Учитель математики МБОУ “Замишевская СОШ”
Сыроквашин Алексей Васильевич
Открытый урок по теме:
«Число Пи в математике»
Цели Урока:
Предметные:
- познакомить учащихся с числом “Пи”, его историей и широтой применения в математике;
- познакомить учащихся с нахождением длины окружности;
- познакомить учащихся с удивительными фактами о числе пи.
- отработать навыки применения данных формул при решении задач.
Развивающие:
- ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
- работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
- применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- владеть первичными навыками учебно-исследовательской деятельности.
Личностные:
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;
- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре;
-обучение навыкам коммуникативной компетентности;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное применение полученных знаний.
ХОД УРОКА:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. момент | Приветствие учеников и гостей. | - Приветствие учителя |
Формулировка темы и цели урока | - Давайте сначала поиграем и разгадаем ребусы? В нем зашифровано имя известного древнегреческого математика Пифагора - Что за буква стоит в ребусе на первом месте? - Это буква Пи, так и называется наше число, с которым мы сегодня познакомимся. - Теперь вы можете сказать тему нашего сегодняшнего урока? - Мы узнаем, для чего нужно пи и где оно используется. Запишите в тетрадях тему урока | Предлагают свои варианты. - Буква Пи - записывают тему “число пи” |
Мотивация учеников | -Если каждую цифру от 0 до 10 закодировать музыкальной нотой в порядке их следования, то каждую цифру и каждое число из цифр можно будет сыграть на музыкальных инструментах. Я предлагаю вам послушать мелодию этого числа: Далее учитель включает мелодию числа пи (1 мин) - Это был лишь фрагмент мелодии, почему он такой длинный? | -потому что число очень длинное, оно состоит из большого количества цифр |
4.Актуализация знаний | Но прежде чем изучить подробнее число Пи, я предлагаю вам сначала вспомнить, что мы уже знаем и выполнить несколько заданий: Задание №1. - Что за фигура изображена на рисунке? - Чем является точка О в этой окружности? -Чтобы построить окружность, что нам нужно знать? - Во сколько раз диаметр больше радиуса? Задание №2 В следующем задании я предлагаю вам заполнить пропуски 1см = …. мм 5 см = …… мм 10,8 см = …. мм 6 см 3 мм = …. мм 12 мм = …. см Давайте посмотрим ответы: 1см = 10 мм 5 см = 50 мм 10,8 см = 108 мм 6 см 3 мм = 63 мм 12 мм = 1,2 см Проверьте себя сами и поставьте себе оценку | -Окружность -центром окружности -ее центр и радиус -это радиус окружности Самопроверка и самооценка |
5.Практическая работа | - Многие предметы имеют круглую форму. Человечество научилось использовать их в своих целях. Раз используют, значит надо уметь и измерять. Мы знаем, как измерить радиус и диаметр. - Как вы думаете? Что еще можно измерить у окружности? - Правильно. Длину. А для чего это нужно? - Проведем практическую работу «Нахождение отношения длины окружности к диаметру окружности», Возьмите лист № 1 (с описанием практической работы) - Какая получилась закономерность? | -Длину окружности и радиус -Чтобы узнать сколько материала надо на изготовление того или иного предмета. Читают инструкцию в листе №1 и выполняют практическую работу в тетрадях Для каждой окружности отношение длины окружности к ее диаметру, приблизительно, одно и то же число 3,14 = Число Пи показывает отношение длины окружности к ее диаметру |
Закрепление материала. Динамическая Пауза. | - Запомнить знаки разрядов человечество пытается уже давно. Существует множество способов для запоминания этого числа. 3, 1 4 1 5 9 Проводят даже чемпионаты по составлению стихотворений для запоминания. - Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и посмотреть фрагмент фильма о числе Пи | Смотрят фильм про число Пи |
7.Решение задач с числом Пи | Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?
Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки?
Найдите длину окружности радиуса , если число Пи взять равным Колесо на расстоянии 380 м сделало 150 оборотов Найдите диаметр колеса
5.Петя вырезал из дерева диск радиусом 16 см. Сколько ему нужно потратить цветной бумаги, чтобы обклеить диск с обеих сторон? | Ответ: С = D* = 12 640 * 3,14 = 39 689,6 км. Ответ: C=16*3,14=50,24 Ответ: 11 см Ответ: 0,81 м Ответ: S= см2 и умножить на 2: *2= 1607,68 |
Рефлексия | Учитель проводит рефлексию урока и задает домашнее задание. | |
Лист № 2
Практическая работа
«Нахождение отношения длины окружности к диаметру окружности»
Ход работы:
Измерить ниткой длину окружности пробки, лежащей у вас на столе
Распрямить нить и измерить её длину, приложив к линейке. Отсчет длины нитки начинать от начала линейки (цифры ноль)
Записать значение в таблице.
С помощью линейки измерить диаметр круга, записать в таблицу.
Найти отношение длины окружности к диаметру, записать в таблицу, округлить полученное отношение с точностью до сотых долей.
С Длина окружности | D Диаметр окружности | C:D Отношение длины окружности к её диаметру |
| | |
Лист №1
Фамилия_________________________
1см = …. мм
5 см = …… мм
10,8 см = …. мм
6 см 3 мм = …. мм
12 мм = …. см
Решение задач
Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?
Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки?
Найдите длину окружности радиуса , если число Пи взять равным
Колесо на расстоянии 380 м сделало 150 оборотов. Найдите диаметр колеса
Петя вырезал из дерева диск радиусом 16 см. Сколько ему нужно потратить цветной бумаги, чтобы обклеить диск с обеих сторон?
Решение задач
Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?
Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки?
Найдите длину окружности радиуса , если число Пи взять равным
Колесо на расстоянии 380 м сделало 150 оборотов
Найдите диаметр колеса
Петя вырезал из дерева диск радиусом 16 см. Сколько ему нужно потратить цветной бумаги, чтобы обклеить диск с обеих сторон?
Задание №4: Вычислить число = 2*L*S/a*k = …
5. Сообщение по теме “Использование числа p”
Ответ: С = D* = 12 640 * 3,14 = 39 689,6 км.
Ответ: D1 = D(земли) + 100 км С = D1 * = (12 640 + 100) * 3,14 = 40003,6 км.
Для того чтобы обклеить консервную банку, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки, а ширина совпадает с высотой банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки?
(Дополнение: На столе у каждого стоит банка. Сделать измерения и подсчитать для каждой конкретной банки).
У бензовоза, ехавшего вдоль берега океана, заглох мотор. Если через 12 минут шоферу не удастся уехать, поднимающийся прилив зальет берег, опрокинет машину и утащит ее в пучину моря. Вместе с бензовозом погибнет 10 тонн бензина, будет загрязнен океан. На помощь приходят рабочие с грузовика, на котором оказалось 50 пустых бочек. Диаметр основания каждой бочки – 0,5 м, высота – 1 м. Бензин можно заливать в бочки со скоростью 900 л/мин через шланг. Если опорожнить цистерну, еще один грузовик сможет отбуксировать бензовоз в безопасное место. Хватит ли 50 бочек, чтобы перелить весь бензин? Успеют ли рабочие сделать это?
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Формула для расчета объема одной бочки: p*R2*h, где h – высота бочки. По этой формуле ты вычислишь объем в кубических метрах. Умножь на 1000, и ты получишь объем в литрах.
Лист № 2
Практическая работа
«Нахождение отношения длины окружности к диаметру окружности»
Ход работы:
Измерить ниткой длину окружности пробки, лежащей у вас на столе
Распрямить нить и измерить её длину, приложив к линейке. Отсчет длины нитки начинать от начала линейки (цифры ноль)
Записать значение в таблице.
С помощью линейки измерить диаметр круга, записать в таблицу.
Найти отношение длины окружности к диаметру, записать в таблицу.
С Длина окружности | D Диаметр окружности | C:D Отношение длины окружности к её диаметру |
| | |
Лист №1
Фамилия______________________
1см = …. мм
5 см = …… мм
10,8 см = …. мм
6 см 3 мм = …. мм
12 мм = …. см
Лист №3
Прочитайте и объясните правило запоминания числа Пи:
3, 1 4 1 5 9
Решите задачи
Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?
Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки?
Найдите радиус и диаметр окружности, если её длина равна 0,785м
Лист №3
Прочитайте и объясните правило запоминания числа Пи:
3, 1 4 1 5 9
Решите задачи
Диаметр Земли составляет 12 640 км. Какова длина пути, пройденного в результате кругосветного путешествия?
Для того чтобы обклеить консервную банку радиусом 8 см, необходима этикетка, длина которой совпадает с окружностью банки. Какова должна быть длина этикетки для консервной банки?
Найдите радиус и диаметр окружности, если её длина равна 0,785м
Лист №4
Заполните таблицу. При расчетах возьмите число
Длина окружности | Радиус окружности | Диаметр |
5 | …. | …. |
…. | 4 | …. |
…. | …. | 10 |
12 | …. | …. |
…. | 15 | …. |
… | … | 6 |
Лист №4
Заполните таблицу. При расчетах возьмите число
Длина окружности | Радиус окружности | Диаметр |
5 | …. | …. |
…. | 4 | …. |
…. | …. | 10 |
12 | …. | …. |
…. | 15 | …. |
… | … | 6 |
Ответы:
1см = 10 мм
5 см = 50 мм
10,8 см = 108 мм
6 см 3 мм = 63 мм
12 мм = 1,2 см
100ЛЕТ
«Архимед и число Пи»
Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах.