадает с высотой банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки? 
(Дополнение: На столе у каждого стоит банка. Сделать измерения и подсчитать для каждой конкретной банки).

  • Число пи и происшествие на берегу океана. (Домашнее задание)

У бензовоза, ехавшего вдоль берега океана, заглох мотор. Если через 12 минут шоферу не удастся уехать, поднимающийся прилив зальет берег, опрокинет машину и утащит ее в пучину моря. Вместе с бензовозом погибнет 10 тонн бензина, будет загрязнен океан. На помощь приходят рабочие с грузовика, на котором оказалось 50 пустых бочек. Диаметр основания каждой бочки – 0,5 м, высота – 1 м. Бензин можно заливать в бочки со скоростью 900 л/мин через шланг. Если опорожнить цистерну, еще один грузовик сможет отбуксировать бензовоз в безопасное место. Хватит ли 50 бочек, чтобы перелить весь бензин? Успеют ли рабочие сделать это?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Формула для расчета объема одной бочки: p*R2*h, где  h – высота бочки. По этой формуле ты вычислишь объем в кубических метрах. Умножь на 1000, и ты получишь объем в литрах.







Лист № 2

Практическая работа

«Нахождение отношения длины окружности к диаметру окружности»

Ход работы:

  1. Измерить ниткой длину окружности пробки, лежащей у вас на столе

  2. Распрямить нить и измерить её длину, приложив к линейке. Отсчет длины нитки начинать от начала линейки (цифры ноль)

  3. Записать значение в таблице.

  4. С помощью линейки измерить диаметр круга, записать в таблицу.

  5. Найти отношение длины окружности к диаметру, записать в таблицу.



С

Длина окружности

D

Диаметр окружности

C:D

Отношение длины окружности к её диаметру














Лист №1

Фамилия______________________



1см = …. мм

5 см = …… мм

10,8 см = …. мм

6 см 3 мм = …. мм

12 мм = …. см





Лист №3



Прочитайте и объясните правило запоминания числа Пи:

  • Это я знаю и помню прекрасно.

3, 1 4 1 5 9

















Решите задачи

    1. Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?



    1. Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки? 


    2. Найдите радиус и диаметр окружности, если её длина равна 0,785м



Лист №3

Прочитайте и объясните правило запоминания числа Пи:

  • Это я знаю и помню прекрасно.

3, 1 4 1 5 9



Решите задачи

    1. Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?



    1. Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки? 


    2. Найдите радиус и диаметр окружности, если её длина равна 0,785м



































































Лист №4

Заполните таблицу. При расчетах возьмите число

Длина окружности

Радиус окружности

Диаметр

5

.

.

.

4

.

.

.

10

12

.

.

.

15

.

6



Лист №4

Заполните таблицу. При расчетах возьмите число

Длина окружности

Радиус окружности

Диаметр

5

.

.

.

4

.

.

.

10

12

.

.

.

15

.

6

Ответы:

1см = 10 мм

5 см = 50 мм

10,8 см = 108 мм

6 см 3 мм = 63 мм

12 мм = 1,2 см























100ЛЕТ









































































«Архимед и число Пи»



Двадцать две совы скучали 

На больших сухих суках. 

Двадцать две совы мечтали 

О семи больших мышах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!