СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»

Конспект учебного занятия

по математике

в 1 «Б» классе

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».

студентки 202 группы

Носковой Татьяны Сергеевной

















Урок будет выдан: 30.01.2024.

Школа: МАОУ Лицей № 200.

Учитель: Жукова Екатерина Васильевна.

Методист: Овчинникова Ольга Дмитриевна.



Новосибирск, 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Носкова Татьяна Сергеевна.

Предмет: математика.

Класс: 1 «Б».

Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении понятий уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Планируемые результаты:

Задачи урока:

Предметные:

Учащиеся научатся:

  • грамотно называть числа при вычитании.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять, читать и записывать разности.

Дидактические:


  1. Формировать умение грамотно называть числа при вычитании.



  1. Формировать умение составлять, читать и записывать разности.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (без скобок);

  • обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями;

  • устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • работать в парах.

Учащиеся получат возможность научиться

  • владеть диалогической формой речи.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;

  • проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи.

Развивающие:


  1. Формировать умения (познават.) воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (без скобок); обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием.











  1. Формировать умения (коммун.) владеть диалогической формой речи; работать в парах.






  1. Формировать умение (регул.) принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи.

Личностные:

Формировать учебно-познавательный интерес к изучению понятий уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Воспитательные:

- воспитывать учебно-познавательный интерес к изучению понятий уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, учебник по математика 1 класс, 2 часть «Школа России» Моро М.И., Бантова.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

Словесный

(беседа).


Приветствие.

Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.

– Здравствуйте! Меня зовут

Татьяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

– Проверьте готовность к уроку, есть ли у вас на партах учебник по математики, рабочая тетрадь, пенал, карандаш, линейка.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!



Что нужно, чтобы она прошла удачно? Ваше внимание, знания и дружеское отношение друг к другу. Поэтому, поднимите ручки, улыбнитесь своему соседу, соедините ладоши ваши и пожелайте друг другу удачи.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.















Соединяют ладоши в паре, говоря слова «Удачи!».









Р: принимать учебную задачу.


2. Актуализация знаний и учебное пробное действие.


Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)



Фиксирует индивидуальное затруднения через повторение актуальных вопросов по теме.

– Давайте вспомним, что вы проходили ранее. Как называлась эта тема? Давайте немного поиграем в устный счёт.

1. Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Матрёшки на окошке,

Две Аринки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

A Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

(Сколько всех?)


2. Что так начало греметь?

Ульи строит наш Медведь.

Ульев сделал он лишь семь –

На два меньше, чем хотел.

(Сколько ульев хотел сделать мишка?)


3. Сначала в школу на урок

Прилетело пять сорок,

Позднее две примчало.

сколько вместе стало?


4.Трое беленьких котят

Рыбку весело едят.

А 4 съели кашу.

Сколько всех котят у Маши?


На презентации задание:

Вычислите:

7 + 2 = 4 + 4 = 5 + 4 =

– Прочитайте эти выражения по-разному.




– Я припасла своё равенство

5 + = 9, в котором первое слагаемое 5, значение суммы – 9, а второе слагаемое я потеряла. Как же мне помочь?



Игра «Засели домики».

– Работать вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в паре:

1.Работать дружно.

2.Слушать друг друга.

3.Не ссориться.

4. Помогать друг другу.

Я вам выдаю карточки. На них домики – их вам нужно заселить. Для этого вам нужно вспомнить состав чисел в пределах 10.

– Та пара, которая закончит работу, дружно возьмётся за руки и поднимет их вверх. Ещё на партах у вас лежат смайлики жёлтого, зелёного и красного цвета. (После выполнения задания идёт проверка, дети оценивают свою работу после появления на слайде правильных ответов, поднимая соответствующие смайлики).

  • жёлтый цвет – задание выполнено без ошибок

  • зелёный цвет – 1-2 ошибки

  • красный цвет – 3-4 ошибки, нужно постараться.

Отвечают на вопросы и выполняют задание, предложенное учителем.


«Связь между суммой и слагаемыми».







7.







9.






7.





7.




Семь плюс два, к 7 прибавить 2, сумма чисел 7 и 2; первое слагаемое 7, второе 2, значение суммы – 9.



Второе слагаемое 4, так как 9 – это сумма 5 и 4.









П: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.




































К: работать в парах.


Р: проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи.



3. Выявление места и причины затруднения.

Словесный (беседа)

Наглядный (Иллюстрация, демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

– Я предлагаю вам сделать задания. Вычислите сумму пяти и трёх (5 + 3 = ) и вспомните компоненты сложения.

– С этими же числами составить выражение на вычитание.

– По какому правилу мы получили эти выражения?







Следующее задание. Составьте запись по картинке:

(три зачёркнуты)

– Было сколько?

– А осталось?

– Осталось больше или меньше, чем было?

– Что произошло с числом семь?

– Значит этот компонент называется?

– Какое число мы вычитали?

– Значит, как оно может называться?

– 7 – 3 – это разница между этими числами, т. е. разность, а 4 – значение разности.


– Теперь, как вы думаете, как называется тема нашего урока? А цель?

Определяют тему и формулируют цель.



8. Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы, сумма.

8 – 5 = 3.

8 – 3 = 5.

Если из значения суммы вычитаем одно слагаемое, то получаем другое слагаемое.

7 – 3 = 4.




7.

4.

Меньше.


Она уменьшилось.

Уменьшаемое.

3.


Вычитаемое.








Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Научимся читать и писать выражения с вычитанием.

Формировать умение составлять, читать и записывать разности.





Р: проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.








П: обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий.




К: владеть диалогической формой речи.

Формировать учебно-познавательный интерес к изучению понятий уменьшаемое, вычитаемое, разность.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.


Словесный (беседа)

Наглядный (иллюстрация)

Практический (упражнение)

Организует деятельность по составлению плана урока.

– Перейдём к составлению плана нашего занятия. У меня на слайде есть разбросанные пункты, вам необходимо составить их в верном порядке.


1. Научимся использовать названия компонентов вычитания грамотно.

2. Научимся составлять разности.

3. Научимся читать выражения с вычитанием в числовой форме.




– Откройте учебник на странице 29, один человек прочитает вслух для всего класса, красиво и громко. Начинаем читать после задач урока в учебнике.

Давайте я повторю ещё раз, чтобы вы запомнили.

– Уменьшаемое – число, из которого вычитают.

– Вычитаемое – число, которое вычитают.

– Разность – значение разности.

Составляют правильный вариант плана урока.






1. Научимся читать выражения с вычитанием в числовой форме.

2. Научимся использовать названия компонентов вычитания грамотно.

3. Научимся составлять разности.









К: владеть диалогической формой речи.

Формировать учебно-познавательный интерес к изучению понятий уменьшаемое, вычитаемое, разность.

5. Реализация построенного проекта.


Словесный (беседа)

Наглядный (иллюстрация)

Практический (упражнение)

Организует деятельность по реализации построенного проекта.


– Начинаем решать задания по порядку. Записываем номер 1 и читаем задание.








9 – 4 = 5.



Формировать умение грамотно называть числа при вычитании. Формировать умение составлять, читать и записывать разности.

Р: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности.

П: устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием.


6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.



Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация, Практический)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


– Следующее задание – номер 3. Записываем номер 3 и читаем задание.

– Сколько у Пети было фломастеров? Сколько он подарил? Если он «подарил, то останется больше или меньше? Значит, какое действие используем при решении задачи?





– Давайте проведём с вами физминутку.

Физминутка.

Маша варежку надела:
(Сжать пальцы в кулак)
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
(Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
(Разогнуть оставшийся согнутым палец)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
(Сжать пальцы в кулачок)












Было – 6 ф.

Подарил – 2 ф.

Осталось – ?

Меньше.

Вычитание.


(два зачёркнуты)







Формировать умение грамотно называть числа при вычитании.

Формировать умение составлять, читать и записывать разности.



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)

Организует практическую работу обучающихся и индивидуальный инструктаж.

– Следующее задание – номер 4. Его мы будем выполнять по рядам. Первый столбик – первый ряд, второй столбик – второй ряд, третий столбик – третий ряд. Записываем номер 4 и читаем задание.

– Тогда что произойдёт с суммой?

А с разностью? Значит и значение разности будет уменьшаться на один.

Выполняют практическую работу и слушают индивидуальный инструктаж.







Первое слагаемое увеличивается на 1, а второе слагаемое уменьшается на 1.


Она не изменится. Вычитаемое увеличивается на 1.


Формировать умение грамотно называть числа при вычитании.

П: воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (без скобок).



8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Наглядный (иллюстрация)


Организует включение нового знания в систему знаний и повторений.

– Как называются компоненты действия вычитания?


– Заполните в презентации пропуски с определением уменьшаемого, вычитаемого, разности.

Отвечают на вопросы и повторяют пройденный материал.

Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.

Уменьшаемое – число, из которого вычитают. Вычитаемое – число, которое вычитают. Разность – результат вычитания.

Формировать умение грамотно называть числа при вычитании.





К: владеть диалогической формой речи.


9. Рефлексия учебной деятельности.




Словесный (беседа)

Организует рефлексивную деятельность обучающихся.

– Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги

На столах лежат бумажки с вопросами, ответьте на них пожалуйста.

«На уроке я узнал…»

«На уроке мне понравилось…»

«На уроке мне было не понятно…»

Актуализируют свою деятельность на уроке.



К: владеть диалогической формой речи.