Министерство науки и образования астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
СООБЩЕНИЕ
по дисциплине «Естествознание с методикой преподавания»
на тему «Уголок живой природы»
Выполнила:
студентка 2 «А» группы
Усаева К. Ю.
Проверил: преподаватель
Васильева Л. В.
Астрахань, 2020
Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.
Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.
Задачи:
помощь и содействие в организации живых уголков в
образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе;
воспитание патриотических и нравственных чувств;
спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживания;
В настоящее время формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой и животным миром. Вовлечение их в реальную, практическую деятельность по изучению животного мира и охране окружающей среды.
Одна из форм организации такой деятельности – уголок живой природы. Уголок живой природы – достаточно привлекательный для детей объект наблюдений и заботы. Ведь это не только место хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса.
Уголок живой природы может быть в кабинете природоведения и являться его составной частью. Лучше, если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это может быть общешкольный уголок для детей младших и старших классов. Здесь работа может проходить с растениями или животными по классам и группам в зависимости от интересов учащихся.
Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий школы.
Основными педагогическими требованиями, которыми должен руководствоваться учитель в организации внеурочной работы в уголке живой природы, являются:
доступность материала учащимся;
краеведческий подход в подборе материала;
принцип сезонности в работе;
общественно полезная направленность.
Растения подбираются в соответствии с учебной программой по природоведению. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать таким образом, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. В уголке живой природы следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетический вид. Наиболее распространенные комнатные растения: алоэ, агава, аспидистра, аспагарус, бальзамин, бегония, глоксиния, кактусы, камнеломка, колеус, кливия, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия. В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.
Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб (карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи); тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).
Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи. Для уголка живой природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Местом для обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на деревянную подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее.
Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки. Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.
В уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши и морские свинки.
Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных.
Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица, имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно открывать для проветривания; растения и животные должны периодически дезинфицироваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры, инвентарь.
Тема №1. Комнатные растения в уголке живой природы (3ч)
Космическая роль растений (1ч.)
Растения – основной источник кислорода в атмосфере Земли. Растения – производители (продуценты) питательных веществ в биосфере. Растения – первое звено в пищевых цепях и пирамидах природных сообществ. Роль растений в УЖП. Роль растений в очистке воздуха помещений, растения-производители кислорода и фитонцидов, лекарственные растения УЖП и их возможное использование. Влияние комнатных растений на психологическое состояние человека.
Практическая работа – экологическая оценка кабинета: оценка температурного, теплового, светового режимов кабинета.
Растения, рекомендуемые для содержания в уголке живой природы (1ч.)
Условия выращивания комнатных растений. Требования растений к световому режиму, поливу, температуре воздуха. Подбор оптимальных для УЖП видов растений.
Практическая работа - изготовление этикеток с видовыми названиями для растений живого уголка.
Практическая работа - уход за растениями уголка живой природы, содержание их в чистоте.
Опыт - Какие растения «любят» обитатели живого уголка.
Выставка рисунков «Мои зелёные любимцы!» (1ч.)
Тема №2. Животные - обитатели УЖП (10ч.).
Роль животных в природных экосистемах(1ч.)
Знакомство с первыми обитателями УЖП. Техника безопасности при обращении с животными уголка живой природы.
Животные – потребители (консументы) питательных веществ. Роль животных в пищевых цепочках, пирамидах энергии.
Методы профилактики болезней, условия содержания животных в неволе.
Практическая работа - изготовление этикеток с кличками и видовыми характеристиками животных. Знаков: об охране животных, правилах поведения в УЖП, в лесу.
Дождевой червь(2ч.)
Значение в почвообразовании. Знакомство со способом питания, положение в пищевых цепях.
Экскурсия на пришкольный участок. «Где обитают дождевые черви?»
Практическая работа – строение дождевых червей, их почвообразовательная деятельность.
Хомяки. (4ч.)
Биологические особенности. Содержание. Правила обращения. Профилактика болезней. Размножение. Кормление.
Опыт – выявление пищевых привязанностей. Уход.
Практическая работа – заготовка кормов для обитателей УЖП.
Уход и кормление хомяков.
Декоративные крысы(1ч)
Биологические особенности. Содержание, правила безопасного обращения. Размножение. Кормление. Профилактика болезней.
Практическая работа – изготовление «гулялок» - лабиринтов для прогулок мелких грызунов из пластиковых бутылок.
Морская свинка(2ч.)
Породы. Правила обращения. Особенности содержания. Кормление. Разведение.
Практическое занятие – наблюдения за морской свинкой в условиях живого уголка. Выявление пищевых привязанностей. Уход.
Тема№3. Террариум и его обитатели (5ч.)
Устройство террариума(1ч). Виды, обустройство.
Практическая работа: оборудование простейшего террариума.
Черепаха (1ч.) обитатель террариума. Биологические и физиологические особенности. Содержание. Правила обращения. Профилактика болезней. Виды черепах. Кормление.
Практическая работа: наблюдение за черепахой. Выявление пищевых пристрастий.
Лягушки(1ч.) Типичный представитель местной фауны. Ее содержание в террариуме. Особенности физиологии.
Практическая работа: наблюдение за поведением лягушек в неволе и особенностями ее способа питания. Определение видового названия.
Сухопутные улитки (1ч.) Биологические и физиологические особенности. Содержание. Правила обращения. Профилактика болезней. Кормление.
Практическая работа: строение и поведение Ахатин.
Презентации на тему «Эти удивительные……» по изученной теме (1ч.)
Тема№4. Аквариум и его обитатели в уголке живой природы (6ч.)
Подводный мир в комнате (1ч.)
Виды аквариумов. Устройство простого аквариума. Требования к составу воды для аквариума.
Практическая работа – изготовление простейшего оборудования для аквариума – компрессора, искусственного освещения, сачка.
Лабораторная работа – определение качества водопроводной воды в домашних условиях.
Особенности строения водных растений (1ч.)
Их роль в водоеме. Роль аквариумных растений. Видовое многообразие аквариумных растений.
Практическая работа – рассматривание листа элодеи под микроскопом и капли воды из аквариума.
Моллюски (1ч.)
Обитатели аквариума. Их роль в аквариуме.
Практическая работа определение видовой принадлежности аквариумных моллюсков.
Многообразие рыб (2ч.)
Распространение, видовой состав. Аквариумные рыбки. Кто такие рыбы? Как движутся рыбы? Как дышат рыбы? Как рыбы ориентируются? Многообразие аквариумных рыбок. Как правильно кормить рыб. Икринки и мальки. Болезни рыб и их профилактика. Подмена воды в аквариуме – непременное условие здоровья рыб. Интересные обитатели аквариума.
Практическая работа – подготовка аквариума для заселения.
Практическая работа - заселение аквариума растениями, моллюсками
Практическая работа – наблюдение за жизнью рыб в аквариуме.
Практическая работа – чистка и подмена воды в аквариуме.
Сообщения по изученной теме «Этот загадочный подводный мир!» (1ч.)
Тема№6. Птицы в живом уголке (5ч.).
Многообразие птиц (2ч.)
Птицы нашей местности. Значение птиц в природе. Помещение для птиц. Оборудование клеток и принадлежностей для ухода. Уход за птицами, их приручение. Корма и кормление птиц. Охрана и привлечение птиц.
Экскурсия «Птицы, обитающие на пришкольном участке».
Практическая работа – изготовление кормушек для птиц. (д.з.)
Практическая работа - Вывешивание кормушек на пришкольной территории.
Волнистые попугайчики (1ч.)
Наиболее типичные обитатели живого уголка. Биологические особенности правила ухода. Канарейки. Экзотические птицы. Неприхотливые комнатные птицы. Куры. Породы кур. Прославленные вокалисты. Наши зимние гости. Наблюдение за жизнью птиц в лесу.
Практическая работа – правила содержания и ухода за попугаями. Как научить волнистого попугайчика говорить.
Праздник птиц.(2ч.)
Уголок живой природы для школы имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания, биологии и географии.
Содержание маленьких неприхотливых животных (мелкие грызуны, рептилии, аквариумные рыбки, птицы, насекомые) являются обширным материалом для исследований.