- формирование у младших школьников научного представления о системе и структуре родного языка;
- развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;
- формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
- формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средства исходя из условий речевой ситуации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и обеспечивает реализацию основных положений концепции лингвистического образования младших школьников. В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка. Учитывая уровень образовательной подготовки обучающихся, в раздел обязательных для усвоения включены темы: «Деление частей речи на самостоятельные и служебные», «Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы», «Существительные собственные и нарицательные», «Словообразование имён существительных», «Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных», «Склонение личных местоимений».
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов (102 часа - работа с учителем,68часов – самостоятельная работа), в том числе на проведение:
контрольное списывание – 1ч.
словарный диктант – 4 ч.
тестирование - 1ч.
контрольная работа – 4 ч.
1.Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 176с.)
2. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. «Пишем грамотно» - рабочая тетрадь-М.: Вентана - Граф, 2015
3. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.
Русский язык.учебник для 3 класса-М.: Вентана - Граф, 2012.
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием индивидуальной работы. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающегося, является учебный диалог.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Работа с учителем | Самостоятельная работа | Дата |
по плану | факт. |
1 | Развитие речи | Повторение. Пишем письма. | | 1 | | |
2 | Как устроен наш язык | Повторяем фонетику и словообразование | 1 | | | |
3 | Правописание | Вспоминаем изученные орфограммы | | 1 | | |
4 | Правописание | Вспоминаем изученные орфограммы | 1 | | | |
5 | | Вспоминаем изученные орфограммы | 1 | | | |
6 | Развитие речи | Повторение. Пишем письма | 1 | | | |
7 | Как устроен наш язык | Повторяем признаки имени существительного | | 1 | | |
8 | Правописание | Повторяем правописание окончаний имен существительных l-гo склонения | | 1 | | |
9 | Правописание | Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения | 1 | | | |
10 | Правописание | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения | 1 | | | |
11 | Развитие речи | Пишем письма | | 1 | | |
12 | Развитие речи | Пишем письма Педагогическая диагностика | 1 | | | |
13 | Как устроен наш язык | Морфологический разбор имени существительного | | 1 | | |
14 | Правописание | Текущий диктант на тему: «Повторение изученных орфограмм» | 1 | | | |
15 | | Коррекция знаний по теме: «Повторение изученных орфограмм» | | 1 | | |
16 | Как устроен наш язык | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | | |
17 | Правописание | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | | | |
18 | Правописание | Входной административный контрольный диктант | 1 | | | |
19 | Развитие речи | Коррекция знаний. Текст. Совершенствование речевых умений. Рассуждение | | 1 | | |
20 | Как устроен наш язык | Повторяем признаки имени прилагательного | 1 | | | |
21 | Правописание | Окончания имён прилагательных. Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | | 1 | | |
22 | Как устроен наш язык | Морфологический разбор имени прилагательного. Тест на тему:«Фонетика, словообразование, грамматические признаки изучаемых частей речи» | 1 | | | |
23 | Развитие речи | Типы текста. | | 1 | | |
24 | Правописание | Буквы о - ё после шипящих и ц. | 1 | | | |
25 | Правописание | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих» | | 1 | | |
26 | Как устроен наш язык | Повторяем местоимение | 1 | | | |
27 | Правописание | Орфограммы приставок | 1 | | | |
28 | Правописание | Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак | 1 | 1 | | |
29 | Развитие речи | Обучающее (подробное) изложение | | 1 | | |
30 | Как устроен наш язык | Разбор по членам предложения | 1 | | | |
31 | Как устроен наш язык | Синтаксический разбор предложения | 1 | | | |
32 | Правописание | Знаки препинания при однородных членах предложения | | 1 | | |
33 | | Знаки препинания при однородных членах предложения Контрольный словарный диктант №1 | | 1 | | |
34 | Как устроен наш язык | Синтаксический разбор предложения | 1 | | | |
35 | Как устроен наш язык | Итоговая контрольная работа. Тема: «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений, разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения» | 1 | | | |
36 | Развитие речи | Коррекция знаний по теме «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений, разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения». Текст | | 1 | | |
37 | Как устроен наш язык | Глагол | 1 | | | |
38 | | Итоговый диктант. Тема: «Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ъ; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах» | 1 | | | |
39 | Как устроен наш язык | Коррекция знаний по теме «Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ъ; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах».Глагол как часть речи | 1 | | | |
40 | Правописание | Правописание приставок в глаголах | | 1 | | |
41 | Правописание | Правописание не с глаголами | 1 | | | |
42 | Развитие речи | Обучающее выборочное изложение | 1 | | | |
43 | Как устроен наш язык Как устроен наш язык | Вид глагола | | 1 | | |
44 | Начальная форма глагола | | 1 | | |
45 | Как устроен наш язык | Изменение глаголов по лицам. Личные формы глагола | 1 | | | |
46 | Как устроен наш язык | Лицо и число глаголов | 1 | | | |
47 | Правописание | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | | | |
48 | Правописание | Мягкий знак после шипящих в глаголах | | 1 | | |
49 | Развитие речи | Текст | | 1 | | |
50 | Правописание | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | | | |
51 | | Правописание -ться и -тся в глаголах | | 1 | | |
52 | Развитие речи | Текст | 1 | | | |
53 | Правописание | Текущая контрольная работа. Тема: «Глагол как часть речи» | 1 | | | |
54 | Как устроен наш язык | Коррекция знаний по теме «Глагол как часть речи.» Спряжение глаголов. | | 1 | | |
55 | Как устроен наш язык | Спряжение глаголов. | 1 | | | |
56 | Как устроен наш язык | Спряжение глаголов. | 1 | | | |
57 | Правописание | Правописание глаголов | | 1 | | |
58 | Правописание | Текущий диктант. Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах, тся, ться в глаголах» | 1 | | | |
59 | Развитие речи | Коррекция знаний по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах, тся, ться в глаголах» Текст | | 1 | | |
60 | Правописание | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | | | |
61 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов | | 1 | | |
62 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Контрольный словарный диктант №2 | 1 | | | |
63 | | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | | | |
64 | Правописание | Правописание глаголов | 1 | | | |
65 | Правописание | Правописание глаголов | | 1 | | |
66 | | Правописание глаголов | 1 | | | |
67 | Как устроен наш язык | Настоящее время глаголов | 1 | 1 | | |
68 | Правописание | Правописание суффиксов глаголов | | 1 | | |
69 | Правописание | Текущий диктант Тема: «Орфограммы, изученные во 2 четверти 4 класса» | 1 | | | |
70 | Как устроен наш язык | Коррекция знаний по теме «Орфограммы, изученные во 2 четверти 4 класса» Прошедшее время глагола | 1 | | | |
71 | Как устроен наш язык | Прошедшее время глагола | 1 | | | |
72 | Развитие речи | Учимся писать изложение. | | 1 | | |
73 | Правописание | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | | | |
74 | Как устроен наш язык | Будущее время глагола. Педагогическая диагностика | | 1 | | |
75 | | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие 4 класса по пройденным темам | 1 | | | |
76 | Правописание | Коррекция знаний. Правописание суффиксов глаголов | | 1 | | |
77 | | Итоговый административный контрольный диктант за 1 полугодие | 1 | | | |
78 | Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Изменение глаголов по временам. | 1 | | | |
79- | Развитие речи | Изложение с элементами сочинения | | 1 | | |
80 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | | | |
81 |
Как устроен наш язык |
Условное наклонение глагола | 1 | | | |
82 | Правописание | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | | | |
83 | | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | | | |
84- | Развитие речи Как устроен наш язык | Текст | | 1 | | |
85 | Повелительное наклонение глагола | | 1 | | |
86 | | Повелительное наклонение глагола | 1 | | | |
87 | Как устроен наш язык | Словообразование глагола | | 1 | | |
88 | Развитие речи | Текст | 1 | | | |
89 | | Текущая контрольная работа. Тема: «Время глагола» | 1 | | | |
90 | Как устроен наш язык | Коррекция знаний на тему: «Время глагола» Глагол в предложении | 1 | | | |
91 | Как устроен наш язык | Глагол в предложении | | 1 | | |
92 | Правописание | Правописание глаголов | 1 | | | |
93 | | Правописание глаголов | 1 | | | |
94 | Развитие речи | Текст | 1 | | | |
95 | Как устроен наш язык | Морфологический разбор глагола | | 1 | | |
96 | Правописание | Повторение (проверь себя) | 1 | | | |
97 | | Текущий диктант. Тема: «Правописание окончаний и суффиксов глаголов» | 1 | | | |
98 | Развитие речи | Коррекция знаний на тему: «Правописание окончаний и суффиксов глаголов» Текст | 1 | | | |
99 | Как устроен наш язык | Наречие | | 1 | | |
100 | | Наречие | | 1 | | |
101 | Как устроен наш язык | Наречие | 1 | | | |
102 | | Как образуются наречия | | 1 | | |
103 | Правописание | Правописание гласных на конце наречий | 1 | | | |
104 | | Правописание гласных на конце наречий | 1 | | | |
105 | Развитие речи | Текст | 1 | | | |
106 | Как устроен наш язык | Морфологический разбор наречий | | 1 | | |
107 | Правописание | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | | 1 | | |
108 | | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | | | |
109 | Правописание | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | | | |
110 | Развитие речи | Текст | | 1 | | |
111 | Как устроен наш язык | Имя числительное | 1 | | | |
112 | Как устроен наш язык | Имя числительное | 1 | | | |
113 | Развитие речи | Текст | | 1 | | |
114 | Как устроен наш язык | Изменение имён числительных | 1 | | | |
115 | Правописание | Слитное и раздельное написание числительных | | 1 | | |
116 | Правописание | Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | | | |
117 | Правописание | Правописание числительных | 1 | | | |
118 | Развитие речи | Текст | | 1 | | |
119 | | Итоговая контрольная работа. Тема: «Глагол как часть речи; наречие; имя числительное.» | 1 | | | |
120 | Правописание | Коррекция знаний по теме: «Глагол как часть речи; наречие; имя числительное.» Повторяем правила правописания мягкого знака в словах | | 1 | | |
121 | Как устроен наш язык | Связь слов в предложении. Словосочетание. | 1 | | | |
122 | Как устроен наш язык | Словосочетание | | 1 | | |
123 | Как устроен наш язык | Слово. Словосочетание. Предложение | 1 | | | |
124 | Развитие речи | Текст. Контрольный словарный диктант №3. | | 1 | | |
125 | Правописание | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | | | |
126 | | Итоговый диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 четверти 4 класса» | | | | |
127 | Как устроен наш язык | Коррекция знаний по теме: «Орфограммы, изученные в 3 четверти 4 класса» Связь слов в словосочетании. Согласование | | | | |
128 | Правописание | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | | | |
129 | Как устроен наш язык | Связь слов в словосочетании. Управление. | 1 | | | |
130 | Правописание | Правописание слов в словосочетаниях. | | 1 | | |
131 | Развитие речи | Текст. | 1 | | | |
132 | Как устроен наш язык | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 | | | |
133 | Правописание | Правописание слов в словосочетаниях. | | 1 | | |
134 | Правописание | Текущий диктант. Тема: «Правописание слов в словосочетаниях». | 1 | | | |
135 | Правописание | Коррекция знаний по теме: «Правописание слов в словосочетаниях». Словосочетание в предложении. | 1 | | | |
136 | Правописание | Словосочетание в предложении. | 1 | | | |
137 | Развитие речи | Текст. | | 1 | | |
138 | Как устроен наш язык | Сложное предложение. | 1 | | | |
139 | Как устроен наш язык | Как связаны части сложносочиненного предложения | | 1 | | |
140 | Правописание | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | | | |
141 | | Текущая контрольная работа по теме «Словосочетание, слово и предложение, связь слов в словосочетании» | 1 | | | |
142 | Правописание | Коррекция знаний по теме: «Словосочетание, слово и предложение, связь слов в словосочетании.» Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | | 1 | | |
143 | Развитие речи | Текст. | 1 | | | |
144 | Как устроен наш язык | Как связаны части сложноподчиненного предложения | 1 | | | |
145 | Как устроен наш язык | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения | 1 | | | |
146 | Правописание | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | | 1 | | |
147 | Правописание | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | | | |
148 | | Текущий диктант. Тема: «Знаки препинания в сложном предложении» | | 1 | | |
149 | Развитие речи | Коррекция знаний по теме: «Знаки препинания в сложном предложении» Текст. | 1 | | | |
150 | Развитие речи | Контрольное изложение. | 1 | | | |
151 | Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание» | | 1 | | |
152 | Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание» | | 1 | | |
153 | | Повторение изученного материала по блоку «Правописание» | 1 | | | |
154 | Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание» | 1 | | | |
155 | Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание». Контрольный словарный диктант №4 | 1 | | | |
156 | Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание» | | 1 | | |
157 | | Комплексная контрольная работа | | 1 | | |
158 | | Повторение изученного в начальной школе. | 1 | | | |
159 | | Повторение изученного в начальной школе. | | 1 | | |
160 | | Повторение изученного в начальной школе. Педагогическая диагностика | 1 | | | |
161 | | Повторяем имя существительное | 1 | | | |
162 | | Повторяем имя прилагательное | | 1 | | |
163 | | Повторяем глагол | | 1 | | |
164 | | Итоговая контрольная работа на тему: «Повторение изученного в начальной школе» | 1 | | | |
165 | | Повторение изученного в начальной школе. | 1 | 1 | | |
166 | | Повторяем фонетику и словообразование | 1 | | | |
167 | | Повторяем изученные орфограммы | 1 | | | |
168 | | Повторение изученного в начальной школе. | 1 | | | |
169 | | Повторение изученного в начальной школе. | 1 | | | |
170 | | Повторение изученного в начальной школе. | | 1 | | |
| | Итого | 102ч | 68ч | | |