СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Украшение деревянных построек

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Украшение деревянных построек»

Технологическая карта урока


Учитель

Орленок Ирина Николаевна

Предмет, класс

Изобразительное искусство, 4 класс

УМК, авторы


УМК «Школа России», Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др. под ред. Б. М. Неменского

Тема года

Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли).

Тема четверти

Истоки родного искусства


Проект, его продолжительность

Творческий проект «Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир».

Краткосрочный проект - 4 урока.

Тема урока

Урок № 3.

«Украшение деревянных построек и их значение. Образ русской деревни»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы работы


Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Цель урока

Способствовать формированию знаний обучающихся о традиционном образе деревни, об устроении русской избы и значении её декоративного убранства.

Задачи

Образовательные:

  • продолжить знакомство с постройкой, украшениями и изображениями при создании избы; красотой русского деревянного зодчества;

  • познакомить с символическими образами-понятиями - причелина, наличник, полотенце, лобовая доска, знаки-обереги;

  • использовать выразительные средства для украшения фасада избы.

Развивающие:

  • развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений деревянной архитектуры, выражению в творческих работах своего отношения к ней;

  • способствовать развитию образного мышления, фантазии, творческого воображения, навыков владения художественными материалами и средствами.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях чувство восхищения красотой русской деревянной архитектуры;

  • способствовать воспитанию патриотических чувств: гордости за русских мастеров, создавших неповторимое произведение архитектуры.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


- Самоопределение;

- смыслообразование;

- формирование мотивации к обучению и познанию;

- осознание ответственности за общее дело;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- осознание чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные:

- целеполагание; планирование, прогнозирование; контроль за своей деятельностью; умение организовать место занятий; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; оценивать результат своей деятельности, вносить коррективы; выполнять взаимопроверку работ учащимися; осуществлять познавательную и творческую рефлексии.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- формулирование проблемы;

- умение находить информацию в тексте; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других;

- аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.

Объяснять особенности конст-рукции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.

Создавать коллективное панно способом объединения индивиду-ально сделанных изображений.

Овладевать навыками коллек-тивной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руковод-ством учителя.


Основные понятия


Изба, деревня, плотники, наличники, причелины, лобовая доска, знаки-обереги.

Методы


Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, контроля.

Межпредметные связи


Технология, окружающий мир, история, литературное чтение.

Оборудование

Для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, таблица с изображением элементов традиционной избы, репродукции картин русских художников с изображением деревни, музыкальные записи народных инструментов (для фона).

Для учащихся: листы А1 с фоном (с предыдущего урока), рисунки домов без украшений (с предыдущего урока), карточки с текстом и заданиями, конверты с шаблонами, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, салфетки.

Интернет-ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B1%D0%B0 Изба: история, типы, строение, украшение.

  2. http://ecobicycles.ru/maket-russkoy-izby-bumagi-shemy/ Макет русской избы. Схема «Декоративные части русской избы».

  3. http://get-tune.net Музыка «Балалаечников», Русская народная музыка в исполнении ансамбля «Русский сувенир», «Кадриль»




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопреде-ление к деятельности.

Орг. момент

(1-2 мин.)

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей!

Создает эмоциональный настрой на урок:

На уроке рисования

ты лентяя не найдёшь!

Прилагаем все старания,

чтоб рисунок был хорош!

- Возьмитесь за руки в своих командах, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте добра друг другу, терпения и взаимопомощи!

Проверяют свою готовность к уроку.


Приветствуют учителя и гостей.


Настраиваются на работу.



Личностные: самоопределение.

Регулятивные: умение организовать рабочее место.


2. Актуализация знаний. (5 мин.)

Проводит проверку знаний учащихся - предлагает отгадать кроссворд.

- Давайте все вместе дружно проведём разминку для ума и вспомним то, что изучали на прошлых двух уроках.

1. Русский срубной дом, в древности называемый «истопка». 2. Как называли людей, которые занимались строительством домов? 3. Из какой самой прочной породы дерева строили дома?

4. Инструмент для строительства избы?

5. Помещение, оборудованное для мытья человека с одновременным действием воды и пара.

6. Сооружение, имеющее вращающиеся крылья или лопасти, приводимые в движение ветром.

7. Культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов. 8. Сооружение для добывания грунтовых вод, представляющее собой бревенчатую шахту с воротом, к которому цепью привязывается ведро. 9. Назовите художника картины «Золотая осень. Слободка.»


- Какое слово получилось в выделенной строке? Что оно обозначает? От чего произошло это слово?



- И последний вопрос кроссворда: «Как называется самая украшенная часть дома?»

Предлагает продемонстрировать друг другу в команде свои рисунки домов с прошлого урока и, глядя на них, определиться с ответом.



Отгадывают кроссворд:

1. изба;

2. плотники;

3. сосна;

4. топор;

5. баня;

6. мельница;

7. церковь;

8. колодец;

9. Левитан.



















Отвечают на вопросы учителя.

В выделенной строке слово «деревня». Так называется наш проект. Деревня – это поселение, где все постройки из дерева.

Демонстрируют рисунки друг другу и предлагают ответ: окна, крыша, крыльцо и др. Но слова не подходят по количеству букв.

Личностные:

формирование мотивации к обучению и познанию.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.



3. Постановка проблемы и учебной задачи.

(3 мин.)

- Какого знания нам не хватает для завершения кроссворда и изображения русской избы?

--Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

Действительно, тема нашего урока «Украшение деревянных построек и их значение».

- Какую ставим перед собой цель?

Познакомиться с основными элементами русского жилища, их символическим значением и украсить свою деревянную постройку.


Совместно с учащимися формулируют задачи урока:

1. Узнать элементы убранства избы.

2. Узнать элементы узоров.

3. Самостоятельно украсить свою деревянную постройку.

4. Выполнить коллективное панно «Деревня».

5. Проанализировать получившиеся работы.

Дети отвечают, высказывают свое мнение: Как украшают избы? Для чего? Зачем?

Тема урока: «Украшение избы»,

«Украшение деревни»


Предполагают цель урока: узнать, как украшены деревянные постройки и их значение.



Совместно с учителем формулируют задачи урока:

- узнать…

- самостоятельно…

- выполнить….

- проанализировать…


Познавательные:

логические - формулирова-ние проблемы.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.

4. Открытие нового знания.

(5-6 мин.)









































Организует работу в парах:

изучение нового материала с помощью чтения текста на карточках и заполнение схемы «Декоративные части русской избы».

Текст

Изба - она и есть изба, а похожих нет, как нет похожих людей. У каждой своё лицо, своя осанка. Двускатная крыша – шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается снег и дождь. Окна – очи, глаза на лице дома, свет и связь с внешним миром, поэтому наличники – самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше называли лоб). Здесь и бывает лобовая доска (между крышей и срубом).

Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски – причелины. Стык причелин, чтобы в щель не попала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем. Причелины, лобовая доска, полотенце обязательно украшались резьбой. Как поразительно красиво, разнообразно деревянное кружево!

Если приглядеться, всегда увидишь похожие природные мотивы: круг – символическое изображение солнца, завитки – растения, треугольники – ёлочки. Защищая своё жилище от злых сил, человек изображал магические знаки-обереги, особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло. Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь - верный помощник крестьянину в труде, в бою, в пути.

Ты видишь, что в доме крестьянина всё было продумано и всё имело своё значение!

Схема «Декоративные части русской избы»

- Проверяет выполнение работ учащимися и предлагает паре удачно справившейся с заданием – выйти к доске и на схеме дома правильно расположить названия декоративных элементов.

- Предлагает учащимся сравнить свои схемы с правильным ответом и оценить себя.




Читают текст на карточках.































Выполняют работу парами - заполняют схему «Декоративные части русской избы».

Справившись с заданием – поднимают руки.






Пара учащихся выходят к доске и выполняют там подобное задание.


Оценивают себя.

Познавательные: находить информацию в тексте; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Регулятивные: управлять своей деятельностью; контроль, оценка, коррекция.

5. Первичное закрепление знаний. (3 мин.)







Учитель проводит беседу:

Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение.

- Как украшались русские избы?

- Какие составные части избы обязательно украшали?


- Как называется самая украшенная часть дома?

(Заполняем кроссворд до конца!)

- Какие мотивы использовались в резьбе?



- Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы?

Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.

Физминутка

Нужно ставить новый дом, непременно нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно всех работать мы зовем,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом бревна мы положим ровно!

Вот и печка и труба, для крылечка два столба.

Чердачок построим, тесом дом покроем,

Ну, готово! А теперь ставим лестницу и дверь.

Окна расписные, ставеньки резные.

Щели паклею забьем и готов наш новый дом!




Отвечают на вопросы учителя:

- резьбой;

- наличники, причелины, полотенце, лобовую доску;

- наличник.











Отвечают на вопросы учителя:

- природные: круг – символичес-кое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой;

- знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов.


Выполняют физминутку.

Личностные:

осознание чувства гордос-ти за культуру и искус-ство Родины, своего народа.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


6. Переход к практической работе

(2 мин.)


Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. Для этого произнесите заклинание: «Вокруг себя обернись, в мастера превратись».

- Ваша работа будет состоять из следующих этапов:

1. Проектирование.

- На этом этапе вы в каждой группе выбираете «глав-ного мастера», который будет следить за ходом рабо-ты, и помогать другим. Затем распределяете свои силы и умения, решаете – самостоятельно ли будете изготавливать элементы или пойдёте по облегченно-му пути и выберете готовые элементы для росписи из конвертов.

2. Подготовка деталей.

- Из цветной бумаги или белой вырезаете декоратив-ные детали – наличники, причелины, лобовую доску, полотенце. Приклеиваем на свою избу, изготовлен-ную на прошлом уроке. Используем в работе клей и ножницы. Напомните правила безопасного труда.

3. Декорирование.

При помощи фломастеров изобразите на декоратив-ных элементах узоры-обереги. Постарайтесь сохра-нять симметрию.

4. Сборка панно «Деревня».

Располагаете готовые постройки на заранее подготов-ленных вами плакатах с изображением пейзажа. Здесь задача главного мастера – составить композицию.

- Когда распределите основные элементы на панно, дополните его элементами пейзажа. (силуэты деревь-ев, заборчики и т. д.)

Закончив сборку, дайте название своей деревне.


Учащиеся произносят заклинание и «превращаются» в мастеров.


Совместно с учителем планируют свою деятельность.


Выбирают «главного мастера».


Оценивают свои силы и умения, и решают – по трудному пути начинать работу или по облегченному (роспись готовых деталей).

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

планирование.

Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли.



7. Применение новых знаний.

Творческая практическая деятельность учащихся.

(13-15 мин.)


- Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.

Учитель осуществляет контроль правильности выпол-нения приемов работы; оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения; контролирует качество выполняемых работ.

Фоном звучит музыка «Балалаечников», русская народная музыка в исполнении ансамбля «Русский сувенир», «Кадриль».

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу по плану:

- самостоятельно изготавливают

декоративные элементы избы, расписывают их;

- располагают готовые постройки на общем панно «Деревня»;

- дополняют панно деревьями, заборчиками и т.д.;

- придумывают название.

Личностные: осознание ответственности за общее дело; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

Коммуникативные: договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Самоанализ и анализ работ.

(4 мин.)


Предлагает учащимся по группам представить свои работы. Обсуждает с учащимися готовые работы:

- Удачно ли составлена композиция?

  • - Какие из построек получились интереснее?

  • - Какие постройки украшены богаче?

  • - Какую часть избы украшали наиболее пышно?


Предлагает оценить работы друг друга в группе под руководством «главного мастера».

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке: предлагает учащимся закончить предложения.

Теперь я знаю…….

Теперь я умею…….

На уроке мне было трудно……

На уроке мне понравилось…….


Задает домашнее задание:

Сочините четверостишие на тему «Деревня».

Группы по очереди представляют свои работы. Обсуждают. Осуществляют взаимопроверку. Оценивают.













Записывают в дневники домаш-нее задание.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: выполнять

взаимопроверку работ учащимися; осуществлять познавательную и творческую рефлексии.




2