Р-9 Тема: Указательные слова в сложноподчиненном предложении.
Цель урока:
1.Ознакомление с ролью указательных слов в сложноподчиненном предложении; развитие основ культуры устной и письменной речи.
2.Развитие логического мышления, аналитических способностей; орфографической зоркости.
3.Воспитание интереса к богатству русского языка, к природе и окружающему нас миру; создание условий для формирования у обучающихся чувства взаимоуважения, умения работать коллективно.
Оборудование: мультимедиа, карточки, (УМК) «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
Ход урока:
1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
-Здравствуйте! Доброго дня всем нам и нашим гостям! Поприветствуем друг друга и гостей приятной улыбкой.
II.Повторение изученного.
1.Интеллектуальная игра. /подготовлена учеником/
2.Цифровой диктант. Слайд 1.
3.Графический диктант. Слайд 2. Ответы – слайд 3.
А) Верно ли утверждение, что в слове приедет количество букв и звуков совпадает? /нет/
Б) Верно ли, что в слове выучить звуков больше, чем букв? /нет/
В) Верно ли, что в слове скоро все согласные твёрдые? /да/
Г) Верно ли, что в слове предупредил 2 суффикса? /да/
Д) Верно ли, что в 3-ем предложении слово что является союзом? /да/
Е) Верно ли, что в слове скоро вторая о является окончанием? /нет/
4.Установите соответствие. Слайд 4. Ответы – слайд 5.
5.Тест «Да. Нет».
/при ответе на последний вопрос учитель предлагает сформулировать тему урока/
6.Динамическая пауза. /Сделаем повороты головой вправо, влево (несколько раз), задержим голову справа и лёгкими движениями головы напишем аббревиатуру ССП, поворот головы налево и напишем СПП/.
7. Работа по новой теме. Откройте учебники на стр. 39.
-Прочитайте теоретические сведения на с.39 и ответьте на вопрос: слова каких частей речи являются указательными? Какова же роль указательных слов в СПП? /выделяют содержание придаточного/. Где они находятся: в главном предложении или придаточном? /в главном/.
Наблюдение, первичное закрепление: упр.81 1,2,6 предложения.
8. Работа в 3 группах /разделились по цвету полосок бумаги/. Учащиеся работают по карточкам. Записать предложения, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Найти указательные слова, определить их место в предложении.
Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом расцвете.
О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.
Он вернулся в тот город, где провёл юность.
Прочтите так, чтобы никто не видел записки.
Тот лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на ту речку, которая была совсем близко от нашего дома.
Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся.
Я решу такую задачу, которая тебе не по силам.
На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне.
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.
Матери ненавидят оружие нападения, признавая только то оружие, которым защищается жизнь.
/После выполнения учащиеся поменялись тетрадями (по группам), взаимопроверка/
Вывод: Какую роль выполняют они в СПП? Как вы думаете, достигли мы цели урока?
Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:
Рефлексия.
Какое впечатление у вас от сегодняшнего урока? Было интересно. Было скучно. Узнал новое. Никаких знаний не получил. Доволен собой. Многое надо повторить.
Дом. Задание /карточки/: Записать только те пословицы, в которых есть указательные слова.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Горюет Фома, что пустая голова.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
И кафтан греет, когда шубы нет.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Где песня льется, там легче живется.
Зеркало не виновато, что рожа кривовата.
Не ведает царь, что делает псарь.
Поселись там, где поют.
«Тренинг начинающего редактора»
Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
Оценивание.
Спасибо за работу.