Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».
Урок будет выдан: 30.01.2024.
Школа: МАОУ Лицей № 200.
Учитель: Жукова Екатерина Васильевна.
Методист: Овчинникова Ольга Дмитриевна.
Ф.И.О.: Носкова Татьяна Сергеевна.
Предмет: математика.
Класс: 1 «Б».
Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении понятий уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
1. Мотивация к коррекционной деятельности. | Словесный (беседа). | Приветствие. Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. – Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. – Проверьте готовность к уроку, есть ли у вас на партах учебник по математики, рабочая тетрадь, пенал, карандаш, линейка. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Математика у нас! Что нужно, чтобы она прошла удачно? Ваше внимание, знания и дружеское отношение друг к другу. Поэтому, поднимите ручки, улыбнитесь своему соседу, соедините ладоши ваши и пожелайте друг другу удачи. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Соединяют ладоши в паре, говоря слова «Удачи!». | | Р: принимать учебную задачу. | |
2. Актуализация знаний и учебное пробное действие. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Фиксирует индивидуальное затруднения через повторение актуальных вопросов по теме. – Давайте вспомним, что вы проходили ранее. Как называлась эта тема? Давайте немного поиграем в устный счёт. 1. Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две Матрёшки на окошке, Две Аринки на перинке, Две Танюшки на подушке, A Петрушка в колпачке На дубовом сундучке. (Сколько всех?) 2. Что так начало греметь? Ульи строит наш Медведь. Ульев сделал он лишь семь – На два меньше, чем хотел. (Сколько ульев хотел сделать мишка?) 3. Сначала в школу на урок Прилетело пять сорок, Позднее две примчало. сколько вместе стало? 4.Трое беленьких котят Рыбку весело едят. А 4 съели кашу. Сколько всех котят у Маши? На презентации задание: Вычислите: 7 + 2 = 4 + 4 = 5 + 4 = – Прочитайте эти выражения по-разному. – Я припасла своё равенство 5 + = 9, в котором первое слагаемое 5, значение суммы – 9, а второе слагаемое я потеряла. Как же мне помочь? Игра «Засели домики». – Работать вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в паре: 1.Работать дружно. 2.Слушать друг друга. 3.Не ссориться. 4. Помогать друг другу. Я вам выдаю карточки. На них домики – их вам нужно заселить. Для этого вам нужно вспомнить состав чисел в пределах 10. – Та пара, которая закончит работу, дружно возьмётся за руки и поднимет их вверх. Ещё на партах у вас лежат смайлики жёлтого, зелёного и красного цвета. (После выполнения задания идёт проверка, дети оценивают свою работу после появления на слайде правильных ответов, поднимая соответствующие смайлики). жёлтый цвет – задание выполнено без ошибок зелёный цвет – 1-2 ошибки красный цвет – 3-4 ошибки, нужно постараться. | Отвечают на вопросы и выполняют задание, предложенное учителем. «Связь между суммой и слагаемыми». 7. 9. 7. 7. Семь плюс два, к 7 прибавить 2, сумма чисел 7 и 2; первое слагаемое 7, второе 2, значение суммы – 9. Второе слагаемое 4, так как 9 – это сумма 5 и 4. | | П: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями. К: работать в парах. Р: проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи. | |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (Иллюстрация, демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. – Я предлагаю вам сделать задания. Вычислите сумму пяти и трёх (5 + 3 = ) и вспомните компоненты сложения. – С этими же числами составить выражение на вычитание. – По какому правилу мы получили эти выражения? Следующее задание. Составьте запись по картинке: (три зачёркнуты) – Было сколько? – А осталось? – Осталось больше или меньше, чем было? – Что произошло с числом семь? – Значит этот компонент называется? – Какое число мы вычитали? – Значит, как оно может называться? – 7 – 3 – это разница между этими числами, т. е. разность, а 4 – значение разности. – Теперь, как вы думаете, как называется тема нашего урока? А цель? | Определяют тему и формулируют цель. 8. Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы, сумма. 8 – 5 = 3. 8 – 3 = 5. Если из значения суммы вычитаем одно слагаемое, то получаем другое слагаемое. 7 – 3 = 4. 7. 4. Меньше. Она уменьшилось. Уменьшаемое. 3. Вычитаемое. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Научимся читать и писать выражения с вычитанием. | Формировать умение составлять, читать и записывать разности. | Р: проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия. П: обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий. К: владеть диалогической формой речи. | Формировать учебно-познавательный интерес к изучению понятий уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрация) Практический (упражнение) | Организует деятельность по составлению плана урока. – Перейдём к составлению плана нашего занятия. У меня на слайде есть разбросанные пункты, вам необходимо составить их в верном порядке. 1. Научимся использовать названия компонентов вычитания грамотно. 2. Научимся составлять разности. 3. Научимся читать выражения с вычитанием в числовой форме. – Откройте учебник на странице 29, один человек прочитает вслух для всего класса, красиво и громко. Начинаем читать после задач урока в учебнике. Давайте я повторю ещё раз, чтобы вы запомнили. – Уменьшаемое – число, из которого вычитают. – Вычитаемое – число, которое вычитают. – Разность – значение разности. | Составляют правильный вариант плана урока. 1. Научимся читать выражения с вычитанием в числовой форме. 2. Научимся использовать названия компонентов вычитания грамотно. 3. Научимся составлять разности. | | К: владеть диалогической формой речи. | Формировать учебно-познавательный интерес к изучению понятий уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрация) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. – Начинаем решать задания по порядку. Записываем номер 1 и читаем задание. | 9 – 4 = 5. | Формировать умение грамотно называть числа при вычитании. Формировать умение составлять, читать и записывать разности. | Р: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности. П: устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием. | |
6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация, Практический) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. – Следующее задание – номер 3. Записываем номер 3 и читаем задание. – Сколько у Пети было фломастеров? Сколько он подарил? Если он «подарил, то останется больше или меньше? Значит, какое действие используем при решении задачи? – Давайте проведём с вами физминутку. Физминутка. Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулак) Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». (Разогнуть оставшийся согнутым палец) Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (Сжать пальцы в кулачок) | Было – 6 ф. Подарил – 2 ф. Осталось – ? Меньше. Вычитание. (два зачёркнуты) | Формировать умение грамотно называть числа при вычитании. Формировать умение составлять, читать и записывать разности. | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует практическую работу обучающихся и индивидуальный инструктаж. – Следующее задание – номер 4. Его мы будем выполнять по рядам. Первый столбик – первый ряд, второй столбик – второй ряд, третий столбик – третий ряд. Записываем номер 4 и читаем задание. – Тогда что произойдёт с суммой? А с разностью? Значит и значение разности будет уменьшаться на один. | Выполняют практическую работу и слушают индивидуальный инструктаж. Первое слагаемое увеличивается на 1, а второе слагаемое уменьшается на 1. Она не изменится. Вычитаемое увеличивается на 1. | Формировать умение грамотно называть числа при вычитании. | П: воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (без скобок). | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторений. – Как называются компоненты действия вычитания? – Заполните в презентации пропуски с определением уменьшаемого, вычитаемого, разности. | Отвечают на вопросы и повторяют пройденный материал. Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности. Уменьшаемое – число, из которого вычитают. Вычитаемое – число, которое вычитают. Разность – результат вычитания. | Формировать умение грамотно называть числа при вычитании. | К: владеть диалогической формой речи. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Организует рефлексивную деятельность обучающихся. – Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги На столах лежат бумажки с вопросами, ответьте на них пожалуйста. «На уроке я узнал…» «На уроке мне понравилось…» «На уроке мне было не понятно…» | Актуализируют свою деятельность на уроке. | | К: владеть диалогической формой речи. | |